Колядки, заклички, веснянки
Бакиева Кристина Юрьевна,
Педагог дополнительного образования
Календарно-обрядовый фольклор
Устное народное творчество являлось важнейшей частью быта. Фольклор сопровождал все важнейшие стороны крестьянской жизни: полевую работу, свадьбы, троица, колядки, крестины.
Люди считали, что если все обрядовые песни и действия не будут исполнены, то в доме можно не ждать счастья, урожай не созреет, а в семье согласия не будет. Поэтому точное исполнение обряда – дело для народа очень серьезное.
Обряд – определенная последовательность традиционных действий, которыми передается мировоззрение и обычаи.
Календарно-обрядовые песни получили свое названия из-за связи с распорядком полевых работ по годовому циклу.
Жанровые разновидности календарно-обрядового фольклора
Календарно-обрядовые песни, относительно их жанровой разновидности, объединяются в несколько групп:
- рождественские песни (Рождество,Колядки, Святки);
- песни, исполняемые на Масленицу;
- песни, исполняемые весной (Весняник);
- песни, исполняемые летом (день Ивана Купала, Троица);
- жнивные песни (уборка урожая).
Сегодня мы с вами немного подробнее поговорим про первые три группы календарно-фольклорных песен.
Рождественские песни
Рождественские праздники являлись значимыми днями для многих людей. Они продолжались с 24.12 по 6.01. Это время зимнего солнцестояния, которое разделяло календарные циклы между собой.
В сочельник (24.12) крестьяне приходили к соседям в гости и исполняли своеобразные песни-заклинания. Их называли колядками. Колядующие пели хозяевам домов песни, в которых были пожелания им здоровья, благополучия, счастья, добра и богатства. Колядки имели «заклинательный», магический характер.
Можно заметить, что эти песни простые. В них колядующие обращаются к хозяевам дома и желают им всяческих благ. А вот концовка колядок отличается. Иногда в финале присутствует просьба о вкусном гостинце, а иногда угроза.
Можно заметить, что эти песни простые. В них колядующие обращаются к хозяевам дома и желают им всяческих благ. А вот концовка колядок отличается. Иногда в финале присутствует просьба о вкусном гостинце, а иногда угроза.
В ответ добродушные хозяева одаривали своих гостей своим «богатством»: калачами, кренделями, конфетами и другими вкусностями. Радостное настроение всеобщей щедрости царило на протяжении всех святочных дней. Так начинался новый календарный цикл и заряжал народ радостью и добрым отношением к ближнему.
Пример колядки:
Наша бабка Коляда по дорожке шла, да топорик нашла.
А топорик не простой, а топорик золотой.
Села на снег Коляда, да задумалася:
«Куда путь держать, куда топорик девать?»
Мы сказали бабке, бабке Колядке:
«Ты снеси его купцу - Емельяну молодцу!»
Свой топорик коляда купцу продала.
За топорик золотой взяла гостинцев горой!
Наша бабка Коляда всех ребят созвала,
Всем гостинцев раздала.
«Спасибо тебе, бабка! Бабка Колядка!»
Масленичные песни
Проводы зимы (на Масленицу) сопровождались играми, народными забавами, шутками и смехом. Считали, что если обряд совершен неверно, то обильного урожая в будущий год можно не ждать.
А также можно заметить, у календарно-обрядовых песен довольно простая форма. Они легко запоминаются. Песни построены на повторах. В масленичных песнях, которые поются во время праздника, Масленица упоминается в сатирическом тоне. Никто не грустил – все счастливы и рады приходу весны. Люди старались побыстрее прогнать морозную зиму.
Во время изготовления соломенного чучела поются более ласковые и душевные песни. Масленицу ласково называют Авдотьюшкой и рядят ее в чистые одежды, украшают яркими лентами и платками.
Пример масленичной песни:
Масленка, масленка, погулёна-масленка.
Ой, ладушки-лады, погулёна-масленка.
Блинами богатая, сыром тароватая.
Ой, ладушки-лады, сыром тароватая.
Пошто села в сани, не гуляешь с нами?
Ой, ладушки-лады, не гуляешь с нами?
Гостья нагостилася, с зимушкой простилася.
Ой, ладушки-лады, с зимушкой простилася.
С крыши капают капели, грачи прилетели.
Ой, ладушки-лады, грачи прилетели.
Воробьи чирикают, они весну кликают.
Ой, ладушки-лады, они весну кликают.
Весенние песни (веснянки)
Еще одной жанровой разновидностью календарно-обрядового фольклора являются весенне-летние песни. В теплые дни Великого поста было принято «закликать» весну. Крестьянские ребятишки поднимались на пригорочки или на крыши и начинали кликать.
Это были уже не песни, а кликанья. Маленькие четверостишия были довольно просты и легко запоминались. В них было очень много повторений и обращений.
Детки кричали, из-за всех сил звали весну. Накричавшись вволю, ребятишки довольные возвращались домой, либо приступали к своим обычным забавам и играм.
Примеры веснянок:
1 вариант:
Чувиль-виль-виль!
Жаворонушки!
Прилетите к нам,
Принесите нам.
Лето теплое,
Весну красную.
Нам зима надоела,
Весь хлеб переела.
Весна-красна,
На чем пришла?
На кнутике,
На хомутике.
Чувиль-виль-виль!
Жаворонушки!
2 вариант:
Жаворонушки,
Уж вы матушки.
Прилетите к нам,
Принесите нам,
Весну-красну.
На сохе, на бороне,
На ржаным калаче.