Работаем над сочинением в ЕГЭ по русскому языку

Подписи к слайдам:

Работаем над сочинением в ЕГЭ по русскому языку.

1. Вступление

2. Формулировка одной из проблем, поставленных автором текста.

3. Комментарий:

  • первый пример‑иллюстрация из текста и пояснение его роли для раскрытия проблемы;
  • второй пример‑иллюстрация из текста и пояснение его роли для раскрытия проблемы.
  • 4. Позиция автора.

    5. Отношение к позиции автора (согласие или несогласие) и обоснование своего мнения (аргумент).

    6. Заключение.

Шаг 1. Вступление

Работу желательно начинать со вступления, подготавливающего к восприятию основного смысла в содержании сочинения. Вступление должно состоять из 1-3-х предложений. Вступление и заголовок не требуются по критериям, но наличие небольшого введения делает плюс работе и помогает последовательно изложить материал и оформить текст в соответствии с нормой, что находит своё отражение в критерии К 5 – «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения».

Прочитав текст NN, невольно задаешься вопросами: "Что хотел сказать автор? К какой проблеме он стремиться привлечь наше внимание?". Ответы на эти вопросы я попытаюсь найти в своем сочинении.

Универсальное вступление

Шаг 2. Проблема (К1)

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Вопрос, над которым размышляет автор.

Сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:

  • проблема чего: «Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»; В тексте поднимается проблема одиночества»; «Текст Д.С. Лихачёва заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста»;
  • формулировка в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина.
  • Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества.

Шаг 3. Комментарии к проблеме (К2)

Два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста

ВАЖНО: комментарий - не пересказ

В качестве комментария можно использовать:

  • примеры, которые приводят авторы в своих текстах;
  • размышления автора, связанные с проблемой;
  • цитаты;
  • описания;
  • истории;
  • точки зрения, которые приводит автор
  • Структура комментария

    1)Пример-иллюстрация из текста

    2)Пояснение примера

    3)Смысловая связь между примерами.

    4)Пример-иллюстрация из текста

    5)Пояснение

Как писать комментарий

1) Чтобы правильно написать комментарий, необходимо очень внимательно прочитать текст. 2) Если текст публицистический, важно проследить за тем, как развивается мысль автора до того, как он сам приходит к какому-либо выводу (вывод автора  в вашем сочинении станет авторской позицией).В публицистическом тексте структура мало отличается от вашего сочинения, там тоже ставится проблема, там тоже присутствует комментарий (только он не ограничен каким-либо текстом, в качестве комментария авторы цитируют известных людей, рассказывают о каких-либо фактах, явлениях, рассуждают о смежных проблемах, приводят различные мнения. 3) В художественном тексте авторская позиция не выражена прямо. Ее необходимо понять из контекста, проанализировав поведение героев, ситуации, лексические средства, которые использует автор. Получается так: все, что вы используете для того чтобы понять авторскую позицию по проблеме и станет вашим комментарием.

Требования к комментарию:  1) 2 примера-иллюстрации, важных для понимания проблемы. Здесь уместно использовать частичное цитирование с объяснением того, почему именно эти ситуации вы рассматриваете и что автор пытается нам показать этими примерами.  

2) Смысловая связь. Необходимо указать на причинно-следственную связь, противительную  или другую связь между примерами. Все будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте. 

3) Пояснение к примерам-иллюстрациям. Важно интерпретировать слова автора и сюжетную линию текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям. Это значит объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую. При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.

4) Цитирование: НЕЛЬЗЯ переписывать целые куски из текста или пересказывать весь текст или фрагмент. Если в качестве иллюстраций вы цитируете текст, то лучше использовать «частичное цитирование». Это значит, что не нужно переписывать целые отрывки и предложения, достаточно слов, словосочетаний. 3) Соответствие заявленной проблеме. Комментарий должен быть написан по заявленной проблеме, должен с ней перекликаться и иллюстрировать ее.  4) Фактическая точность. Если при написании комментария допускается хотя бы одна фактическая неточность, комментарий оценивается в 0 баллов. Таким образом, написание комментария - это ваша попытка одновременно понять, почему автор писал именно об этом и использовал определенные речевые обороты, средства выразительности и т.д., и доказать, что заявленная проблема действительно присутствует в тексте. 

Шаг 4. Позиция автора (К3)

Если проблема текста — это вопрос, то позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает.

Если позиция автора публицистического текста обычно выражена четко и ясно, то выявление авторской позиции в художественном тексте может потребовать от вас больших усилий.

Постарайтесь ответить на следующие вопросы: Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

Обратите внимание на слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение – сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам.

Будьте внимательны! Помните, что от вас требуется не сформулировать позицию автора «вообще», а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

Шаг 5. Изложение собственного мнения по проблеме (К4)

Задача: выразить своё мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировать его, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.

Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение.

Для этого используется логически стройная система доказательств.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части: - тезис (положение, которое надо доказать); - аргументация (доказательства, доводы); - вывод (общий итог).

Как правильно приводить литературный аргумент?

1) Аргумент должен быть исчерпывающим, не должен представлять собой пересказ сюжета. Следует провести анализ ситуации и героя.

2) Аргумент должен доказывать конкретную позицию. То есть если ваша позиция звучит так: "Нужно бережно относиться к природе, потому что она дает человеку жизнь и только благодаря ей человек может существовать", то в аргументе можно показать:

а) героя произведения или просто ситуацию, при которой очевидно небрежное отношение к природе вредит самому человеку.

б) героя или ситуацию, в которой мы видим, как герой поистине бережно относится к природе, пользуется ее дарами, живет, благодаря природу за все дары.

*Не подойдет аргумент, в которой просто говорится о человеке и природе, (например, восторженные описания природы под авторством Пришвина) или аргумент, в котором герой плохо относится к природе без всяких последствий.

3) Аргумент должен включать в себя микровывод. Необходимо подытожить, к чему вел этот аргумент, что вы доказывали.

Шаг 6. Заключение

Это последний абзац Вашего сочинения. Он не должен превышать по объёму рассуждение и аргументацию. Достаточно 3-4 предложений «без воды», точных, ёмких, соответствующих выводам из всего вышесказанного.

Здесь важно подвести итог именно по той проблеме, о которой речь шла во всём сочинении.

Клише, которые можно использовать в последнем абзаце:

• Проблема, поднятая автором этого текста, крайне актуальна и в наши дни… • Слова автора этого текста не оставили меня равнодушным (-ой)…

• В заключение хочется заметить, что проблема… не имеет временных рамок, потому что…

• Вопросы, о которых говорит автор этого текста, вечны, как сама жизнь…

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Проблемы:

1. Проблема равнодушия.

2. Проблема неумелого обращения со словом.

Позиция автора:

1. Равнодушие часто скрывается за маской «правильности», «соблюдения определённых правил», но оправдано быть не может ничем.

2. Слово может ранить человека, может «убить». Вот почему так важно относиться к своим словам вдумчиво, обращаться со словом осторожно.

1. Автор говорит о том, как важно внимательно выбирать слова для общения. Он приводит пример необдуманного поведения школьного врача во время медосмотра. Сочувствуя девочке, у которой больное сердце, женщина в присутствии школьных подруг легкомысленно воскликнула: «С таким сердцем жить нельзя!». Для ребёнка, который привык во всём доверять взрослым, эти слова стали потрясением. Девочка решила, что жить ей осталось недолго. Душевную рану нанесли словами и не из злости или грубости, а по глупости.  Как часто, говорит автор, мы бездумно используем фразы «Ты что оглох?» или «Слепой. Не видишь, что ли?», не заботясь о реакции собеседника.

2. Сергей Львов вспоминает историю одной женщины, которая в кабинете врача получила отказ в первой помощи. Прозаик тактично подчеркивает невежество хирурга, потребовавшего «железным голосом» больную , истекающую кровью, покинуть кабинет. В дальнейшем критик с большим огорчением отмечает тот факт, что к врачу обратился человек с просьбой залечить телесную рану, а тот нанёс ему рану душевную.

3. Чтобы привлечь внимание к проблеме, писатель рассказывает историю немолодой женщины. Она случайно поранилась на улице и обратилась в поликлинику за помощью. Железным голосом «величественная дама» заявила, что приём с трёх часов, а потом спокойно сказала: «Выйдите отсюда!».