Развитие музыкальных способностей детей с ОВЗ
Тема: «Развитие музыкальных способностей детей с ОВЗ»
План.
1.Актуальность проблемы.
2. Дети с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране.
3.Ообенности вокальной работы с детьми с нарушением зрения.
4.Заключение.
Введение. Актуальность.
Проблема организации системы и получение детьми с ограниченными
возможностями здоровья образования в настоящее время является чрезвычайно
актуальной и является одним из основных и неотъемлемых условий их
успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни
общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной
и социальной и творческой деятельности. Развитие детей с различными
нарушениями зрения опирается на использование компенсаторных процессов,
происходящих в организме ребенка. Развивая таланты и способности детей с
ОВЗ, публичные выступления и выход на сцену, формируют лидерские
качества, делают их успешными и уверенными в себе.
Педагогическая целесообразность.
Особенности работы с детьми с нарушением зрения.
Дети с нарушением зрения видят мир в искаженной форме, в соответствии со
своим заболеванием и представляют особую категорию. Научившись выражать
свое состояние голосом, ребенок получает эффективнейшее средство для снятие
внутреннего напряжения и для самовыражения. Из всех средств музыкотерапии
самое сильное влияние оказывает, именно пение.
Индивидуальный образовательный маршрут
С учетом индивидуальных особенностей ребенка (состояние здоровья, уровень
физического развития, особенности развития психических процессов, интересов,
склонностей, способностей, темперамента, характера личности, уровень
усвоения программы) составляется индивидуальный образовательный маршрут.
Цель: раскрытие посредством музыки духовного мира ребенка, создание
условий для его самовыражения, создание условия для успешного освоения
ребёнком образовательной программы и успешной адаптации в социуме.
Задачи:
Образовательные (предметные): сформировать основные вокально-
технические навыки: певческое дыхание, вокальное звукообразование, дикцию;
понимать выразительные средства музыки; умение пользоваться средствами
музыкальной выразительности для создания музыкально – художественного
образа; формирование и совершенствование навыка сценического поведения,
артистичности исполнения.
Метапредметные: развить музыкальный и вокальный слух;
развить культуру восприятия музыки – как необходимого условия овладения
секретами музыкального искусства;
Личностные: формирование успешности, овладение навыками публичных
выступлений, воспитать чувство любви и интереса к подлинно художественной
музыке, музыкально-эстетического вкуса, гармонично развитой личности,
воспитать инициативность, активность, творческое отношения к делу.
Режим занятий
2 раза в неделю по 1 академическому часу (один академический час в группе).
Условия реализации
Успешной организации образовательно – воспитательного процесса
способствует следующее материально- техническое обеспечение:
• Помещение, приспособленное для занятий вокалом;
• Магнитофон, синтезатор;
• Акустическая система, состоящая из – колонок, усилителя и микшерного
пульта, к которому, в свою очередь, подключается микрофоны.
• Зеркало стеновое размером не менее чем 2м в ширину и 3м в высоту.
• Фортепиано.
Структура занятий
▪ Артикуляционная гимнастика (разминаем язык, губы, челюсть, гортань,
резонаторы).
▪ Упражнения на укрепление опоры, на удлинение вокального дыхания,
правильное формированием звука.
▪ Распевание-подготовка голоса к дальнейшим профессиональным нагрузкам
(упражнения носят разогревающий разминочный характер).
▪ Интеллектуальная пауза (носит непосредственное вокально-методическое
значение).
▪ Работа над репертуаром.
▪ Освоения репертуара, пение в микрофон.
Планируемые результаты.
Предметные: сформированность основных вокально-технических навыков:
певческого дыхания, вокального звукообразования, дикции; понимание
выразительных средств музыки- мелодии, гармонии, ритма, темпа, динамики,
тембра и т.д. умение пользоваться средствами музыкальной выразительности
для создания музыкально – художественного образа; формирование и
совершенствование навыка сценического поведения, артистичности
исполнения; усвоение в процессе обучения
Метапредметные: развитая культура восприятия музыки – как необходимого
условия овладения секретами музыкального искусства; развитый музыкальный
слух и вокальный слух.
Личностные: устойчивое чувство любви и интереса к подлинно художественной
музыке, музыкально-эстетического вкуса, гармонично развитой личности.
Воспитание инициативы, активности, творческого отношения к делу.
Польза и преимущества пения:
• развитие мышц и улучшение иммунитета
• одновременно получаем удовольствие от процесса
• укрепление диафрагмы и стимулирование кровообращения
• легкие во время пения тренируются
• улучшенное кровообращение и насыщенный кислородом кровоток
позволяют большему количеству кислорода достигать мозг.
• улучшение умственной активности
• улучшение концентрации внимания и памяти
• увеличение аэробных способностей и выносливости
• пение высвобождает эндорфины — химическое вещество, которое
заставляет вас чувствовать себя бодро и счастливо.
Вспомним китайскую поговорку: «скажите мне — и я забуду,
покажите — и я запомню, дайте сделать — и я пойму». Практическую
часть мы сделаем вместе.
Практическое занятие (фрагмент)
Пение детей с ограниченными возможностями здоровья очень популярно,
каждый год проводятся различные вокальные фестивали и конкурсы.
В своей работе я опираюсь на различные методики вокально-
исполнительской работы голосового аппарата: на методику развития голоса,
созданную В.В. Емельяновым, на методику развития вокальных способностей
педагога И. Исаевой, и других, а также, собственного многолетнего опыта
работы с детьми в образцовом художественном коллективе вокальном ансамбле
«Лира».
«Приветствие» (носит разогревающий разминочный характер)
❖ Упражнение «Вопросы ответы». На вопросы педагога ребенок отвечает
скользящей (глиссирующая) восходящей и нисходящей интонацией с резким
переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного — в грудной
с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровым
порогом». В эмоциональном отношении в упражнении присутствует
удивленный вопрос-недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас
облегчения (нисходящая интонация).
❖ Сегодня утром ты проснулась с хорошим настроение?
❖ Утром съела вкусный завтрак?
❖ Повторила любимую песенку?
❖ Ты любишь играть?
❖ Игра-упражнение «Веселое путешествие». Активизация воображения,
памяти, чувств, двигательной реакции.
Педагог: «Как человек путешествует? Как передвигается, с помощью чего?»
-Изображаем ходьбу, ритмично шагая, считая вслух.
-Изображаем езду на лошадке (цокая языком медленно-быстро, тихо-
громко, изображая топот копыт, и делаем несколько ударов правой и левой ногой
(лошадка бьет копытом).
-Имитируем езду на автомобиле с помощью вибрации губ. Игра в поездку
на автомобиле с изменением направления движения, подъемом в горку, спуском,
объездом препятствия и т. п. (Обратите внимание на то, чтобы имитировалась
комбинация согласных «ДБР>>, т. е. звонких, а не глухих «Т П Р». Такие задания
побудят изменять высоту и силу тона на вибрации губ и помогут добиться
звучного, энергичного тона.
-Гудим, продувая щеки, изображая полет на самолете (давать задание
самонаблюдения, в зависимости от возраста обучаемых, рекомендуется
контролировать ощущения расширения глотки (раздувание), ощущения
вибрации в области трахеи и лицевых костей, ощущения активной работы
дыхания и отражения этой работы на мышцах стенки живота, боках и спине.
❖ Игра-упражнение «Считалочка». (скажите «раз, два» шепотом, «три,
четыре» тихим голосом, «пять, шесть» средним голосом, «семь, восемь»
громко, «девять!» очень громко, «десять!!!» крикните!)
❖ Интеллектуальная пауза (беседа)
❖ Артикуляционная гимнастика.
У детей с нарушениями зрения имеются недостатки в работе артикуляционного
аппарата. В своей практике основными этапами работы над артикуляционным
аппаратом считаю: снятие психологических зажимов, применение
артикуляционной гимнастики и вокальных упражнений. Приемы, используемые
на занятиях, помогают корректировать моторный механизм нарушенного
произношения путем артикуляционной гимнастики-активизируют сокращение
губных мышц, мягкого неба и работу языка.
Активная естественность (свобода) – есть естественная манера
произношения звуков, чуть-чуть утрированная и активизированная.
Активизация не должна создавать новых зажатий. Она возникает через удобство,
естественность и свободу.
❖ Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно
широко открывать рот в процессе пения используются следующие
специальные упражнения:
1. Свободно опускать нижнюю челюсть до тех пор, пока между
зубами не будет промежуток в 2 пальца.
2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произносить гласные звуки:
Ааааааа, Яяяяяяя, Ооооооо – расстояние в 2 пальца
Ёёёёёёёё – расстояние в 1 палец,
Иииииии – рот слегка прикрыт
3. Произносить эти же гласные звуки с голосом.
❖ Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости
можно использовать следующие движения:
-«Генеральная уборка» (круговые вращение языка вправо и влево при сомкнутых
губах, как бы пересчитывая зубы).
-«Волшебная кисть» (высунуть язык наружу и произвести им движения как бы
рисуя цифры от 1- 20 или буквы алфавита).
-«Рулетик» (при открытом рте и высунутом языке свернуть язык в «рулетик»).
- «Надуваем шарики» (надуваем щеки)
- «Сдуваем шарики» (втягиваем щеки внутрь)
-«Трубочка –улыбка» (активные движения губ вперед в «трубочку» и
растягивание в «улыбке»)
❖ Скороговорки
Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов
полезно использовать скороговорки, построенные на сочетании согласных
звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в
замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и звук.
Постепенно ускорять темп, следя за тем, чтобы четкость и ясность произнесения
не снижались.
Примеры:
• Три сороки-тараторки тараторили на горке.
• Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.
• У четырех черепашек четыре черепашонка.
• У Киры и Фиры в квартире был пир:
Факир ел зефир и кефир пил Факир.
• Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.
Заключение. Творческий вокальный коллектив-это среда, некое поле
социальных отношений, где личность участвует в жизнедеятельности общества,
выступая ее субъектом. Индивидуальный образовательный маршрут позволяет
сделать эффективным процесс адаптации в социуме и способствует активной
деятельности ребенка.
Коллектив в условиях дополнительного образования — это эффективный
инструмент, с помощью которого осуществляется педагогическое
социализирующее влияние на личность, создающее условия для саморазвития,
самоуважения, самореализации детей с ОВЗ, их позитивного взгляда на себя и
общество.
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Сценарий развлечения "День Земли" в детском саду
- Презентация для дошкольников "Труд людей весной"
- Автоматизация звука «Р» в словах, предложениях, тексте
- «Веселые старты», посвященные Зимним Олимпийским видам спорта, для обучающихся начальной школы с ОВЗ
- Конспект занятия в старшей группе "Профессия спасатель"
- Сценарий линейки и конкурса "СМОТР СТРОЯ И ПЕСНИ" посвящённого 77-летию со Дня Победы