Особенности работы концертмейстера в классе скрипки

ДМШ г.Зеленодольск
Каштанова Альбина
Особенности работы концертмейстера в классе скрипки
2023 г.
Особенности работы концертмейстера в классе скрипки
Концертмейстер в классе скрипки играет важную роль в музыкальном
обучении, сопровождая и поддерживая учеников в процессе их музыкального
становления. Важность этой роли трудно переоценить, так как
концертмейстер не только аккомпанирует, но и активно участвует в
формировании музыкального мышления и техники исполнения у учеников.
Это одна из наиболее востребованных профессий среди пианистов.
Концертмейстеры необходимы в учебном процессе струнных, народных
инструментов, вокалистов, хоров и хореографов в детских музыкальных и
художественных школах (ДМШ и ДШИ).
Цель данной работы – рассмотреть важные аспекты работы
концертмейстера на начальных этапах обучения, специфические особенности
игры на скрипке и методики работы над синхронностью звучания.
Одним из первых шагов в работе концертмейстера является
установление доверительных отношений с учеником. Без этого невозможно
создать продуктивную и комфортную атмосферу для обучения.
Концертмейстер должен проявлять эмпатию, терпение и поддержку, чтобы
ученик чувствовал себя уверенно и был готов открыться новым знаниям и
опыту.
На начальном этапе работы с произведением концертмейстер помогает
ученику освоить его партию, совмещая свою аккомпанементную партию с
партией ученика. Скрипка – инструмент с нефиксированным интонационным
строем, поэтому помощь фортепиано, по возможности хорошо настроенного,
очень велика. Вместе с учащимися концертмейстер проучивает текст,
трудные места, выстраивает динамику, выверяет темпы.
Педагог с концертмейстером всегда найдут время для совместной
работы. Это методическая работа – совместное создание рабочих,
экспериментальных программ, планирование открытых уроков;
инновационная деятельность – поиски нового, актуального репертуара, в том
числе издаваемого современными композиторами, создание интересных,
ярких переложений и, как следствие, ярких концертных номеров. Совместное
чтение с листа найденных композиций, обсуждение и планирование
предстоящей концертной деятельности учащихся. Приветствуется
совместная концертная деятельность коллег, участие в профессиональных
конкурсах. Это обоюдно обогащает музыкантов, повышает их
исполнительский и общекультурный уровень, учит взаимному доверию и
создаёт заражающую творческую атмосферу в процессе занятий с детьми.
Концертмейстер должен учитывать специфические особенности
скрипки, такие как pizzicato, которое звучит слабее, чем звук, извлекаемый
смычком. Начинающие скрипачи часто используют pizzicato. Особенно это
касается игры с начинающими, так как это их первый способ
звукоизвлечения.
Надо помнить, что аккорды извлекаемые скрипачом звучат немного с
оттяжкой. Существует даже такое словосочетание в обиходе «сломать
аккорд». Ведь чтобы охватить одновременно все струны, скрипачу
приходится совмещать в своем арсенале несколько движений. Поэтому
начало аккорда берется за счет предыдущей доли. Это должен знать
концертмейстер и не спешить озвучивать свой текст. Играть сопровождение
надо немного позже, чтобы не разойтись в тексте с солистом.
Флажолет –своеобразный высокий звук, извлекаемый особым
способом, это требует определенных навыков и тренировки в достижении
чистой интонации. Для соблюдения звукового баланса, сопровождение
должно звучать тише. Флажолет требует чистой интонации и тренировки, и
аккомпанемент в этот момент должен звучать тише для звукового баланса.
Динамика исполнения зависит от композиторского замысла, стиля и
времени написания произведения. Концертмейстер должен развивать
творческое воображение, чтобы выразительно сыграть свою партию и
вдохновить солиста на интересные и красочные интерпретации.
Нужно точно следовать фразировке солиста. Его «исполнительское
дыхание», развитие темы на crescendo и diminuendo, «выпуклое» ritenuto при
подходе к кульминации должны идти с партией концертмейстера.
Неподдержанное пианистом развитие темы у скрипача не создаёт
впечатления общего усиления звучности, т.е. ансамбля. Важна работа над
синхронностью звучания, темпом и ритмом. Кроме того, концертмейстер
должен обладать навыками «внутреннего слышания», чтобы поддерживать
ансамбль, а солисты учатся слышать себя, своего концертмейстера и
одновременное звучание ансамбля в целом.
Работа над синхронностью звучания включает в себя работу над
темпом и ритмом, а также совпадением мельчайших длительностей. Когда
синхронность нарушается, музыкальная ткань разрывается, а голосоведение
и гармония искажаются. Чтобы этого избежать, важно уметь сохранять
заданный темп и при необходимости быстро переключаться на новый,
преодолевая возникшую инерцию. Также необходимо иметь хорошее чувство
пропорций при изменении темпа и обладать "темповой памятью". Большую
роль здесь играет опыт концертмейстера и его дирижёрские навыки. Он не
должен просто подыгрывать солисту, но, являясь полноценным партнёром,
иногда вести его за собой, направляя общее движение. Единство
"чувствования темпа" особенно важно в паузах и при длительных звуках,
когда музыка как бы останавливается. Если не понимать выразительное
значение паузы или выдержанного звука, возникает желание скорее пройти
эти моменты, мысленно ускоряя темп, что разрушает метроритмическую
структуру музыки.
Первое, о чём должен помнить концертмейстер, это соблюдение
звукового баланса, особенно когда его яркое и волевое вступление
динамически насыщено. Нужно учитывать физические возможности ученика,
его возраст и качество инструмента. Кроме того, нужно задать правильный
темп, иначе фортепианное вступление и скрипач могут оказаться в разных
темпах. Перед началом важно сосредоточиться и мысленно представить
первые такты скрипичной партии в согласованном с солистом темпе.
Динамика исполнения зависит от того, что именно играют музыкант и
концертмейстер в данный момент. Каждый из них может быть на первом или
втором плане в зависимости от замысла композитора. Концертмейстеру
важно развивать творческое воображение. Способность услышать
фортепианную партию в различных оркестровых тембрах помогает
выразительно исполнить свою партию и создать художественные образы.
Развивая звуковое воображение и технику, необходимо пробуждать
творческое воображение солиста, добиваясь от него таких же интересных и
красочных решений. Многое в плане динамики зависит от стиля и времени
написания произведения.
Концертмейстер должен внимательно слушать партию скрипача и
стараться воплощать в своей игре его штриховые особенности для уточнения
музыкальной мысли и единства. Концертмейстер – это не солист, который
может умело и без запинки исполнить сольную программу, на нём груз
ответственности – начинающий музыкант, требующий повышенного
внимания, помощи, мощной эмоциональной поддержки, ведения за собой.
Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера
предполагает наличия у него комплекса психологических качеств личности,
таких как: большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность,
мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и
воля, педагогический такт и чуткость. Самостоятельные занятия за
инструментом, чтение с листа и работа над сольной программой крайне
важны для поддержания формы и мастерства. Репертуар в классе скрипки
разнообразен, поэтому регулярные занятия помогают концертмейстеру легко
справляться с новыми произведениями.
Задача концертмейстера, как и преподавателя привить ученикам
любовь к музыке, развить их музыкальный вкус и культуру, расширить
кругозор и открыть такие качества, как наблюдательность,
впечатлительность, темперамент, воображение и фантазию. Всё это помогает
формировать артистическую личность, способную слушать и понимать
музыку
Заключение
Работа концертмейстера в классе скрипки требует глубокого
понимания специфики игры на инструменте и умения работать с учениками
на различных этапах их обучения. Внимание к техническим и музыкальным
аспектам, регулярные совместные репетиции и умение слушать друг друга –
ключевые составляющие успешного ансамблевого исполнения.
Концертмейстер играет важную роль в развитии учеников, помогая им
достигать новых высот в игре на скрипке. Регулярная и систематическая
работа, внимательное и чуткое отношение к ученикам способствуют
формированию у них прочных навыков и музыкального мышления,
необходимых для успешной карьеры музыканта.
Список литературы:
1. Вопросы смычкового искусства.-М..1980
2. Е. Шендерович «В концертмейстерском классе» М. Музыка. 1985
3. А. Люблинский «Теория и практика аккомпанемента» Л. Музыка. 1972