Урок по специальности фортепиано в 3 классе, с ученицей 3 года обучения
Урок по специальности фортепиано в 3 классе, с ученицей 3 года обучения
Дайаной Ж.
Тема урока : Как запомнить музыкальное произведение (Работа в классе и дома
по развитию музыкальной памяти).
Мартыненко-Алексеева Юлиана Ивановна
преподаватель по классу фортепиано
ДМШ им. Д.Нурпеисовой,2 филиала
г.Уральск
Цели:1. Формирование основных компетенций: пианистических приёмов,
необходимых для художественного исполнения музыкального
произведения.2.Развитие самостоятельности, творческого мышления, внутреннего
слуха учащихся, свободы пианистического аппарата.3.Воспитание интереса к
музыке, умения сосредоточенно, осмысленно работать над трудными местами и
запоминанием музыкальных произведений наизусть.
Задачи: Обучение основным приёмам музыкальной выразительности,
необходимые для воплощения художественного образа музыкальных
произведений, умению анализировать музыкальное развитие от начала до конца
произведения.
Тип урока:
Комбинированный урок.
Форма урока: урок с элементами исследования.
Методы
-Словесные: объяснение, устный разбор, "попутные поправки", обобщение.
-Наглядные: показ преподавателя, метод демонстрации.
-Практические: работа над упражнениями, ритмом, темпом, динамикой; методы
проверки и оценки знаний и навыков ученика.
Техническое оборудование: музыкальный инструмент, нотный материал.
Применение здоровьесберегающих педагогических технологий:
-развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет
интенсивнее развиваться.
- рациональная организация урока: физкультминутка, включение игровых
моментов, упражнения на расслабление мышц, чередование различных видов
учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется повторением
выученных пьес и слушанием музыки).
Оборудование:
Фортепиано. Стул. Подставки под ноги. Сборники нот. Таблицы. ИКТ.
Репертуарный план урока.
Упражнения и гамма Фа-мажор
Л.Стриббог Этюд Звездная ночь
Ф. Шпиндлер Французский вальс
Х.Б.Хьюман Рок-н-ролл этюд
Этапы урока:
1.Вводная часть. Приветствие. Методическое сообщение.
2Проверка домашнего задания.
3. Работа с музыкальным материалом.4. Подведение итогов урока. Оценка.
Запись домашнего задания. Рефлексия.
Ход урока.
Организационный этап. Преподаватель объясняет тему занятия и зачитывает
методическое сообщение.
Методическое сообщение
Одна из важнейших задач в воспитании молодого исполнителя – его
всестороннее музыкальное развитие. В настоящее время детское музыкальное
образование побуждает педагогику к поиску таких путей обучения, которые
сделали бы процесс приобщения к музыке и овладение навыками игры на
музыкальном инструменте доступными ребенку с самыми обычными данными.
Моя основная задача – сделать интересными и любимыми занятия музыкой.
Этому должно способствовать все, что будит воображение учащегося:
использование музыкального и методического материала , таблиц, рисунков,
рассказа, сопровождающего игру, исполнение произведения самим педагогом,
использование на уроках ИКТ( канала Ютюб, запись исполнения на телефон).
Преподаватель, желающий что-нибудь запечатлеть в детской памяти, должен
позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств (слух, зрение,
мышечные ощущения и движения) приняли участие в процессе запоминания.
Все это помогает конкретизировать музыкальный образ, легче и интереснее
преодолевать динамические, технические и ритмические трудности, и даже
находить нужные движения рук, способствует запоминанию произведения. Так
может зародиться склонность к многократным повторениям, а следствием
является улучшение качества исполнения.
Запоминание музыкального текста является одним из главных специальных
требований для профессии музыканта-исполнителя., потому что нормой
концертного исполнения является игра без нот, игра по памяти –наизусть.
Каковы же условия успешного запоминания?
1. Прежде всего положительные эмоции. Яркий, образный, доступный
музыкальный материал запоминается легче, быстрее. Наоборот, пьесы, которые
не вызывают положительных эмоций, заучиваются долго и плохо удерживаются в
памяти. Преподавателю необходимо подбирать такой репертуар, который
вызывает у ребенка интерес. При этом необходимо учитывать: - возрастные и
индивидуальные особенности ребенка; - степень его одаренности; - уровень
общего развития; - степень музыкальной подготовки; - личностные качества в
работе.
2 . Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понятно.
Л.Н.Оборин так писал об этом: «Не знаю, так ли уж важно, чтобы ученик старался
поскорее запомнить, заучить произведение наизусть. Неизмеримо важнее, чтобы
он, как исполнитель, проникся духом этого произведения, осознал всё, что хотел
выразить композитор...».
3. Преподаватель, желающий что-нибудь запечатлеть в детской памяти, должен
позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств (слух, зрение,
мышечные ощущения и движения) приняли участие в процессе запоминания. То
есть необходимо, использовать все виды памяти и стимулировать их к активной
деятельности.
4. Больше заострять внимание на средствах выразительности.
5. Перед тем как приступить к выполнению требований художественного
исполнения: - правильно и по возможности безостановочно исполнить текст в
медленном темпе; - постараться автоматизировать игровые движения.
6. Не затягивать срок выучивания наизусть, чтобы не потерять интерес.
7. Научить ученика слышать и запоминать нужные темпы в произведениях
(«предслышание» темпа).
8. Придавать особое значение выучиванию полифонических произведений.
Как обращаться с усвоенным наизусть материалом? Выученный репертуар
надо уметь сохранять в памяти.
Для этого необходимо периодически повторять его различными способами:
1. В медленном темпе, избегая механической игры.
2. По нотам, если забываются отдельные фрагменты в нотном тексте.
3. Многократные повторения не должны быть копиями друг друга, при этом
необходим элемент творчества (художественная отделка деталей, штрихов,
интонирование мелодии, «слышание» аккомпанемента, фразировка, дыхание и
т.п.).
4. Должно происходить чередование работы над деталями и целым в постоянном
«предслышании» и осознании художественного образа. Накопление репертуара
способствует расширению объема памяти, а умелое его повторение – прочности и
продолжительности запоминания. Ученик, владеющий обширным репертуаром,
приобретает исполнительскую свободу и уверенность в себе, что позволяет ему
раскрыться как технически, так и эмоционально.
Одна из актуальных проблем в процессе обучения - быстрота запоминания
музыкального материала. Умение быстро заучивать пьесу наизусть становится
серьезнейшей проблемой на уроке, время которого ограничено. Сегодня на уроке
со своей ученицей мы продемонстрируем какие способы запоминания
музыкального произведения я использую в своей работе.
Ученица подготавливает все необходимое для начала занятия (дневник, ноты).
Подготовительный этап.
Дайана, сегодня тема урока : Как запомнить музыкальное произведение ( Работа
в классе и дома по развитию музыкальной памяти).
Но прежде, чем начать урок я бы хотела тебе задать несколько вопросов.
1.Назови номер дома и квартиры, в которой ты живешь.
2 Какого цвета твоя любимая одежда?
3.Что сегодня вы делали на математике?
Хочу предложить тебе поиграть в Игру «Что исчезло?»
Цель: развить зрительную память и внимание детей.
А теперь садись красиво, ровно ,удобно и мы начнём наш урок.
Основной этап.
Проверяем знание ученицей гаммы “Фа- мажор” двумя руками прямое
движение в 2 октавы. Работа над динамическими, артикуляционными,
темповыми вариантами. Исправление недочётов.
Работа с музыкальным материалом.
1. Этюд C-dur Л.Стриббога Звездная ночь Подготовительная работа:
обратить внимание на ритмическую организацию восьмых при игре легато
двойных нот, использовать рекомендуемую аппликатуру по принципу
позиционности , контроль мышечной свободы игрового аппарата при
пальцевой активности , гибкости запястья, выполнение динамических
соотношений «m f -f» и единство темпа.
Цель выбора этой пьесы для изучения - закрепление полученных ранее
навыков и для расширения репертуара ученицы
2. Французский вальс Ф.Шпиндлера.
Приёмы работы: игра в медленном темпе. Ученице предлагается сыграть
пьесу в медленном темпе крепкими и активными пальцами, глубоким «сочным»
звуком.
Продолжаем работу над разными интонациями. При следующем проигрывании
увеличиваем темп и пытаемся сохранить певучесть звучания инструмента,
выстраиваем звуковое соотношение «мелодия – аккомпанемент»; говорим о
нужности использования прямой правой педали на сильную долю. Не всё пока
удалось сделать в таком темпе, поэтому дома предлагается ученице продолжить
над этим работу.
Задачи заключительного этапа заучивания произведения наизусть состоят в том,
чтобы добиться:
а) умение играть произведение совершенно уверенно, убежденно, убедительно;
б) умение играть произведение в любой обстановке, на любом инструменте, перед
любыми слушателями.
3. Х.Б.Хьюман Рок-н-ролл этюд
На протяжении всего произведения используется пальцевое martellato , на
французском staccato большой силы, для исполнения которого необходимо
использовать прием пальцевых репетиций. Основным моментом исполнения
репетиций является скольжение пальцев под ладонь, поэтому необходимо
отработать в партии правой руки быструю смену пальцев.
Первоначально проводилась поэтапная работа: повторяющиеся репетиции - как
пружинки, нажим мышцей и расслабление ее; первое проведение пассажа на
стаккато - мелкие движения кистью, добиться крещендо на последних звуках,
обратить внимание на такой же пассаж на легато - как утюжочком вести к
верхушечке с крещендо в левой руке ,опору делать на пятый пальчик в басу,
скачки в правой руке выполнять не зажимая руку, перелетать как мячик в
теннисе.
При работе над переключением с медленного темпа и довольно «плотного»
звука на сравнительно легкое звучание необходимое при подвижном темпе, но
более точно и чётко, можно сделать после того как ученик найдет
соответствующие ощущения пальцев и руки, можно увеличить темп, сохраняя
нужные качества звучания.
Слушаем исполнение ученицы.
Заключительная часть.
Обобщение всего сделанного на занятии; объяснение домашнего задания, оценка.
Рефлексия.
Работа над музыкальным произведением не имеет предела. Постичь тонкости и
нюансы исполнительства помогут ТАЛАНТ, ЗНАНИЕ И ТРУДОЛЮБИЕ
Спасибо за урок.
Использованная литература.
1.Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 11. – М.: «Музыка»,
1976.
2.Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М. – 1971
3.Муцмахер В.И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения
игре на фортепиано. - М.: «Музыка». 2009.
4.Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества. - М.:
«Академический Проект», 2006.
5.Стерн В. Психология раннего детства. - М.: «Харвест». 2003.
6. Баренбойм Л. А. Эмиль Гилельс. М. , 1990.
7. Маккиннон Л. Игра наизусть. Л. , 1967.
8. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М. , 1988.
9.Нейгауз Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи.
Письма к родителям. М. , 1982.
10. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. , 1947.
11.Савшинский С.И. Пианист и его работа. Советский композитор. - Л., 1961.
12.Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. – М.: Искусство, 1961.
13.Стоянов А. Искусство пианиста. Гос. Муз. Изд. Москва. 1958.