Презентация "Эскиз русского народного костюма"

Подписи к слайдам:
Методическое обеспечение изучения темы «Эскиз русского народного костюма»
  • Составлен: Шебаршовой Ольгой Юрьевной
  • Для обучающихся сыктывкарского колледжа сервиса и связи по специальности
  • 260903.51 «Моделирование и конструирование швейных изделий»
  • Сыктывкар 2015
  • Народный костюм – значительная область каждой традиционной национальной культуры, обладающая как широтой и глубиной культурных и художественных связей, так и богатством форм выражения.
  • Цель: Обучение студентов сыктывкарского колледжа сервиса и связи по специальностям 260903.51 «Моделирование и конструирование швейных изделий», последовательности выполнения эскиза русского народного костюма (Нижегородская губерния).
  • Задачи: 1. Познакомить с историей русского народного костюма.
  • 2. Познакомить с конструктивными особенностями кроя русского народного костюма.
  • 3. Познакомить с основами композиции эскиза русского народного костюма.
  • 4. Освоить последовательность выполнения эскиза русского народного костюма.
  • II. Планирование раздела занятия по теме
  • «Эскиз русского народного костюма»
  • № п/п
  • Тема занятия
  • Всего часов
  • Теоретические занятия
  • Практические занятия
  • Самостоятельная работа
  • I
  • Занятие в музее (отдел этнографии НМРК).Знакомство с историей русского народного костюма.
  • 4
  • -
  • 2
  • 2
  • II
  • Выполнение рисунка в карандаше.
  • 2
  • -
  • 2
  • -
  • III
  • Выполнение работы в материале (в технике акварели).
  • 2
  • -
  • 2
  • -
  • IV
  • Общее количество часов
  • 8
  • -
  • 6
  • 2
  • Содержание занятий.
  • Цель: Выполнение натурных набросков русского народного костюма (крой, конструкция, элементы орнамента, цвет).
  • Задачи: 1. Дать необходимые сведения о народном костюме, познакомить студентов с особенностями костюма (метод экскурсии).
  • 2. Развивать логическое мышление, внимательность в изучении объекта, изобразительную активность и умение анализировать.
  • 3. Воспитать интерес, любовь и уважение к своей родине, эстетические и духовно-нравственные качества.
  • 1. Занятие в музее (отдел этнографии НМРК). Знакомство с историей русского народного костюма
  • Методы: 1. Беседа (экскурсия).
  • 2. Работа с источником (сделать рабочие эскизы русского народного костюма).
  • Оборудование и материалы:
  • 1. Цветные карандаши и мелки.
  • 2. Бумага для набросков.
  • Рекомендации:
  • 1. Зарисовать общую форму костюма.
  • 2. Зарисовать конструктивные особенности кроя русского народного костюма.
  • 3. Зарисовать фрагменты участка ткани или орнамента.
  • 4. Копирование цвета (на эскизах отобразить цвет используемый в костюме).
  • 5. Домашние задание: доработать рабочие эскизы, выполненные в музее.
  • Цель: Выполнение рисунка эскиза русского народного костюма на фигуре человека в карандаше.
  • Задачи: 1. Закрепить этапы построения фигуры человека и костюма на ней.
  • 2. Развитие умений работать простым карандашом.
  • 3. Воспитать аккуратность и эстетичность в студенте.
  • 2. Выполнение рисунка в карандаше
  • Методы: 1. Инструктаж по выполнению задания.
  • 2. Самостоятельная работа над эскизом под контролем преподавателя.
  • Оборудование и материалы:
  • 1. Карандаши Т, ТМ, М, 2М.
  • 2. Бумага формата А3.
  • Рекомендации:
  • 1. Проверить и уточнить пропорции всех деталей костюма и кроя между собой и по отношению ко всему эскизу в целом.
  • 1.1 Пропорции большой формы:
  • • соотношение головы к росту взрослого человека колеблется приблизительно от 1:7,2 до 1:8;
  • • рост человека соответствует расстоянию размаха руки;
  • • рост человека делиться на две равные части;
  • • грудная клетка – одна из основных формообразующих частей тела человека, ее высота определяется размером головы с шеей;
  • • высота таза соответствует высоте головы;
  • • длина руки соответствует трем высотам головы;
  • • конец среднего пальца при опущенной руке доходит до середины бедра [5].
  • 2. Определиться с последовательностью построения рисунка русского народного костюма на фигуре. Рисунок выполняется на тонированной бумаге с последующим переводом на основной формат А3.
  • 2.1. Наметить условно-пропорциональную схему фигуры:
  • А) положение осевой линии; основных конструктивных линий фигуры (линии плеч, груди, талии, бедер, середины бедра, колена, середины голени, стопы) в соответствии с воображаемой линией горизонта.
  • Б) Наметить очертание силуэта туловища. Отобразить направление верхних и нижних конечностей соответственно характеру движения.
  • В) Прорисовать основные участки тела, верхние и нижние конечности, кисти рук и ступни.
  • 2.2. Наметить рисунок костюма на модели в соответствии с заданным силуэтом (прямой, полуприлегающий, приталенный) и характером движения.
  • А) Провести разметку силуэта по горизонтали и вертикали.
  • Б) Наметить контурное очертание деталей и элементов костюма.
  • Цель: Выполнение эскиза русского народного костюма в цвете.
  • Задачи 1. Закрепить этапы последовательности в работе с красками.
  • 2. Сформировать умения и навыки в смешивании красок.
  • 3. Добиться в работе колористического единства и образа.
  • 3. Выполнение работы в материале (в технике акварели)
  • Методы: 1.Инструктаж по выполнению задания.
  • 2. Самостоятельная работа над эскизом в цвете под контролем преподавателя.
  • Оборудование и материалы:
  • 1. Акварельные краски и кисти.
  • 2. Палитра.
  • Рекомендации:
  • Для работы рекомендуется использовать метод лессировки. Этот метод нанесения слоев краски называется «мокрым-по-сухому», потому что каждый слой должен полностью высохнуть до того, как на него будет положен следующий. Это «классическая» акварельная техника. Когда каждый слой краски высыхает, он формирует четкие края – границы. Эти границы один из плюсов детали живописи «мокрым-по-сухому», поскольку они добавляют всему изображению живую энергию.
  • Успех метода зависит от тщательного планирования. Не стоит накладывать слишком много слоев краски. Как правило, следует ограничиваться тремя размывками, поскольку в ином случае краска теряет чистоту, становясь грязной[3].
  • IV. Терминологический словарь
  • Александринка (александрийка) – праздничная мужская рубаха из красной хлопчатобумажной ткани.
  • Ворварка – основание кисти яйцевидной или круглой форм, оплетенное нитями (шерстяными, шелковыми или металлическими) или обнизанное бисером.
  • Гайтан – женское нагрудное украшение в виде длинной тканной полосы, украшенной бисером, иногда вышивкой, или длинной, низанной из бисера полосы. Внизу подшивались медная иконка, крест, медальон.
  • Галун – золотая или серебряная лента узорного качества для отделки одежды, головных уборов.
  • Кисея – очень тонкая, прозрачная, хлопчатобумажная ткань фабричного производства.
  • Кожанки – кожаные сапоги.
  • Колты – серьги.
  • Коротена – плечевая женская одежда.
  • Коты – башмаки.
  • Кушак – пояс.
  • Плат – платок.
  • Подоплека – холщовая ткань, которой подбивались изнутри мужские рубахи, сарафаны.
  • Подстава – нижняя часть рубахи.
  • Повойник – мягкая шапочка, сшитая из холста, имеет донце.
  • Онучи – принадлежность женского и мужского костюма – обертки для ног, использовавшиеся с лаптями. Изготавливались из грубого холста или сукна домашнего изготовления.
  • Штоф – фабричная шелковая плотная ткань с одноцветным узором. Использовалась для шитья праздничной одежды, головных уборов.
  • V. Список литературы
  • 1. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия./ Авт.-сост. Н.Соснина, И.Шагина.-СПб.,2001-168с.
  • 2. Художественно-педагогический словарь./ Авт.-сост. Н.К.Шабанов, О.П.Шабанова, М.С.Тарасова, Т.Д.Пронина.-М.,2005.
  • 3. Акварель. Полный курс./ Авт. Стен Смит. перевод. ТОО «Внешсигма». -М., 1998.
  • 4. Материалы в изобразительном искусстве: Пособие для учителей./ Авт. Н.В.Одноралов. Просвещение. - М., 1983-144с.,ил.
  • 5. Основы учебного академического рисунка./Авт. Н.Ли.-М.,1998-478с.
  • 6. Рисунок и живопись./Авт. Ю.М. Кирцер. Высшая школа.-М.,1998-270с.
  • 7. Русский народный свадебный костюм./Авт. С.В. Горожанина, Л.М. Зайцева. - М., 2003-128с.