«За страницами учебника литературы» «Если бы картины умели говорить…» 10 класс

Государственное Бюджетное Учреждение Средняя общеобразовательная школа №335
Пушкинский район
« За страницами учебника литературы»
«Если бы картины умели говорить…»
Работа ученицы 10 б класса
Дыдышко Галины
Преподаватель
Мещерякова Марина Николаевна
(8-911-722-56-99;marina_ mesch@mail.ru)
Cанкт -Петербург
2015
За окном стоял декабрь. На улице быстро темнело. В комнате было
тепло и уютно. Успокаивающе светился экран телевизора. На экране шел
фильм о шедеврах Питера Пауля Рубенса. Залы Эрмитажа, парадные
лестницы, лабиринты коридоровДворец-хранитель величайших сокровищ
человечества. Это не золотые слитки и не россыпи алмазов. Это - творения
художников, запечатлевших на своих полотнах мир и войну, реальность и
вымысел, богатство и нищету, гнев богов и их милость. Со стен, из ниш,
смотрели на меня внимательные глаза портретов, бушевали природные
стихии, разворачивались военные баталии. Я прислушалась к голосу диктора.
« Рубенсовская женщина», - донеслось до меня из телевизора. Сравнение с
ней хвала или насмешка? «Венера и Адонис», «Союз Земли и Воды»,
«Персей и Андромеда»- талантливый фламандец изучал мифологию и очень
любил писать картины на темы легенд и мифов Древней Греции и Рима. Тела
женщин как бы излучают свет, их фигуры очерчивают нежные, мягкие
линии. Нет, все же - хвала и восхищение означают понятие «рубенсовская
женщина». Гадая, какая же она - «рубенсовская женщина», я повернулась к
книжной полке, на которой стояли альбомы по искусству (Это давнее мамино
увлечение). Ответ я нашла, конечно, в старом альбоме искусствоведа В. И.
Раздольской, - автора ряда научных работ по западно- европейскому
искусству. Я переворачивала страницу за страницей, держа её, книгу,
скрестив пальцы: « Хоть бы она не закончилась, пусть еще чуть- чуть я
побуду в этом волшебном мире. Мире, который был подарен мне
удивительной книгой, давно и не справедливо задвинутой вглубь книжной
полки. Мое внимание привлекла картина «Храм Януса»- эскиз декоративного
сооружения, воздвигнутого в Антверпене по случаю торжественной встречи
17 апреля 1635 года нового правителя Нидерландов-инфанта-кардинала
Фердинанда. Не сразу смогла я раскрыть замысел художника: храм, люди,
факел, ужас на лицах одних и благодушие других. Эта картина говорящая,
просто надо суметь ее услышать, понять ее аллегорический смысл. Вместе с
автором я совершила это удивительное путешествие по страницам книги.
Передо мной открывались удивительные новые смыслы. Храм - весы, на
одной чаше мир и его блага, на другой- война и ее ужасы. А посередине
полотна - борьба за мир. Вот он - дипломат-гражданин Рубенс. Двери храма
Януса, римского двуликого бога, обычно были закрыты, и открывались
только во время войны. Открыли их богиня Раздора и фурия Тизифона, и
ослепленная Ярость с факелом в руках выбежала из храма, чтобы сеять
кругом ненависть и разжечь пожар безумия. И вот уже потекла кровь из
опрокинутой урны у ног двух страшных женщин. И я, как будто слышу голос
за холстом, голос самого Рубенса: «Люди, не допустите раздора, опомнитесь,
остановите зло, оно несет разорение, нищету, смерть!» Богиня Мира
пытается захлопнуть двери храма, уронив рог изобилия и забыв о нем- ради
мира. Ведь недаром говорят: «Лучше худой мир, чем добрая ссора». И за
спиной этой женщины, пытающейся спасти хрупкий мир от слепой Ярости,
на правой чаше весов аллегории Благочестия и Спокойствия, над которыми
помещены статуи Изобилия и Богатства. У Ярости завязаны глаза, поэтому ее
карающий меч поразит любого и своего, и чужого, без разбора. Тяжела
распахнутая дверь, и с надеждой смотрят на нас глаза Богини Мира - может,
кто-то поможет ей в этих неимоверных усилиях предотвратить войну. Ведь
может перевесить левая чаша - там уже солдат тащит за волосы женщину, и
фигура Смерти торжествующе подняла руку, а над ними печально склонили
головы статуи Нищеты и Скорби. Это картина-предупреждение на все века.
«Я- живописец, который занимается иногда дипломатией,»-говорил о себе
Рубенс, принимая участие в подготовке мира между Испанией и Англией в
1630 году. Нужно знать и помнить историю, не повторять роковых ошибок. В
борьбе за мир сила искусства велика. Однако сегодня я открыла для себя
Питера Пауля Рубенса не только как певца женской красоты, но и как
гражданина, ученого, дипломата, великолепно ориентирующегося, в том
числе и в аллегорических понятиях. Спасибо Вам, красивый и мудрый
фламандец, Питер Пауль. Я еще приду к Вашим полотнам. Но обязательно с
книгой В. И. Раздольской, ведь так хочется познакомиться с другими
Вашими полотнами, открыть для себя что-то новое, прикоснуться к
Вечности, через тонкий мостик, который мне помогла найти книга.
А пока:
Упали бесшумно шторы,
Закрыли глаза портреты,
Дремлет картинная галерея.
Окутал туман пейзажи,
И сторож угрюмый, важный,
Давно уж спит за бронзовой дверью.
На экране телевизора появились титры….