Специфика работы концертмейстера в хоровом классе ДШИ

Специфика работы концертмейстера в хоровом классе
ДШИ.
Специфика работы концертмейстера в школе искусств состоит в том, что ему
приходится сотрудничать с представителями разных художественных
специальностей, и в этом смысле он должен быть «универсальным»
музыкантом, аналогично тому, как это было в XIX веке. Знания и навыки,
которые необходимы концертмейстеру для начала профессиональной
деятельности в школе искусств:
Умение читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать
смысл воплощаемых в нотах звуков, их роли в построении целого, играя
аккомпанемент, видеть и ясно представлять партию солиста, заранее
улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми
исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому его
выражению;
Владение навыками игры в ансамбле;
Умение транспонировать в пределах кварты терции средней трудности, что
полезно, что необходимо при игре с духовыми инструментами, а также для
работы с вокалистами;
Знание правил оркестровки; особенностей игры на инструментах
симфонического и народного оркестра, знание ключей «До» - для того, чтобы
правильно соотносить звучание фортепиано с различными штрихам и
тембрами этих инструментов;
Наличие тембрального слуха;
Умение играть клавиры (концертов, опер, кантат) различных композиторов
в соответствии с требованиями инструментовки каждой эпохи и каждого
стиля;
Умение перекладывать неудобные эпизоды в фортепианной фактуре в
клавирах, не нарушая замысла композитора;
Умение читать и транспонировать на полтона и тон вверх и вниз
четырехголосные хоровые партитуры;
Знание основных дирижерских жестов и приемов;
Знание основ вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции,
нюансировки; быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать солисту
слова, компенсировать, где это необходимо, темп, настроение, характер, а в
случае надобности – незаметно подыграть мелодию;
Знание основ фонетики итальянского, желательно и немецкого,
французского, языков для успешной работы с вокалистами, то есть знать
основные правила произношения слов на этих языках, в первую очередь
окончаний слов, особенности фразировочной речевой интонации;
Знание основ хореографии и сценического движения, чтобы верно
организовать музыкальное сопровождение танцорам и правильно
скоординировать жесты руками у певцов; осведомленность об основных
движениях классического балета, бальных и русских народных танцев; знание
основ поведения актеров на сцене; умение одновременно играть и видеть
танцующих; умение вести за собой целый ансамбль танцоров; умение
импровизировать (подбирать) вступления, отыгрыши, заключения,
необходимые в учебном процессе на занятиях хореографии;
Знание русского фольклора, основных обрядов, а также приемов игры на
русских народных щипковых инструментах гуслях, балалайке, домре;
Умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент;
Владение навыками импровизации - умение играть простейшие стилизации
на темы известных композиторов, без подготовки фактурно разрабатывать
заданную тему, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой
фактуре;
Знание истории музыкальной культуры. изобразительного искусства и
литературы, чтобы верно отразить стиль и образный строй произведений.
Функции концертмейстера, работающего в учебном заведении с солистами
детским контингентом в особенности), носят в значительной мере
педагогический характер, поскольку они заключаются, главным образом, в
разучивании с солистами нового учебного репертуара. Эта педагогическая
сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, помимо
аккомпаниаторского опыта, ряда специфических навыков и знаний из области
смежных исполнительских искусств, а также педагогического чутья и такта.
Концертмейстер хора пианист, аккомпанирующий хоровому
коллективу на репетициях и концертах, осуществляющихся под руководством
дирижера, а также, при необходимости, помогающий солистам и группам хора
разучивать партии в процессе работы над репертуаром.
Работа концертмейстера с хоровым коллективом значительно
отличается от занятий с вокалистами, солистами-инструменталистами и имеет
свои специфические особенности. Хор, как природный музыкальный
инструмент, способен на разные оттенки звука, от нежного "пианиссимо" до
мощного "фортиссимо", оставаясь вместе с тем верным своей певческой
природе. Профессиональный концертмейстер, аккомпанируя хору, всегда
должен помнить о голосовой, певческой природе хорового звука, и даже
исполняя произведения, где присутствуют оттенки мощного "форте", никогда
не переходить на форсацию звука. Наоборот, опытный концертмейстер всегда
стремиться преодолеть ударную молоточковую природу своего инструмента,
подражая хоровому звучанию.
Пианист-концертмейстер в процессе работы должен овладеть навыками
общения с младшим и старшим детскими хоровыми коллективами. Он
должен уметь показать хоровую партитуру на фортепиано, уметь задать хору
тон, понимать такие приемы, как цепное дыхание, активная дикция и др.
Одним из главных факторов, отличающих концертмейстера хора от
пианистов, аккомпанирующих солистам, является тот, что ему необходимо
постоянно следить за жестами дирижера во время исполнения, поэтому он
обязан знать основы дирижерской техники (понятие «ауфтакта», «точки»,
«снятие звука», жесты, изображающие штрихи и оттенки, дирижерские сетки
соответствующие простым и сложным размерам). В целом это называется
способностью концертмейстера понимать дирижерские жесты и намерения.
Нужно помнить также, что показ оттенков, штрихов и других выразительных
средств во многом зависит от индивидуальности дирижера.
На занятиях хора концертмейстеру (на этапах разучивания репертуара)
иногда по просьбе дирижера нужно показывать звучание отдельных
фрагментов музыки, проигрывая все или отдельные голоса хоровой
партитуры. Здесь не обойтись без навыков беглого чтения с листа, умения
совместить хоровую партитуру с аккомпанементом в исполняемом
произведении. Благодаря владению данными навыками
концертмейстер добивается выразительности, создавая образец исполнения
для участников хора. При первом исполнении хорового сочинения на
фортепиано пианист должен увлечь и заинтересовать хористов. Ему следует
точно передавать авторский музыкальный текст, создавать целостный
художественный образ, при этом важно взять нужный темп, верно
распределить кульминации, агогику и др. Играть партитуру нужно так, чтобы
максимально приблизить звучание инструмента к хоровой звучности.
Показывая хоровую партитуру, концертмейстер обязан подчиняться
основным вокально-хоровым законам (певучесть, плавное голосоведение,
исполнение цезур, штрихов, соблюдение цезур для взятия дыхания и т.д.) Это
поможет хористам точнее понять сущность нового произведения.
В ходе учебного процесса могут возникать ситуации, когда дирижер,
при отсутствии в коллективе хормейстера, поручает концертмейстеру
проводить занятия с отдельными группами хора. Выполняя функции
хормейстера, пианист должен знать и учитывать такие моменты, как степень
знания хористами музыкального материала, особенности дыхания,
интонационные трудности сочинения и методы их преодоления, степень
развития слуховых и певческих данных хористов, их музыкального
мышления, художественного воображения.
В процессе творческого взаимодействия с хоровым коллективом
концертмейстер участвует как минимум в четырех разных видах общего
ансамбля. Наиболее очевидный вид общего ансамбля открывается пианисту с
нотным текстом произведения, предназначенного для хора и фортепиано,
когда концертмейстер выступает непосредственно в роли ансамблиста-
аккомпаниатора и является соратником и помощником дирижера в создании
музыкального образа, следуя его жесту во время исполнения и составляя
единый ансамбль с хором.
Нотный текст произведений для хора a caрpella не содержит
фортепианную партию, но предполагает участие пианиста, когда
необходимо иллюстрировать хоровую партитуру в процессе разучивания
произведения. Пианист должен владеть основными навыками чтения хоровых
партитур и при этом добиваться ровного и полного звучания аккордов, чтобы
звучание голосов в аккорде было равномерным по силе звука (за исключением
тех моментов, когда в процессе работы должна быть слышна особенно явно
какая-либо партия).
Также в репертуаре хоровых коллективов часто встречается нотный
текст произведений в сопровождении клавирных переложений оркестра. В
этом случае фортепианное переложение призвано имитировать оркестровые
тембры и вместе с тем отвечать фортепианной специфике. Соответственно,
пианист настраивает себя на символическое ансамблевое взаимодействие хор-
оркестр через тембровые возможности фортепиано.
И, наконец, существует ансамбль пианиста-концертмейстера
с исполнительским планом дирижера, который требует от пианиста
понимания языка дирижера, его смысловых устремлений, вплоть до
постижения идейно-художественной концепции исполняемого произведения.
Обычно удерживать дирижерские жесты в поле своего внимания
концертмейстеру помогает периферийное зрение, но наряду с этим во время
исполнения произведений часто встречаются ключевые моменты темповых
отклонений, когда пианисту необходимо применять технику быстрых
зрительных переключений смотреть то на нотный текст, то на дирижера,
контролируя при этом качество своего ансамбля с хоровым звучанием.
Хоровой дирижер отвечает прежде всего за качество звука, он участвует
в его формировании, а «инструмент» (это голосовые связки певцов) слишком
деликатен, и жесты дирижера бывают почти незаметными, особенно в момент
рождения звука на piano. В этих случаях «точка» у дирижера бывает почти не
видна, и концертмейстерам приходится полагаться на свою интуицию,
буквально угадывать, когда должен возникнуть звук. Чем выше класс
дирижера, тем меньше он придерживается сетки, зачастую совсем не
«считает», он управляет звуком, и со стороны кажется, что вообще не
дирижирует, а лишь слушает звук. Концертмейстерам приходится
сосредотачивать всю свою чуткость, а именно: концертмейстер, дирижер и хор
должны составлять слаженный ансамбль.
Умение слушать и играть с партнером данном случае с дирижером +
хор) очень важная деталь профессионального мастерства пианиста. Далеко
не все хорошие солисты способны успешно играть в ансамбле. При
совместном музыкальном исполнении необходимо в одинаковой степени как
умение увлечь партнера своим замыслом, так и умение увлечься замыслом
партнера, понять его намерения и принять их; испытывать во время
исполнения не только творческое переживание, но и творческое
сопереживание, что отнюдь не одно и то же. Естественное сопереживание
возникает как результат непрерывного контакта партнеров, их
взаимопонимания и согласия.
Подытожив вышесказанное можно выделить основные знания и навыки
необходимые концертмейстеру (в том числе концертмейстеру хора):
- умение читать с листа фортепианную партию любой сложности;
- владение навыками игры в ансамбле;
- умение транспонировать в пределах кварты текст средней трудности;
- умение читать и транспонировать на полтона и тон вверх и вниз
четырехголосные хоровые партитуры;
- знание основных дирижерских жестов и приемов;
- знание основ вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции,
нюансировки;
- умение быстро подобрать сопровождение к мелодии, а также проигрыши и
вступления при отсутствии выписанного аккомпанемента;
- знание истории музыкальной культуры, изобразительного искусства и
литературы, чтобы верно отразить стиль и образный строй исполняемых
произведений.
В современной практике хорового исполнительства все чаще и чаще
появляются произведения в сопровождении различных музыкальных
инструментов, особенно это характерно для исполнительства в жанре
народных песен. Поэтому перед современным концертмейстером встают
новые задачи овладения навыками игры на различных инструментах,
особенно это касается исполнительской практики концертмейстера в детских
хорах, потому что дети ограничены в своих исполнительских возможностях в
силу отсутствия большого музыкально-исполнительского опыта.