Презентация "Изобразительные средства языка"
Подписи к слайдам:
- К урокам развития речи
- Изобразительные
- средства языка
- Источники
- выразительности
- языка
- Лексика
- ( антонимы, синонимы,
- устаревшие слова,
- неологизмы,
- разговорная лексика,
- просторечная лексика)
- и
- фразеология
- Средства создания
- словесной образности:
- сравнение, метафора,
- гипербола,
- олицетворение,
- эпитет,
- перифраза.
- Синтаксических возможностей языка: риторический вопрос,
- риторическое восклицание, риторическое обращение,
- лексический повтор, синтаксический параллелизм,
- эллипсис (или неполнота предложений), предложения
- с прямой речью
- В языкознании изобразительные приёмы
- тропы
- фигуры речи
- (или стилистические фигуры).
- Троп (от греч. tropos —
- поворот, оборот речи) —
- изобразительный приём,
- состоящий в употреблении
- слова или выражения в переносном
- значении.
- Цель тропа - украсить речь,
- сделать её более
- выразительной.
- сравнение, метафора,
- гипербола, олицетворение,
- эпитет и перифраза.
- Фигура речи — это особое
- синтаксическое построение,
- служащее для усиления
- выразительности речи.
- Антитеза, градация,
- оксюморон, риторический вопрос,
- риторическое восклицание,
- риторическое обращение,
- лексический повтор,
- синтаксический параллелизм
- и эллипсис.
- Изобразительно-
- выразительные
- средства
- лексики и фразеологии
- Антонимы
- служат лексической
- основой
- для создания антитезы
- ("Я царь, — я раб, — я червь, — я бог!", Г. Державин).
- Неполные
- синонимы
- создают градацию
- стилистическая фигура - последовательное
- нагнетение или, наоборот, ослабление
- силы однородных выразительных средств
- художественной речи
- "Не жалею, не зову, не плачу...» Есенин
- "Восток белел... Восток алел... Восток пылал...». И. Тютчев
- Оксюморон - словосочетание, составленное из слов, противоположных по смыслу, основанное на парадоксе.
- «Живой труп»
- ( Л.Н.Толстой)
- «Оптимистическая трагедия»
- (Вс. Вишневский)
- «страшно красивая», «безумно умен»
- «мужественная женщина»
- Лексические
- изобразительные
- приёмы
- Устаревшие слова
- Разговорные
- слова
- Просторечные
- слова.
- Фразеологизмы
- Оксюморон строится
- на сочетании слов с
- противоречащими
- друг другу значениями
- Средства
- создания
- словесной образности
- сравнение,
- метафора,
- гипербола,
- олицетворение,
- эпитет,
- перифраза.
- Сравнение — изобразительный приём, основанный на сопоставлении одного предмета или явления с другим.
- Сравнение можно выразить
- различными способами.
- Предложения
- со сравни-
- тельными
- союзами
- как, будто,
- как будто,
- словно, точно;
- Формы
- сравнительной
- или
- превосходной
- степени
- прилагательных
- и наречий:
- . Творительный
- падеж со
- значением
- сравнения
- 1. Лед неокрепший на речке студёной,
- словно как тающий сахар, лежит.
- 2. На улицах не было ни души,
- словно весь город внезапно
- вымер.
- 3. Свет мой, зеркальце!
- скажи Да всю правду
- доложи:
- Я ль на свете всех милее,
- Всех румяней и белее?
- 4. На душе тоскливо — хоть волком вой.
- Метафора - изобразительный приём, основанный на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии, т. е. на употреблении одного слова для наименования другого предмета, в чём-то сходного с первым.
- И осень огненный парик срывает ливневыми лапами . ( В. Егоров)
- Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана (В. Маяковский).
- метафора
- И вот без шума и без стука
- Скок на порог подруга-скука.
- В лицо пытливо заглянула:
- Не ждя в ответ
- Ни «да», ни «нет»,
- В приют привычный проскользнула.
- Я ни мольбой, ни гибкой тростью
- Прогнать не в силах злую гостью.
- Косыми поведёт глазами,
- Как будто год
- Со мной живет,
- Сидит не двигаясь часами.
- Сухой рукой укажет флягу,
- Я выпью, на кровать прилягу,
- Она присядет тут же рядом
- И запоёт,
- И обоймёт,
- Шурша сереющим нарядом.
- С друзьями стал теперь в разводе,
- И не живу я на свободе.
- Не знаю, как уйти из круга:
- Всех гонит прочь
- В глуxую ночь
- Моя ревнивая подруга.
- Лежу, лежу... душа пустеет.
- Рука в руке закостенеет.
- Сама тоска уйдёт едва ли...
- И день за днём
- Живём, живём,
- Как пленники в слепом подвале.
- Частными разновидностями метафоры являются олицетворение и эпитет. Например, в предложении
- И осень огненный парик срывает ливневыми лапами (В. Егоров) метафора осень срывает (парик) одновременно является олицетворением, а метафора огненный (парик) — эпитетом.
- Гипербола
- Гипербола (от греч. hyperbole — избыток, преувеличение) — изобразительный приём, состоящий в явно неправдоподобном преувеличении свойств, качеств, признаков предмета, явления или действия.
- Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега (А. Толстой);
- В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский).
- Гипербола часто встречается и
- в обыденной эмоциональной
- речи, например:
- Тысячу раз спасибо;
- Я вам уже сто раз об этом говорил!
- Изобразительный приём, обратный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном преуменьшении свойств, качеств, признаков предмета, явления или действия, называется литота (от греч. litotes — простота),
- Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить… (Н. Некрасов);
- Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка (А. Грибоедов).
- Олицетворение
- Олицетворение — изобразительный приём, состоящий в том, что:
- 1) неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию приписываются свойства или действия живого существа, например: океан грозно ревел (т. е. издавал звуки наподобие животного);
- 2) неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию или живому существу, не обладающему сознанием, приписываются свойства или действия человека,
- река смеялась, переливаясь в лучах солнца
- гусь взволнованно рассказывал курам о своих приключениях
- Забормотал спросонок гром… (К. Паустовский);
- Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (А. Пушкин); …
- И теперь, глядя, как волчата гонялись по насту за щенком и боролись с ним, волчиха думала: «Пускай приучаются» (А. Чехов).
- Ночевала тучка золотая
- На груди утёса-великана,
- Утром в путь она умчалась рано,
- По лазури весело играя;
- Но остался влажный след в морщине
- Старого утёса. Одиноко
- Он стоит, задумался глубоко
- И тихонько плачет он в пустыне.
- ( М.Лермонтов)
- В силу того что олицетворение, как правило, создаётся глаголами в переносном образном значении, оно одновременно является частным случаем метафоры как изобразительного приёма.
- Эпитет
- Эпитет (от греч. epitheton — пpиложение, прибавление) — изобразительный приём, состоящий в образном определении предмета,
- А ну-ка песню нам пропой, весёлый (т. е. быстро двигающийся, летящий, резвый, похожий на весёлого человека) ветер (В. Лебедев-Кумач);
- Сквозь волнистые туманы пробирается луна, На печальные (т. е. кажущиеся автору унылыми, тёмными, как будто действительно печальными) поляны льёт печально свет она. (А. Пушкин).
- Эпитетами являются также образованные от качественных прилагательных качественные наречия в переносном образно характеризующем значении, например: печально дремлет небосвод, река лениво катит волны, сладко дремлет лес.
- В силу того что эпитет создаётся прилагательными (и образованными от них наречиями) в переносном образном значении, он одновременно является частным случаем метафоры как изобразительного приёма.
- Перифраза.
- Перифраза (иногда перифраз — от греч. periphrasis — пересказ, описательное выражение) — изобразительный приём, состоящий в замене какого-либо слова или выражения описательным оборотом, который называет существенные признаки обозначаемого.
- красный петух (об огне, пожаре),
- братья наши меньшие (животные),
- корабль пустыни (верблюд)
- стражи правопорядка (милиционеры),
- голубые береты (десантники),
- голубые каски (миротворческие силы), Страна восходящего солнца (Япония),
- город на Неве
- (Санкт-Петербург)
- Риторический вопрос, риторическое восклицание,
- риторическое обращение
- А судьи кто? — За древностию лет
- К свободной жизни их вражда непримирима… (А. Грибоедов);
- Да и кому в Москве не зажимали рты
- Обеды, ужины и танцы? (А. Грибоедов).
- Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н. Гоголь);
- Сколько он пролил крови солдатской в землю чужую! (И. Бродский).
- Прости, о слава! обманувший друг. Опасный ты, но чудный, мощный звук…
- (М. Лермонтов);
- Что ты делаешь, птичка, на чёрной ветке, оглядываясь тревожно?
- Хочешь сказать, что рогатки метки, но жизнь возможна? (И. Бродский).
- Лексический повтор — изобразительный приём, состоящий в намеренном повторении в тексте одного и того же слова или нескольких слов с целью обратить на них особое внимание читателя. С помощью лексического повтора выделяются ключевые для данного текста или его отрывка, особо значимые для автора слова. Приведём два примера из русской поэзии.
- Клянусь я первым днём творенья,
- Клянусь его последним днём,
- Клянусь позором преступленья
- И вечной правды торжеством… (М. Лермонтов).
- Он чёрен был, не чувствовал теней.
- Так чёрен, что не делался темней.
- Так чёрен, как полуночная мгла.
- Так чёрен, как внутри себя игла.
- Так чёрен, как деревья впереди,
- Как место между рёбрами в груди (И. Бродский).
- Синтаксический параллелизм (греч. parallelos — идущий рядом) — изобразительный приём, состоящий в одинаковом или очень сходном построении соседних предложений текста с целью обратить внимание читателя на смысл, заключённый в параллельных конструкциях.
- Мне не смешно, когда маляр негодный
- Мне пачкает Мадонну Рафаэля,
- Мне не смешно, когда фигляр презренный
- Пародией бесчестит Алигьери
- (А. Пушкин).
- Не оттого, что зеркало разбилось,
- Не оттого, что ветер выл в трубе,
- Не оттого, что в мысли о тебе
- Уже чужое что-то просочилось, —
- Не оттого, совсем не оттого
- Я на пороге встретила его
- (А. Ахматова).
- Эллипсис (греч. elleipsis — недостаток, нехватка), или неполнота предложений, — изобразительный приём, состоящий в намеренном пропуске какого-либо члена предложения или его части с целью придать высказыванию динамичность, сходство с живой разговорной речью.
- Я за свечкой, Свечка — в печку! Я за книжкой, Та — бежать И вприпрыжку Под кровать!
- (К. Чуковский);
- На прощанье — ни звука. Граммофон за стеной.
- В этом мире разлука — лишь прообраз иной
- (И. Бродский).
- Прямая речь как буквальная, дословная передача чужой речи всегда является изобразительным приёмом в художественных произведениях, поскольку служит для речевой характеристики героев, для создания яркого и ёмкого образа каждого из них.
- «О моё детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось… О сад мой! После тёмной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя… Если бы снять с груди и с плеч моих тяжёлый камень, если бы я могла забыть моё прошлое!»
- Индивидуально-авторские неологизмы (греч. neos — новый) —
- 1) слова, придумываемые мастерами художественного слова в определённом тексте с целью повысить его изобразительно-выразительные свойства и создать яркий, необычный образ, например: громокипящий кубок у Фёдора Тютчева,
- планов громадьё у Владимира Маяковского,
- акула Каракула у Корнея Чуковского,
- пластмассово-застывший океан у Евгения Евтушенко;
- 2) слова, возникающие в народном словотворчестве для выражения иронического или комического смысла, например:
- ожлобление народа, бессапожье, академарий, мордальон, конвульсиум, кока-колонизация, ханастезиолог, лживопись, бредисловие, прихватизация, бородоносец и др.
- фигура речи преимущественно письменного литературного языка, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения.
- "И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь»
- (П. Г. Антокольский).
- "И днем. И ночью. Кот ученый все ходит. По цепи. Кругом».
- ( А.С.Пушкин)
- Ни о каком ребенке речи не было, зато Олег купил видеомагнитофон. С рук. За бешеные деньги.
- ( В.Токарева)
- Этого только и не хватало. Но именно этого только и не хватало. Не хватало. Этого. Только.
- («Антон, надень ботинки!» В.Токарева ).
- "И пляшет тень его в окне .Вдоль насыпи. В ночи осенней. Там. За Араксом. В той стране"
- (П. Антокольский).
- П. способна передать интонацию живой непринужденной речи:
- "Об детях забывал! обманывал жену!
- Играл! проигрывал! в опеку взят указом!
- Танцовщицу держал! и не одну!..
- Пил мертвую! не спал ночей по девяти!
- Все отвергал: законы! совесть! веру!"
- (А.С. Грибоедов).
Русский язык - еще материалы к урокам:
- Презентация "Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка в процессе работы над сочинением"
- Конспект урока "Безударные гласные в приставках" 3 класс
- Презентация "Сочинение как средство развития коммуникативных компетентностей"
- Презентация "Таблицы Шульте. Развитие внимания"
- Презентация "Фонетика. Тайны согласных фонем"
- Презентация "Торопись да не ошибись! Склонение имен существительных" 4 класс