«За страницами школьного учебника» Родив дитя, рождается мадонна…
Государственное Бюджетное Учреждение Средняя общеобразовательная школа №335
Пушкинский район
« За страницами школьного учебника»
Родив дитя, рождается мадонна…
Работа ученицы 10 б класса
Михайловской Анны
Преподаватель
Мещерякова Марина Николаевна
(8-911-722-56-99; marina_ mesch@mail.ru)
Cанкт -Петербург
2015
Наперекор изменчивой молве
Художники прославили в веках
Не девушку с венком на голове,
А женщину с младенцем на руках.
Девичья красота несовершенна.
В ней нет еще душевной глубины.
Родив дитя, рождается мадонна,
В ее чертах - миры отражены.
Людмила Татьяничева
Передо мной на столе лежит книга Людмилы Третьяковой « Красавицы не
умирают». Я перевернула последнюю страницу. Сижу неподвижно. Перед глазами
встают героини книги. Все они такие разные, но в их судьбах обязательно
присутствует любовь и материнство. Жизнь диктует свои коллизии, но каждая из
женщин хочет любить и быть любимой. В жизни каждой из них был мужчина,
который изменял их судьбы. Иногда он был причиной обжигающей страсти, иногда
- долгой и нежной любви. Его именем могли назвать первенца, а то и предмет,
роскоши. В истории Екатерины Скавронской и графа Юлия Помпеевича Литта тоже
было немало приключений, но удивительным образом Людмила Третьякова
рассказала историю «второго плана»: историю о картине великого Леонардо да
Винчи. Мне захотелось побольше узнать о её судьбе. Пришлось достать журнал
«Художественная Галерея», полное собрание работ всемирно известных
художников. Выпуск, посвященный Леонардо да Винчи удивил меня материалом,
касавшимся творчества великого итальянца. Вот что мне удалось узнать…
Небольшой кусочек холста, меньше одного квадратного метра, а может вместить
в себя так бесконечно много...
Страницы истории люди и судьбы, поступки, позволяющие с завистью или
волнением пересказать те или иные события. Поступки, заставляющие с
содроганием души вспоминать о них. Небольшой кусочек холста, приглашает Вас в
захватывающее путешествие с коротким, почти сиюминутным названием "жизнь".
Первая женщина в жизни каждого человека - мать. Начинаю я свой рассказ с
прекрасного образа, созданного великим Леонардо да Винчи, с картины "Мадонна
Литта".
Эпоха итальянского Возрождения являет миру счастье материнства, возводя его
на неземной пьедестал, создавая образ матери - мадонны. Мы все знаем, что мать и
дитя неразделимы и их связь длится вечно. Материнская любовь – это сознательная
или бессознательная самоотдача, посвящение себя, соприсутствие. Чувство матери –
это чистый, тихий свет, который освящает собой мир. Любовь матери – это дающая
силы, возрождающая энергия.
Много раз, гуляя по залам Эрмитажа, я останавливалась у этого полотна, оно
напоминало мне о любви матери к ребенку, он как окно в другой мир, притягивало и
манило. В нем художник воплотил гуманистический идеал эпохи, создав образ,
сочетающий в себе духовное и физическое совершенство. В основе произведения
лежит та же человечность, та же любовь к подлинным, живым чувствам людей.
Яркая образность раскрывается в маленьких деталях, мать кормит ребенка
погруженная в свои мысли, сосредоточив всю силу своих чувств на ребенке.
Спокойное, полное нежности лицо земной женщины склонилось над младенцем.
Миг, когда престает существовать мир вокруг: только мать и маленькое,
беззащитное существо, которому она дала жизнь. Их связывают незримые нити. Во
взгляде женщины - теплота, забота и желание сберечь всю любовь, которая
приобрела такие восхитительные формы. Мир вокруг перестает существовать, эти
двое в своем общем космосе. На заднем плане картины едва различимый пейзаж, но
чем больше мы пытаемся рассмотреть его, тем загадочнее и туманнее он
становиться. А на первый план выходит тепло и нежность материнской любви.
Рядом с этим полотном ощущаешь божественную чистоту, тепло и любовь.
Картина была приобретена для Эрмитажа в 1865 году у итальянских графов
Литта. Джулио РенатоЛитта принадлежал к старинной итальянской аристократии.
С14 лет он был записан в рыцари Мальтийского ордена, в 19 лет он начал службу и
зарекомендовал себя человеком храбрым и опытным в морском деле. В 1789 году по
дипломатическим делам Мальтийского ордена и России граф Литта побывал в
Петербурге, где встретил графиню Екатерину Васильевну Скавронскую. Они
поженились, когда графиня овдовела и осталась с двумя дочерьми - Екатериной и
Марией. Мария Скавронская вышла замуж за графа Петра Алексеевича Палена. В
результате этого брака родилась дочь _ Юлия, в замужестве - Самойлова. Именно
она стала наследницей состояний Литта и Паленов, став одной из богатейших
женщин не только России, но и Италии. Ей достались роскошные дворцы и виллы в
Милане и его окрестностях. Кроме того, она стала наследницей колоссальных
художественных ценностей, которыми были переполнены роскошные апартаменты
двух могущественных семейств - Литта и Висконти. Коллекция художественных
ценностей, доставшихся Юлии Самойловой¸ была поразительно большой даже для
Италии. На нее мог взглянуть каждый желающий. С особым гостеприимством здесь
встречали соотечественников. Среди прочих шедевров была и "Мадонна Литта".
Именно Юлия Самойлова продала эту картину Эрмитажу за сто тысяч франков. Эта
исключительная женщина стала Музой великого Карла Павловича Брюллова.
Будучи связана с ним узами дружбы, она вдохновляла его и становилась
персонажем многих его картин. Одна из них "Последний день Помпей", после
представления ее в Италии, было сказано, что "Закончилась эпоха итальянского
искусства - родилось русское", но это уже совсем другая история...
Небольшой кусочек холста, меньше одного квадратного метра, а может вместить
в себя так бесконечно много...