План работы над сочинением ЕГЭ

ПЛАН РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ ЕГЭ
К1 (1-ый абзац) - проблема
Определяем проблему (то, о чем текст). Должно быть 2 вопроса и 1 утвердительное
предложение.
Что такое…?
Для чего нужно…?
Эти и другие вопросы поднимает автор, размышляя над проблемой…
К2 (2-ой абзац) – комментарий
Нужно порассуждать о проблеме самому, но вслед за автором. Опора на исходный текст.
Обязательно 2 ЦИТАТЫ!!!
Данная проблема актуальна в наши дни. Не случайно писатель изображает (кого,
что…)
Автор раскрывает проблему на примере..
В качестве примера автор рассматривает….
Автор заставляет читателя задуматься…
Автор убежден в том, что…
К3 (3-ий абзац) – авторская позиция
Отношение автора к проблеме. Как правило, содержится в конце текста (вывод).
Собственно ради этого текст и писался. ЦИТАТА желательна.
Позиция автора, как мне кажется, заключается в следующем…
Автор призывает нас к …
Автор подводит читателя к выводу о том, что…
Как мне кажется, позиция автора может быть сформулирована следующим образом…
К4 (4-ый абзац) – согласие с позицией автора
Нужно поддержать автора и объяснить почему.
Я полностью согласна с мнением автора. Его позиция мне близка и понятна.
Действительно, … (одно-два предложения).
К5 (5-ый абзац) – аргумент 1
Достаточно вспомнить произведение…
К6 (6-ой абзац) – аргумент 2
Другим примером можно считать произведение… (или статью в газете, телепередачу и
т.п.)
К7 (7-ой абзац) – заключение
Необходимо подвести итог и вернуться к проблеме
Таким образом, прочитав текст, я еще раз убедилась в том, что проблема... (К1)
очень важна и актуальна.
ОБРАЗЕЦ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ
Задание 26. Напишите сочинение по прочитанному тесту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два
примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для
понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны
Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение
аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и
жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не
оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью перепи-
санный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценива-
ется нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ТЕКСТ
(1)В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в
прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше… (2)Летом, когда я окончил девятый
класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на берегу
тощей, но рыбной речушки Сисявы. (3)В качестве помощника он навязал своего
десятилетнего сына Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как
галчонок.
(4)Два дня пролетели в один миг: мы ловили щук, обходили дозором наши владения,
вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали
ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного
приключения. (5)Вечерами в огромном котле я варил уху из пойманных щук, а Мишка,
пыхтя от натуги, выхлебывал её огромной, как ковш экскаватора, ложкой.
(6)Но, как выяснилось, одно дело – читать про охотничью жизнь в книгах, и совсем другое
жить ею в реальности.
(7)Скука мало-помалу начинала томить меня, вначале она ныла несильно, как
недолеченный зуб, потом боль стала нарастать и всё яростнее терзать мою душу. (8)Я
страдал без книг, без телевизора, без друзей, уха опротивела мне, степь, утыканная
оранжевыми камнями, похожими на клыки вымерших рептилий, вызывала тоску, и даже
далёкое поле жёлтого подсолнечника мне казалось огромным кладбищем, которое
завалили искусственными цветами.
(9)Однажды после обеда послышался гул машины. (10)Дядя так рано никогда не приезжал
мы решили, что это разбойники-грабители. (11)Схватив лук и стрелы, мы выскочили из
палатки, чтобы дать отпор незваным гостям. (12)Возле пасеки остановилась «Волга».
(13)Высокий мужчина лет сорока, обойдя машину, открыл заднюю дверь и помог выйти
маленькому старичку. (14)Тот, шатаясь на слабых ногах, тяжело осел на траву и стал с
жадной пронзительностью смотреть кругом, словно чуял в летнем зное какой-то
неотчётливый запах и пытался понять, откуда он исходит. (15)Вдруг ни с того ни с сего
старичок заплакал. (16)Его лицо не морщилось, губы не дрожали, просто из глаз часто-
часто потекли слёзы и стали падать на траву. (17)Мишка хмыкнул: ему, наверное,
показалось чудным, что старый человек плачет, как дитя. (18)Я дёрнул его за руку.
(19)Мужчина, который привёз старика, понимая причину нашего удивления, пояснил:
(20) Это мой дед! (21)Раньше он жил здесь. (22)На этом самом месте стояла деревня.
(23)А потом все разъехались, ничего не осталось…
(24)Старик кивнул, а слёзы не переставая текли по его серым впалым щекам.
(25)Когда они уехали, я оглянулся по сторонам. (26)Наши тени моя, высокая, и
Мишкина, чуть меньше, пересекали берег. (27)В стороне горел костёр, ветерок шевелил
футболку, которая сушилась на верёвке… (28)Вдруг я ощутил всю силу времени, которое
вот так раз – и слизнуло целую вселенную прошлого. (29)Неужели от нас останутся
только эти смутные тени, которые бесследно растают в минувшем?! (30)Я, как ни силился,
не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони,
женщины сушили бельё… (31)Никакого знака былой жизни! (32)Ничего! (33)Только
печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди
камышей…
(34)Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной рухнула земля и я оказался на краю
бездонной пропасти. (35)Не может быть! (36)Неужели человеку нечего противопоставить
этой глухой, равнодушной вечности?
(37)Вечером я варил уху. (38)Мишка подбрасывал дрова в костёр и лез своей
циклопической ложкой в котелок снимать пробу. (39)Рядом с нами робко шевелились
тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди,
чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни. (40)Порою, когда пробегал ветер, мне
даже слышны были чьи-то тихие голоса…
(41)Тогда я подумал: память. (42)Чуткая человеческая память. (43)Вот что человек может
противопоставить глухой, холодной вечности. (44)И ещё я подумал о том, что обязательно
всем расскажу о сегодняшней встрече.
(45)Я обязан это рассказать, потому что минувшее посвятило меня в свою тайну, теперь
мне нужно донести, как тлеющий уголёк, живое воспоминание о прошлом и не дать
холодным ветрам вечности его погасить.
(По Р. Савинову*)
* Роман Сергеевич Савинов (род. в 1980 г.) – российский писатель, публицист.
СОЧИНЕНИЕ
К 1.
Что может противопоставить человек холодной вечности? Исчезает ли все безвозвратно?
Эти и другие вопросы ставит перед читателями российский писатель Роман Савинов,
поднимая проблему человеческой памяти.
К 2.
Память это то, что дано именно людям, то, что отличает их от других живых существ.
Время стирает все: города, страны, цивилизации; бесследно исчезают целые народы.
Автор не случайно обращает наше внимание на мощь и силу времени, которое «…вот так
раз и слизнуло целую вселенную прошлого». И хотя этой «вселенной» оказалась лишь
маленькая деревенька, которая когда-то стояла на берегу речушки Сисявы, герою стало
страшно, будто под ним «рухнула земля» и он «оказался на краю бездонной пропасти».
К 3.
Позиция автора выражена очень четко. Р.Савинов утверждает, что только «чуткую
человеческую память» мы можем противопоставить «глухой холодной вечности». Если
люди будут хранить в своем сердце прошлое и рассказывать о нем своим детям и внукам,
ничто не исчезнет бесследно.
К 4.
Я полностью согласна с автором текста, его позиция мне близка и понятна.
Действительно, только памятью о прошлом живо человечество.
К 5.
К проблеме человеческой памяти обращались многие писатели. Одним из них является
Чингиз Айтматов. В романе «Буранный полустанок» он рассказывает легенду о
манкуртах. Это самые послушные рабы. А становились они такими после того, как
завоеватели одевали поверженным воинам на бритые головы верблюжьи шеи. Шеи
ссыхались, сдавливали голову ,и человек превращался в безвольное податливое существо,
потому что никаких воспоминаний у него не оставалось. А ведь человек, лишенный
прошлого, не имеет будущего.
К 6.
Мне, как и Р.Савинову, кажется, что нужно не только хранить воспоминания, но и
передавать их «как тлеющий уголек», чтобы спасти людей от бед и несчастий, не дать
повториться страшным событиям прошлых лет. Аджимушкайские каменоломни. Это
самое страшное место, в котором мне когда-либо приходилось бывать. На протяжении
шести месяцев, с мая по октябрь 1942 года, на глубине шестнадцати метров под землей,
без воды, света, тепла и продовольствия с фашистами мужественно сражались люди:
десять тысяч бойцов Керченского гарнизона и пять тысяч мирных жителе. К исходу
октября в живых осталось только шесть человек. Сейчас в каменоломнях музей. Одна
большая братская могила. На месте детских захоронений огромное количество цветов и
игрушек. Выключаем фонарики. Минута молчания в полной темноте. Пятнадцать тысяч
погибших. Мне, как и автору текста, начинает казаться, что тени прошлого оживают. А
ведь они живы! Живы до тех пор, пока мы храним память о них.
К 7. Подводя итог, хочется сказать, что проблема человеческой памяти, поднимаемая
автором, очень важна. Думаю, мне удалось это доказать. Берегите прошлое, храните его в
своей памяти и передавайте другим.