- Этапы подготовки
- к сочинению на заданную тему
Текстовые умения при написании сочинения на заданную тему
- Умение осознать тему, предмет мысли, то, о чём следует писать;
- умение определить объём темы, ограничить рассуждение кругом вопросов, которые необходимо рассмотреть в данной теме;
- умение сформулировать основную мысль (идею) сочинения – то, что нужно утверждать, доказывать;
- умение подобрать аргументы для доказательства основной мысли, т.е. ответить на вопрос: «Как (с помощью чего) можно доказать основную мысль (идею) сочинения?»;
- умение обосновать тему: «Почему интересна, актуальна эта тема? Почему выбрана именно она?»;
- умение сделать логический вывод из сказанного: «Что из этого следует?»
1. Анализ формулировки темы сочинения
- План анализа темы сочинения.
- Выделение ограничителей (конкретизаторов) темы.
- Анализ языковой единицы, использованной в формулировке темы.
- Определение содержательного типа темы.
- Обнаружение метафор в формулировке темы.
- Определение ключевых слов темы и отношений между ними.
- Определение объёма темы.
Первый этап анализа темы сочинения:
формулировка темы и её конкретизаторы
- Задача: осознать тему сочинения и наметить план работы.
- Первый этап работы:
- Определить наличие или отсутствие «ограничителей» темы:
- национальных,
- временных,
- жанровых,
- авторских и т.п.
- Формулировка «Причины одиночества Печорина» содержит ограничители
- по произведению (роман «Герой нашего времени»;
- автору (Лермонтов М.Ю.);
- герою (последний заключён в фамилии Печорин).
- Первые два ограничителя не названы прямо, они подразумеваются и осознаются в том случае, если пишущий знает, героем какого произведения является Печорин.
Формулировка темы: «Кто служит делу, а не лицам…»
(По комедии А.Грибоедова «Горе от ума»)
- Формулировка темы: «Кто служит делу, а не лицам…» (По комедии А.Грибоедова «Горе от ума»)
- Ограничители
- по автору (А.Грибоедов);
- по произведению («Горе от ума»);
- по жанру (комедия)
- Формулировка темы:
- «Без действия нет жизни» (По произведениям русской литературы ХIХ века»)
- Ограничители только
- по времени (ХIХ век)
- национальности (русская литература)
Следует помнить
- Ограничители темы различны
- по содержанию;
- по местоположению в формулировке темы (ограничитель может быть отделен либо не отделён от формулировки темы графическими средствами);
- по способу выражения: явному, когда ограничитель назван в теме отдельным словом или словосочетанием, или скрытому, когда ограничитель лишь подразумевается.
- Анализ ограничителей темы сочинения позволить осознать литературные источники, которые нужно привлечь к раскрытию темы.
Второй этап анализа темы сочинения: формулировка темы и языковая единица, её выражающая
- Какой языковой единицей представлена тема сочинения:
- а) односоставным назывным предложением («Отцы и дети в русской литературе»)
- б) односоставным глагольным предложением («Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Б.Пастернак)
- в) двусоставным предложением («Их воскресила любовь…» (По роману Ф.Достоевского).
- 2. Если тема сформулирована предложением, оно может быть
- простым («Зачем нам помнить о войне?»
- сложным («Прежде чем сказать что-либо другим, скажи это себе» (Сенека)
- Если тема сформулирована односоставным назывным предложением, то в ней, как правило, не содержится основной мысли будущего сочинения и её нужно будет формулировать самому пишущему.
- Если же тема сформулирована двусоставным или односоставным глагольным предложением, то такая формулировка в большинстве случаев содержит основную мысль будущего текста, идею, которую нужно будет доказать или опровергнуть.
Следует помнить
- 3. Предложение в формулировке темы может быть
- законченным («Правда – это истина во благо» (В.Даль);
- незаконченным («Размышляя о сегодняшнем дне…»);
- вопросительным («Человек выше сытости? (М.Горький);
- повествовательным («Истинный друг познается в несчастье»);
- восклицательным («Да здравствует научно-техническая, перерастающая в духовную!» (А.Вознесенский)
- невосклицательным ( «Жизнь учит лишь тех, кто её изучает» (В. Ключевский)
- побудительным («Войну – к позорному столбу!»
-
- Разные виды предложений вносят дополнительные оттенки в главную мысль сочинения:
- незаконченность или вопросительность предложения свидетельствует о неуверенности автора в правильности предлагаемой мысли,
- побудительность – в полной уверенности в своей правоте и необходимости основанных на ней действий и т.п.
Третий этап анализа темы сочинения: тип темы по степени полноты отражения в ней суждения
- По данному параметру темы сочинений делятся на
- темы-предметы,
- темы-признаки,
- темы-суждения.
|
- Если к теме можно поставить только один вопрос: «О чём надо рассуждать в этой теме?»
- Задача пишущего – сформулировать основную мысль будущего сочинения, ответив на вопрос: «О чём и что надо говорить о предмете речи?», затем подобрать аргументы и доказать имеющуюся основную мысль.
- («История в творчестве А.С.Пушкина»; «Новое поколение выбирает…» и т.д.
|
|
- Если к теме можно поставить вопрос: «Что надо говорить о неназванном предмете? Каков признак этого предмета?»
- Задача пишущего – сформулировать основную мысль будущего сочинения, ответив на вопрос: «О чём надо рассуждать и что нужно говорить о предмете речи?», затем подобрать аргументы и доказать имеющуюся основную мысль.
- («Несокрушимая и легендарная…»; «Революцией мобилизованный и призванный» (По одному из произведений русской литературы ХХ века) и т.п.
|
- Тема-предмет и тема-признак требуют от пишущего самостоятельного формулирования основной мысли будущего сочинения, а затем доказательств её.
|
|
- Тема-суждение
- Суждение предложение
- соотносится с подлежащим и сказуемым.
- Чтобы найти предмет мысли в предложении, нужно ответить на вопрос: «О чём говорится в предложении?»
- (В теме «Человек есть существо многоэтажное» (Н.Бердяев) говорится о человеке)
|
- Если к теме можно поставить два вопроса: «О чём надо рассуждать?» и «Какой признак приписан предмету рассуждения, т.е. тому, о чём мы рассуждаем?»
- В теме-суждении содержится основная мысль будущего сочинения и задача пишущего – подобрать аргументы и доказать имеющуюся основную мысль.
|
|
- Примеры:
- В теме «Человек есть существо многоэтажное» (Н.Бердяев) говорится о человеке. Тема предложения совпадает с подлежащим.
- В теме «Мёртвой природы не существует» (Л.Арагон) говорится о природе, это тема односоставного безличного предложения.
- Словосочетание - это лишь элемент суждения, поэтому фиксирует предмет рассуждения или его признак: «Размышляя о завтрашнем дне…» заявлен лишь предмет, о котором следует рассуждать - мысли о сегодняшнем дне; их содержание (признак суждения) не раскрыто. («Сатиры смелый властелин…» - представлен признак предмета, носам предмет (кто «сатиры смелый властелин»?) не назван.
- Иногда тема-суждение восстанавливается из формулировки-словосочетания: предметом темы «Сон русской жизни» (По романам И.А.Гончарова) является русская жизнь, описанная в романах Гончарова И.А., а признаком – её содержание, существенный признак: состояние, напоминающее сон. В таком словосочетании обязательно есть отвлечённое существительное со значением признака, состяния, действия. Переформулировав тему, можно обнаружить суждение: «Русская жизнь есть сон»
|
|
- Обратите внимание!
- В формулировке темы может содержаться не одно, а несколько суждений. Так,
- в сложном предложении,
- в предложении с однородными членами, противопоставленными друг другу, суждений несколько:
- «Поэма не о Чичикове, а о России…» (И.Андроников)
- Суждений пять:
- Существует традиционное мнение;
- «Мертвые души» - поэма о Чичикове;
- Существует мнение Андроникова;
- Оно заключается в том, что это поэма о России;
- Автор формулировки темы полагает, что мнение И.Андроникова более корректно.
- Обращайте внимание на знаки препинания в конце формулировки темы!
- «Свобода – это независимость или ответственность?»
- «Время всех умеет примирить…» (Байрон) и т.п.
|
- Итак, определив тип темы по степени полноты отражения в ней суждения, можно установить, содержится ли в теме основная мысль будущего сочинения.
|
|
Четвёртый этап анализа темы сочинения: метафоры в формулировке темы
- Если в формулировке темы есть метафора, то следует переформулировать тему сочинения, определив прямой и переносный смысл метафоры. Только в этом случае можно правильно понять тему будущего сочинения и сформулировать его основную мысль.
- Пример.
- «У истории нет корзины для хлама» (В.Гюго)
- Для истории одинаково важны как значительные события, определяющие судьбы стран и народов, так и незначительные происшествия.
- История помнит лишь о значительных, великих событиях, действительно предопределяющих её ход, а не только кажущихся такими и на самом деле подобных хламу.
- Оба тезиса могут стать основой будущего сочинения только в том случае, если неизвестны контекст, в котором были произнесены эти слова и события, их породившие.
Пятый этап анализа темы сочинения: формулировка темы и ключевые слова
- Анализируя формулировку темы, необходимо найти ключевые слова и выяснить содержание ключевых понятий.
- КС можно найти
- По вопросу: «О чём говорится в теме?» (В теме «Величайшие истины – самые простые» нужно говорить об истинах).
- Ключевые слова могут представлять ряд синонимов, тематических слов или антонимическую пару. (В сочинении на тему «Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего» (Л.Толстой) ключевыми словами будут близкие по значению – милосердие, поддержка, помощь.
- В работе над сочинением полезно подбирать необходимую ключевую лексику по теме будущего высказывания.
- (СМ. Тематический словарь русского языка (под редакцией В.В.Морковкина), М.,2000)
Шестой этап анализа темы сочинения: формулировка и объём темы
- Чтобы определить объём темы сочинения – тот круг вопросов, которые подлежат обязательному освещению в сочинении – нужно поставить все возможные вопросы к каждому слову в формулировке темы сочинения. Это могут быть понятийные, детализирующие и связующие вопросы. Затем необходимо поставить общий вопрос к формулировке темы: «О чём я буду писать в своём сочинении?)
- Понятийные вопросы, определяющие понятия темы («Что такое..», «Что обозначает..» и т.п.) Эти вопросы в качестве ответа предполагают общепринятую формулировку того или иного явления, факта, литературоведческого термина.
- Детализирующие вопросы, предполагающие объяснение иносказательного смысла метафоры, с помощью которой сформулирована данная тема («Что я понимаю под..», «Какой смысл вкладывает автор в…» и т.п.)
- Связующие вопросы, устанавливающие отношения между понятиями («Почему автор называет..», «Каково значение..», «Как раскрывается в произведении..» и т.п.)
- Пример.
- «Давным-давно окончен бой…» (По произведениям о Великой Отечественной войне).
- Что обозначает многоточие в конце цитаты?
- О какое бое идёт речь? Что понимается под этим?
- Как связаны давность событий и память о них? и т.п.
Основная мысль (идея) сочинения
- Основная мысль сочинения (тезис) – это та главная мысль, которой подчинены все остальные положения, составляющие объём темы и которую будет раскрывать, доказывать, аргументировать в своём сочинении автор. На ней держится весь текст сочинения.
- ОМС – это логическое суждение, утверждение, которое будет развиваться в зависимости от вида темы (тема-предмет, тема-признак, тема-суждение)
- Типы тезисов в зависимости от их содержания и модели, по которой они построены
- Тема-предмет: кто (что) является кем (чем) и почему?
- Пример: В теме «Лирический герой стихотворений М.Ю.Лермонтова»
- герой лирики поэта является человеком высоко интеллектуальным, склонным к самоанализу, ощущающим свою исключительность и одиночество.
- Тема-признак: кто (что) имеет такие признаки и почему?
- Пример: «Отцы и дети в жизни и в литературе»: проблема отцов и детей, которая заключается в противоречии между потребностью молодых быть независимыми и желанием взрослых предостеречь их от ошибок, - это вечный вопрос. Дети должны уважительно относиться к жизненному опыту старших, а отцы – ценить попытки детей стать самостоятельными. В этом единственный путь разрешения проблемы.
- Тема-суждение: автор высказывания, которое вынесено в заголовок темы (герой произведения) относится к чему-либо (оценивает что-либо таким образом, потому что…
- Пример: «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность» (А.де Сент-Экзюпери): чувство ответственности отличает человека от всего существующего на земле и является главным для него, потому что, неся ответственность за свои дела, человек может преобразовывать себя и мир.
Порядок работы над основной мыслью сочинения
- Определить понятия и термины, которые встретились в формулировке темы, т.е.дать им чёткое толкование, поставить понятийные и детализирующие вопросы к ключевым словам в теме, особое внимание обратить на метафоры, если они есть в формулировке темы.
- По вопросам определить отношения между основными понятиями.
- 3. Сформулировать основную мысль, ответив на вопрос: «О чём и что нужно писать в сочинении?»
Вариант работы
- «Уединение нужно искать в больших городах» (Р. Декарт)
- Задаём вопросы к каждому слову темы:
|
|
|
- Уединение – это сознательно выбранное одиночество, отшельничество, затворничество.
|
- Почему уединение необходимо человеку?
|
- Оно необходимо ему для того, чтобы осмыслить свою жизнь и отношения с окружающими.
|
|
- Уединение помогает отдохнуть от постоянного общения и взаимодействия с другими людьми.
|
- Почему уединение (одиночество) можно найти в больших городах?
|
- Жизнь в маленьких селениях заставляет людей объёдиняться, она не даёт человеку испытать одиночество. Большие же города разобщают людей, делают их одинокими.
|
- Основная мысль: уединение, одиночество иногда бывает просто необходимо человеку, и, как это ни парадоксально, именно большие города с присущей им разобщенностью людей дают эту возможность.
|
|
Проверяем себя: определите, какое суждение наиболее точно передаёт основную мысль следующих тем сочинений
- «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь отечество» (Н.М.Карамзин).
- Патриотизм – свойство настоящего человека.
- Изучать историю необходимо, чтобы стать образованным человеком.
- История своего народа очень интересна и поучительна, для молодого человека в особенности.
- Истинный патриот не может не проявлять интереса к истории своей родины.
- «Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг» (Ш.Руставели).
- Друзья всегда помогают, поэтому нужно иметь много друзей, чтобы не быть беззащитным и неуверенным в завтрашнем дне.
- Найти настоящего друга непросто, некоторые люди посвящают этому всю жизнь.
- Невозможно прожить без друзей. Ведь человек проявляет себя только в общении с другими людьми, и не иметь друзей – это значит не реализовать себя в жизни.
- Многие люди не знают, как правильно прожить свою жизнь, поэтому они становятся как бы врагами самим себе.
Тезис
- Аргумент 1 Аргумент 2 Аргумент 3 и т.д.
- Что следует из вышесказанного?
Типы вступления
|
- Возможно только в тех сочинениях, где рассматривается значение данного произведения, творчества писателя или поэта, связь эпохи и произведения. («Эпоха революционных преобразований в произведениях А.Платонова, М.Замятина, М.Шолохова».
|
|
- В нём анализируются центральные понятия темы (литературоведческие, философские и др. термины) и проблемно сформулированные определения. «Душа и маска Печорина в художественном изображении М.Ю.Лермонтова»: нужно определить, что понимается под словами «маска Печорина» и что мы имеем в виду, говоря о душе героя.
|
- Биографическое вступление
|
- Некоторые темы предполагают знание учащимися сведений из биографии автора, фактов его жизни, истории создания произведения и т.п.
- «Россия в лирике А.Блока»: невозможно обойтись без обращения к истории души поэта и изменению его взглядов на мир.
|
|
- «Война гуляет по России, а мы такие молодые…» (По произведениям Б.Васильева, В.Астафьева, К.Воробьева и др.): автору сочинения обязательно нужно сравнить указанных авторов, их судьбы, произведения, героев этих произведений.
|
- Вступление-характеристика произведения
|
- Если в теме сочинения предлагается сравнить героев одного произведения, то начать такое сочинение надо с характеристики произведения в целом, его места в творчестве писателя, его новизны и значимости. («Женские образы в романе М.Лермонтова «Герой нашего времени»)
|
|
- Такое введение будет своеобразным ответом на вопрос: «Почему я выбрал(а) эту тему? Что особенно интересно в ней? Совпадает ли данная тема с моими переживаниями и размышлениями?»
|
- Вступление-перекличка с современностью
|
- В нём указывается, ЧТО роднит произведение с сегодняшним днём.
|
Заключительная часть сочинения
- Заключение должно отвечать следующим требованиям:
- содержать выводы из написанного в данном, конкретном сочинении;
- оно должно соответствовать теме сочинения.
- Способы проверки соответствия заключительной части всему написанному тексту
- Для того чтобы проверить, соответствует ли оно теме, надо поставить вопрос «О чём говорится в заключительной части сочинения?» и ответить на него, перечитав весь текст.
- Необходимо перечитать сочинение и подумать над вопросом: «И что из этого следует?» Если заключительная часть сочинения является следствием из написанного, то логика развития основной мысли не нарушена.
Вариант заключения к сочинению
- Тема:
- «Отцы и дети
- в русской классике»
- …Итак, проблема отцов и детей не раз поднималась в русской классической литературе. Тема эта стара, как мир, и является она лишь частью той бесконечной борьбы старого с новым, из которой новое не всегда выходит победителем, и трудно сказать, плохо это или хорошо. Кроме того, в семье от своих родителей человек получает первые знания о жизни, об отношениях между людьми, поэтому от взаимоотношений между родителями и детьми зависит то, как в будущем человек будет относиться к другим людям, какие нравственные принципы он изберёт для себя, что для него будет ценно в жизни. Вот почему и отцы, и дети должны с равной долей уважения и внимания относиться друг к другу.
-
- Егораева Г.Т., ведущий методист издательства "Экзамен", Москва
- Кашникова И.В., Попова Т.В. «Сочинение – это просто!» - Екатеринбург, 2004
- www.fipi.ru