КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Воспитательная система школы как среда творческого развития личности»

1
Южный федеральный университет
Педагогический институт
Кафедра педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Воспитательная система школы
как среда творческого развития личности»
Исполнитель:
студентка 4 курса
филологического отделения
факультета лингвистики и
словесности ОЗО
Бочарова Наталья Юрьевна
Научный руководитель:
канд. пед. наук, доцент
Гладченкова Н.Н.
Ростов-на-Дону-2011
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ проблемы творческого
развития личности в процессе воспитания………………………………..…5
1.1. Анализ основных понятий исследования в воспитательной
системе.……………………………….5
1.2. Педагогические условия развития творческих
способностей школьников………………………………..…..8
1.3. Понятие воспитательной системы школы как среды
творческого развития школьников……………………………14
Глава II. Экспериментальное исследование развитие личности
и творческих способностей учащихся в процессе воспитания………....20
2.1. Методы диагностики творческих способностей учащихся……....…20
2.2. Система воспитательной работы школы с целью
творческого развития школьников……………………………………......24
2.3. Анализ и результаты исследования……………………………………..32
Заключение………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………...….36
Приложение…………………………………………………
3
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных целевых установок современного российского
образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию
ребёнка в общество, является формирование установки на творческую
деятельность. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно
действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти
за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать
самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Поэтому одной из
социально значимых задач современной школы является развитие творческой
личности в процессе обучения и воспитания. Социально – экономические
изменения в обществе, произошедшие за последние годы, негативно повлияли
не только на духовное и физическое здоровье детей, но и на развитие их
творческих способностей. В сложившихся условиях сформированность
творческих способностей учащихся приобретает особую значимость.
Вышесказанное позволяет говорить нам об актуальности выбранной темы.
Идеи, связанные с проблемой развития творчества, привлекали внимание
исследователей в разные времена. В работах Яна Амоса Коменского, Джона
Локка, Иоганна Песталоцци, Жан - Жака Руссо прослеживались идеи развития
творческой личности. Большой вклад в развитие данной проблемы внесли труды
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и др.
Свою педагогическую систему может создавать любой
квалифицированный педагогический коллектив, опираясь на науку и опыт.
Создание системы это управленческая педагогическая задача, и решать ее
4
нужно и можно, используя рекомендации науки, системное видение предмета и
осуществляя сознательную инновационную деятельность в своей школе.
Цель работы: выявление, теоретическое и экспериментальное
обоснование создания воспитательной системы школы как среды творческого
развития личности.
Объект нашего исследования: деятельность школы по созданию среды
творческого развития детей.
Предмет исследования: воспитательная система школы.
Цель исследования: формирование системы воспитания для развития
творческих способностей учащихся.
Гипотеза: Для эффективного творческого развития личности необходим
системный подход, то есть создание воспитательной системы школы целью
которой является содействие формированию индивидуальности учащихся
посредством создания благоприятной среды для творческого развития
учащихся.
В соответствии с целью решались следующие задачи исследования:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-
методическую литературу по данной проблеме;
рассмотреть понятие воспитательной системы, среды творческого
развития;
определить сущность творческих способностей и __ их в развитии;
обосновать педагогические условия для формирования творческих
способностей в воспитательной системе школы.
Методы исследования: анализ предмета и проблемы исследования на
основе изучения психолого-педагогической литературы, анализ передового
педагогического опыта, систематизация и обобщение; наблюдение,
тестирование, изучение продуктов деятельности учащихся.
5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАК
1.1. Анализ основных понятий
Совершенно очевидно, что в современной педагогике возрос интерес к к
утверждению приоритетности воспитания. Это проявляется в преобразовании
деятельности разных образовательных учреждений и создании воспитательных
систем в школах. Они в большей мере способны позитивно воздействовать на
личностное развитие школьников. Поэтому, в сфере образования, в настоящее
время проблема формирования личности справедливо занимает одно из
главных мест и рассматривается достаточно широко и многоаспектно.
Школы пытаются создать воспитательные системы, адекватные
современным условиям, требованиям и ситуациям. Эти системы гибкие,
самоуправляемые, демократичные. Они опираются на добрые традиции
российского образования, уважают традиции народной политики и главное не
боятся их развивать. Одной из основных целей построения воспитательных
систем является творческое развитие личности.
Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя
духовных ценностей до ступени их создателя.
Перед воспитательными системами ставят следующие задачи:
способствовать проявлению и росту творческих способностей ребёнка,
совершенствованию талантов в искусстве, техническом и декоративно-
прикладном творчестве, формировать особое творческое пространство для
самореализации ребёнка, развития и совершенствования его творческих
возможностей с учётом предыдущего опыта и новых достижений.
6
В современной психологии существует две точки зрения на творчество.
1. Всякое мышление является творческим (нетворческого мышления нет).
2. Наиболее распространенное определение творческого мышления основано на
характеристике его по продукту. В БСЭ творчество определяется как
деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности,
обладающие общественной значимостью. Данный критерий применим к оценке
труда выдающихся ученых, художников, которые создают, общественно
значимые продукты. Но элементы творчества проявляются и у детей в игре,
труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности,
самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое
воображение. Поэтому такой критерий, как общественная значимость продукта
деятельности, не совсем подходит для определения творчества
1
.
Мышление всегда носит творческий характер, так как оно направлено на
открытие новых знаний. (Например: Там, где нет образца, а ученик сам находит
что-то новое, пусть субъективно новое (например, способ решения задачи), то
здесь выступает творческое мышление.
В качестве основного критерия творчества часто рассматривается -
оригинальность мышления - способность давать ответы далеко отклоняющиеся
от обычных. Оригинальность выражает степень непохожести,
нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других
стандартных решений. Оригинальность рождается из преодоления
"правильного", очевидного, общепринятого.
Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как
гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления (отсутствие
скованности, отсутствие стереотипности), подвижность. Эти все качества
характеризуют творческого человека. Противоположными качествами является
инертность, шаблонность, стереотипность, поверхностность мышления. Они
очень важны в жизни, так как они позволяют быстро решать стандартные
1
Российская педагогическая энциклопедия/Под ред В.В.Давыдова. – М.,1993г. – с.119
7
задачи. Однако психологическая инерция очень вредит в творчестве и в
развитии творческих способностей.
В основе творческих способностей лежат общие умственные способности.
Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей
предполагает хорошо развитые творческие способности.
В "Педагогике" Сластенина под творческой понимается «способность,
отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности,
принимать нестандартные решения»
2
. К данному понятию автор обращается в
связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку
основным требованием сегодня является развитие творческой личности,
способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные
решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной.
Основной задачей воспитания творческой личности является насколько
это, возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой
отношений, которые стимулировали самую разнообразную его творческую
деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в
соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Именно в этом и состоит важное условие эффективного развития
творческих способностей.
Творческие способности индивидуально-психологические особенности
человека, развивающиеся в ходе всей его жизнедеятельности и проявляющиеся
в деятельности, носящей творческий характер. Их развитие наиболее
эффективно идет в процессе специально и систематически организуемой
работы в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т.п.
В педагогическом плане главное в творчестве это осознание ребенком
себя как «нового открытия», как активного, преобразующего начала, как
строителя мира, реализующего в процессе этого строительства свою личность и
свои отдельные способности, знания и умения.
2
Сластенин В.А. Педагогика. – М., 2001. – с.192
8
Как замечает В.В. Давыдов, «нельзя выявить подлинные глубины
творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся
форм его деятельности и уже принятых систем обучения и воспитания, так как
в других условиях жизни и в других системах обучения и воспитания этот
потенциал может существенно меняться. Цель развивающего образования как
раз и состоит в том, чтобы углубить его и расширить»
3
.
Итак, творчество рассматривается как универсальный механизм развития
личности, обеспечивающей ее вхождение в мир культуры и освоение способа
существования в современном мире. Для реализации этой идеи создается
атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к
творчеству. Творчество должно пронизывать всю жизнедеятельность
школьного коллектива.
1.2. Педагогические условия развития творческих способностей
школьников
Исследования творческого мышления стали расширяться во второй
половине XX века. Были составлены первые диагностические задания,
выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали
экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков.
Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих
способностей. В это время были выявлены психологические составляющие
творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность
мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое
решение.
3
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.
Ярославль: Академия развития, 1997. с. 34
9
Гибкость ума включает способность к выделению существенных
признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с
одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много
вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной
ситуации.
Систематичность и последовательность позволяет людям управлять
процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в «скачку идей»,
когда решения до конца не продумываются. В этом случае человек, имеющий
много идей, не может выбрать среди них. Он не решителен и зависим от
окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в
определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при
таком анализе, на первый взгляд, абсурдная идея преобразовывается, и
открывает путь к решению проблемы.
Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и
не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что часто
старые и привычные способы мышления более понятные большинству людей.
Помощь взрослых и, в частности, педагога заключается в том, чтобы
научить ребенка творить. Ребенок в результате такой помощи должен
научиться:
- удивляться всему, будто видит все в первый раз. Нужно удивляться
каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что
все есть чудо. Не чудесного в мире нет. То есть надо как бы родиться заново,
пережить второе рождение рождение в искусстве, где все игра чудесных
сил;
- видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться,
вслушиваться…) — так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка,
летчик свой самолет, моряк корабль. Нужно научиться видеть с закрытыми
глазами (как лицо своей матери). Источник художественного творчества
память;
10
- мечтать (фантазия цемент, скрепляющий самые разные в их единстве
вещи, соединяя их в одно удивительное целое).
Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле.
Чтобы творить, следует еще научиться:
- владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла).
- создавать «законченную вещь», то есть произведение.
Поэтому очень важно ежедневно заниматься с ребенком (рисованием,
чтением, музыкой или спортом), учить его не только тому, что надо знать,
уметь и делать, но и тому, как:
смотреть, чтобы увидеть красоту;
слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе;
почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами;
говорить так, чтобы тебя услышали;
быть самим собой;
трудиться творчески;
творить вдохновенно.
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству
возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти
оптимальные условия для такого обучения
4
.
Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают
«...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий,
направленных на созидание им новых образовательных продуктов»
5
.
Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности
как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения
творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих
(креативных) способностей школьников:
творческое мышление,
4
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972. – С.49.
5
Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. – С.32.
11
творческое воображение,
применение методов организации творческой деятельности.
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся
необходимо развить следующие умения:
- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
- рассматривать систему в развитии;
- делать предположения прогнозного характера;
- выделять противоположные признаки объекта;
- выявлять и формулировать противоречия;
- разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
- представлять пространственные объекты;
- использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;
- представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:
преодоление психологической инерции мышления;
оценивание оригинальности решения;
сужение поля поиска решения;
фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;
мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной
темой.
Названные умения составляют основу способности системного
диалектического мышления, продуктивного произвольного пространственного
воображения.
Отечественные психологи и педагоги (Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский,
Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин и
др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования
творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного
опыта творческой поисковой деятельности учащихся.
12
Процессы, происходящие извне и внутри образовательного учреждения,
образуя культурно-образовательное пространство, максимально направлены на
создание необходимых условий в школе для формирования личности
учащегося. В связи с этим, в настоящее время, усиленно совершенствуются
формы, методы и приемы индивидуальной работы со школьниками. Они
направлены на развитие их творческих способностей и результатов личностных
достижений.
Полноценное развитие возможно только при взаимодействии с миром,
обществом, другими людьми, поэтому для школьника такой средой общения
выступает, прежде всего, классный коллектив.
В связи с этим, появляются новые подходы, и технологии по созданию
целостных моделей воспитательных систем не только школы в целом, но и
класса в отдельности. Все они направлены на работу в классном коллективе с
конкретной возрастной категорией, по сплочению школьников в единую ячейку
партнеров и единомышленников.
Для формирования активной творческой позиции нужны как минимум
шесть качеств:
1. Наличие достойной цели - новой (или недостигнутой),
значительной, общественно-полезной.
2. Умение программировать достижение поставленной цели.
3. Большая работоспособность по выполнению намеченных планов.
4. Умение решать творческие задачи в выбранной области, владение
техникой преодоления противоречий на пути к цели.
5. Готовность «держать удар»: отстаивать свои идеи, выносить
непризнание, непонимание.
6. Результативность: на пути к конечной цели должны регулярно
вырабатываться промежуточные результаты.
Практический опыт показывает, что, безусловно, создание воспитательной
системы школы является важным фактором повышения личностного роста
13
учащегося как главного субъекта образования России.
Обеспечение условий для удовлетворения базовых потребностей и
интересов детей это системообразующий фактор в становлении и
функционировании системы обучения и воспитания.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста вовлекаются
взрослыми и старшеклассниками в разнообразные виды деятельности,
позволяющие приобрести первый опыт социальной активности, освоить азбуку
построения индивидуальных и совместных действий, научиться приносить
пользу себе и окружающим, сформировать первичные представления о
сильных и слабых сторонах своей личности.
Для подростков организуется работа воспитательных центров.
Организуется годовой цикл традиционных праздников, участие в которых
позволяет им проявить и развить свои креативные способности, удовлетворить
потребности в общении, уважении и самовыражении, продемонстрировать мир
своих интересов и увлечений, осуществить презентацию наиболее значимых
личностных достижений.
Старшеклассникам необходимо предоставлять возможность совершить
социальные пробы с целью личностного и профессионального
самоопределения, самореализации и самоутверждения. Обеспечивая условия
для удовлетворения базовых потребностей и интересов детей, учителя и другие
взрослые используют индивидуальностно-ориентированные формы и способы
педагогического взаимодействия.
Если соответствующие способности не развиваются, не функционируют,
если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти
возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее
функционирование.
«Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых
формирования творческих способностей и началом целенаправленного
развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития,
14
замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития
творческих способностей»
6
. И малое количество в обществе людей с высоким
творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие
оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способно-
стей.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в
том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в
ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на
достижение конечной цели.
1.3. Понятие воспитательной системы школы как среды
творческого развития учащихся
В современных условиях жизни общества воспитание подрастающих
поколений должно стать главным социальным и государственным
приоритетом.
В последние годы в педагогику вошло понятие "школьная воспитательная
система". Его появление обусловлено влиянием на теорию и практику
воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в
современной науке, менеджменте, технике. В 1970 г. на страницах журнала
"Советская педагогика" появились первые научные публикации Ф.Ф.Королева,
В.Т. Куракина и Л.И. Новиковой о применении системного подхода в
педагогических исследованиях и воспитательной работе. Первая небольшая
брошюра "Воспитательная система школы: проблемы и поиски", посвященная
рассмотрению этого понятия и воспитательной системы как феномена
педагогической действительности вышла в издательстве "Знание" в 1989 году.
Последующие годы разработки теории воспитательных систем показали
6
Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. М., 1989. – с. 99
15
плодотворность, актуальность ее идей.
Благодаря исследованиям Л.И. Новиковой, Л.В. Байбородовой, ЕВ.
Бондаревской, З.И. Васильевой, Б.3. Вульфова, А В. Гавилина, О С. Газмана,
О.В. Заславской, В.А. Караковского, И.А. Колесниковой, Л.Н. Куликовой, Ю.С
Мануйлова, С.Л. Паладьева, А.Г. Пашкова, Л.А. Пиковой, В.Л. Полукарова,
С.Д. Полякова, Н.Л. Селивановой, А.М. Сидоркина, Е.Н.Степанова, Ю.П.
Сокольникова, Н.М.Таланчука и др. созданы теоретические и методические
основы воспитательных систем, что позволило значительно обогатить
педагогику новыми знаниями о системной природе и сущности
воспитательного процесса, его компонентах и структуре, закономерностях
построения, управления и преобразования, путях и способах развивающего
влияния на личность ребенка.
В научной литературе существует несколько дефиниций, посредством
которых исследователи пытаются отразить сущность данного феномена. Так,
Л.И. Новикова и ее коллеги Н.Л.Селиванова и В.А. Караковский предлагают
следующие дефиниции:
"Воспитательная система есть целостный социальный организм,
возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания
(цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и
обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни
коллектива, его психологический климат"
7
.
"Воспитательная система - это развивающийся во времени и пространстве
комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых система
создается; совместной деятельности людей, ее реализующих; самих людей как
субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих
между участниками деятельности; управления, обеспечивающего
жизнеспособность и развитие системы."
8
7
Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных
систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. М., 1996. с.41
8
Там же. – с.36
16
Петербургские исследователи И.А. Колесникова и Е.Н. Барышников
считают, что "воспитательная система отражает специфический способ
организации воспитательного процесса на уровне конкретного учреждения".
9
Е.Н. Степанов полагает, что главное предназначение воспитательной
системы заключается в педагогическом обеспечении и содействии развитию
личности ребенка, поэтому выделяет в дефиниции данное предназначение
наряду с другими сущностными характеристиками воспитательной системы. На
его взгляд, "воспитательная система - это упорядоченная целостная
совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых
обусловливает наличие у образовательного учреждения или его структурного
подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать
развитию личности учащихся".
10
Ученые называют также черты воспитательной системы, характерные для
данного социально-педагогического явления:
- Воспитательная система - это система социальная. Ее ядро - люди и их
потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия, отношения.
Функционирование воспитательной системы осуществляется в соответствии с
законами общественного развития.
- Воспитательная система - это система педагогическая. Ее
функционирование связано с реализацией целого ряда педагогических задач,
для решения которых используются разнообразные формы, приемы и методы
педагогической деятельности. Результаты решения задач свидетельствуют об
эффективности воспитательной системы.
- Воспитательная система - это система ценностно-ориентированная.
Любая воспитательная система ориентирована на определенные ценности. В
современной педагогической науке и практике взят курс на моделирование,
9
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс
обучения. — М.: ВЛАДОС, 2000. с.133
10
Воспитательная система класса. Методическое пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. - Псков, 1998. с.72
17
построение и исследование воспитательных систем гуманистического типа.
- Воспитательная система - это система целостная. Нередко ее называют
организмом, как бы подчеркивая, что она состоит из органов-компонентов,
взаимосвязь и взаимодействие которых позволяет системе функционировать
как единое целое и обладать системными интегративными качествами.
- Воспитательная система - это система открытая. Она имеет множество
связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, которые
обеспечивают функционирование и развитие системы.
- Воспитательная система - это система целенаправленная. Ее невозможно
представить без цели. При отсутствии целевых ориентиров воспитательная
деятельность теряет свой смысл.
- Воспитательная система - это система сложная и вероятностная.
Сложность воспитательной системы обусловлена большим количеством
элементов и связей между ними, качественной сложностью самой системы и ее
составляющих компонентов. Будущее сложных систем трудно предсказать,
поэтому прогнозы носят вероятностный характер.
- Воспитательная система - это система саморазвивающаяся и
самоуправляемая. Внутри системы скрыта способность к преодолению
противоречий развития усилиями самих участников педагогических процессов,
способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового
состояния системы воспитания и этапов его достижения, корректировке
воспитательных процессов, выдвижению новых перспектив и т.д.
В словаре приводится такая формулировка понятия воспитательной
системы - «Воспитательная система – совокупность таких взаимосвязанных
компонентов, как воспитательные цели; люди, их реализующие в процессе
целенаправленной деятельности; отношения, возникающие между её
участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению
жизнеспособности воспитательной системы. Разновидности воспитательной
системы: традиционная (городская, сельская); воспитательные системы,
18
организуемые на принципах коммунарской методики; воспитательные системы
профильных учебных заведений углубленным изучением отдельных
дисциплин, гимназий, колледжей, лицеев и др.); воспитательные системы
школ-комплексов, сочетающих учебный труд с творчеством, компьютеризацию
обучения с его гуманитаризацией, профессиональное обучение с досуговой
деятельностью и т.д.»
11
.
Воспитательная система любого учреждения не задаётся извне, она
является результатом сложного процесса саморазвития всего учреждения
образования. Такой процесс неоднозначен, но суть его одна: движение от
разрозненных действий к целостному саморегулирующему воспитывающему
социальному организму, выработка таких форм жизнедеятельности, которые
были бы наиболее приемлемы.
Таким образом, важно четко представлять себе сущность и отличительные
особенности понятий: воспитательная система, воспитательная система класса,
воспитательная система школы (ВСШ). В эти понятия мы вкладываем
следующий смысл:
Воспитательная система система организации целостного
педагогического процесса целостность, единство компонентов
педагогического процесса, находящихся в определенных отношениях и связях
друг с другом, а также в непрерывном единстве с окружающей средой, во
взаимодействии с которой воспитательная система проявляет целостность.
Воспитательная система школы (ВСШ) сложное психолого-социо-
педагогическое образование, неравновесное, саморегулируемое и управляемое.
Эта система открытая: она не только успешно взаимодействует с ближним и
дальним социумом, но, осваивая его, сама становится мощным средством
социализации. Она имеет сложную структуру, состоит из компонентов,
11
Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений
Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. с. 67
19
скрепленных системными связями, осуществляет соединение частей системы в
единое целое и обеспечивается ее управленческим блоком.
Под системой воспитательной работы, как правило, понимают систему
взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), приводящих к
поставленной цели.
Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность
компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у
учреждения образования способности целенаправленно и эффективно
содействовать развитию личности учащихся.
20
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЕ
ЛИЧНОСТИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В
ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
2.1. Методы диагностики творческих способностей учащихся
Для оценивания таких показателей, как творческое мышление и творческое
воображение необходимо учитывать результаты психологического
диагностирования, проведенного, например, с помощью методик Э.П.
Торренса, Е. Туник.
Таблица 1 — Система критериев развития творческих способностей
Критерии
Показатели критерия
Методы определения
показателей
Творческое
мышление
Беглость
Оригинальность
Разработанность
Сопротивление замыканию
Абстрактность названия
Тестирование по методике Е.
Торренса
Тестирование по методике С.И.
Гин
Творческое
воображение
Продуктивность
Умение работать с образами
в пространстве
Тестирование по методике
Е.Е.Туник, анализ творческой
деятельности учащихся по
шкале “Фантазия” Г.С.
Альтшуллера
Управляемость
Анализ творческой
деятельности учащихся
Применение
методов
творчества
Использование
эвристических и
алгоритмических методов
творчества
Анализ творческой
деятельности учащихся
21
Работа с учащимися
Работа с учащимися предполагает два направления деятельности:
проведение диагностики и развивающих занятий. Для исследования творческих
качеств детей мы использовали следующие методики. Методика определения
творческого развития, предложенная Торренсом (Приложение 1) ля
выявления творчества учащихся, мы предлагаем использовать
модифицированный субтест «Завершение рисунков» П. Торренса и для
определения присутствия элементов творческого мышления предлагается
использовать невербальный тест «Круги» Торренса, время исполнения задания
не ограничено).
Тесты Торренса предназначены для использования в следующих целях:
- исследование развития одаренности учащихся;
- индивидуализация обучения в соответствии с потребностями одаренных
детей и его организация в особых формах: экспериментировании,
самостоятельных исследованиях, дискуссиях;
- разработка коррекционных и психотерапевтических программ для
одаренных детей, имеющих проблемы с обучением;
- оценка эффективности программ и способов обучения, учебных
материалов и пособий: тесты позволяют следить за изменениями самих
способностей, а не только за конечными результатами обучения;
- поиск и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не
обнаруживаемым другими методами.
Тесты сгруппированы в вербальную (словесную), изобразительную
(фигурную, рисуночную), звуковую и двигательную батареи, отражая
различные проявления креативности в показателях беглости (скорости),
гибкости, оригинальности и разработанности идей и предполагают
использование в практике обследований таких батарей в целом.
22
Все задания предназначены для детей в возрасте от детского сада и до
окончания школы. Мы провели тест в 5 классе.
Определение уровня творческого мышления учащихся 5 класса
I этап
Гибкость
Беглость
Оригинальность
Творческое
мышление
1
3
3
4
10
2
3
3
6
12
3
2
3
2
7
4
1
3
2
6
5
2
3
6
11
6
1
3
2
6
7
2
3
1
6
8
3
3
6
12
9
3
3
5
11
10
2
3
2
7
11
3
3
2
8
Работа с родителями
На родительском собрании было сделано сообщение о важности и
необходимости развития творческих способностей детей. Психолог оказал
родителям необходимую помощь, дав им ясные и простые советы, каким
образом заниматься с детьми, чтобы развить у них творческие способности,
материал излагался доступно.
Работа с педагогами
Наиболее полное раскрытие потенциала творческих детей составляет
актуальную задачу современного образования. Психологические исследования
продемонстрировали сложность и многоуровневость феномена творчества,
зависимость его развития от условий воспитания и обучения детей.
23
Содержание программ обучения для развития творчества должно быть
основано на: 1) изучении основополагающих тем; 2) интеграции тем и проблем,
относящихся к разным областям знаний; 3) использовании принципа
междисциплинарности; 4) рассмотрении задач «открытого типа», т.е. не
имеющих единственного и окончательного решения; 5) соблюдении принципа
высокой степени насыщенности содержания.
Методы обучения должны развивать продуктивное мышление высокого
уровня (развитие творческого, критического, абстрактно-логического
мышления и способности к разрешению проблем), способности к
исследовательской работе, обеспечивать самостоятельность в учении (т.е.
организацию обучения как процесса, руководимого самим учеником),
стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы
и общепринятые взгляды, поощрять создание работ с использованием
разнообразных материалов, способов и форм, развивать способности детей к
самопознанию и самопониманию, воспитывать у детей уважение к
индивидуальным особенностям каждого человека.
Важнейшим условием развития творческой личности является
взаимодействие детей и взрослых в соответствии с принципами
гуманистической психологии: безоценочность, принятие других,
психологическая безопасность и поддержка. Усилия педагогов должны быть
направлены на то, что бы продемонстрировать детям широкий веер
индивидуальных различий и оказать поддержку этим различиям и показать
самоценность каждой личности. В результате дети приходят к осознанию
собственной индивидуальности и её отличия от индивидуальности других
людей. Необходимо создавать детям условия и возможности для
эмоционального самовыражения, когда дети используют такие способы,
которыми они никогда не пользовались и которые не моли им предложить ни
родители, ни учителя.
24
2.2. Система воспитательной работы школы с целью творческого
развития
На базе Валуевской средней школы была создана воспитательная система.
Цель воспитательной системы формирование и раскрытие творческой
индивидуальности личности каждого ребенка.
Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:
- изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные
характеристики учащихся;
- воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения,
взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);
- воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в
коллективе, считаться с мнением коллектива;
- создать условия для интеллектуального, коммуникативного,
эстетического и физического самовыражения личности школьника;
- развивать творческую деятельность через коллективную
творческую деятельность.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной
системы школы, являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта,
творчество, активность, коллектив, которые одновременно исполняют роль
принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества.
25
В ос питател ь ная с ис тема В алуев с кой с редней школы
Праздники
Конкурсы
С амоуправление
Кружки
С оуправление
В ыставки детских
работ
Диаграмма 1
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является
коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет
коллективное (совместное) творческое дело. Что же является надежным
результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем
не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере
чувством коллективного авторства (не нам сделали, устроили, провели, а мы
решили, провели, сделали). Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из
наиболее ярких проявлений системы являются соуправление и самоуправление.
Самоуправление. Здесь главное не органы самоуправления, а
деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.
Использую метод чередования организационных поручений. Сущность метода
заключается в создании гибких, мобильных, часто обновляющихся по составу
органов самоуправления с целью обучить всех участников коллективной
деятельности организаторскому мастерству.
Органы самоуправления создаются для проведения конкретного дела. Как
только оно заканчивается, подводим итог, органы самоуправления считаются
распущенными. На следующее дело вновь создаются органы самоуправления, в
них входят другие участники.
Соуправление. Младшие школьники очень любят выполнять в классе
26
различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут
возможности проявить себя. В начале учебного года провели классные
собрания, которые были посвящены:
выбору актива класса (капитан, завуч, главный дежурный,
главный редактор);
созданию законов класса;
распределению поручений (стилист, библиотекарь, цветовод,
физорг)
Каждый четверг актив класса представляет отчет о проделанной работе за
неделю.
Основные направления воспитательной работы.
Выбор направлений воспитательной работы в школе осуществляется на
основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня
развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и
межличностных отношениях.
Проблема развития творческих способностей учащихся актуальна в
современной педагогической науке. Социально экономические изменения в
обществе, произошедшие за последние годы, негативно повлияли не только на
духовное и физическое здоровье подрастающего поколения, но и на развитие
их творческих способностей. Так как духовное и физическое здоровье детей
связано воспитанием всесторонне и гармонично развитой личности. Этим
фактором был обусловлен выбор направления развитие творческих
способностей учащихся. Вышеизложенная проблема будет решена при
условии, что цели и содержание образования, используемые методы, средства и
организационные формы обучения, педагогические технологии будут
ориентированы на формирование познавательных, творческих способностей
учащихся. Это предполагает формирование основных черт интеллектуальной и
творческой деятельности и нацелена на развитие:
интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе
27
творческих мастерских и научного общества учащихся;
индивидуальных музыкальных, драматических, танцевальных,
изобразительных и прочих способностей детей на основе соответствующих
творческих кружков;
способностей детей в прикладных видах творчества и искусства
(народные промыслы, прикладные компьютерные программы, видео и пр.).
Воспитательная система школы, направленная на творческое развитие
учащихся была создана поэтапно.
Этапы построения воспитательной системы школы как среды творческого
развития личности
I проектно-мобилизационный
- Разработка проектного замысла образовательной системы комплекса,
ознакомление с его идеями педагогов, учащихся, родителей и социальных
партнеров.
- Установление договорных отношений между школой и ее социальными
партнерами.
- Разработка программы формирования культурно-образовательного
пространства.
- Создание творческих лабораторий учителей по разработке и апробации
форм и способов индивидуальностно-ориентированного педагогического
взаимодействия.
- Определение критериев, показателей, методов и приемов изучения
эффективности функционирования воспитательной системы.
II поисково-преобразовательный
- Разработка временного положения о комплексе.
- Реализация программы совместных действий по формированию
культурно-образовательного пространства волости.
28
- Организация постоянно действующего психолого-педагогического
семинара учителей «Развитие творческих способностей учащихся в процессе
воспитания».
- Разработка и апробация годового цикла дел, направленных на
проявление и развитие творческих способностей учащихся, на презентацию их
личностных достижений.
- Освоение и использование педагогами в образовательной практике форм,
приемов и методов, способствующих формированию индивидуальности
сельских детей.
- Формирование информационно-методического фонда разработок
педагогов и их социальных партнеров. " Обновление нормативно-правовой
базы функционирования образовательного учреждения
III рефлексивно-обобщающий
- Осуществление коллективной рефлексии в сообществе педагогов,
учащихся, родителей и социальных партнеров процесса и результатов
деятельности по построению воспитательной системы школы.
- Внешняя экспертиза результатов инновационной деятельности.
- Определение перспектив дальнейшего развития
Свою воспитательную работу мы построили по тематическим периодам.
Каждый из них посвящен теме комплексного воспитательного значения, т. е.
теме, которая дает возможность решить задачи идейно- политического,
трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Каждый
период воспитательного процесса имеет свою тему:
- Здравствуй, школа!
- Золотая осень.
- Снежная фантазия.
- Салют защитникам Родины
- Веснянка.
- Спортландия
29
- Никто не забыт, ничто не забыто!
Каждый тематический период начинается с коллективного
планирования. Каждый класс получает задание - подумать, что интересного и
полезного для себя и для других можно сделать в этот период. После
коллективного обсуждения 1-2 предложения от класса выносятся на совет.
Каждое из предложений строится по плану: «Что и для кого сделаем? Кому это
принесет радость и пользу? Когда сделаем? Кто будет участвовать? Кто будет
отвечать за выступление?»
Самое важное в коллективном планировании - развивается творческая
активность и самостоятельность самих детей. Дети учатся жить – и жить с
пользой и радостью!
Каждое проведенное коллективное дело обсуждается на совете
дружины: Что получилось хорошего и почему? Что можно сделать лучше и
как? Что надо учесть на будущее? С каждым разом дети все активнее
участвуют в обсуждении, высказывают интересные мысли и замечания.
Постепенно они учатся не только планировать и выполнять свою работу, но и
обсуждать ее результаты, анализировать сделанное.
Такая методика проведения коллективных мероприятий складывалась
не сразу, она результат становления коллектива и одновременно критерий его
становления и возникает только тогда, когда у ребят появляется вкус к
коллективному творчеству.
Для творческого развития личности учащихся были использованы
различные формы: совместные праздники: Праздник Первого звонка,
Осенний бал, ярмарки «Дары осени», «Широкая масленица. Цель этих
праздников - развитие творческого воображения учащихся, привитие
художественного чутья к природному материалу и его использование в
творческих целях.
Народные произведения с их щедрой фантазией и поэтическим
видением мира близки и понятны детям. Выставки детских работ и
30
коллективное обсуждение повышают интерес и творческую активность
учащихся.
Для того чтобы обучить детей творчеству, педагогу необходимо
научиться работать творчески самому. Подготовка к мероприятию - процесс,
требующий выбора оптимальных методов, средств и форм обучения и
воспитания.
Для того, чтобы удовлетворить интерес и желание каждого ученика, мы
предложили несколько видов деятельности: каждый ученик выбирает то, что
ему нравится или что он умеет.
Например. Конкурс «А ну-ка, девушки!
1) КТД «Забота»:
-У бабушки в гостях.
- Шефы в детском саду.
2) Зал мод:
- Кружок кройки и шитья
- Мода и мы.
- Как быть всегда красивой?
3) Конкурс «Золушка»:
- Ах, этот бабушкин передник.
- Заплети мне косичку!
- Уголок хозяюшки.
Конкурс «А ну-ка парни!»
1) КТД «Мастерок»:
-«Веселый рыболов»
- «Помоги сестренке»
2) Конкурсы: « Хозяйственные способности».
- «Спокойной ночи, малыши»
- «Серенада для любимой»
- «Веселый тур»
31
В школе есть много учеников, обладающих оригинальными
способностями к самым различным видам деятельности, и в принципе эти
способности можно развивать до сравнительно высокого уровня. Помочь детям
«найти себя» - наша главная задача. Находим такие формы работы, которые
позволяют каждому ученику «попробовать» себя в различных видах
деятельности, начиная с самого младшего возраста, со строгим учетом этих
«проб». Учащиеся посещают различные кружки и объединения, например:
«Юный столяр», «Мягкая игрушка», «Делаем сами, своими руками», вокальная
группа «Веснушки», танцевальная группа и др.
Соотношение числа объединений школьников
15
30
15
27
Спортивные
Художественные
Интеллектаульные
Технические
Диаграмма 2.
А чтобы развитие задатков шло более активно, предлагаем конкурсы:
«Танцуй вместе с нами»; « Самый меткий»; «Выпечка»; «Конструктор»;
«Ах, картофель»; «Ах прическа хороша, ведь с тобой я хороша»; « Мой
кумир».
Цель этих конкурсов: формирование творческой личности, умеющей
правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
В современных условиях назрела необходимость пересмотра всех видов
деятельности учащихся с позиции насыщения их творческими моментами -
внесение нового творческого содержания в трудовую, познавательную,
художественно- эстетическую, физкультурно-оздоровительную, классно-
обобщающую работу с детьми.
32
Практика современной школы богата разнообразием ярких форм групповой
духовной деятельности. Эти формы не нуждаются в длительной подготовке,
они в основе своей гуманистичны и по своей организации очень просты.
2.3. Анализ и результаты исследования
Для исследования результативности воспитательной системы школы
повторно использован тест творческого мышления П. Торренса.
По окончании развивающего этапа нами был проведен контрольный
эксперимент определения влияния воспитательной системы на динамику
способности к творческому восприятию у детей экспериментальной группы.
Ф.И.О.
II этап
Гибкость
Беглость
Оригинальн
ость
Творческое
мышление
1
Бугакова А.
3
3
6
12
2
Волохов А.
3
3
6
12
3
Донченко С.
3
3
3
9
4
Ермоленко И.
2
3
1
6
5
Ивасенко П.
3
3
4
10
6
Клевина Т.
3
3
3
9
7
Кравцова С.
2
3
2
6
8
Пипенко К.
3
3
6
12
9
Рвачева Н.
3
3
4
10
10
Семеняков В.
3
3
1
7
11
Ушакова М.
3
3
3
9
Результат исследования (экспериментальная группа)
Ф.И.О.
Знак разности
отметок
Гибкость
Беглость
Оригиналь
ность
Творческое
мышление
1
Бугакова А.
0
0
+
+
33
2
Волохов А.
0
0
0
0
3
Донченко С.
+
0
+
+
4
Ермоленко И.
+
0
-
0
5
Ивасенко П.
+
0
-
-
6
Клевина Т.
+
0
+
+
7
Кравцова С.
0
0
0
0
8
Пипенко К.
0
0
0
0
9
Рвачева Н.
0
0
-
-
10
Семеняков В.
+
0
+
0
11
Ушакова М.
0
0
+
+
Гибкость
Беглость
Оригинальность
Творческое
мышление
«+»
8
0
7
9
«-»
0
0
5
2
«0»
9
17
5
6
Тенденция роста творческой активности школьников экспериментальной
группы говорит о несомненном позитивном влиянии данной воспитательной
системы на эту активность.
Выводы
Что, в целом, позволяет нам говорить, что выдвинутая нами гипотеза
подтвердилась, и, можно говорить о том, что проведенная нами
воспитательная система интенсифицирует рост творческой активности у
школьников.
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет подтвердить выдвинутую гипотезу и
сделать следующие выводы:
1. В современных условиях сформированность творческих способностей
учащихся приобретает особую значимость.
2. Под системой воспитательной работы, как правило, понимают систему
взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), приводящих к
поставленной цели. Воспитательная система - это упорядоченная целостная
совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых
обуславливает наличие у учреждения образования способности
целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.
3. Школы пытаются создать воспитательные системы, адекватные
современным условиям, требованиям и ситуациям. Эти системы гибкие,
самоуправляемые, демократичные.
4. Воспитательные системы ставят перед собой следующие задачи:
способствовать проявлению и росту творческих способностей ребёнка,
совершенствованию талантов в искусстве, техническом и декоративно-
прикладном творчестве, формировать особое творческое пространство для
самореализации ребёнка, развития и совершенствования его творческих
возможностей с учётом предыдущего опыта и новых достижений.
5. Творчество рассматривается как универсальный механизм развития
личности, обеспечивающей ее вхождение в мир культуры и освоение способа
существования в современном мире. Для реализации этой идеи создается
атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к
творчеству. Творчество должно пронизывать всю жизнедеятельность
школьного коллектива.
6. Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству
возможно. Вопрос, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для
35
такого обучения Процессы, происходящие извне и внутри образовательного
учреждения, образуя культурно-образовательное пространство, максимально
направлены на создание необходимых условий в школе для формирования
личности учащегося. В связи с этим, в настоящее время, усиленно
совершенствуются формы, методы и приемы индивидуальной работы со
школьниками. Они направлены на развитие их творческих способностей и
результатов личностных достижений.
7. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в
том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в
ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на
достижение конечной цели.
8. Результаты контрольного этапа эксперимента по осуществлению
творческого развития личности позволяют говорить об эффективности
сформированной воспитательной системы.
На наш взгляд, именно воспитательная система школы способна стать
основой для творческого развития личности школьника..
36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волков И.П. Учим творчеству. – М., 1987.
2. Воспитательная система класса. Методическое пособие / Под ред. Е. Н.
Степанова. - Псков, 1998.
3. Воспитательная система школы / Сост. Н.Л. Селиванова. – М., 1989.
4. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред.
Е.Н.Степанова- М.,2001.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. С-Пб.:
Союз, 1997.
6. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред.
Селивановой Н.Л. М., 1998.
7. Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути
решения. - Минск, 1995
8. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и
практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И.
Новикова, Н.Л. Селиванова. – М., 1996.
9. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника:
Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988
10. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1991.
11. Лук А.Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1988
12. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.,
1972.
13. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. М., 1989
14. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В
2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. М.: ВЛАДОС, 2000.
15. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей
общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.
16. Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В.В. Давыдова.
37
М., 1993.
17. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное
пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития,
1997.
18. Сластенин В.А. Педагогика. М., 2001.
19. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном
процессе. / Сост. Л.В. Трубайчук. — М.: Изд. дом «Восток», 2001
20. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса / Е.Н.
Степанов. – М., 2004.
21. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. /Под
ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой,
Е.И.Соколовой.- М.: Педагогическое общество России, 1999.
22. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб.
пособие. — Магнитогорск, 1991.
23. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.
М.: Изд-во «Совершенство», 1998
24. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.:
Питер, 2001
25. Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. М., – 2000.
26. Эстетическое воспитание в школе: вопросы системного подхода. М.,
1980.
38
Приложение 1.
КРАТКИЙ ТЕСТ. ФИГУРНАЯ ФОРМА
Задание «Закончи рисунок». Ответы на задания этих тестов испытуемые
должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или
пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь
им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу
ребенка.
Не следует проводить одновременно тестирование в больших группах
учащихся. Оптимальный размер группы - это 15-35 человек, т.е. не более
одного класса.
При тестировании ребенок должен сидеть за столом один или с
ассистентом экспериментатора.
Время выполнения теста 10 минут.
Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен
объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и
создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать
следующий текст:
«Ребята! Мне кажется, что вы получите большое удовольствие от
предстоящей вам работы. Эта работа поможет нам узнать, насколько хорошо
вы умеете выдумывать новое и решать разные проблемы. Вам потребуется все
ваше воображение и умение думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему
воображению и вам это понравиться».
Если фигурный тест требуется провести повторно, то объяснить это
учащимся можно следующим образом:
«Мы хотим узнать, как изменились ваши способности придумывать
новое, ваше воображение и умение решать проблемы. Вы знаете, что мы
измеряем свой рост и вес через определенные промежутки времени, чтобы
узнать, насколько мы выросли и поправились. То же самое мы делаем, чтобы
39
узнать, как изменились ваши способности. Мы собираемся провести их
измерение сегодня и через некоторое время. Очень важно, чтобы это было
точное измерение, поэтому постарайтесь показать все, на что вы способны».
ПРОЦЕДУРЫ ИЗМЕРЕНИЯ
1. Прочитать руководство. Вы должны четко осознавать концепцию
творческого мышления П. Торренса: содержание показателей беглости,
гибкости, оригинальности и тщательности разработки идей как характеристика
этого процесса.
2. Сначала следует определить, стоит ли ответ засчитывать, т.е.
релевантен ли он заданию. Те ответы, которые не соответствуют заданиям, не
учитываются. Нерелевантными считаются ответы, в которых не выполнено
основное условие задания - использовать исходный элемент. Это те ответы, в
которых рисунок испытуемого никак не связан с незавершенными фигурами.
3. Обработка ответов. Каждую релевантную идею следует отнести к
одной из категорий ответов. Списки категорий приведены ниже. Используя эти
списки, определите номера категорий ответов и баллы за их оригинальность.
Запишите их в соответствующих графах.
Затем определяются баллы за разработанность каждого ответа, которые
заносятся в графу, отведенную для этих показателей выполнения задания.
Показатели категорий оригинальности и разработанности ответов
записываются в бланке, на строке, соответствующей номеру рисунка. Там же
записываются пропуски (отсутствие ответов).
4. Показатель беглости для теста может быть получен прямо из номера
последнего ответа, если не было пропусков или нерелевантных ответов. В
противном случае следует сосчитать общее количество учтенных ответов и
записать это число в соответствующей графе. Чтобы определить показатель
гибкости, зачеркните повторяющиеся номера категорий ответов и сосчитайте
оставшиеся. Суммарный балл за оригинальность определяется сложением всех
без исключения баллов в этой колонке. Аналогичным образом определяется
суммарный показатель разработанности ответов.