Презентация "Работа над сжатым изложением по тексту Н.В. Трухановой «Огни рампы»" 9 класс
Подписи к слайдам:
Урок русского языка в 9 классе с использованием музыки и живописи
- Работа над сжатым изложением по тексту Н.В. Трухановой «Огни рампы»
- Некрасова Л.С., учитель русского языка и литературы
- МБОУ «СОШ № 42» г. Владимира
- 2020-2021 учебный год
- Задачи урока:
- Предметные:
- Проверить умение пересказывать текст публицистического стиля; отработать умение отбирать материал, используя способы сжатия текста.
- Метапредметные:
- Способствовать развитию логического, абстрактно-образного мышления, активизировать мыслительную деятельность учащихся, способность к творческому самовыражению.
- Личностные:
- Воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость к миру искусства.
- Сегодня вы познакомитесь с отрывком из рассказа Натальи Владимировны Трухановой (1885 – 1956), известной балерины19 века, которая была знакома с Анной Павловой и написала о ней в книге воспоминаний «Огни рампы».
- Анна Павлова
- 1881-1931
- 12 февраля 2021 года исполнилось 140 лет со дня рождения Анны Павловой, великой русской балерины. Анна Павлова родилась в Петербурге в 1881 году. Жили она вдвоем с матерью (отец умер, когда девочке было два года). Впоследствии Анна Павлова вспоминала, что, несмотря на бедность, мать ухитрялась доставить дочери по большим праздникам какое-нибудь удовольствие. Однажды таким удовольствием стало посещение спектакля в Мариинском театре. Девочка увидела балет П.И.Чайковского "Спящая красавица". Этот вечер в театре определил ее судьбу. Восьмилетняя девочка решила стать танцовщицей. В 10 лет Анюту определили в петербургскую балетную школу. Девочка проявила исключительное прилежание и скоро стала первой ученицей.
- Анна Павлова начала свою творческую деятельности в 1899 году на сцене петербургского Мариинского театра. Через четыре года Павлова уже была первой солисткой в театре. Один из ее партнеров по сцене писал о ней: «Это была очень тоненькая девушка, ростом немного выше среднего. У нее была чарующая улыбка и красивые, чуть грустные глаза; длинные, стройные очень красивые ноги с необыкновенно высоким подъемом; фигура изящная, хрупкая и такая воздушная, что казалось, она вот-вот оторвется от земли и улетит». Это описание очень подходит к образу Анны Павловой на портрете В.Серова.
- «И вдруг этот демон Серов, заготовив громадное синее полотно, темно-синее, такое некрасивое и грубое... не зарисовал его портретом, т.е. оставил синими только одни поля фона, а взял (для зрителя так кажется) мел, и этим хрупким неверным осыпающимся материалом повел в одну линию, одну элементарнейшую линию, откинутую назад ножку балерины Павловой, коротенькие юбочки, поднятые грациозно вверх обнаженные руки - и "вполне сделал" только головку...
- Голова, воздух, синева и ничего...
- "Ничего не сделано": а идея танца выражена так выражена так совершенно, как нельзя более придумать».
- ( Василий Розанов, литературный критик конца 19 – начала 20 века)
- - Какие мысли и чувства вызывает у вас этот рассказ?
- - О каких чертах характера А.Павловой можно сделать вывод на основании данного текста?
- - Текст начинается риторическим восклицанием и риторическими вопросами. Какую мысль помогает автору выразить использование этих элементов поэтического синтаксиса?
- - Далее автор рассказывает о человеке, который «пожертвовал» Анне Павловой свою жизнь, используя устаревшее вводное слово «впрочем». Это слово в журналистских текстах считается словом-клише. Можно ли обойтись без таких слов-клише?
- - В следующем абзаце используется просторечная форма союза «пока» - «покуда». Как вы думаете, с какой целью это делает автор? В этом же абзаце и в двух следующих часто встречаются противительные союзы («но», «а», «зато», «однако, «а», «но», «а»). Дайте функционально-стилистическую характеристику употребленных союзов.
- - В седьмом абзаце используется градация – «сознавала, «помнила жертвы», «считала долгом заслужить, отплатить». С какой целью автор повышает эмоциональную значимость членов ряда?
- - Какую стилистическую роль играют однородные члены в последнем абзаце?
- - Еще раз перечитаем текст и выделим самое главное.
- - Найдем в тексте основные моменты.
- - Можно ли опустить первое предложение? Прочитайте первый абзац. Каким способом будем сокращать текст? Изымаем из него части, которые несут второстепенную смысловую нагрузку. Какой из трех риторических вопросов можно оставить, а какие опустить?
- - Какая мысль излагается во втором абзаце подробно? Можно ли ее изложить обобщенно?
- - Предложения третьего абзаца осложнены однородными членами. Можно ли их заменить одним обобщающим?
- - Какой глагол повторяется в следующем абзаце три раза? Зачем? Можно ли его опустить?
- - В пятом абзаце сложноподчиненное предложение с двумя однородными придаточными изъяснительными. Какое из них можно убрать?
- - В предпоследнем абзаце одно из предложений осложнено причастным оборотом. Можно ли его опустить?
- - В последнем абзаце последнее предложение уточняет смысл предыдущего. Можно ли его убрать?
- Озаглавьте текст и перескажите его сжато.
- Ответьте на вопрос: « Какие мысли и чувства вызывает у вас этот рассказ?»
- 1. Пахнова Т.М. Как готовиться к сжатому изложению/ Т. М. Пахнова// Русский язык. Приложение «Первое сентября». - 2012. - №1.
- 2. http://shcoolparallel.umi.ru/
- 3.http://www.naexamen.ru/izlozhenija/anna_pavlova_iz_kn_ogni_rampy_trukhanova.shtml
Русский язык - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Согласные парные и непарные по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости"
- Конспект урока "Дифференциация звуков [ш]-[ж] в изолированном виде, в слогах, в словах"
- Технологическая карта урока "Обособление согласованных определений. Знаки препинания при них" 8 класс
- Проект "Фразеологизмы в нашей жизни"
- Подготовка к ЕГЭ "Правописание гласных в корне слова"
- ЕГЭ-2022 "Задание 16"