Семинар–практикум для воспитателей общеразвивающих групп детского сада «Искусство говорить…»

Семинар–практикум «ИСКУССТВО ГОВОРИТЬ…»
для воспитателей общеразвивающих групп детского сада
Подготовила и провела
учитель – логопед Детского сада «Березка» р.п.Чишмы
Лебедева Елена Сергеевна
Семинар–практикум «ИСКУССТВО ГОВОРИТЬ…»
1. Вступительное слово.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на нашем семинаре
практикуме «Искусство говорить…». Наш семинар мы начнем с небольшого выступления.
2. Выступление «Искусство говорить с детьми».
Мы все были детьми в одно время, так почему же такому большому числу взрослых
бывает трудно разговаривать с детьми? Может быть потому, что наши интересы такие
разные. Может быть потому, что мы боимся их раскованных способов поведения.
Независимо от причины бывает трудно разговаривать с детьми. Дети смотрят на
взрослых не только потому, что они меньше, чем мы. Они заинтересованы в том, что мы
хотим им сказать, потому что они собираются быть похожими на нас.
Итак, вот несколько советов, чтобы говорить с детьми немного легче:
Во-первых, если вы хотите выслушать ребенка, обязательно повернитесь к нему
лицом. Также важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.
Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным ребенком, не стоит задавать ему
вопросы. Желательно, чтобы ваши слова звучали в утвердительной форме.
В-третьих, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли,
случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. «Я поняла, что ты ударил Олю
книжкой, потому что она тебя дразнила. Тебе было обидно». «У тебя сегодня пятерка
по истории. Вижу, что ты гордишься своими успехами».
В-четвёртых, очень важно в беседе «держать паузу. Если глаза ребенка смотрят
не на вас, а в сторону, вдаль, то продолжайте молчать в нем происходит сейчас очень
важная и нужная внутренняя работа, он впитывает, он думает.
В-пятых, никогда не сравнивайте ребенка с другими, более успешными, на ваш
взгляд, детьми! У каждого ребенка можно найти то, чем можно гордиться! И сравнивайте
ЕГО результаты сегодняшние с ЕГО же предыдущими. Ищите лучшее в вашем ребенке.
В-шестых, не обвиняйте — опишите проблему.
Дети с большей готовностью начинают вести себя более ответственно, когда
родитель или учитель вместо обвинений и приказов описывает проблему. Четко и кратко.
Вместо «Маша, что здесь творится! Посмотри, что ты наделала весь стол в краске!»
можно сказать: «Маша, на столе краска. Убери, пожалуйста».
В-седьмых, не угрожайте и не приказывайте предложите выбор.
Угрозы и приказы заставляют детей чувствовать себя беспомощными и обиженными.
Выбор открывает дорогу к новым возможностям.
Не хочу кушать, не хочу кушать, кричит четырехлетняя Машенька.
И вместо уговоров и запугиваний («Если ты не съешь этот пельмень, то он будет
ходить за тобой и плакать») можно предложить ребенку выбор. Но такой, какой нужен вам.
Машенька, ты будешь есть кашу гречневую или лапшу?
И ребенок уже переключается на обдумывание самостоятельного выбора, а не своих
капризов.
Для детей мир это игра. Если творчески относится к проблемам, им …просто
не останется места.
3 . Конкурс: « Кто больше…?»
Всем известно, что наш русский язык велик и могуч… В.Белинский говорил: «Русский язык
один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения». Лично убедиться
в этом нам поможет конкурс: «Кто больше…?»
Ваша задача, за 1 минуту, придумать как можно больше слов прилагательных к слову
язык и записать их. Победит та команда, которая придумает больше слов. Хорошо,
молодцы! (ВРУЧАЕМ ПЕРВЫЙ ФЛАЖОК.)
4. Конкурс: «Произнеси правильно».
Иностранцы говорят, что русским языком трудно овладеть, он является самым сложным.
Да мы и сами, порой не знаем, как нужно произносить те или иные слова. Давайте
потренируемся в конкурсе: «Произнеси правильно». Для этого мы приглашаем по одному
участнику из каждой команды. Перед вами набор слов. Для каждой команды по 5 слов. (
на магнитной доске). Подумайте и поставьте правильно ударение в каждом из этих слов.
Победит та команда, которая допустит меньше ошибок. Минута на размышление. (ПО
ОДНОМУ ФЛАЖКУ НА КОМАНДУ)
1 команда
Баловать, досуг, договор, звонит, искра.
2 команда
Облегчить, квартал, щавель, столяр, каталог.
5. Выступление «Давайте говорить правильно!»
Мы знаем, что дети являются зеркалом взрослого. Они очень любят подражать всем во
всем. Дома они подражают родителям, а в детском саду воспитателям. Поэтому всем
воспитателям необходимо следить за своей речью. Какие же требования предъявляются к
речи воспитателя?
Давайте говорить правильно!
Как хотелось бы слышать правильную, выразительную, богатую и образную речь, без
ошибок и недостатков. Как научиться говорить правильно? Как избежать недостатков? К
хорошей речи предъявляется множество требований. Это требования простоты и ясности,
логичности, информативности и сжатости, богатства и разнообразия, благозвучия и
интонационной выразительности и многие другие.
I требование содержательность речи. Она зависит от многих условий.
Насыщенность информацией, например: газетной статьи может быть очень высокой, а
бытового разговора низкой. В любом случае надо избегать многословия, которое
появляется в потреблении лишних слов даже в короткой фразе.
Многословие может принимать форму излишества, особенно при неправильном
использовании синонимов, повторением слов.
Таким образом, использование развернутого или сжатого высказывания зависит от
задач говорящего и от ситуации общения.
II требование к речи логичность. Это важнейшее условие хорошей речи. В речи не
должно быть неопределённости, неконкретности рассуждений, а должна быть единая
тема разговора. Из-за отсутствия логики невозможно проследить за ходом рассуждений. В
жизни можно наблюдать беспредметные споры, пустые разговоры.
III требование к речи точность, ясность, простота. Точность речи придает ей
ясность, а ясность вытекает из точности речи. Наши мысли отражены в словах.
Высказывание Шопенгауэра стало крылатым выражением: «Кто ясно мыслит, тот ясно
излагает». Чтобы речь была точной, слова следует употреблять в свойственном им
значении, избегать лексических ошибок. Точность и ясность речи зависит от выбора типов
предложений, порядка слов и словосочетаний.
IV требование к речи – её богатство. Самый первый критерий богатства или бедности
это количество слов, которое мы используем.
В словаре А.С. Пушкина 21 тысяча слов. Русский язык насчитывает огромное
количество слов. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля собрано
250 тысяч слов. Язык по меткому выражению Н.В Гоголя живой, как жизнь. Отражая
наши национальные достоинства, язык не менее ярко показывает и все наши беды. « И
отнюдь не великим и могучим», а скудным и бедным, грубым и неблагозвучным. Он
оказывается в устах малокультурных людей.
О богатстве языка можно судить не только по количеству слов. Слова могут
употребляться в разных значениях (ветреный день, ветреный человек), (свежий хлеб,
свежая газета). Писатели часто играют многозначными словами, добиваясь неожиданного
юмористического эффекта.
V требование к речи её чистота. Речь подвержена разнообразным влияниям,
засорению, оскудению. Нашу речь засоряют лишние слова, вульгаризмы, речевые
штампы, бранные, иноязычные слова и др.
Слова паразиты: значит, так сказать, вообще, свидетельствуют о бедности
словарного запаса, о беспомощности говорящего.
VI требование - уместность речи. Она теснейшим образом связана с её стилем. Ведь
мы по-разному говорим, строим свою речь с учителем, на официальном собрании,
общаясь с близкими.
Употребление языка в разных сферах общения людей выработало определенный
набор языковых средств в соответствии с задачами общения. Так в общении людей в
быту соответствует разговорный стиль, общению граждан с государственными
учреждениями официально деловой, научной деятельности соответствует научный
стиль, агитационно-массовой деятельности публицистический, словесно
художественному творчеству художественный стиль. «В речи, так же как и в жизни надо
всегда иметь в виду что уместно», - говорил Цицерон.
VII требование к речи её правильность. Требование к правильности речи касается
всех сторон языка, произношения, ударения, словообразования, грамматики, а также
предлагает соблюдения при письме правил орфографии и пунктуации. Слова следует
употреблять в соответствии с их точным значением, изменять по правилам.
VIII требование к речи её образность. В художественном произведении образность
присутствует всегда, где художественная мысль выражается при помощи выразительных
средств – сравнений, метафор, эпитетов, гипербол.
Искусству образной речи учат нас поэты и писатели.
Образность речи создается благодаря употреблению слов с переносным значением,
художественных определений, эпитетов, образных сравнений, олицетворения,
иносказания, иронии.
IX требование к речи её живость, эмоциональность, выразительность. К
сожалению, мы часто говорим скучным, маловыразительным языком. Многим из нас надо
учиться говорить «своими словами».
Условия, в которых происходит беседа, содержание разговора обычно подсказывают,
какие слова нужно употребить – торжественные, шутливые, или обычные.
Общая культура речи включает в себя звуковую культуру: правильное
звукопроизношение слов и фраз, нормальное речевое дыхание, а также использовать
достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные
средства выразительности.
Богатство интонаций появляется благодаря умению изменять силу, высоту и тембр
голоса, пользоваться паузой и логическим ударением, изменять в соответствии с
ситуацией темп и ритм речи.
X требование к речи её благозвучие. Забота о культуре речи предполагает работу
над её духовной стороной.
Хороший писатель, поэт в своей работе над языком произведения отбирает не
только слова, но и звуки. Чувство слова и профессиональный слух подсказывает поэту
наилучшее звуковое выражение мысли.
Н.В. Гоголь писал о настоящих поэтах: «У каждого свой стих. Все они точно
разнозвонные колокола или бесчисленные клавиши одного великолепного органа
разнесли благозвучие по русской земле».
Научившись сам искусству владения речью, педагог является хорошим примером
для подражания.
Начиная с младшего возраста на занятиях и вне учебной деятельности, у детей
формируют культуру речевого общения. Ребенка учат во время разговора смотреть на
собеседника, разговаривать спокойным, доброжелательным, вежливым тоном, следить во
время общения за своей осанкой, избегать суетливых движений. Всё это помогает
выработать у детей определенные этические нормы поведения и говорить выразительно,
правильно.
6. Конкурс: «Такие старые слова»
Буесловец. А вы знаете, что это означает?
Чтобы это значило?
Человек, который говорит безрассудные глупые речи или пустослов.
А сейчас мы приступаем к следующему конкурсу: «Такие старые слова»
Условия конкурса: команды по очереди выбирают карточки со словами, зачитывают и
команда выбирает один из вариантов.( ФЛАЖОК ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ)
1. Отопки — несгоревшие дрова или стоптанные башмаки?
2. Книгочей — любитель чтения или библиотекарь?
3. Вертун — вертлявый человек (непоседа) или ветряная мельница?
4. Катанки — санки или валенки?
5. Каракуль — ценный мех или непонятная запись?
6. Сирый волк или сирота?
7. Хмарь темнота, пелена тумана или преступник?
8. Тараторка — тот, кто много говорит или сорока?
9. Карла ворона или человек маленького роста?
10.Шамкать — есть не спеша или говорить невнятно?
7. Конкурс «В гостях у сказки»
Мы, взрослые, как и дети, тоже очень любим сказки. Сказки можно рассказывать по-
разному: выразительно и с интонацией, сказочно и волшебно, даже современным
языком.
Хотите участвовать в нашем следующем конкурсе «В гостях у сказки»
И так начинаем..
По очереди для каждой команды я зачитаю краткое содержание сказки, а вы
должны отгадать название сказки и назвать героев этой сказки. ЗА КАЖДЫЙ
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ – ФЛАЖОК.
Молодой человек ищет себе невесту, отвечающую его идеалу, и находит её тогда,
когда уже совсем потерял надежду. Не остаться одиноким ему помогло одно известное
огородное растение. Назовите его и сказку. ( Принцесса на горошине.)
Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип
трижды уходил от них. А четвёртый преследователь, прикинувшись глухим, поймал.(
Колобок).
Нам кажется, что имя этой популярной героини очень красиво, но на самом деле оно
произошло от названия какого-то грязного вещества. Кто это? (Золушка).
Некая домохозяйка достигла высокого положения и богатства, однако зазнавшись,
оскорбила своего спонсора и вновь обеднела. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
Группа террористов похищает ребенка, оставленного без присмотра. Мальчика
приносят к главарю старой женщине. Кто был главарем этой банды и как называется
сказка? (Баба Яга. Гуси-лебеди.)
Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей.
Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели помочь хозяйке. (Муха
Цокотуха.)
У гражданки преклонных лет пропали водоплавающие птицы в количестве
двух голов, которыми на правах собственности и совершенно законных
основаниях она могла распоряжаться. Что это за собственность? ( Два весёлых
гуся).
Знаменитый ветеринар, практикующий в Африке. (Доктор Айболит.)
8. Конкурс « Заморочки»
Хорошую речь приятно слушать. Слово - серебро, молчание - золото.
А вы, уважаемые коллеги, любите пословицы? Для вас я зашифровала известные русские
пословицы, попробуйте их разгадать.
Конкурс «Заморочки»
Я зачитаю каждой команде фразу, а вы постарайтесь отгадать. (ЗА КАЖДУЮ
УГАДАННУЮ ПОСЛОВИЦУ – ФЛАЖОК.)
Потерялся в небольшом количестве хвойных вечнозеленых деревьев. трех со-
снах заблудился.)
Домашнего млекопитающего семейства кошачьих ждет возмездие за выделившийся
в большом количестве секрет слезных желез маленького грызуна. (Отольются кошке
мышкины слезы.)
Кровососущее насекомое отряда двукрылых не сможет заострить свой орган
обоняния. (Комар носа не подточит.)
Сильная боязнь имеет большие органы зрения. (У страха глаза велики.)
Глубокое сердечное чувство настолько жестоко, что заставит вас испытывать силь-
ное влечение к домашнему парнокопытному семейства полорогих. (Любовь зла
полюбишь и козла.)
Беднейшие слои населения вынуждены мыслить нестандартно. (Голь на выдумку
хитра.)
Человек с хорошей памятью на обиды иногда может лишиться органа зрения.
(Кто старое помянет тому глаз вон.)
Говорит неправду без опускания и поднимания кожной складки вокруг глазного
яблока.
(
Врет и глазом не моргнет.)
9. Конкурс «Сплетни».
И последний, самый интересный конкурс «Сплетни». Мы все знаем, что сплетни это
плохо, знаем, что они искажают, видоизменяют истину. Мы против сплетен. Хочу вам
реально показать к чему они приводят.
Для этого конкурса нам необходимо по 2 человека из каждой команды. Оставляем
одного, а троих просим выйти за дверь.
Сейчас я прочитаю текст 1 раз. Вам (обращаясь к участнику) предстоит запомнить как
можно точнее текст, а затем рассказать его следующему участнику. Читаю текст.
В одной из московских квартир обитал дрессированный шимпанзе Иннокентий, одетый в
желтую майку, синие шорты и красную кепку. Однажды через форточку в квартиру влез
вор и стал открывать ящики шкафа, в надежде найти какие-либо ценные вещи. И тут из-за
угла высунулось дуло ружья и появился козырёк кепки, а за ним и появился сам
шимпанзе с оружием в руках. Вор от неожиданности выронил из рук ящик и всё
содержимое с грохотом высыпалось на пол. Не понимая, как поступит животное дальше,
вор моментально вытащил сотовый телефон, набрал номер милиции. Ровно через 20
минут появились сотрудники милиции. Они выменяли у шимпанзе ружьё на банан, а вора
забрали в отделение. (Участники пересказывают его друг другу).
Вот именно так распространяются сплетни. Поэтому прежде чем передавать полученную
информацию, убедитесь, что вы её поняли правильно. А то вы станете разносчиками
сплетен".
10. Заключение.
Правила речевой культуры педагога:
1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы
процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.
2. Педагог должен говорить внятно.
3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами -
логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без
психологических - бесцветна.
5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения,
выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно
влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать,
успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.
Я хотела бы напомнить некоторые принципы, которым: необходимо следовать при
общении:
принимать ребенка таким, каков он есть;
помнить, что каждый человек самобытен;
верить в способности воспитанников
стимулировать их творческую активность;
уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;
не унижать достоинства ребёнка;
не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;
помнить, что любой может ошибаться;
не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться
над суждениями окружающих.
От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.
Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом непрерывно
совершенствовать свою речь, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он
воспитывает.
11.Подведение конкурсных итогов
а сейчас я вам предлагаю подсчитать наши флажки.
Победила команда ….
Всем большое спасибо.
Литература и интернет ресурсы:
http://dohcolonoc.ru/cons/661-seminar-praktikum-iskusstvo-govorit-s-detmi.html
http://logoportal.ru/trening-dlya-molodyih-pedagogov-iskusstvo-govorit/.html
http://www.syl.ru/article/159100/new_kak-pravilno-govorit-iskusstvo-govorit-krasivo-i-pravilno
http://dd95.ucoz.ru/load/obshhee/gramotnaja_rech_pedagoga_i_vospitannika/iskusstvo_govorit_s_det
mi/25-1-0-58
http://55-ozr.edusite.ru/DswMedia/master-klassrechevoeiskusstvopedagoga.pdf
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников - М., Издательский центр «Академия», 1997.
1. Головин Б.И. Основы культуры речи. - М., 1980.
2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ: Нетрадиционные приемы коррекционной
логопедической работы с детьми. - М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
3. Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Ростов, 1986.
4. Николаев В.В. Эстетика языка и речи. - Л., 1979.
5. Пастухова Л.С. Заговори, чтоб я тебя увидел. - Симферополь, 1990.
6. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. - М., 1998.
7. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. - Ростов н/Д., 1999.
8. Савкова З.В. Средства речевой выразительности. - Л., 1982.
9. Савостьянов А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя. - М., 1999
10. Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры. – М.:АЙРИС-ПРЕСС, 2008.
11. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. – М., 1999.
12. 3. В.В.Соколова Культура речи и культура обучения – М.: Просвещение, 1995.