Итоговое сочинение 2020-2021 уч. г.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ
2020/21 уч.г.
Составитель:
учитель русского языка и литературы
МКОУ «ЛСОШ №
Корнилова Екатерина Викторовна
Даты проведения:
Продолжительность:
Система оценивания:
С собой можно взять:
Запрещается с собой брать:
Основной срок: 2 декабря 2020 г.
Дополнительные сроки: 3 февраля и 5 мая 2021г.
3 часа 55 минут
Зачет\Незачет
- документ, удостоверяющий личность;
- ручка с черными чернилами;
- лекарства и питание (если необходимо).
- средства связи;
- справочные материалы;
- собственные словари;
- тексты произведений, заметки и
т.д.
Клише к итоговому сочинению:
Для вступления
Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Можно
сказать, что…
Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос.
Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что
значит …(некое понятие).
Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...
Для аргументов
«Мостик»:
Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
Тема (...) раскрывается в произведении… (автор, название).
Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала
многих писателей. Обращается к ней и ...(имя писателя)
в...(название произведения).
Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в
рассказе…(автор, название).
Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в
романе… (автор, название).
Интерпретация произведения или его фрагмента:
Автор повествует о / описывает …
Писатель размышляет о…
Писатель обращает наше внимание…
Этот поступок героя говорит о ...
Мы видим, что герой поступил так потому...
Автор показывает, к каким последствиям привело...
Этому герою/поступку автор противопоставляет...
Писатель осуждает…
Автор подчеркивает / утверждает …
Микровывод:
Писатель считает, что…
Таким образом, автор хочет донести до читателей мысль о….
Можно прийти к выводу...
Для заключения
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
Итак, можно сделать вывод, что…
В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать
о ...! Будем помнить о...!
В заключение хочется выразить надежду на то, что…
Направления итогового сочинения
2020/21 учебного года:
1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет
моего поколения
Требования к сочинению.
№1. «Объём итогового сочинения».
Рекомендуемое количество слов – 350.
Если в сочинении менее 250 слов подсчет включаются все слова, в
том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение
требования № 1.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
№2. «Самостоятельность написания итогового сочинения».
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается
списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо
источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа
другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или)
электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной
ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем
цитирования не должен превышать объем собственного текста
участника.
Критерии оценивания итогового сочинения.
1. «Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».
Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение
необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из
этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно
«зачет» по одному из других критериев.
2 часть списка: литература, не входящая в школьную программу.
1. "Гарри Поттер" Дж. Роулинг
2. "Маленький принц" А.де Сент-Экзюпери
3. "1984" Дж. Оруэлл
4. "Портрет Дориана Грея" О. Уайльд
5. "451 градус по Фаренгейту" Р. Брэдбери
6. "Мартин Иден" Дж. Лондон 7. "Три товарища" Э.М. Ремарк
8. "Ромео и Джульетта" У. Шекспир
9. "Облачный атлас Д. Митчелл
10. Рассказы О.Генри
11. Трилогия желания Т. Драйзер
12. "Большие надежды" Ч. Диккенс
13. "Ярмарка тщеславия" У. Теккерей
14. "Повелитель мух" У. Голдинг
15. "Позитронный человек" А. Азимов
16. "Форрест Гамп" У. Грум
17. "Убить пересмешника" Х. Ли
18. "Цветы для Элжернона" Д. Киз
19. "Колыбель для кошки" К. Воннегут
Универсальный список литературы:
1 часть: произведения из школьной программы по литературе.
1. "Война и мир" Л.Н. Толстой.
2. "Капитанская дочка" А.С. Пушкин
3. "Евгений Онегин" А.С. Пушкин
4. "Горе от ума" А.С. Грибоедов
5. "Мцыри" М.Ю. Лермонтов
6. "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов
7. "Шинель" Н.В. Гоголь
8. "Мертвые души" Н.В. Гоголь
9. "Отцы и дети" И.С. Тургенев
10. "Премудрый пискарь" М.Е. Салтыков-Щедрин
11. "Обломов" И.А. Гончаров
12. "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский
13. "На дне" М. Горький
14. "Гроза" А.Н. Островский
15. "Судьба человека" М.А. Шолохов
16. "Мастер и Маргарита" М.А. Булгаков 17. "Матренин двор" А.И.
Солженицын
18. "Студент", "Ионыч", "Человек в футляре", "Дама с собачкой",
"Смерть чиновника", "Хамелеон" А.П. Чехов
19. "Вишневый сад" А.П. Чехов
20. "Чучело" В.К. Железников
21. "И дольше века длится день" Ч.Т. Айтматов
22. "Уроки французского" В.Г. Распутин
23. "Обелиск" В.В. Быков
24. "Недоросль" Д.И. Фонвизин
25. "Мы" Е.И. Замятин
26. "Господин из Сан-Франциско" И.А. Бунин
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник
должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия
(например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над
предложенной проблемой и т.п.).
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного
материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение,
доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их
примерами из литературного материала. Можно привлекать
художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику,
произведения устного народного творчества (за исключением малых
жанров), другие источники отечественной или мировой литературы
(достаточно опоры на один текст).
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать
рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать
соотношение между тезисом и доказательствами.
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста
сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя
разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при
необходимости уместно употреблять термины.
Критерий № 5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет»
ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более
пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
1. Забвению не подлежит
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о
значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях,
достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы
конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации
в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к
поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах.
Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить
произведения художественной, философской, научной литературы, критики,
публицистики, мемуарной прозы.
Список произведений направления:
- А.И. Куприн, «Гранатовый браслет».
- Л.Н. Толстой «Война и мир».
- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».
- Н.С. Лесков «Левша».
- А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».
- М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека».
- Б. Пастернак «Доктор Живаго».
- М.Ю. Лермонтов «Бородино».
- А. Платонов «Котлован».
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка».
- К.М. Симонов «Живые и мертвые»
- А. Ахматова «Реквием»
- «Слово о полку Игореве»
- А.А. Блок «Двенадцать».
- М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- Виктор Гюго, «Собор Парижской Богоматери».
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Основные понятия направления:
Поколение Z
Зумеры (поколение Z) - поколение, родившееся после 1994 года,
живущее в совсем ином мире по сравнению со своими
предшественниками. Зачастую термин «поколение Z» рассматривается
в качестве синонима термина «цифровой человек». Для них цифровые
сервисы и технологии это неотъемлемая бытовая часть жизни. Эти
подростки отдают предпочтение престижным занятиям, для которых
чаще всего необходим высокий уровень подготовки и высшее
образование (предпринимательство, программирование,
юриспруденция, маркетинг, массмедиа). Поколение Z интересуется
наукой и технологиями (например, предполагают, что многие
представители поколения будут заниматься инженерно-техническими
вопросами, биомедициной, робототехникой), а также искусством.
5. Между прошлым и будущим: портрет
моего поколения.
Темы сочинений данного направления приглашают к
размышлению о культурных запросах современного человека, его
литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и
различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого
поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление
духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в
современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей
ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья
позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность
высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.
Список литературы к направлению:
- М. Петросян «Дом, в котором …»
- О. Рой «Изгои»
- А. Иванов «Сердце Пармы»
- П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»
- С. Лем «Солярис»
- В. Пелевин Generation «П»
- Т. Толстая «Кысь»
- Стругацкие «Трудно быть богом»
- Е. Замятин «Мы»
- С. Лукьяненко «Ночной дозор», «Дневной дозор»
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
Основные понятия направления:
Память это:
1. Способность сохранить и воспроизводить в сознании прежние
впечатления.
2. Воспоминание о ком-нибудь.
3. То, что связано с умершим.
(С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»)
Забвение угасание памяти о каком-либо явлении, событии или
человеке.
Слово "забвение " многозначное. Оно обозначает:
1) утрату памяти о чём-то - "предать забвению" означает забыть
(книж.):
2) пренебрежение чем-то: забвение приличий, своих обязанностей;
3) (устаревшее) то же, что забытьё: в минуту забвения.
Забыть - значит перестать помнить, о чем то, что, по меньшей мере, в
течение какого-то времени удерживалось в памяти.
2. «Я и другие»
При раскрытии тем, связанных с названным направлением,
целесообразно обратиться к различным формам человеческого
взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества,
проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу
сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и
способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения
понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт,
а также обращение к различным литературным источникам (в том
числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность
глубокого отклика на предложенную тему.
Список произведений направления:
- И.С. Тургенев «Отцы и дети»
- А.С. Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- М. Горький «На дне», «Мать», «Старуха Изергиль»,
- А. Островский «Гроза»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Бедные люди»
- А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок», «Тапер»,
«Чудесный доктор»
- В.Г. Распутин «Уроки французского»
- М.А. Шолохов «Тихий Дон»
- А.И. Солженицын «Матренин двор»
- Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
- В.В. Быков «Обелиск»
- К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Телеграмма»
- Е.И. Носов «Кукла»
- О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
- Дж. Остин «Гордость и предубеждение»
- У. Шекспир «Отелло» «Ромео Джульетта»
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Е. Замятин «Мы»
Г. Бакланов «Навеки-девятнадцатилетние»
В.С. Гроссман «Авель (Шестое августа)»
М. Зощенко «Перед восходом солнца», «Повесть о разуме»
В.К. Железников «Чучело»
А. Вампилов «Утиная охота»
Ф. Абрамов «Разговор с самим собой»
А.В. Иванов «Географ глобус пропил»
А.Н. Варламов «Лох»
Е. Гришковец «Рубашка»
Основные понятия направления:
В рамках данного направления можно обратиться к терминам
"рефлексия", "самопознание", "самоанализ", "самосовершенствование",
"самовоспитание", "самоконтроль" и т.д.
Рефлексия самоанализ, самопознание, самооценка, т.е. действие
мышления, направленного на свой внутренний душевный мир, свое
внутреннее состояние. Рефлексия – это внутренние сомнения,
обсуждения самим с собой своих действий и отношений, возникших
затруднений, поиск ответов на происходящее с самим собой.
Рефлексия – важнейший фактор развития человека и особенно его
духовного и нравственного состояния.
В обиходном, а также в некоторых психологических контекстах
рефлексией называют всякое размышление человека, направленное
на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности
(своеобразный самоанализ), например, собственных состояний,
поступков и прошедших событий. Рефлексия, в одной из версий,
может быть рассмотрена как разговор, своеобразный диалог с самим
собой. Рефлексия также обычно рассматривается в связи со
способностью человека к саморазвитию, и с самим этим процессом.
4. Разговор с собой.
Названное направление побуждает к размышлению о том, что
значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами,
которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о
работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления
нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или
поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы
позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной
личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о
необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая
тему, можно обратиться к художественной, психологической,
философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.
Список произведений направления:
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Капитанская дочка»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»
Л.Н. Толстой «Война и мир», «Детство. Отрочество. Юность», «Анна
Каренина»
Ф.М. Достоевский «Подросток», «Преступление и наказание», «Идиот»,
«Братья Карамазовы», «Слабое сердце», «Записки из подполья», «Сон
смешного человека»
И.С. Тургенев «Дневник лишнего человека», «Отцы и дети»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Поединок», «Молох»
А.П. Чехов «Черный монах»
И.А. Гончаров «Обломов»
И.А. Бунин «Солнечный удар»
М. Горький «На дне»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
М. А. Шолохов «Тихий Дон»
А.П. Платонов «Котлован»
Ю. Трифонов «Московские повести»
Основные понятия направления:
«Я» - «Человек» (Личность, индивидуум, существо) – живое
существо, в отличие от животного, обладающее даром речи и мысли и
способностью создавать и использовать орудия в процессе
общественного труда, обладатель лучших моральных и
интеллектуальных свойств.
«Другие» - «Общество» (сообщество, община, товарищество,
круг, среда) - совокупность определенных производственных
отношений, образующая особую ступень развития в истории
человечества. Организация, объединение людей, ставящих себе какие-
нибудь общие задачи.
Я - употребляется для обозначения себя самого в окружающей
среде как личности. Другой — это любой, кто не является мной,
отличается от меня, не тождественен мне и даже противостоит мне,
кого я не могу до конца понять, но в то же время этот "другой"
относится, как и я, к человеческому роду, что сближает нас.
3. Время перемен
В рамках данного направления можно будет поразмышлять о
меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих
внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед
каким выбором он оказывается в период формирования собственного
мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и
другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на
различные литературные источники (художественные произведения,
мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на
собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его
проблемами и противоречиями.
Список произведений направления:
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- И.С. Тургенев «Отцы и дети»
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
- И. Гончаров «Обломов»
- Д.И. Фонвизин «Недоросль»
- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы»
- А. Блок «Двенадцать»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- Ю.Ф. Трифонов «Обмен»
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- М.А. Булгаков «Дни Турбиных», «Собачье сердце», «Белая Гвардия»
- А.П. Чехов «Вишневый сад», «Ионыч», «Чайка»
- М. Горький «На дне», «Фома Гордеев»
- М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
- А.Н. Островский «Гроза»
- Э.М. Ремарк «Три товарища», «Земля обетованная»
___________________________________________________
Основные понятия направления:
Перемена(ы) это
1) изменение в ком-либо, чем-либо, поворот к чему-н. новому,
появление чего л. нового.
2) Замена одного другим. Например, перемена профессии, обстановки,
места жительства ...
Синонимы:
Изменение, видоизменение, смена, чередование, переворот, ломка,
перелом, перерождение, превращение, метаморфоза; переделка,
преобразование, модификация, реорганизация, реформа,
нововведение, превратность судьбы.
Эпитеты:
Резкая, внезапная, неожиданная, существенная, важная, значительная,
удивительная, всякая, любая ... перемена.