Роль русского народного танца в системе патриотического воспитания

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Детская школа искусств №9
Статья
«РОЛЬ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА В СИСТЕМЕ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
подготовила
преподаватель хореографии
Мурыгина Галина Петровна
г. Курск
2017
Одной из основных задач воспитания детей является воспитание любви
к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Представление о
Родине начинается уже с картинки, слышимой музыки, окружающей природы,
жизни знакомых улиц. Вопросы патриотического воспитания молодого
поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных
граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении
всей истории развития человечества. У писателя Виктора Астафьева есть
замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина
он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран
проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине».
Патриотическое воспитание это процесс, который должен пронизывать
все слои становления и развития человека. Патриотизм немыслим без
нравственности, ответственности, любви. А все это должно быть
каждодневной, ежечасной заботой современного общества. В разные периоды
исследованием проблемы патриотического воспитания занимались такие
известные педагоги и исследователи, как К.Д. Ушинский Человек как
предмет воспитания»), С.А. Козлова, М.Ю. Новицкая Родной дом»),
Е.В.Соловьёва, Л.И.Царенко Наследие»), О.Л. Князева Как жили люди на
Руси», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»), Н.В.
Алёшина Патриотическое воспитание дошкольников»), Н.Г. Зеленова, Л.Е.
Осипова Мы живём в России») и др. Именно идея патриотизма всегда
являлась тем фундаментом, на котором во все времена консолидировались все
слои российского общества.
Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и
продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством
приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить
из каких-либо иных источников. Хореография искусство синтетическое, в
нем музыка оживает в движении, приобретает осязательную форму, а
движения как бы становятся слышимыми. Графичность поз и положений
танцоров роднит ее с живописью и скульптурой. Это позволяет использовать
хореографию как средство воспитания широкого профиля. Обращаясь к
танцевальной культуре, человек проходит школу духовного, музыкально-
танцевального воспитания. Хореографическое искусство имеет богатую
возможность широкого осуществления нравственно-патриотического
воспитания. Именно поэтому очевидна актуальность и востребованность
выбора данной темы.
Целью данной работы является определение роли русского народного
танца в системе патриотического воспитания детей и молодежи.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время
система патриотического воспитания подрастающего поколения требует
совершенствования и системности, для соответствия новым реалиям.
Глава 1. Проблема патриотических ценностей в современном мире
Русский патриотизм всегда отличался от всякого иного своей
беспредельной и безусловной, то есть не требующей ничего взамен, верностью
государству. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические,
административные и религиозные условия отражались в формах
общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло
с собой известные перемены в быту русского человека, что в свою очередь
накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего
развития не раз подвергался различным изменениям.
В настоящее время, в период глубокого раскола российского общества и
естественного отсутствия единой государственной идеологии, нет и единого
понимания патриотизма. Тем не менее, сейчас в российском обществе
сложилась ситуация, при которой у молодежи наблюдается всплеск
национальных, гражданских, патриотических чувств. По данным лаборатории
политических исследований ВШЭ на 2015 год, 75% россиян считают себя
патриотами. В 2006 году этот показатель составлял лишь 57%. Эта ситуация во
многом является уникальной и резко контрастирует с показателями начала
1990-х гг., когда многие стыдились, что живут в России, и стремились
покинуть родную страну. Эксперты объясняют небывалый патриотический
подъем у россиян и рекордный рейтинг Президента успешным проведением
Олимпиады в Сочи и присоединением Крыма к России. Именно культурные
или спортивные события чаще всего становятся поводом для неоспоримой
гордости россиян за свою страну, за свои силы, таланты, способности и
достижения. Балет, литература или фигурное катание способны объединить
всех без исключения людей в едином патриотическом порыве. У людей
появляется то, чем можно гордиться. В России единение вокруг знаковых
фигур культуры и спорта особенно ярко выражено среди всех европейских
стран, потому что наша страна в каждом отдельном случае старается доказать
свою уникальность в целом, а не просто талант какого-то одного русского.
Таким образом, на сегодняшний день сложилась ситуация, в которой
формирование и воспитание у молодежи патриотических чувств может
принести ощутимые результаты. Однако настойчивая догматическая
пропаганда патриотизма не добьется своих целей, в то время как через
прекрасное, в особенности через хореографическое искусство, отражающее
окружающую жизнь в художественных образах, процесс патриотического
воспитания подрастающего поколения может значительно ускориться.
Глава 2. Патриотическое воспитание детей в настоящее время.
В настоящее время Россия переживает непростой период своего развития
период духовного, ценностного кризиса. Стремительность процесса
цивилизации в будущем грозит такими серьезными кризисами, как потеря
духовности, невосприимчивость к культурному наследию, человеческая
разобщенность и др. Информационный взрыв лишь на поверхностном своем
уровне предстает как прогресс цивилизации. Преобладание чисто внешних
соприкосновений-контактов, лишенных коммуникативной полноты и
искренности, относится к числу существеннейших и коренных пороков
человечества. Находясь вне общества, вне постоянного и всестороннего
взаимодействия с окружающим миром, индивид не способен перерасти в
личность, стать человеком культуры. Молодое поколение особенно остро
реагирует на напряженную, социально и экономически неустойчивую
обстановку, чем и обусловлен рост отклонений в личностном развитии
молодых людей. А именно дети являются тем звеном, через которое
практически реализуется преемственность поколений, происходит накопление
производственного опыта и интеллектуального потенциала общества.
Особое место в социализации подрастающего поколения, формировании
и развитии духовно-нравственной сферы личности ребенка, в том числе,
чувства патриотизма, занимает семья. Через семью ребенок должен
приобретать чувство любви к Родине, получать генетическую связь поколений,
ментальность народов в оригинальном сочетании с их этническими и
религиозными особенностями. Однако на практике видно, что большинство
современных семей более ориентированы на удовлетворение материальных
потребностей, чем на нравственное воспитание детей. А ведь семья ячейка
общества, хранительница национальных традиций. Счастье семьи - счастье и
благополучие народа. В формировании культуры личности хореографическое
искусство является важнейшим аспектом воспитания. Трудности в
ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими
моментами вызваны тем, что они имеют наглядно-образное мышление,
поэтому необходимо использовать наглядные предметы и материалы.
Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок,
костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на
балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах.
Последующие их самостоятельные мнения и суждения порой заслуживают
уважения. В творческой деятельности заложены огромные возможности
воспитательного характера. Чувство Родины начинается у ребенка с
восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что
вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им
глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную
роль в становлении личности патриота. В последние годы государство стало
уделять немало внимания воспитанию детей, так например, была разработана
и утверждена постановлением Правительства РФ от 5.10.10 г №795
федеральная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2011-2015гг.». Все это, безусловно, дает свои
результаты, способствуя формированию гражданских и патриотических
качеств молодого поколения. Однако принимаемых мер недостаточно. В
условиях социального расслоения, экономического кризиса и отсутствия
общей идеологии получили развитие такие негативные проявления, как
националистические настроения, втягивающие в свою орбиту молодое
поколение. Разрешить возникший клубок проблем можно благодаря
разработке грамотной политики в сфере патриотического воспитания.
Воспитание гражданина и патриота, осознающего цели и задачи
жизнедеятельности личности, общества и государства, их роли в культурно-
историческом развитии, способного к сохранению и приумножению духовно-
нравственных ценностей, традиций и достижений своего Отечества, является
одной из приоритетных задач, без выполнения которой невозможно
возрождение величия и будущее России.
3. Воспитательная роль хореографического искусства.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального
самосознания. Через самобытные черты искусства того или иного народа
проявляется тема Родины в песне, музыке, танце. Вот почему изучение
национального искусства ненавязчиво прививает молодым людям чувство
любви к родине, к своему народу гражданско-патриотические чувства.
Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же
необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой
художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему
присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и
характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же
потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в
этом заключены основы национального характера, этнической самобытности,
выработанные в течение многих веков. Пытливое, чуткое ко всему родному,
любящее свою историю, стремящееся не оторваться от глубинных её истоков
подрастающее поколение – надежда России на то, что тысячелетние народные
традиции будут сохраняться, передаваясь из поколения в поколение.
Выдающийся танцор М. Эсамбаев, имевший в своем репертуаре танцы
разных народов мира, отмечал: «Для меня узнать народ - значит узнать его
танец, рожденный выдумкой, изобретательностью, воображением, разумом
народа. Танцы, которые издревле живут в народе, - подлинная энциклопедия
жизни. В каком бы далеком краю вы ни оказались, взглянув на танцы народа,
вы живо почувствуете склад обитателей этой страны, существо их
национального характера». Необходимость обращения к истокам народного
искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Не секрет, что помимо
экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис воспитания
подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые
связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить
преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические
настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное
отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к
бездуховности. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице
малыши окружены в основном современными ритмами, современной
музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Постижение и
осмысление прошлого является одним из факторов патриотического
воспитания детей через приобщение к истокам народной культуры, к духовной
жизни.
Народное искусство, являясь первоосновой профессионального
искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных
эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к
профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.
Источниками народного творчества являются родная природа,
окружающий быт, песенное творчество и танцевальное искусство. Знакомство
с культурой русского народа способствует всестороннему чувственному и
интеллектуальному развитию детей, формирует их мировосприятие,
духовность. У А.С. Пушкина есть такая мысль: «Уважение к минувшему - вот
черта, отличающая образованность от дикости». С древних времен народный
танец был одним из самых любимых видов искусства. Рожденные народом,
сохраняемые в течение веков, народные танцы продолжают волновать и
исполнителей, и зрителей. Они развлекают и завораживают, заставляют
переживать или радоваться, словом, не оставляют равнодушными никого.
Некоторые из них под воздействием времени и условий жизни
видоизменяются, а порой исчезают, другие же наоборот, становятся
традиционными на длительное время. Получение сведений о танцах разных
народов и различных эпох также необходимо, как и изучение грамоты и
математики. В этом и заключается основа национального характера, любовь к
своему краю, своей родине.
Русский народный танец получил наибольшее распространение и
развитие. Он разнообразен. Его название может складывается по одноименной
народной песне ("Камаринская", ени"), по количеству танцоров ("Парная",
"Четверка"), название может определять рисунок танца ("Плетень",
"Воротца"). Однако всем русским народным танцам свойственны общие
черты: это жизнерадостность, скромность и простота, поэтичность, удаль и
широта движений в сочетании с немалым чувством собственного достоинства
в танце. Знакомство с культурой русского народа способствует всестороннему
чувственному и интеллектуальному развитию детей, формирует их
мировосприятие, духовность. Здесь особенно важен практический показ
элементов педагогом и просмотр номеров известных ансамблей народного
танца: государственного ансамбля танца «Березка», государственного
ансамбля имени И. Моисеева и др. М. П. Мусоргский сказал: «Утрата народом
своего искусства, своих художественных ценностей это национальная
трагедия и угроза самому существованию нации». Воспитание детей в
хореографическом коллективе, основанное на традициях народной культуры,
считается истинно патриотическим, так как оно формирует гражданское
самосознание, знание культуры своего народа, воспитывает преданность и
любовь к Отечеству, в том числе к своей малой Родине.
В заключение можно сделать выводы о том, что сегодня, как никогда
актуальна проблема патриотического воспитания детей, сохранения русской
нации и других народов России, сбережения культурного наследия, уважения
к национально-патриотическому прошлому. Одно из самых выразительных и
действенных средств патриотического воспитания это введение ребенка в
мир культуры и истории Родины через хореографическое искусство.
Танец отражает жизнь людей во всех ее проявлениях, создает красоту
разнообразными средствами (пластическими и музыкальными,
динамическими и ритмическими, зримыми и слышимыми), оказывает
серьезное воздействие на духовно-нравственное состояние общества,
располагая весьма мощным механизмом эмоционального воздействия на
личность ребенка, на выработку у него высочайшей гражданственности и
ответственности за судьбу Родины.
Соприкасаясь с народным искусством и традициями, дети духовно
обогащаются, у них появляется интерес к истории, культуре и истокам своего
народа. Хореографические коллективы решают определённую социальную
задачу, гармонично развивая каждого участника духовно и физически.
Полученное с детства эстетическое и нравственное воспитание сыграет
несравненную положительную роль в его жизни. То, что было истинно
великим, останется великим навсегда. Заботясь о культурном и нравственном
воспитании детей, мы обязаны делать ставку на нетленные духовные ценности
своего народа. А воспитание патриотизма, гражданственности, неравнодушия,
активности молодого поколения необходимое и достаточное условие
возрождения России как великого процветающего государства.
Список использованных источников.
1. Баранов Н.А. Патриотизм в системе общероссийских ценностей екст] /
Н.А. Баранов // Материалы межвузовской научной конференции 10 декабря
2002 г. - СПб.: БГТУ, 2003. - С.50-53
2. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь екст] / Гл. ред.
Б.М. Бим-Бад - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с. 3.
Боякова, Е.В. Художественное развитие детей [Электронный ресурс] / Е.В.
Боякова // Электронный научный журнал "Педагогика искусства". 2011. -
1. – Режим доступа: http://www.art-education.ru 4. Вырщиков, А.Н., Кусмарцев,
М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском
обществе. Монография екст] / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. - Волгоград:
НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с. 5. Вырщиков, А.Н., Кусмарцев, М.Б.
Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное
издание екст] / - А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. - Волгоград: НП ИПД
«Авторское перо», 2005. - 119 с.
6. Голейзовский, К.Я. Образы русской народной хореографии екст] / К.Я.
Голейзовский. - М.: Искусство, 1964. 364 с. 7. Григорович, Ю.Н. Балет.
Энциклопедия екст] / под ред. Ю.Н. Григоровича. - М.: Советская
энциклопедия, 1981. - 623 с. 8. Иванова, С.Ю., Лутовинов, В.И. Современный
российский патриотизм екст] / С.Ю.Иванова, В.И. Лутовинов. - Ростов н/Д:
Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. - 320 с.
9. Кива, А. Национальная идея - обруч нации екст] / А. Кива. М.:
Ориентир,1996. - № 12. - С. 32.
10. Кольцова, В.А., Соснин, В.А. Социально-психологические проблемы
патриотизма и особенности его воспитания в современном российском
обществе екст] / В.А. Кольцова, В.А. Соснин // Психологический журнал. -
2005. - № 4. - С. 89-97.
11. Конорова, Е. Эстетическое воспитание средствами хореографического
искусства екст] / Е. Конорова. - М.: Просвещение, 2000. – 60 с. 12. Кудрявцев
В.Т. Развитое детство и развивающее образование: основания культурно-
исторического подхода. Ч. I. Дубна, 1997. 174с. 13. Ленин, В.И. Полное
собрание сочинений [Текст]: т. 37 / В.И. Ленин. 5-е изд. – М.: Изд-во
политической литературы, 1969, С. 190. 14. Лобов, В.Н. О долге и чести
воинской в Российской армии: Собрание материалов, документов и статей
екст] / Сост. Ю.А. Галушко, А.А. Колесников: Под ред. В.Н. Лобова. - М.:
Воениздат, 1990. - С.26. 15. Лутовинов, В.И. Современный российский
патриотизм: сущность, особенности, основные направления [Текст] / В.И.
Лутовинов // Studia Humanitatis. 2013. - № 2. – 27 с. 16. Малышева, Е. Память
о войне [Электронный ресурс] / Е. Малышева // Журнал «Москва». - 2014.
май. Режим доступа:
http://www.moskvam.ru/publications/publication_1105.html 17. Матюшкин,
Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. -
М.: Педагогика. - 1991. – 160 с.
18. В.С. Мухин, Возрастная психология: детство, отрочество, юность:
Хрестоматия/Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. М.: Академия,
2001. – 624 с.
19. Нестеров, Ф. Связь времен екст] / Ф. Нестеров. - М.: Изд-во «Молодая
Гвардия» – 1987. – 239 с.
20. Пасютинская, В. М. Волшебный мир танца екст] /В. М. Пасютинская. -
М.: Просвещение, 1985. – 223 с.
21. Путин, В.В. О патриотическом воспитании лектронный ресурс] / В.В.
Путин // - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=135Pmj3ggZE 22.
Пуртова, Т.В., Беликова, А.Н., Кветная, О.В. Учите детей танцевать: Учебное
пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования.
- М.: Владос. - 2003. - 256 с.
23. Реан, А.А. Психология детства екст]: Практикум. / Под ред. А.А. Реана. -
М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004. – 224 с.
24. Розанов, В.В. Уединенное [Текст]: т. 2. / В.В. Розанов. - М.: Правда, 1990. -
С.117.
25. Ротерс, Т. Музыкально ритмическое воспитание и художественная
гимнастика екст] / Т. Ротерс. - М.: Просвещение. - 1989. – 175 с. 26. Селевко,
Г.К. Энциклопедия образовательных технологийекст] / Г.К. Селевко // НИИ
школьных технологий. - Серия: Энциклопедия образовательных технологий. –
М., 2006. С. 816. 27. Сикевич, З.В. Национальное самосознание русских
екст]: Учебное пособие / З.В. Сикевич. - М.: Механик, 1996. - 208 с. 28.
Слонимский, Ю. В честь танца екст] / Ю. Слонимский. - М.: Искусство, 1988.
- 402 с.
29. Троицкий, В.Ю. О патриотическом воспитании [Электронный ресурс] /
В.Ю. Троицкий // Русский Вестник. 2004. - №16. Режим доступа:
http://www.rv.ru/content.php3?id=5173 30. Устинова, Т.А. Русский народный
танец [Текст] / Т.А. Устинова. - М.: Искусство, 1976. - 152 с.
31. Устинова, Т.А. Беречь красоту русского народного танца екст] / Т.А.
Устинова. - М.: Молодая гвардия, 1959. – 112 с. 32. Цинченко, Г.М. Роль семьи
в формировании патриотизма у подрастающего поколения [Электронный
ресурс] / Г.М. Цинченко // - Режим доступа: http//ms-solutions.ru