Задание 27 ЕГЭ по русскому языку "Работаем над сочинением-рассуждением"

Работаем над сочинением-рассуждением
(Задание 27 ЕГЭ по русскому языку)
Алтаева М.Г.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Угутская СОШ»,
Сургутский район
Одним из самых трудных заданий ЕГЭ по русскому языку является
сочинение-рассуждение (задание 27).
Всегда возникает вопрос, с чего начать работу по подготовке учащихся? Я думаю,
прежде всего учащиеся должны хорошо представлять, что от них требуется.
Итак, сначала внимательно читаем задание 27.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий
два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для
понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте
смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора
(рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения  — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),
не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая
работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Затем заостряю внимание на критериях оценивания, тем более, что в 2023 году
произошли незначительные изменения в критерии К2. Помимо того что учащиеся
должны включить в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного
текста, дать пояснение к каждому, указать смысловую связь между ними, еще
необходимо проанализировать эту смысловую часть. Исходя из этого, изменилось
количество баллов по критерию К2: если в 2022 году высший балл был 6, то в 2023
году 5
Работаем над Критериями оценивания задания 27
Критерии оценивания ответа на задание 27
баллы
Содержание сочинения
К1
Формулировка проблем исходного текста
Одна из проблем исходного текста той или
иной форме в любой из частей сочинения)
сформулирована верно
1
Проблема исходного текста не сформулирована
или сформулирована неверно.
Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не
сформулировал или сформулировал неверно (в той
или иной форме в любой из частей сочинения) одну
из проблем исходного текста, то такая работа по
критериям К1–К4 оценивается 0 баллов
0
К2
Комментарий к проблеме исходного текста
Проблема прокомментирована с опорой на
исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из
прочитанного текста, важных для понимания
проблемы исходного текста. Дано пояснение к
каждому из примеров-иллюстраций.
Проанализирована смысловая связь между
примерами-иллюстрациями
5
Проблема прокомментирована с опорой на
исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из
прочитанного текста, важных для понимания
проблемы исходного текста. Дано пояснение к
каждому из примеров-иллюстраций.
(Указана )Смысловая связь между примерами-
иллюстрациями не проанализирована (или
проанализирована неверно).
ИЛИ Проблема прокомментирована с опорой на
исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из
прочитанного текста, важных для понимания
проблемы исходного текста. Дано пояснение к
одному из примеров-иллюстраций.
Проанализирована смысловая связь между
примерами-иллюстрациями
4
Проблема прокомментирована с опорой на
исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из
прочитанного текста, важных для понимания
проблемы исходного текста.
Пояснения к примерам-иллюстрациям не даны.
Проанализирована смысловая связь между
примерами-иллюстрациями
ИЛИ Проблема прокомментирована с опорой на
исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из
прочитанного текста, важных для понимания
проблемы исходного текста. Дано пояснение к
одному из примеров-
иллюстраций.
Смысловая связь между примерами-
иллюстрациями не проанализирована (или
3
проанализирована неверно)
Проблема прокомментирована с опорой на
исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из
прочитанного текста, важных для понимания
проблемы исходного текста. Пояснения к примерам-
иллюстрациям не даны.
Смысловая связь между примерами-
иллюстрациями не проанализирована (или
проанализирована неверно).
ИЛИ Проблема прокомментирована с опорой на
исходный текст.
Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного
текста, важный для понимания проблемы исходного
текста. Дано пояснение к этому примеру-
иллюстрации
2
Проблема прокомментирована с опорой на
исходный текст.
Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного
текста, важный для понимания проблемы исходного
текста. Пояснения к этому примеру-иллюстрации не
даны
1
Проблема прокомментирована без опоры на
исходный текст.
ИЛИ Примеры-иллюстрации из прочитанного текста,
важные для понимания проблемы исходного текста,
не приведены.
ИЛИ Вместо комментария дан простой пересказ
исходного текста.
ИЛИ Вместо комментария цитируется большой
фрагмент исходного текста
Указания к оцениванию.
1. Если экзаменуемый при комментировании
проблемы исходного текста только указал, но не
проанализировал
смысловую связь между приведёнными примерами-
иллюстрациями, то анализ смысловой связи не
засчитывается.
2. Если экзаменуемый при комментировании
проблемы исходного текста допустил фактическую
ошибку,
связанную с пониманием проблемы исходного текста,
то пример-иллюстрация, в котором допущена
подобная
ошибка, не засчитывается.
3. Если экзаменуемый при комментировании
проблемы исходного текста допустил фактическую
ошибку,
не связанную с пониманием проблемы исходного
текста,
0
то данная ошибка учитывается при оценивании
работы
по критерию «Соблюдение фактологической
точности» (К12)
К3
Отражение позиции автора по проблеме исходного текста
Позиция автора (рассказчика) по проблеме
исходного текста сформулирована верно
1
Позиция автора (рассказчика) по проблеме
исходного текста сформулирована неверно.
ИЛИ Позиция автора (рассказчика) по проблеме
исходного текста не сформулирована.
Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не
сформулировал или сформулировал неверно позицию
автора (рассказчика) по проблеме исходного текста,
то такая работа по критериям К3 и К4 оценивается 0
баллов
0
К4
Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
Отношение к позиции автора (рассказчика)
исходного текста сформулировано и обосновано
1
Отношение к позиции автора (рассказчика)
исходного текста не сформулировано и не
обосновано.
ИЛИ Формулировка и обоснование отношения к
позиции автора (рассказчика) исходного текста не
соответствуют проблеме исходного текста.
ИЛИ Отношение экзаменуемого заявлено лишь
формально (например, «Я согласен/не согласен с
автором»)
0
II
Речевое оформление сочинения
К5
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность
изложения
Работа характеризуется смысловой цельностью,
речевой связностью и последовательностью
изложения. В работе нет нарушений абзацного
членения текста. Логические ошибки отсутствуют
2
Работа характеризуется смысловой цельностью,
связностью и последовательностью изложения.
В работе нет нарушений абзацного членения
текста. Допущена одна логическая ошибка.
ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью,
связностью и последовательностью изложения.
Логических ошибок нет. Имеется одно нарушение
абзацного членения текста.
ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью,
связностью и последовательностью изложения.
Имеется одно нарушение абзацного членения
текста.
1
Допущена одна логическая ошибка
В работе экзаменуемого просматривается
коммуникативный замысел. Нарушений абзацного
членения нет. Допущено две и более логические
ошибки.
ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается
коммуникативный замысел. Логических ошибок нет.
Имеется два и более случая нарушения абзацного
членения текста.
ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается
коммуникативный замысел. Имеется два и более
случая нарушения абзацного членения текста.
Допущено две и более логические ошибки
Преобразуем для удобства применения критерий К2
баллы
Пример-
иллюстрация
Пример-
иллюстрация
Пояснение к
примеру-
иллюстрации 1
Анализ
смысловой
части
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст
5
+
+
+
+
+
4
+
+
+
-
+
+
-
+
3
+
+
-
+
+
+
-
-
2
+
+
-
-
+
-
-
-
1
+
-
-
-
0
-
-
-
-
Указания к оцениванию.
1. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не
проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями, то анализ
смысловой связи не засчитывается.
2. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил
фактическую ошибку, связанную с пониманием проблемы исходного текста, то пример-
иллюстрация, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается.
3. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил
фактическую ошибку, не связанную с пониманием проблемы исходного текста,
то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Соблюдение
фактологической точности» (К12)
Согласитесь, выполнить это задание без специальной подготовки непросто. И
чем раньше мы начнём работу над написанием сочинения- рассуждения, тем лучше.
Поэтому работа с текстом на уроках русского языка должна быть основной и вести
ее надо, начиная с 5 класса, так как содержание нового федерального
государственного образовательного стандарта ориентировано не только на
обучение орфографии и пунктуации, но и на формирование языковой,
коммуникативной и культуроведческой компетенций. К сожалению, экзамен
выявляет тот факт, что правильно понять прочитанный текст, а затем ясно,
правильно, последовательно и убедительно выразить свою позицию, уместно
используя разнообразные языковые средства, составляют большую трудность для
наших выпускников. Сочинение это творческий процесс. Наше сочинение (или
развёрнутый ответ) это алгоритмизированный ответ, в котором есть творческое
начало. Сочинение не на свободную тему, а на основе опорного текста. Детям
нужно подключиться и совершить акт творчества. Сочинение ориентировано на
критерии и его последующее оценивание. Но самое главное «поймать» проблему.
Если выпускник неправильно сформулирует проблему, то ответа не получится.
Надо научить ребёнка не выходить за рамки исходного текста. Важно научить
работать с текстом, включать его в собственное сочинение. Как этому научить?
1. Неоднократное чтение.
2. Обращение к информации об авторе.
3. Соотнесение с материалом заданий 22-26 (по максимуму взять что-то из них,
а далее показать, как могут эти задания помочь в написании сочинения).
4. Работа с текстом «под карандаш» (делать пометки, подчёркивать и т.д.).
5. Обращать внимание на детали: даты, имена собственные, должности, степень
родства и т.д.)! Если в чём-то не уверен, не пиши
6. Соблюдение правил: орфографических, пунктуационных, речевых…),
оформление цитат.
Очень часто при написании сочинения-рассуждения учащиеся нарушают его
смысловую последовательность. Чтобы избежать подобной ошибки, предлагаю
учащимся обратить внимание на последовательность оценивания, который и
представляет собой своеобразный план сочинения.
1. Проблема (берем одну проблему!).
2. Комментарий (2 примера-иллюстрации из данного текста, пояснение значения
каждого из примеров, указание связи между примерами, анализ смысловой
части).
3. Позиция автора.
4. Свое отношение к позиции автора.
5. Аргументация (обоснование) собственного мнения.
6. Вывод.
Обращаем особое внимание на структуру комментария!
Структура комментария
Первый пример Связь между Второй пример
примерами
и анализ её.
Пояснения к примеру Пояснения к примеру
Теперь нужно помочь детям разобраться в этих терминах.
Что такое проблема? (критерий К1). Поясняю: Всем известно простое правило:
если у нас возникают проблемы, их необходимо решить. То же самое и с проблемой
текста. Проблема представляет собой злободневный вопрос, требующий решения,
Проблема в тексте - это вопрос, над которым размышляет автор. Как ее
сформулировать? Даю несколько вариантов речевых клише:
- в виде вопроса (самый безопасный путь), после которого делается отсылка к
исходному тексту. Можно поставить два вопроса, но второй вопрос должен
конкретизировать первый.
- сочетание слова проблема с именем существительным, употреблённом в
родительном падеже: проблема (чего?).
в виде вопроса
сочетание слова проблема с именем
существительным в Р.п.
Как война влияет на взгляды, ценности,
убеждения, судьбу человека?
Проблема влияния войны на человека
Что происходит с человеком в процессе
взросления?)
Проблема взросления человека
Как человек, вернувшийся с войны,
пытается адаптироваться к мирной
жизни
Проблема возвращения к мирной жизни
после войны
Важно научить детей не путать тему и проблему!
Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения.
Тема это то, о ком или о чём говориться в тексте.
I.
Задание: Прочитайте текст и сформулируйте проблему текста.
(1)Учился я плохо и никогда этого себе не прощу: я был очень рассеян и ленив и недостаточно
стремился побороть этот свой порок.
(2)Как же,  — спрашивают,  — при таком недостатке вы всё-таки научились и сделались
достаточно известным мастером слова?
(3)Тому, о чём вы спрашиваете, научиться нельзя: тут дело не в выучке, даже не в мастерстве, а
скажу: в поведении. (4)Дело было не в том, чтобы научиться, а в том, чтобы встретить свой
родной язык, как друга, и нужно было искать этой встречи... (5)Я получил своё мастерство, как
понимание законов родного языка, от своей матери, от школы и от своего народа даром, как все.
(6)Не в мастерстве моя заслуга, а в поведении, в том, как страстно, как жадно метался я по родной
земле в поисках друга, и когда нашёл его, то этот друг, оказалось, и был мой родной язык.
(7)У каждого яблока на одной и той же яблоньке такое разное выражение. (8)Есть яблоко умное,
выглядывает из-за листика выпуклиной своего лобика, а есть яблоко любимое  — наверху
круглое, с круглыми дольками, всегда мне сверху весело смеётся. (9)И, бывает, я ему даже
пальцем погрожу и скажу...
(10) Благодарю язык мой, спасающий меня от тяжёлого молчания, вызывающий мне друга даже из
яблоньки!
(11) Искусство  — это сила восстановления утраченного родства. (12)Родства между чужими
людьми. (13)Искусство приближает предмет, роднит всех людей одной земли.
(14)Да, так и можно сказать, что всякое истинное творчество есть замаскированная встреча
близких людей. (15)Часто эти близкие живут на таких отдалённых окраинах места и времени, что
без помощи книги, картины или звука никогда бы не могли друг друга узнать.
(16) Через тоску, через муки, через все препятствия сила творчества выводит одного человека
навстречу другому.
(17) Случается каждому писателю на склоне лет среди своих писаний, убегающих в Лету, найти
одну страницу необыкновенную. (18)Как будто весенний поток выбросил эту мысль,
заключённую в железную форму, как льдину на берег. (19)И вот вода, выбрасывающая льдину,
давно уже в море исчезла, а льдина все лежит, лежит и тратится только по капельке.
(20)Когда я у себя в радостный день встречаю такую страницу, я всегда изумляюсь, как это я,
ленивый, легкомысленный и вообще недостойный, мог написать такую страницу? (21)После
раздумья я отвечаю себе, что это не совсем я писал, что со мной сотрудничали неведомые мои
друзья, и оттого у нас вместе получилась такая страница.
(22) У меня в жизни друзей не было, но зато к каждому я стремился, как к другу.
(23) Сегодня мысль моя вертится вокруг той силы души человека, которая развивается и
раскрывается в борьбе с одиночеством: иду с человеком по тропе и говорю ему. (24)Человек
ушёл  — я один на тропе, мне не хватает слушателя, я вынимаю книжку и записываю.
(25)Нет мудрости в том, что кто-то, завидев прекрасное, бросается к нему, присоединяет к себе и
делает своей собственностью: эта собственность неминуемо рано или поздно сделает его своим
рабом. (26)Настоящая мудрость приходит к человеку, когда, завидев прекрасное, он не бросается
к нему, а собирает друзей и показывает. (27)Тогда прекрасное само приходит к нему, как к
хозяину своему и другу, и свободно садится со всеми за стол.
(28)В жизни, кроме меня, действует другой человек, и путь к этому другу и есть наш жизненный
путь. (По М. Пришвину*)
* Михаил Михайлович Пришвин (1873—1954 гг.)  — русский писатель, автор произведении о
природе.
При формулировании проблемы можете воспользоваться следующими
материалами:
1) Проблема это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения.
2) Если в тексте несколько проблем, необходимо выбрать одну проблему.
3) Но самое главное не сузить проблему до проблемы абзаца!
Составим список типов проблем.
Сфера жизни
Какие вопросы включает?
Семья
Взаимоотношения отцов и детей.
Особенности материнской и отцовской любви к детям.
Отношение к пожилым родственникам.
Взаимоотношения внутри семьи.
Важность воспитания.
Роль детства в формировании характера.
Роль семьи в становлении личности и жизни человека.
Дружба/вражда
Определение истинной дружбы.
Верность и предательство по отношению к другу.
Взаимопомощь и взаимное развитие близких людей.
Уважительное отношение к врагу.
Любовь
Отношения между мужчиной и женщиной.
Виды любви (истинная, безответная, эгоистичная, жертвенная,
любовь-страсть и т. д.).
Любовь к людям.
Искусство
(литература,
живопись,
музыка и другие
виды)
Роль искусства в жизни человека.
Влияние искусства на внутренний мир человека.
Определение истинного искусства, качеств шедевра.
Талант и гениальные люди, проблемы гениев.
Различение искусства и ремесла.
Трудности восприятия искусства.
Искусство на войне.
Наука,
технический
прогресс
Определение «плюсов» и «минусов» технического прогресса.
Гармония между техническим прогрессом и развитием
духовности.
Выбор между разумом и чувством.
История
Важность сохранения культурного наследия.
Разрушение памятников культуры (архитектуры и других видов
искусства).
Уважение к истории народа, страны, сохранение истории.
Роль личности в истории.
Общество
Конфликт человека и общества.
Социальные проблемы (коррупция, чинопочитание и т. д.).
Определение «маленького» человека и «лишнего» человека.
Жизнь в демократическом и тоталитарном государстве.
Война
Разрушительное влияние войны на жизнь человека.
Важность защиты родной страны.
Определение героизма, мужества, подвигов на войне.
Важность гуманного отношения к врагу.
Роль детей и женщин на войне.
Патриотизм
Определение национальной индивидуальности.
Различие ложного и истинного патриотизма.
Различие патриотизма и национализма.
Природа,
животные
Отношение человека к природе и животным естокость,
равнодушие / добро, помощь).
Экологические проблемы в мире.
Влияние красоты природы на человека.
Способности воспринимать красоту природы.
Животные друзья человека.
Человеческие
качества
Правила морали, нравственности.
Критерии интеллигентности, правильного развития личности.
Определение положительных качеств человека (милосердия,
сострадания, доброты, честности, благородства, мужества,
стойкости, силы духа, чести и достоинства, гуманизма и т. д.).
Определение отрицательных качеств человека (трусости,
равнодушия, лживости, подлости, вандализма, жестокости,
неблагодарности и т. д.).
Различение внешней и внутренней красоты человека.
Определение жизненных целей и ценностей.
Сложный нравственный выбор в различных ситуациях,
проверка совестью.
Профессия
Роль учителя в жизни человека и становлении личности.
Особенности работы врачей.
Важность сохранения чести профессии.
Вопросы трудолюбия и жертвенности на работе.
Гении своего дела.
Русский язык
Важность сохранения чистоты языка.
Красота родного языка.
Влияние слова на человека.
Определение пути развития языка.
Одиночество
Определение причин одиночества.
Негативное влияние одиночества на жизнь человека.
Одиночество стариков.
Одиночество ребёнка среди взрослых.
Счастье
Определение счастья, критериев счастливой жизни.
Поиск смысла жизни.
Различение материальных и духовных ценностей.
Проблема, рассматриваемая автором, может быть экологическая,
злободневная, актуальная, насущная, острая, важная, назревшая, серьёзная,
сложная, трудная, глубокая, основная, главная и т.д.
Приёмы-помощники:
Вопросы:
1) Какую сферу жизни затрагивает автор?(Русский(родной) язык).
2) Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного
предложения (Основной друг человека это язык).
3) Подумайте, на какие вопросы отвечает это предложение? (Почему язык
можно воспринимать как друга?)
4) Записать этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.
(Почему язык можно воспринимать как друга? или Проблема
восприятия языка как друга)
II.
Составление комментария к сформулированной проблеме текста.
Затем нужно дать комментарий к данной проблеме (К2). Что же такое
комментарий? Это рассуждения, пояснительные замечания по поводу
проблемы текста.
Работая по этому критерию, важно разграничить стиль текста. В основном, на
экзаменах предлагают текст публицистического или художественного стилей.
Конечно, проблему текста публицистического стиля легко определить, она как бы
лежит на поверхности, да и прокомментировать ее несложно. А вот с текстом
художественного стиля возникают трудности. Исходя из этого, важно научить
учащихся правильно определять стиль текста, так как для комментария каждого
стиля существуют свои речевые клише.
Публицистический текст
Художественный текст
Автор обращается к собственному
опыту и вспоминает…
Писатель не случайно приводит слова
(кого) (цитата)…
Автор разделяет мнение (кого)…
Публицист спорит кем)…
Думаю, нужно обратить внимание на
мысль о том, что…
Особого внимания заслуживает мнение
автора о…
(Если повествование ведётся от первого
лица (я), слово "автор" заменяем на
слово ассказчик").
В центре внимания автора случай…
Писатель изображает (кого - что)…
Герой говорит (цитата) …
Стоит обратить внимание на мысли
(слова, поступки) героя.
Особого внимания заслуживает такая
художественная деталь, как…
Симпатии автора на стороне героя,
который…
Учащиеся должны понимать, что необходимо представить два примера-
иллюстрации из текста, причем разных, дать пояснение к каждому из них.
Схематически это выглядит так:
1- й пример-иллюстрация + Пояснение примера.
Связь между примерами и её анализ.
2- й пример-иллюстрация + Пояснение примера
Разберемся, что такое пример-иллюстрация. Это связанная с поставленной
проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями,
интерпретациями учащегося.
Примеры-иллюстрации:
- Это прямые и косвенные цитаты
- В художественном тексте – сюжетные линии, образы героев
- В публицистическом тексте – ход авторской мысли, средства выразительности
Пояснение –раскрытие смысла, расшифровка. Это собственный текст
экзаменуемого. Интерпретация (анализ) текста в фокусе обозначенной проблемы.
Важно пояснить, не пересказывая, в то же время думая о смысловом единстве
подобранных примеров, подводя к формулировке авторской позиции.
Задание для учащихся: Сконструируйте пояснение к примеру-иллюстрации,
используя следующие речевые подсказки.
Автор замечает… (какой смысл вкладывает?), тем самым выражает…
Автор подчёркивает… (зачем?), чтобы усилить эффект…
Автор неоднократно обращается к… (что из этого следует?), и это приводит
нас к пониманию… и т. д.
Следует отметить, что пояснения для текста публицистического и художественного
стилей также отличаются. Поэтому необходимо дать речевые клише к каждому из
них.
Пояснение примера
Публицистический текст
Писатель хочет сказать, что…
Этот пример показывает, что…
Смысл этого высказывания в том, что…
Эти слова убедительно доказывают, что…
Я думаю, этим примером автор хотел
показать…
Приведённые слова содержат глубокий
смысл…
Автор неоднократно обращается к… (что из
этого следует?), и это приводит нас к
пониманию… и т. д.
Художественный текст
Автор не случайно обращает наше внимание на…
Поступок героя показывает, что…
Слова (мысли) героя позволяют понять….
Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого
внимания, потому что…
Эти события автор описывает, чтобы…
Задание: Сконструируйте пример-иллюстрацию, используя следующие речевые
подсказки.
Автор называет язык другом и говорит, что он долго искал с ним встречи. Для
Пришвина язык это основа его творчества, заложенная матерью, школой,
народом. Писатель благодарит язык за спасение его от тяжёлого молчания, за
возможность одушевлять любой предмет и делать его своим другом. Автор
неоднократно обращается к родному языку как другу, и это приводит нас к
пониманию великой миссии слова в создании словесных шедевров.
Критерий К2, как показал опыт работы, является для учащихся одним из
самых трудных, особенно возникают трудности при определении смысловой части
между примерами-иллюстрациями и её анализе. Проанализировать связь между
примерами-иллюстрациями означает раскрыть сущность этих смысловых
отношений: в чем смысл этого противопоставления, какие качества героев
выявляются в сравнении…». В этом учащимся поможет еще одна Памятка.
Указание смысловой связи
Клише анализа связи
Противопоставление
Противопоставляя эти примеры (поступки
героев и т. П.), автор хочет подчеркнуть…
С помощью противопоставления автор
показывает разные стороны… Благодаря
антитезе мы видим различные точки зрения
на…, что делает рассуждение более
объективным и убедительным.
Сравнение, сопоставление
Сравнивая этих героев, мы видим…
Благодаря сравнению писатель выделяет
лучшие стороны… Сопоставляя различные
точки зрения на интересующий его вопрос,
автор показывает… Сопоставление этих
примеров позволяет автору показать
сложность (неоднозначность) ситуации
Причина-следствие
Приведенные примеры показывают причины
и следствия поступков героя…
Анализируя эти примеры, мы понимаем
причину изображенных событий…
Таким образом, эти примеры позволяют
понять, почему…
Уступка
Несмотря на то, что все убеждены в
правильности…, герой (автор) думает иначе.
Аналогия(На что это похоже?)
... как и
... здесь прослеживается
(обнаруживается) ...
Дополнение
Лучше не использовать!
Работа с текстом
Казалось, чтобы возвеличить нас, достаточно нас одеть, накормить,
удовлетворить все наши потребности. И понемногу из нас лепили узкого
специалиста, лишённого всякой внутренней жизни. Вы мне возразите: «Нас учат,
просвещают, больше чем когда-либо обогащают всеми завоеваниями разума». Но
до чего жалкое представление о культуре духа у того, кто полагает, будто она
зиждется на знании формул, на запоминании достигнутых результатов. Самый
посредственный ученик политехнической школы знает о природе и её законах
больше, чем Декарт, Паскаль, Ньютон. Но никогда ему в голову не придёт такой
поворот мысли, что приходили в голову Декарту, Паскалю и Ньютону. Иб оу тех
сначал авоспитывали душу... Ньютон –это прежде всего человек. Он стал зеркалом
Вселенной: слушал, как говорят на одном языке зрелое яблоко, падающее в саду, и
звёзды июльской ночью. Для него наука была жизнью. И вот мы с удивлением
обнаруживаем, что нас обогащают какие-то загадочные обстоятельства. Мы можем
дышать только тогда, когда связаны с другими общей, и притом над личной, целью.
Сыновья века комфорта, мы испытываем несказанное блаженство, делясь в пустыне
последними крошками. Тем из нас, кто познал великую радость взаимной выручки
в Сахаре, все другие наслаждения кажутся пресными.Тут нечему удивляться.
(Антуанде Сент-Экзюпери)
Проблема:
Что делает жизнь человека полноценной?
1 пример
2 пример
одеть, накормить,
воспитание души;
удовлетворить все
НО
Ньютон –человек;
наши потребности;
можем дышать тогда, когда
обогащают завоеваниями
ощущаем связь с другими
ума
общей целью;
радость взаимной выручки;
несказанное блаженство,
делясь в пустыне последними крошками
Комментируя проблему, обратимся к тексту. Человеку для комфортной жизни
нужны и одежда, и еда, да и без знаний он не мыслит своего существования.
Бесспорно, удовлетворение необходимых для жизни потребностей важно
для «сыновей века комфорта».
Допустим, что комфорт обеспечен. Значит, жизнь удалась? Но всё-таки чего-
то не хватает. Воспитания души. Как легко дышать человеку, когда он связан с
другим «общей целью», как велика радость взаимной выручки в Сахаре. Очевидно,
человеку жизненно необходимо ощущать себя в мире кому-то нужным, полезным.
Связь+ анализ её
Данные примеры построены на антитезе: не только материальный достаток,
образование –«завоевание ума», но и общечеловеческие отношения, взаимовыручка
делают человека человеком.
III.
Определение позиции автора по выбранной проблеме.
Далее переходим к критерию К3 определение позиции автора. Учащиеся
должны понять, что позиция это вывод, к которому приходит автор,
раздумывая над какой-либо проблемой. И опять очень важно разграничивать тексты
публицистического и художественного стилей.
Публицистический текст
Позиция автора текста по поднятой
проблеме выражена ясно и однозначно
и раскрывается в следующем
предложении (цитата)…
Автор убеждён (цитата)…
Автор текста, оставляя читателю право
выбора, достаточно чётко обозначает
своё отношение к проблеме (чего)…
Автор подводит читателя к выводу о
том, что…
Художественный текст
Автор текста не выражает прямо свою
точку зрения относительно поднятой
проблемы, но исподволь подводит
читателей к мысли о том, что…
Позиция рассказчика относительно
поднятой проблемы становится
понятной лишь после осмысленного
прочтения текста.
Автор, рассказывая читателям эту
историю, будто говорит (цитата)
Писатель прямо не высказывает своего
отношения к происходящему, однако
мы, читатели, прекрасно понимаем,
рассказчик…
Как проявляется позиция автора?
Позиция автора проявляется прежде всего в отношении автора к изображаемым
явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст,
обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение
автора к предмету изображения.
Способы выражения позиции автора
автор может заявлять о своём отношении к поднятой проблеме прямо,
словесно полно выразив его в тексте;
позиция автора может на быть выражена прямо, и тогда мы определяем её по
косвенным признакам (чаще всего по каким – либо словам и отдельным
репликам).
В случае если позиция автора не заявлена прямо, определить её вам может помочь
отношение автора к поднятой проблеме:
позитивное (положительное);
негативное (отрицательное);
нейтральное;
двойственное;
Учитывается также, каково настроение автора.
Это может быть:
ирония;
сарказм;
грустная, печальная тональность;
радостная тональность;
оптимистичный настрой;
пессимистический настрой.
Средства выражения позиции автора
Слова-маркеры
Авторская позиция может быть выражена с помощью
различных слов-маркеров: главное,
самое важное, надо, нужно.
Оценочная
лексика
Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных
явлений реальной действительности: отличный, прекрасный,
превосходный, чудесный, изумительный, роскошный,
великолепный – положительная лексика; скверный, гадкий,
отвратительный, безобразный, наглый, нахальный,
противный – отрицательная оценка.
Средства
выразительности
Отношение автора могут передаваться различными средствами
выразительности: метафора, эпитет, риторическое
восклицание.
Вводные слова
Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора.
Побудительные
предложения
Побудительные предложения содержат в себе различные
призывы автора, обращённые к читателю.
Можно использовать данные ниже обороты речи, которые вводят тезис,
формулирующий главную мысль:
Позиция (…….) состоит в утверждении мысли, что…
Главная задача (…..) - убедить читателя в том, что
(…….) стремиться донести до читателя мысль о том, что
По мнению автора,..
Автор убежден:…
Позиция автора по затронутым вопросам очевидна: …
Точка зрения автора состоит в следующем: ….
Автор убеждает нас в справедливости вывода о том,..
IV.
Выражаем своё мнение по сформулированной проблеме и
обосновываем отношение к позиции автора.
Критерий К4 отношение к позиции автора + обоснование. Здесь можно
использовать следующие речевые клише:
Для выражения своего мнения:
1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения на проблему…
2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему…., что и
автор
3) Я согласен (не согласен) с автором в том, что…
4) Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что…
5) Мне близка позиция автора тем, что…
Для аргументации собственной позиции:
1) Как часто приходится сталкиваться с
2) Разве не стали обычными (нормами жизни) такие явления, как…?
3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался
свидетелем) того, как…
Собственная позиция - мнение ученика по проблеме исходного текста.
Обоснование - это подтверждение истинности высказывания (тезиса), приведение
убедительных аргументов или доводов, которые позволяют согласиться с
высказыванием (тезисом)
Обосновать какое-либо суждение означает привести другие, логически связанные
с ним и поддерживающие его суждения.
Два способа
Подтвердить тезис (привести аргументы "за")
Опровергнуть тезис (контраргументация (аргументы "против»): доказать тезис,
опровергая противоположный
Например:
Позиция автора: Детские годы –самые счастливые.
Собственное мнение и его обоснование: Я согласен с позицией автора. Для многих
людей детство –это счастливая и беззаботная пора. Даже если оно омрачается
проблемами, психика ребёнка устроена так, что плохие события быстро
забываются, и возникает желание вновь искать поводы для радости. Ребёнок
живёт чувствами, поэтому, если говорить о детских воспоминаниях, то они будут
привязаны не столько к конкретным событиям, сколько к эмоциям, которые были
вызваны. С каким упоением взрослые люди вспоминают о своём детстве! А всё
почему? Потому что именно детьми мы ощущаем радость, например, искренне
радуемся подарку или приезду бабушки, удивляемся всему новому, неизведанному.
V.
Сделайте вывод (напишите заключение к сочинению).
Вывод к приведённым Вами аргументам часто становится в вашей работе и
вашим заключением к сочинению. Только обязательно выделите Ваши суждения в
отдельный абзац!
Используйте следующие конструкции:
Иными словами,…
В заключение отмечу, что…
Обобщая сказанное, хочется подчеркнуть, что..
Таким образом, ..
В заключение хочется отметить(подчеркнуть, сказать), что …
Итак,…
Задание для учащихся:
Прочитайте текст ученического сочинения. Выделите в нём абзацы,
соответствующие следующим элементам:
проблема (1),
1 пример с пояснением (2),
2 пример с пояснением (3),
смысловая связь и её анализ (4),
авторская позиция (5),
обоснование собственного мнения (6).