Тексты для выпускного сочинения

Вариант 1
(1)Это было несколько лет тому назад. (2)Все, собираясь праздновать Рождество,
готовили ёлки и подарки. (З)Витрины магазинов и окна домов сияли праздничными
огнями. (4)Повсюду были развешаны гирлянды и большущие цветные шары. (5) Толпа
горожан, пёстрая, шумная и весёлая, заполняла улицы.
(6)А я, бесприютный скиталец, был одинок в чужой стране ни семьи, ни друга, и
мне казалось, что я покинут и забыт всеми. (7)Вокруг была только пустота и не было
любви: дальний город, чужие люди, холодные сердца. (8)Как-то раз в тоске и унынии я
вдруг вспомнил о пачке старых писем, которую мне удалось сберечь через все испытания
чёрных дней. (9)Я впервые за минувший год достал её из чемодана, развязал... (10)Потом
развернул первое из писем это было письмо моей матери, написанное двадцать семь
лет тому назад.
(11)«Дорогое дитя моё, Николенька! (12)Ты жалуешься мне на своё одиночество, и
если бы ты только знал, как грустно и больно мне от твоих слов. (13)С какой радостью я
бы приехала к тебе и убедила тебя, что ты не одинок и не можешь быть одиноким! (14)Но
ты, конечно, знаешь, что я не могу покидать папу, так как он очень страдает и постоянно
нуждается в моём уходе. (15)А тебе надо готовиться к экзаменам, чтобы успешно
окончить университет. (16)Ну, дай я хоть расскажу тебе, почему я никогда не чувствую
одиночества.
(17)Видишь ли, сынок, человек одинок тогда, когда он никого не любит. (18) А если
любит, то ему и в голову не приходит размышлять о том, одинок он или нет. (19)В любви
человек забывает себя, он живёт в других. (20)А это и есть счастье.
(21)Я уже слышу твоё возражение, что счастье не в том только, чтобы любить, но и в
том, чтобы тебя любили. (22)Но кто действительно любит, тот не рассчитывает и не
выпрашивает: а что мне принесёт моя любовь?.. (23)Ждёт ли меня взаимность? (24)Или,
может быть, я люблю больше, а меня любят меньше? (25)Человек, который меряет и
взвешивает, не любит. (26)Отпусти свою любовь на свободу, пусть лучи её светят и греют
во все стороны. (27)И ты вскоре почувствуешь, что к тебе отовсюду текут струи ответной
любви. (28)Почему? (29)Потому, что твоя непосредственная, непреднамеренная доброта,
твоя бескорыстная любовь будет незаметно вызывать в людях доброту и любовь в ответ.
(30)И тогда ты воспримешь этот обратный поток не как выстраданное счастье, которого
надо было требовать и добиваться, а как незаслуженное земное блаженство».
(31)Я дочитывал мамино письмо со слезами на глазах. (32)Из дали прошедших лет я
снова услышал её тёплый голос, который принёс мне любовь и утешение, как
«незаслуженное земное блаженство».
(33)И тогда я подумал, что наша любовь это нить, которой мы привязаны к
любимому человеку. (34)Кто любит, у того сердце цветёт и благоухает, и он дарит свою
любовь так, как цветок свой запах. (35)Такой человек не чувствует себя одиноким.
(По И.А. Ильину.)*
.
Вариант 2
(1)Алексей Кондратьевич Саврасов писал картины природы и преподавал в Московском училище
живописи и ваяния. (2)Добрый и снисходительный к людям в жизни, в вопросах искусства он становился
требовательным и строгим.
(3) - Ну какая же это верба, юноша? - говорил он, просматривая работу ученика. - (4)Не знаете -
посмотрите. (5)Десять раз посмотрите, потом рисуйте. (6)Надо знать природу как свои пять пальцев, чтобы
писать пейзажи. (7)Верьте только своим глазам, а не выдумывайте природу!
(8)Потом подходил к другому этюду и вздыхал:
(9) - Тут всё правильно: и ветки, и почки, и молодые побеги. (10)Но разве же это живопись? (11)Это
рисунок для ботанического атласа, а не живопись. (12)Потому что мало знать природу, надо природу
чувствовать. (13)Разве вы не заметили, как печально склоняет ива к воде свои гибкие ветви? (14)А как
весело играют весной на берёзе серёжки! (15)Они так и светятся в лучах солнышка, которое ещё только
начинает пригревать. (16)А вы, хоть вы и смотрели на природу, главного-то и не увидели. (17)Не тронула
вас она. (18)Но если природу писать с волнением, с чувством, то картина ваша взволнует и зрителя. (19)А
так её - у купца в передней и то повесить нельзя, не то что в картинной галерее.
(20)Каждый год, едва заканчивались занятия в училище, отправлялся художник «на натуру» - с глазу на
глаз беседовать с полями, рощами, перелесками. (21) В 1871 году, ещё до прихода весны, уехал Саврасов из
столицы. (22)И вот он на Волге, в Костроме. (23)Всегда был ему по душе этот старинный русский город.
(24) В центре - высокая каланча да каменные ряды, в которых торгуют мясом, молоком, пряниками. (25)А
за ними - по пригоркам, по оврагам - лепится серая от времени, деревянная Кострома - настоящая большая
деревня. (26)Идёшь от Волги, поднимаешься в гору; плывёт в воздухе далёкий звон колоколов
Ипатьевского монастыря. (27)Тихо здесь после Москвы, и так легко, так свободно дышится!
(28)Художник снял комнатку в мезонине большого деревенского дома. (29)Но первые дни, даже недели,
работа не клеилась. (ЗО)Стоял у окошка, смотрел на занесённые снегом избы, на ветхую каменную
церковку, на хмурое небо да узловатые голые берёзы с чёрными прошлогодними гнёздами. (31)Ничто не
трогало в этом пейзаже сердца художника. (32)Надевал сапоги, долго шёл по побуревшей от грязи дороге,
присматривался, прислушивался, но весна не приходила. (ЗЗ)Возвращаясь в дом, он печально вздыхал,
жалуясь хозяйке:
(34) - Далеко ещё до весны, Дарья Петровна. (35)Ой, далёконько...
(36)Но весна пришла, как она приходит всегда, - неожиданно, сразу. (37)Однажды утром разбудили
художника неугомонные птичьи крики. (38)Он глянул в окошко и рассмеялся, как ребёнок, потому что за
окном голубело небо. (39)Наскоро накинув халат, Саврасов настежь распахнул створки окна. (40)Резкий
холод ворвался в комнату, но художник не замечал этого. (41)Вот оно! (42)Началось!.. (43)Робкий луч
солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими
зеркальцами заблестели первые лужицы. (44)Но главное - птицы! (45) С ликующим пронзительным
криком, стаями и в одиночку, они кружились в прозрачном весеннем воздухе, и унылые чёрные гнёзда
ожили: вокруг них хлопочут уже, кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости.
(46)Шаги заскрипели по лестнице, открылась дверь, и в комнату заглянула хозяйка. (47)Увидев открытое
окно, она потянулась его закрыть, но Саврасов остановил её.
(48) - Кондратьич, а Кондратьич! (49)Чай будешь пить? (50)Я самовар вскипятила.
(51) - Потом, потом, хозяюшка. (52)Не до того мне сейчас! (53)Грачи прилетели! - отозвался он,
взволнованный.
(54)Схватив палитру, так и не захлопнув окна, художник стал пристраиваться на подоконнике со своей
работой. (55)Напевая, набрасывал на белом холсте согретые первым лучом весны деревья, и почерневшие
избы, и маленькую церковку.
(56) Почему же так долго не мог взяться художник - признанный мастер пейзажа - за кисти и краски?
(57)Чего он ждал, чего ему не хватало? (58)Он ждал и нашёл наконец такой момент, когда в природе вдруг
всё стало меняться. (59)Теперь он мог показать природу в движении. (60)«Грачи прилетели!» так
сказалось, так и назвал он свою картину, ставшую впоследствии знаменитой. (61)В этой картине он
выразил всё, что томило его, чего ожидал он с таким нетерпением, - первое дуновение весны.
(По О.М. Туберовской*.)
Вариант 3
(1) Здесь полюс, поздравляю вас, ребята! – именно эти слова сказал начальник полярной
экспедиции Дмитрий Шпаро, когда в белёсой мгле ненадолго сверкнуло солнце и штурман Юрий
Хмелевский определил: цель достигнута. (2)Несколько секунд друзья ещё стояли, пошатываясь,
плотно прижавшись друг к другу. (3)И вдруг они кинулись обниматься, поздравлять друг друга,
радуясь нелегко доставшейся победе. (4)Северный полюс столбиком не отмечен, на нём ничего
нет, кроме льда и снега. (5)Это всего лишь символ, математическая точка, где сходятся меридианы
и сходят на нет параллели. (6)На Южном полюсе исследователи, единожды вычислив точку,
отметили её флагом и кругом из бочек. (7)На Севере из-за льда, постоянно перемещаемого
течением, полюс всякий раз надо вычислять заново. (8)Этой точки Земли не раз достигали на
собачьих упряжках, на мотосанях, дирижабле, на самолётах, на ней всплывали подводные лодки,
сюда дошёл отечественный ледокол «Арктика», а после него ещё более шестидесяти ледоколов из
разных стран. (9)А вот пешим ходом на лыжах полюса впервые достигла экспедиция из семерых
человек под руководством Дмитрия Шпаро в 1979 году. (10)Печать большой и необычной дороги
лежала теперь на этой семёрке. (11) Палатка выцвела из оранжевой стала прозрачно-жёлтой, до
дыр износились бахилы, лыжи были источены до предела. (12)Ну и, конечно, на лицах
запечатлелось всё, что пришлось испытать. (13)Выросшие бороды, порыжевшие носы,
обожжённые морозом, облупленные щёки. (14)Но это не были люди, до предела растратившие
свои силы: они радовались, как дети, шутили, смеялись. (15)И в один голос готовы были сказать,
что могли бы пройти ещё столько же.
(16)Среди множества писем, приходивших в редакцию в те дни, писем с горячей поддержкой
экспедиции и пониманием её задач, был и такой вопрос: (17)«Зачем?» (18)Вопрос этот столь же
старый, как и вся история человечества. (19) Всегда кто-то шёл по земле, обрекая себя на лишения,
даже на гибель. (20)А кто-то, сидя в спокойном тепле у костра в пещере или у телевизора в
квартире, говорил: (21)«Зачем?»
(22)Вопрошающих никто не помнит, так как они не совершили ничего значимого для будущих
поколений. (23)Тех же, кто шёл, история знает. (24)Усилиями легиона смельчаков были открыты
на Земле материки, острова, глубины, проливы, полюса, покорены горы, нанесены на карту
мельчайшие очертания лика Земли. (25)«Плавать по морю необходимо, жить не так уж
необходимо», – гласит древнее латинское изречение. (26)Людям хочется открывать неизведанное,
хотя это всегда рискованно. (27)Человек с колыбели своей истории сознательно рисковал своей
жизнью, чтобы совершать открытия. (28)Иначе мы не знали бы очертаний материков, глубин
океана, пространства пустынь, высоты гор и толщи снегов. (29)Точка полюса лишь некий
итоговый символ. (30)Главное состоит в преодолении пространства до полюса, в преодолении
полутора тысяч труднейших на всей земле километров, отделяющих остров Генриетты (точку
старта) от полюса. (31) Степень трудности перехода наивысшая, она требует предела человеческих
сил. (32) Мороз под сорок. (33)Торосы, разводья, которые надо преодолеть на лодках.
(34) Постоянное напряжение, риск.
(35)И вот он под ногами – полюс. (36)Величественный белый мир. (37)Чуть шевелится флаг на
мачте, будто во сне. (38)Под ним на льду шар-контейнер с такими дорогими для нас символами
родной земли. (39)Это останется на полюсе. (40) Остаются у флага и портреты легендарных
полярников: Седова, Русанова, Толля. (41)Володя Леденёв снимает на плёнку эти следы
посещения полюса. (42)Снимает он и ледяной столбик, вокруг которого сегодня начерчены сажей
параллели и меридианы.
(43)Ну вот всё и кончилось – дошли... (44)А Земля продолжает вертеться, – говорит Володя. —
(45)Друзья, а как там, интересно, на Южном полюсе… потеплее будет?
(По В.М. Пескову*)
Вариант 4
(1)Жил однажды чудак… (2)Он был очень богат и имел всё из вещей, что человек может себе
только пожелать. (3)Дом его украшали мраморные лестницы, персидские ковры и золочёная
мебель. (4)В саду, окружавшем этот роскошный дворец, благоухали цветы, били прохладные
фонтаны, заморские птицы услаждали слух своим причудливым пением.
(5)Однако, несмотря на внешнее благополучие, наш чудак чувствовал, что ему не хватает чего-то
самого главного, чего он даже и назвать не мог. (6)Человек решительный и отважный, он так
много мог, он почти всё смел, но он не знал такого, к чему можно стремиться, и жизнь казалась
ему бессмысленной и мёртвой. (7)Ничто не радовало его, и богатство, всё более умножаясь,
постепенно становилось для него горестным бременем.
(8)Тогда он пошёл к одной старой женщине, которая пестовала свою древнюю мудрость в пещере
дремлющей огненной горы. (9)Чудак рассказал ей о своей беде, и старуха ответила ему:
(10)«Отправляйся в большой мир, чтобы найти пропавшее. (11) Твоё несчастье велико: тебе не
хватает главного, и, пока ты его не найдёшь, жизнь для тебя будет бедой и пыткой».
(12)Эта сказка всегда приходит мне на ум, когда я думаю о современном мире и его духовном
кризисе. (13)Как богато человечество благами низшего порядка! (14) И будет делаться всё богаче.
(15)Пространство будет побеждено, таинственные формы материи будут открыты, и ими
овладеют. (16)Всё новые и новые инструменты, средства и возможности будут предоставлены
человеку в распоряжение, но главное отсутствует.
(17)«Как» земной жизни развивается безостановочно, но «зачем» – незаметно утрачивается.
(18)Это так, как если бы человек, который страдает рассеянностью, играл в шахматы и выработал
для себя дальновидный, сложный план, осуществление которого уже наполовину завершено, и
вдруг он забывает свой план. (19)«Прекрасно! (20)Но для чего я всё это предпринимал? (21)Чего я,
собственно, этим хотел?!» (22)Давайте вспомним о естественно-научных и технических
изобретениях последнего столетия. (23)Электричество, динамит, культуры бактерий, железобетон,
самолёт, радио, расщепление атома. (24)Само по себе этого довольно и сверхдостаточно, чтобы
создать нечто великое. (25)Выход на такой заоблачный уровень, на такие пути предполагает
наличие всеобъемлющего, окрылённого, дальновидного, целенаправленного сознания, развитие
искусства, несущего огромную духовно-воспитательную силу. (26)Жизнь без смысла при таких
условиях становится опаснее, чем когда бы то ни было. (27)Возможности созидания могут стать
средствами всеобщего разрушения. (28)Ведь сами по себе они не хороши и не плохи, они лишь
мощная, неопределённая «возможность», дремлющая огненная гора, непредсказуемая и
своенравная во всём.
(29)Современное человечество должно хотя бы интуитивно чувствовать, «куда» оно идёт, «зачем»
ему даны эти возможности, «как» надо употребить, применить всё это, чтобы творческий путь
познания не превратился в путь руин. (30)Что получится, если кучка лишённых духовных корней
и нравственно разнузданных «завоевателей мира» начнёт возиться с инструментами современной
химии, техники и науки?
(31)Несчастье современного человека велико, ибо ему не хватает главного – смысла жизни. (32)Он
должен отправиться на поиски. (33)И пока он не найдёт главного, беды и опасности будут
подстерегать всё чаще и чаще. (34)Несмотря на всю мощь его разума и широту его возможностей.
(По И.А. Ильину*)
Вариант 5
Два камня
(1)У самого берега лежали два камня − два неразлучных и давних приятеля. (2) Целыми днями
грелись они в лучах южного солнца и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не
нарушает их спокойного и мирного уюта.
(3)Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из
них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море. (4)Другой камень,
уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха.
(5)А когда немного успокоился, нашёл себе новых друзей. (6)Это были старые, высохшие и
потрескавшиеся от времени комья глины. (7)Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том,
как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время бури. (8)И, ежедневно повторяя
им эту историю, Камень, в конце концов, почувствовал себя героем.
(9)Шли годы. (10)Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем не
отличался от своих друзей − комьев глины. (11)Но вот набежавшая волна выбросила на берег
блестящий Кремень, каких ещё не видали в этих краях.
(12)− Здравствуй, дружище! − крикнул он Растрескавшемуся Камню.
(13)Старый Камень был удивлён.
(14)− Извините, я вас впервые вижу.
(15)− Эх, ты! (16)Впервые вижу! (17)Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу,
прежде чем меня унесло в море?
(18)И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как всё-
таки там было здорово, интересно.
(19)− Пошли со мной! − предложил Кремень. (20)− Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь
настоящие бури.
(21)Но его друг, Растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове «бури»
готовы были совсем рассыпаться от страха, и сказал:
(22)− Нет, это не по мне. (23)Я и здесь прекрасно устроен.
(24)−Что ж, как знаешь! − Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался в море.
(25)Долго молчали все оставшиеся на берегу. (26)Наконец Растрескавшийся Камень сказал:
(27)− Повезло ему, вот и зазнался. (28)Разве стоило ради него рисковать жизнью?
(29)Где же правда? (30)Где справедливость? (31)И комья глины согласились с ним, что
справедливости в жизни нет.
(По Ф. Д. Кривину*)
Вариант 6
(1)Нет, не сразу, а как-то время от времени он стал замечать в самых затаённых местах
паутину, на полу в углах серые холмики пыли, приставшую твёрдую крошку на краю вы-
мытой чашки или тарелки. (2)«Только ещё этого не хватало, − раздражённо думал он, −
неужели так всю жизнь было, только не замечал, а теперь, сидя на пенсии, от нечего де-
лать всё вижу...»
(3)Константин Николаевич поглядел на жену. (4)Она сидела, низко склонив голову над
шитьём. (5)За последнее время у неё появилась какая-то странная потребность чинить рва-
ные носки, ставить заплаты на застиранные полотенца. (6)Нет, совсем она стала не такой,
какою он знал её все тридцать пять лет после свадьбы. (7)Совсем не такой.
(8)Когда она вышла за него замуж, то подружки говорили ей, что он, Костя, ей не пара.
(9)Почему-то считали его менее значительным по сравнению с нею. (10)Но вот в итоге
квартира, машина, дача, и всё это он, а теперь ещё помогает дочери, у которой муж ока-
зался легкомысленным человеком, да и сыну приходится помогать. (11)Так что если гово-
рить о доброте, то вот она не порывом, а из месяца в месяц, когда себе отказываешь
ради детей.
(12)Константин Николаевич поглядел на жену. (13)Она по-прежнему сидела, низко
склонив голову. (14)Ставила очередную заплату. (15)В последнее время у неё появилось
немало странностей. (16)Хотя бы вот эти заплаты, причём яркие. (17) Затем щурить
глаза, как бы свысока глядеть на того, с кем говорит.
(18)− Следи лучше за домом. (19)Кругом грязь. (20)Ты стала неряшлива.
(21) В углах паутина.
(22)− Где паутина?
(23)И опять этот мерзкий прищур.
(24)− Вот тут, тут, тут! (25)− Константин Николаевич стал тыкать пальцем по углам.
(26)− Не может быть... (27)− Анастасия Петровна сощурилась и стала высматривать в
углах паутину.
(28)− Там ничего нет, ты просто придираешься, − сказала она обычным усталым
голосом.
(29)− Да ты ослепла, что ли?
(30)Константин Николаевич дёрнул в раздражении головой и ушёл в свою комнату.
(31)Встал у окна, бездумно глядя на улицу. (32)«Чёрт знает что, − кипело у него на
сердце, и она ещё иронизирует. (33)Нет, надо вернуться и заставить её снять паутину,
потыкать носом, а то «придираешься»... (34)И он пошёл к жене. (35) Но то, что он увидал,
заставило его замереть.
(36)Анастасия Петровна стояла в углу и напряжённо, как это бывает у плохо видящего
человека, всматривалась в стены, видимо отыскивая паутину. (37)В её лице и во всей фи-
гуре было что-то жалкое, беспомощное.
(38)− Настя! − встревоженно позвал Константин Николаевич.
(39)Она вздрогнула, обернулась, и он увидал её растерянные глаза. (40)Они были ши-
роко раскрыты, затем сощурились, как бы сделав взгляд высокомерным.
(41)− Я... я не вижу паутины, − сказала она.
(42)«Как не видишь?» хотел он сказать. (43)Он видел даже от двери эту чёрную
нить, вздрагивающую при малейшем движении воздуха. (44)Но смолчал, вдруг поняв, что
его жена стала плохо видеть и что она давно уже не та ловкая, весёлая, молодая, а
пожилая, если не старая, женщина, и виновато сказал:
(45)− Ты права, там действительно нет паутины... (46)Прости...
(По С. А. Воронину*)
Вариант 7
(1)В 1969 году в воронежской «Коммуне» я прочитал заметку «Заживо погребённый»
о человеке, который в сорок втором году дезертировал из армии и в течение двадцати лет
укрывался на чердаке. (2)Он недавно спустился на землю и назвал своё имя. (3)Тонких
Николай. (4)Случай невероятный. (5)Как журналист, я немедленно выехал в Воронежскую
область...
(6)Село Битюг-Матрёновка. (7)Хата на краю села. (8)Дверь открыла женщина лет
семидесяти. (9)Хозяйка не рада гостю, но голос искательный.
–(10)Сейчас позову Николая...
(11)Николай, как потом оказалось, первым увидел гостя и сразу в сарай.
(12) Любому человеку в его положении всякий разговор неприятен и тягостен.
(13) Но гость сидит на скамейке, достал сигареты, закурить предлагает надо
поддерживать разговор.
(14)Слово за словом я узнаю трагедию человека-труса.
(15)В сорок втором, когда полыхал Воронеж, когда немцы рванулись к Волге, с
холщовыми сумками за плечами из Битюг-Матрёновки в Липецк шла группа ребят.
(16)Парни спешили к месту, где люди получали винтовки, потом садились в теплушки
и отправлялись к Волге. (17)Каждый понимал, что ждёт его, но от страха руки только
крепче сжимали винтовку.
(18)А он испугался и бросил друзей, глухими дорогами пошёл назад, к дому.
(19) В подсолнухах дождался полуночи и, озираясь, постучал в хату у Битюга.
–(20)Мама, открой...
(21)Мать сжала его в объятиях.
–(22) Сынок... (23)Живой, здоровый. (24)Никому не отдам... (25)Один раз живём...
(26)Так начались страшные двадцать лет жизни на чердаке возле печной трубы.
(27)Семь тысяч дней, похожих как близнецы. (28)Наперечёт известные звуки: это мать
доит корову, это сестра повесила на стенку портфель, это скребётся мышь, это червяк
точит стропила... (29)При каждом незнакомом звуке человек у трубы
вздрагивал, сжимался в комок.
(30)Летом, в тёмные часы между зорями, человек спускался к земле. (31)Озираясь, он
обходил вокруг хаты, трогал руками подсолнухи, прикладывал ладони к остывающим
после дневной жары тыквам. (32)Уснувшие кузнечики шарахались из-под ног.
(33)Человек думал: «Это они меня боятся… (34)Часто думал: спущусь к людям, расскажу
всё. (35)Боялся. (36)Уже не кары за трусость боялся боялся жизни. (37)Я завидовал тем
ребятам, которые не вернулись. (38)Я думал: им хорошо, лежат спокойно, им носят цветы,
их помнят. (39)А я... (40)Зачем?.. (41)Много раз трогал руками верёвку. (42)Минута, и всё.
(43)Кому я нужен? (44)Но жутко – живём один раз...»
(45)Так через двадцать лет огородами к сельсовету прошёл никому не знакомый
человек, назвал себя… (46)Вот и вся трагическая и жалкая судьба дезертира,
променявшего живую жизнь на бесконечные годы страха. (47)Он живёт теперь среди нас,
сам зарабатывает свой хлеб. (48)Он устаёт на работе, избегает людей. (49)Спит он по-
прежнему на чердаке. (50)«Никак не привыкну к избе...» (51)Вечерами, перед тем как
полезть на чердак, долго стоит во дворе, провожает закат.
(52)Трусость в тяжкий для Родины час требует наказания. (53)Но у кого поднялась бы
сейчас рука на этого жалкого, ссохшегося, с потухшими от страдания глазами человека,
пережившего семь тысяч дней страха, наказавшего себя сверх всякой меры! (54)Этот
человек и теперь говорит: «Живём один раз». (55)Но он понимает, как беспощадны для
него эти слова. (56)Двадцать золотых лет зачёркнуто в жизни. (57)Да и теперь что за
жизнь? (58)Не всякий подаёт руку. (59)А когда идёт по селу, острый слух ловит шёпот:
–(60)Дезертир...
(61)Презрение людей – самое тяжкое наказание для человека. (62)А живём один раз...
(по В.М. Пескову*)
Вариант 8
(1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и
пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является
другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти
наши отношения: «Что нас объединяет?»
(З)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут
длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас
связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие
краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в
этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых
людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё
нормально, но за красивым фасадом — одни проблемы и пустота. (б)Часто такие
формальные связи хуже одиночества
(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если
в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают
усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения,
но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые
горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло.
(9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего
внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг
должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его
ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не
случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши
взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и
один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно
(12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались
преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим
индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их
как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими
они должны быть. (14)Мы не должны пытаться воспитывать и переделывать людей по
своему образу и подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души.
(16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей
индивидуальности; они — две колонны, поддерживающие крышу одного храма.
(По Е. Сикирич*)
Вариант 9
(1) Больше месяца горсточка храбрецов защищала осаждённый форт от беспрерывных атак с моря и воздуха.
(2) Боеприпасов и продовольствия становилось всё меньше. (3) И вот наступила страшная минута. (4)
Снарядов больше нет. (5) Запас продовольствия на одни сутки.
(6) В тот день немецкий истребитель сбросил вымпел с ультиматумом.
(7) Командир отвинтил крышку с алюминиевого цилиндра, вытащил бумагу, свёрнутую трубкой, и
прочитал: (8) «Вы окружены со всех сторон. (9) Предлагаю вам капитулировать. (10) Условия капитуляции:
весь гарнизон форта без оружия идёт на площадь возле кирхи. (11) Ровно в шесть часов по
среднеевропейскому времени на вершине кирхи должен быть выставлен белый флаг. (12) За это я обещаю вам
подарить жизнь. (13) В противном случае смерть. (14)Командир немецкого десанта контр-адмирал фон
Эвершарп».
(15) Всю ночь гарнизон форта шил флаг. (16) Незадолго до рассвета флаг размером по крайней мере в
шесть простынь был готов. (17) Моряки в последний раз побрились, надели чистые рубахи и один за другим, с
автоматами на шее и карманами, набитыми патронами, стали выходить по трапу наверх.
(18) Фон Эвершарп стоял на боевой рубке. (19) Над силуэтом рыбачьего посёлка подымался узкий
треугольник кирхи с чёрным прямым крестом, врезанным в пасмурное небо. (20) Большой флаг развевался на
шпиле. (21) В утренних сумерках он был совсем тёмный, почти чёрный.
(22) Фон Эвершарп отдал приказ, и флотилия десантных шлюпок и торпедных катеров направилась к
острову. (23) Остров вырастал, приближался. (24) Теперь уже простым глазом можно было рассмотреть кучку
моряков, стоявших на площади возле кирхи. (25) В этот миг показалось малиновое солнце. (26) Оно повисло
между небом и водой, верхним краем уйдя в длинную дымчатую тучу, а нижним касаясь зубчатого моря.
(27) Угрюмый свет озарил остров. (28) Флаг на кирхе стал красным, как раскалённое железо.
(29) –Чёрт возьми, это красиво, сказал фон Эвершарп, солнце хорошо подшутило над русскими. (30)
Оно выкрасило белый флаг в красный цвет, но сейчас мы опять заставим его побледнеть.
(31) Десантные шлюпки выбросились на берег. (32) Немцы __________бежали к форту. (33) И вдруг
подземный взрыв чудовищной силы потряс остров.
(34) Скалы наползали одна на другую, раскалывались. (35) Их корёжило, поднимало на поверхность из
глубины, из недр острова, и с поверхности спихивало в открывшиеся провалы.
(36) –Они взрывают батареи! крикнул фон Эвершарп. (37) Они нарушили условия капитуляции! (38)
Мерзавцы!
(39) В эту минуту солнце медленно вошло в тучу. (40) Красный свет, мрачно озарявший остров и море,
померк. (41) Всё вокруг стало монотонного гранитного цвета. (42) Всё, кроме флага на кирхе. (43) Фон
Эвершарп подумал, что он сходит с ума: вопреки всем законам физики, громадный флаг на кирхе продолжал
оставаться красным. (44) На сером фоне пейзажа его цвет стал ещё интенсивней. (45) Тогда фон Эвершарп
понял всё: флаг никогда не был белым, он всегда был красным. (46) Он не мог быть иным.
(47) Фон Эвершарп забыл, с кем он воюет. (48) Это не был оптический обман. (49) Не солнце обмануло
фон Эвершарпа – он обманул сам себя.
(50) Фон Эвершарп отдал новое приказание эскадрильи бомбардировщиков, штурмовиков, истребителей
поднялись в воздух. (51) Торпедные катера, эсминцы и десантные шлюпки со всех сторон ринулись на остров.
(52) И посреди этого бушующего ада, окопавшись под контрфорсами кирхи, тридцать советских моряков
выставили свои автоматы и пулемёты на все четыре стороны света. (53) Никто из них в этот страшный
последний час не думал о жизни. (54) Вопрос о жизни был решён. (55) Они знали, что умрут, но, умирая, они
хотели уничтожить как можно больше врагов.
(56) В этом состояла боевая задача, и они выполнили её до конца.
(57) Осыпаемые осколками кирпича и штукатурки, выбитыми разрывными пулями из стен кирхи, с
лицами, чёрными от копоти, залитыми потом и кровью, затыкая раны ватой, вырванной из подкладки
бушлатов, тридцать советских моряков падали один за другим, продолжая стрелять до последнего вздоха. (58)
Над ними развевался громадный красный флаг, сшитый большими матросскими иголками и суровыми
матросскими нитками из кусков самой разнообразной красной материи, из всего, что нашлось подходящего в
матросских сундучках. (59) Он был сшит из заветных шёлковых платочков, из красных косынок, шерстяных
малиновых шарфов, розовых кисетов, из пунцовых одеял, маек. (60) Алый коленкоровый переплёт первого
тома «Истории гражданской войны» был также вшит в эту огненную мозаику.
(61) На головокружительной высоте, среди движущихся туч, он развевался, струился, горел, как будто
незримый великан-знаменосец стремительно нёс его сквозь дым сражения вперёд, к победе.
(по В. П. Катаеву*)
Вариант 10
(1)−Убить!.. (2)Застрелить!.. (3)Сейчас застрелить мерзавца!.. (4)Без пощады!.. (5)Убийца!.. (6)Убить его!
кричали мужские, женские голоса толпы.
(7)Огромная толпа народа вела по улице связанного человека. (8)Человек этот, высокий, прямой, шёл
твёрдым шагом, высоко поднимая голову. (9)На красивом, мужественном лице его было выражение презрения
и злобы к окружающим его людям.
(10)Это был один из тех людей, которые в войне народа против власти воюют на стороне власти. (11)Его
схватили теперь и вели на казнь.
(12)−Это городовой, он ещё утром стрелял по нам! − кричали в толпе.
(13)Толпа не останавливалась, и его вели дальше. (14)Когда же пришли на ту улицу, где на мостовой
лежали вчерашние не убранные ещё тела убитых войсками, толпа освирепела.
(15)−Нечего оттягивать! (16)Сейчас тут и застрелить негодяя, куда ещё водить его? − кричали люди.
(17)Пленный хмурился и только выше поднимал голову. (18)Он, казалось, ненавидел толпу ещё более, чем
толпа ненавидела его.
(19)−Перебить всех! (20)Шпионов! (21)Царей! (22)Попов! (23)И этих мерзавцев! (24)Убить, убить сейчас!
− взвизгивали женские голоса.
(25)Но руководители толпы решили довести его до площади и там разделаться с ним.
(26)До площади уже было недалеко, когда в минуту затишья в задних рядах толпы послышался плачущий
детский голосок.
(27)−Батя! Батя! всхлипывая, кричал шестилетний мальчик, втискиваясь в толпу, чтобы добраться до
пленного. (28)−Батя! (29)Что они с тобой делают? (30)Постой, постой, возьми меня, возьми!..
(31)Крики остановились в той стороне толпы, с которой шёл ребёнок, и толпа, расступаясь перед ним, как
перед силой, пропускала ребёнка всё ближе и ближе к отцу.
(32)−Тебе сколько лет, мальчик?
(33)−Что вы с батей хотите делать? − отвечал мальчик.
(34)−Иди домой, мальчик, иди к матери, − сказал мальчику один из мужчин.
(35)Пленный уже слышал голос мальчика и слышал, что говорили ему. (36)Лицо его стало ещё мрачнее.
(37)−У него нет матери! − крикнул он на слова того, кто отсылал ребёнка к матери.
(38)Всё ближе и ближе протискиваясь в толпе, мальчик добрался до отца и полез к нему на руки. (39)В
толпе кричали всё то же: (40)«Убить! (41)Повесить! (42)Застрелить мерзавца
(43)И пленный спустил с рук мальчика и подошёл к тому человеку, который распоряжался в толпе.
(44)−Послушайте, сказал он, убивайте меня, как и где хотите, но только не при нём, он показал на
мальчика. (45)−Развяжите меня на две минуты и держите за руку, а я скажу ему, что мы с вами гуляем, что вы
мне приятель, и он уйдёт. (46)А тогда... тогда убивайте, как хотите.
(47)Руководитель согласился.
(48)Тогда пленный взял опять мальчика на руки и сказал:
(49)−Будь умник, пойди к соседке Кате.
(50)−А ты что же?
(51)−Ты видишь, я гуляю вот с этим приятелем, мы пройдём немного, а ты иди, а я приду. (52)Иди же,
будь умник.
(53)Мальчик уставился на отца, нагнул головку на одну сторону, потом на другую и задумался.
(54)−Иди, милый, я приду.
(55)−Придёшь?
(56)И ребёнок послушался. (57)Одна женщина вывела его из толпы.
(58)Когда ребёнок скрылся, пленный сказал:
(59)−Теперь я готов, убивайте меня.
(60)И тут случилось что-то совсем непонятное, неожиданное. (61)Какой-то один и тот же дух проснулся
во всех этих за минуту жестоких, безжалостных, ненавидящих людях, и одна женщина сказала:
(62)−А знаете что. (63)Пустить бы его.
(64)−И то, бог с ним, − сказал ещё кто-то. (65)− Отпустить.
(66)−Отпустить, отпустить! − загремела толпа.
(67)И гордый, безжалостный человек, за минуту до этого ненавидевший толпу, зарыдал, закрыл лицо
руками и, как виноватый, выбежал из толпы, и никто не остановил его.
(по Л. Н. Толстому*)
Вариант 11
(1)Было мне тогда всего девять лет от роду. (2)Как-то раз в лесу, среди глубокой тишины,
ясно и отчётливо почудился мне крик: «Волк бежит!» (3)Я вскрикнул и вне себя от испуга
выбежал на поляну, прямо на пашущего землю мужика.
(4)Это был Марей наш крепостной лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с
сильною проседью в тёмно-русой бороде. (5)Я немного знал его, но до того почти никогда
не случалось мне заговорить с ним. (6)Я в детстве мало общался с крепостными: эти
чужие, с грубыми лицами и узловатыми руками мужики казались мне опасными,
разбойными людьми. (7)Марей остановил кобылёнку, заслышав мой напуганный голос, и
когда я, разбежавшись, уцепился одной рукой за его соху, а другою за его рукав, то он
разглядел мой испуг.
(8)Волк бежит! – прокричал я, задыхаясь.
(9)Он вскинул голову и невольно огляделся кругом, на мгновенье почти мне поверив.
(10)Что ты, какой волк, померещилось: вишь! (11)Какому тут волку быть!
бормотал он, ободряя меня. (12)Но я весь трясся и ещё крепче уцепился за его зипун и,
должно быть, был очень бледен. (13)Он смотрел с беспокойною улыбкою, видимо боясь и
тревожась за меня.
(14)Ишь ведь испужался, ай-ай! качал он головой. (15)Полно, родный. (16)Ишь,
малец, ай!
(17)Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке.
− (18)Полно же, ну, Христос с тобой, окстись.
(19)Но я не крестился: углы моих губ вздрагивали, и, кажется, это особенно его
поразило. (20)И тогда Марей протянул свой толстый, с чёрным ногтем, запачканный в
земле палец и тихонько дотронулся до вспрыгивающих моих губ.
(21)Ишь ведь, улыбнулся он мне какою-то материнскою и длинною улыбкой,
господи, да что это, ишь ведь, ай, ай!
(22)Я понял наконец, что волка нет и что мне крик про волка померещился.
− (23)Ну, я пойду, − сказал я, вопросительно и робко смотря на него.
− (24)Ну и ступай, а я те вослед посмотрю. (25)Уж я тебя волку не дам! − прибавил он,
всё так же матерински мне улыбаясь. (26)Ну, Христос с тобой, и он перекрестил меня
рукой и сам перекрестился.
(27)Пока я шёл, Марей всё стоял со своей кобылёнкой и смотрел мне вслед, каждый
раз кивая головой, когда я оглядывался. (28)И даже когда я был далеко и уже не мог
разглядеть его лица, чувствовал, что он всё точно так же ласково улыбается.
(29)Всё это разом мне припомнилось сейчас, двадцать лет спустя, здесь, на каторге в
Сибири… (30)Эта нежная материнская улыбка крепостного мужика, его неожиданное
сочувствие, покачивания головой. (31)Конечно, всякий бы ободрил ребёнка, но в той
уединённой встрече случилось как бы что-то совсем другое. (32)И только бог, может
быть, видел сверху, каким глубоким и просвещённым человеческим чувством было
наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность
таилась в нём.
(33)И вот когда здесь, на каторге, я сошёл с нар и огляделся кругом, я вдруг
почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных каторжников совсем другим
взглядом и что вдруг исчезли всякий страх и всякая ненависть
в сердце моём. (34)Я пошёл, вглядываясь в встречавшиеся лица. (35)Этот обритый и
шельмованный мужик, с клеймами на лице, хмельной, орущий свою рьяную сиплую
песню, может быть, такой же Марей. (36)Ведь я же не могу заглянуть в его сердце.
(по Ф.М. Достоевскому*)
Вариант 12
(1)…Мы недавно поженились. (2)Ещё ходили по улице и держались за руки, даже если в
магазин шли. (3)Всегда вдвоём. (4)Я говорила ему: «Я тебя очень люблю». (5)Я ещё не
знала, как я его любила… (6)Мы жили в общежитии пожарной части, где он служил. (7)И
тут среди ночи какой-то шум – на Чернобыльской АЭС пожар. (8)Уехали они без
брезентовых костюмов: как были в одних рубашках, так и уехали. (9)Их не предупредили.
(10)Вызвали на обыкновенный пожар…
(11)А теперь – клиника острой лучевой болезни... (12)После операции по пересадке
костного мозга мой Вася лежал уже не в больничной палате, а в специальной барокамере,
за прозрачной плёнкой, куда заходить не разрешалось, поскольку уровень радиации был
очень высокий. (13)Там такие специальные приспособления есть, чтобы, не заходя под
плёнку, вводить уколы, ставить катетер… (14)Но всё на липучках, на замочках, и я
научилась ими пользоваться: открывать и пробираться к нему. (15)Ему стало так плохо,
что я уже не могла отойти ни на минуту. (16)Звал меня постоянно. (17)Звал и звал…
(18)Другие барокамеры, где лежали Васины сослуживцы, тоже получившие большую дозу
облучения, обслуживали солдаты, потому что штатные санитары отказывались, требуя
защитной одежды. (19)А я своему Васе всё хотела делать сама…
(20)Потом кожа начала трескаться на его руках, ногах, всё тело покрылось волдырями.
(21)Когда он ворочал головой, на подушке оставались клочья волос. (22)А всё такое
родное. (23)Любимое… (24)Я пыталась шутить: «Даже удобно: не надо носить расчёску».
(25)Если бы я могла выдержать физически, то я все двадцать четыре часа не ушла бы от
него и сидела рядышком. (26)Потому что, верите ли, мне каждую минутку, которую я
пропустила, было жалко… (27)И я готова была сделать всё, чтобы он только не думал о
смерти… (28)И о том не думал, что болезнь его ужасная и я его боюсь.
(29)Помню обрывок какого-то разговора, кто-то увещевает:
(30)Вы должны не забывать: перед вами уже не муж, не любимый человек, а
радиоактивный объект с высокой плотностью заражения. (31)Вы же не самоубийца.
(32)Возьмите себя в руки.
(33)А я как умалишённая:
(34)Я его люблю! (35)Я его люблю!
(36)Он спал, а я шептала: «Я тебя люблю!» (37)Шла по больничному двору: «Я тебя
люблю!» (38)Несла судно: «Я тебя люблю!»
(39)О том, что ночую у него в барокамере, никто из врачей не знал.
(40)Не догадывался. (41)Пускали меня медсёстры. (42)Первое время тоже уговаривали:
(43)Ты – молодая. (44)Что ты надумала? (45)Сгорите вместе.
(46)А я, как собачка, бегала за ними, стояла часами под дверью, просила-умоляла. (47)И
тогда они:
(48)Чёрт с тобой! (49)Ты – ненормальная!
(50)А мне было всё равно: я его любила и ничего не боялась. (51)Утром, перед восьмью
часами, когда начинался врачебный обход, показывали мне через плёнку: «Беги!» (52)На
час сбегаю в гостиницу. (53)А с девяти утра до девяти вечера у меня пропуск. (54)Ноги
мои посинели до колен, распухли, настолько я уставала. (55)Но моя душа была крепче
тела… (56)Моя любовь…
(57)Понимаю: о смерти люди не хотят слушать. (58)О страшном…
(59)Но я вам рассказала о любви… (60)Как я любила... (61)И люблю…
(62)А когда есть такая любовь, нет страха, нет усталости, нет сомнений, нет препятствий.
(по С. А. Алексиевич*)
Вариант 13
(1)Антонина Андроновна вышла из столовой. (2) Она окинула учительницу неприветливым
взглядом и спросила с холодком в голосе:
—(3)В чём дело?
-(4)Здравствуйте, - сказала Елена Петровна, еле сдерживаясь, чтобы не вспылить от обиды за
такой приём. - (5)Мне нужно поговорить о вашей дочери.
-(6)0 дочери?.. - Антонина Андроновна обернулась к Тамаре. -(7)Ты что натворила?
-(8)Я бы хотела поговорить, посоветоваться с вами, - сказала Елена Петровна, чувствуя, что на
лице у неё проступают красные пятна.
-(9)Ну что ж, войдите! - со вздохом пригласила Антонина Андроновна. -(10)0 чём советоваться-то
нам с вами, не знаю... (11)Тамара, иди-ка отсюда...
(12)Антонина Андроновна, жестом пригласив Елену Петровну сесть, уселась первая. (13)Кресло
скрипнуло под её тяжестью. (14)Елена Петровна села тоже.
-(15)Ваша дочь плохо учится, - сказала учительница. - (16) Она не делает домашних заданий, не
учит уроков...
(17) Антонина Андроновна посмотрела на неё с удивлением:
-(18)А я-то при чём же? (19)Я, что ли, буду за неё уроки учить?
-(20)Но вы можете и должны следить за тем, чтобы она готовила уроки.
(21) Антонина Андроновна отвернулась, махнув рукой:
-(22)Не до того мне. (23)Не до того! (24)Сами управляйтесь.
-(25)А разве вам всё равно, как учится ваша дочь? - спросила Елена Петровна спокойно, хотя в
глазах уже горели огоньки. -(26)Поймите меня, прошу вас! (27)Я не жаловаться пришла, а просто
посоветоваться...
(28) Помогите мне!
(29)Антонина Андроновна пожала плечами:
-(З0)Ну уж, голубушка...
-(31)Меня зовут Елена Петровна.
-(32)Очень хорошо, что вас зовут Елена Петровна. (ЗЗ)Но уж я вам скажу откровенно, Елена
Петровна. (34)Вот, скажем, для примера, портниха шьёт мне платье - и помощи никакой не
просит. (35)Вот, скажем, приходит монтёр чинить электричество - и тоже помощи не просит.
(36)Да и чудно было бы, если бы они помощи просили, ведь они же за свою работу деньги
получают. (37)А почему же вам надо помогать? (38)Вам ведь тоже деньги платят... (39)Моё дело -
кормить ребёнка, одевать. (40)А уж учить - это ваше дело. (41)А если моя дочь плохо учится,
значит, вы, голубушка... уж вы меня извините... значит, вы учительница так себе... (42)Неважная
вы учительница.
(43)Елена Петровна вскочила.
-(44)Ваше (...) меня потрясает! - сказала она дрожащим от гнева голосом. -(45)Может быть, я
неважная учительница, но вы очень плохая мать!
(46)Она с пылающим лицом быстрыми шагами вышла из комнаты. (47)Хлопнула входная дверь.
(48)Антонина Андроновна слегка покраснела, глаза её сверкнули. -(49)Ещё чище!
(50)3дравствуйте! (51)Теперь уж и мать плохая! (52)Не видали вы плохих-то матерей. (53)Вон по
двору детишки бегают: у иного и под носом не промыто, и пуговицы все оборванные... (54)А у
моей всё начищено да наглажено. (55)Я берегу девочку, чтобы никакой работы, никакой заботы,
не позволяю ей носового платка выстирать! (56)И незачем ей это делать: у нас есть домработница,
мы за это ей платим... (57)Ишь ты! (58)Это я-то плохая мать!
(59)Но, вдруг сообразив, что её никто не слушает, Антонина Андроновна встала и пошла в
столовую обедать.
(по Л.Ф. Воронковой*)
Вариант 14
(1) Мы ехали берегом Лены на юг, а зима догоняла нас с севера.
(2) Однако река упорно боролась с морозом: ближе к берегам она превращалась в застывшую
безобразную грязно-белую массу, а в середине лёд всё ещё ворочался тяжёлыми, беспорядочными
валами, скрывая от глаз застывающее русло, как одичалая толпа скрывает место казни.
(3) И вот однажды с небольшого берегового мыса мы увидели среди тихо передвигавшихся
ледяных глыб какой-то чёрный предмет, ясно выделявшийся на бело-жёлтом фоне.
(4) Ворона, — сказал один из ямщиков.
(5) Медведь, — возражал другой ямщик.
(6) Откуда же взяться медведю на середине реки? — спросил я у него.
(7) С того берега. (8)В третьем годе медведица вон с того острова переправилась с тремя
медвежатами. (9)Нонче тоже зверь с того берега на наш идёт. (10)Видно, зима будет лютая...
(11) Наш караван остановился у мыса, ожидая приближения заинтересовавшего всех предмета.
(12) А ведь это, братцы, козули, — сказал наконец один из ямщиков.
(13) Действительно, это оказались две горные козы. (14)Теперь уже ясно были видны их тёмные
изящные фигурки среди настоящего ледяного кошмара. (15)Одна из коз была побольше, другая
поменьше. (16)Мы предположили, что это были мать и дочь. (17)Причём старшая явно руководила
переправой. (18)Вокруг них безжалостные льдины бились, сталкивались, вертелись и крошились;
в промежутках что-то кипело и брызгало пеной, а нежные животные, насторожившись, стояли на
ледяном куске, подобрав в одно место свои тоненькие ножки... (19)Наверное, им было страшно,
ведь их жизнь могла оборваться в любую секунду. (20)Но, видимо, оставаться на том берегу им
было ещё страшнее, раз они, так чудовищно рискуя, затеяли эту опаснейшую переправу.
(21) Огромная льдина, плывшая впереди той, где стояли козы, стала как будто замедлять ход и
начала разворачиваться, останавливая движение задних. (22)От этого вокруг животных поднялся
вновь целый ад разрушения и плеска. (23)На мгновение два жалких тёмных пятнышка совсем
было исчезли в этом хаосе, но затем мы их заметили на другой льдине. (24)Опять собрав свои
тоненькие дрожащие ножки, козы стояли, готовые к очередному прыжку. (25)Это повторилось
несколько раз, и каждый новый прыжок с рассчитанной неуклонностью приближал их к нашему
берегу.
(26) Когда льдина, на которой находились козы, подошла к роковому месту столкновения с
берегом, у нас мороз по коже пробежал от страха за их судьбу: в таком аду из скопившихся
ледяных масс выжить было сложно.
(27) Сухой треск, хаос обломков, вдруг поднявшихся кверху и поползших на обледенелые края
мыса, — и два чёрных тела легко, как брошенный камень, метнулись на берег.
(28) Мы, стоя на мысу, невольно заслоняли козам вольготный проход.
(29) Однако умное животное, решив бороться за жизнь до конца, ничуть не побоялось нас, врагов
в будничной жизни, и не задумалось ни на минуту.
(30) Я заметил взгляд её круглых глаз, глядевших с каким-то странным доверием, и затем она
понеслась сама и направила младшую прямо к нам.
(31) От такой смелости и решительности даже наша большая хищная собака Полкан, вместо того
чтобы кинуться на добычу, сконфуженно посторонилась. (32)И старшая коза, бережно
загораживая собою младшую, пробежала мимо пса, бесстрашно коснувшись боком его шерсти...
(33) Эти бедные животные на наших глазах преодолели столько опасностей... (34)Вот оно
желание жить, — задумчиво произнес Сокольский, наш случайный попутчик, когда мы вновь
отправились в путь.
(35) А заметили ли вы, с каким самоотвержением старшая помогала младшей и как закрыла
младшую от собаки? (Зб)Вот оно — желание спасти...
(37)Всякий ли человек сделает это при таких обстоятельствах?
(38) Всякая мать, я думаю... — сказал я, улыбнувшись.
(по В. Г. Короленко*)
Вариант 15
(1)Художественное творчество, с моей точки зрения, не просто способ самовыражения. (2)Порой
оно может стать спасительной соломинкой, уцепившись за которую человек может пройти через
многие тяжёлые испытания и выжить. (3)И вот один из поразительных примеров.
(4) Удивительная женщина, художник-любитель Евфросинья Антоновна Керсновская много лет
провела в сталинском лагере, после чего начала зарисовывать всю свою жизнь с самого начала:
детство в Бессарабии, как была арестована в Румынии, как её в Сибирь сослали. (5)Много лет она
изображала быт, детали и комментировала свои рисунки.
(6) Вот что она пишет маме:
(7) «Я их рисовала для тебя, думая о тебе... (8)Я начала рисовать там, в Норильске, сразу после
того, как вышла из лагеря. (9)Не было ещё ни тюфяка, ни простыни, не было даже своего угла.
(10)Но я уже мечтала нарисовать что-то красивое, напоминающее прошлое — то прошлое,
которое
неразрывно было связано с тобой, моя родная! (11) И единственное, что я могла придумать, это —
рисовать...»
(12) И вот Евфросинья в картинках создаёт историю своей жизни, всех своих злоключений, чтобы
освободиться от тех тяжёлых воспоминаний, что окружали её после выхода из двенадцатилетнего
ада. (13)Она рисовала чем придётся: цветными карандашами, ручкой, иногда подкрашивала
акварелью.
(14) И эти незамысловатые, но такие подробные, правдивые рисунки поражают своей
убедительностью и внутренней свободой. (15)Целых двенадцать общих тетрадей были сочинены-
нарисованы ею в 60-х годах прошлого века. (16)В 1991 году они вышли отдельной книгой,
названной «Наскальная живопись». (17)И по сей день я, глядя на эти рисунки, которые появились
на свет так давно, где-то глубоко внутри ощущаю, насколько сильно искусство помогло этому
потрясающему художнику и просто благородной женщине выжить.
(18)Вот ещё одна история. (19)Художник Борис Свешников также долгое время находился в
заточении. (20)Альбомы его были нарисованы непосредственно там, в неволе, но они были не о
лагере, не о той жизни, которой он жил тогда, — они были фантастическими. (21)Он изображал
какую-то вымышленную реальность и необыкновенные города. (22) Тоненьким пёрышком,
тончайшим, почти прозрачным серебряным штрихом он создавал в своих альбомах параллельную,
невероятно загадочную, волнующую жизнь. (23)И впоследствии эти альбомы стали
свидетельством того, что его внутренний мир, фантазирование, творчество спасли ему жизнь в
этом лагере. (24)Он выжил благодаря творчеству.
(25) Другой необыкновенный художник, Михаил Соколов, современник Свешникова, будучи
посаженным в тюрьму за экстравагантный вид, тоже пытался искать свободы и спасения в
творчестве. (26)Он рисовал цветными карандашами, а порой и огрызками карандашей маленькие
картиночки три на три сантиметра или пять на пять сантиметров и прятал себе под подушку.
(27) И эти маленькие фантастические рисунки Соколова, по-моему, в каком-то смысле
грандиозней, чем некоторые огромные картины, написанные иным художником в светлой и
комфортной мастерской.
(28) Как видите, можно изображать реальность, а можно изображать фантазии. (29)И в том и в
другом случае то, что ты переносишь из своей головы, из души, из сердца, из памяти на бумагу,
освобождает тебя, выпускает на волю, даже если вокруг — тюремные решётки. (30)Поэтому роль
искусства поистине велика. (31)И неважно, чем и как ты это делаешь: творчество не знает границ,
не требует особых инструментов. (32)Оно, искреннее и правдивое, просто живёт в человеке, ищет
выхода и всегда готово бескорыстно помочь ему.
(по Л.А. Тишкову*)