Психолого-педагогические проблемы уроков хорового пения в ДМШ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ПЕРМИ
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 «КЛАССИКА»
Методическая разработка
«Психолого-педагогические проблемы
уроков хорового пения в ДМШ»
Составитель – Марина Петровна КОВАЛЬ
преподаватель высшей квалификационной категории
г. Пермь, 2021 г.
2
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
УРОКОВ ХОРОВОГО ПЕНИЯ В ДМШ
В системе воспитания духовно развитого человека одно из ключевых
мест занимает музыка. Одной из наиболее доступных форм приобщения
детей к музыке является хоровое пение. Через хоровое пение дети
приобщаются к искусству, участвуют в нем, познают мир прекрасного.
Самое трудное в обучении, по словам В.А. Сухомлинского, это учить
чувствовать. Занятия искусством более чем какой-либо другой вид
деятельности способствуют формированию и развитию образно-
чувственного интеллекта. Он лежит в основе таких интереснейших явлений
психики как воображение, фантазия и интуиция. И хоровому пению,
соединяющему в себе четыре вида искусства – музыку, поэзию, вокальное и
драматическое исполнительство, - следует отвести в этом одну из главных
ролей.
Поэтому очень важно поднять уровень хоровой культуры, в частности,
преподавание этого предмета в школе. Во многом именно от преподавания,
от грамотной работы руководителя творческого коллектива, от его умения
общаться с детьми зависит развитие у школьников интереса к хоровому
пению и к музыке в целом, потребности в ней.
Комфортная психологическая атмосфера очень важна на хоровом
занятии. Выразительное пение требует активного участия эмоций. Педагог
должен чувствовать эмоциональный заряд урока, уметь создавать его и
управлять им. Очень важен приподнято–эмоциональный фон хорового урока.
Такой фон следует создавать с первых минут урока. Хоровые занятия
нередко начинаются совсем не с пения, а с разговора о предстоящих
концертах, с обсуждения какого-нибудь общезначимого события, с шуток
или с двигательных упражнений – артикуляционный массаж, дыхательная
гимнастика. Это делается с осознанной целью – поднять эмоциональный
тонус в начале занятия. Самыми удачными бывают репетиции, в которых
получается эмоциональная кульминация, особенно если она приходится на
конец урока, когда дети продолжают петь, уходя домой.
Известно, что если эмоциональное состояние человека не соответствует
характеру предстоящей работы, то деятельность не может быть успешной.
Значительной проблемой хоровых занятий нередко становится быстрая
утомляемость, вялость, заторможенность детей, проявляющиеся в середине, а
порой и в самом начале урока.
Два ряда причин определяют это явление.
Причины, связанные с ухудшением физического самочувствия детей:
непроветренное помещение, перегрев тела. Сюда же следует отнести
магнитные бури с их негативным воздействием на интеллектуальную
деятельность и звучание голосов в хоре. К этому следует добавить
индивидуальное недомогание отдельных детей по разным причинам. Весь
3
этот физиологический фон довольно часто выпадает из поля зрения учителя.
Понимая его объективное воздействие, нужно порой менять даже план урока.
Важнейшим фактором является физическое самочувствие самого
учителя. Недомогание учителя, его усталость – залог пониженного тонуса
урока, поэтому причину невысокой активности детей, их неуправляемости
педагог должен искать прежде всего в своем нервно-психическом
самочувствии. Обучение чем-то сходно с гипнозом, внушением. Чем
большей силой внушения обладает педагог, тем продуктивнее само
обучение. Эта проблема – умение создавать необходимый эмоциональный
настрой в классе и управлять им – напрямую зависит от артистических
способностей руководителя хора и от его таланта педагога и психолога.
Поэтому одна из основных трудностей урока хора в том, что этот урок
требует значительной отдачи нервной и психической энергии со стороны и
учителя, и детей. Ни один школьный предмет не испытывает такой
зависимости результата обучения от степени эмоционального подъема всех и
каждого ученика.
Следует также отметить культуру – язык и формы – общения педагога
с детьми на уроке хора. Каждое слово, обращенное к детям, должно быть
грамотным, умным, добрым.
Эмоциональная раскрепощенность и свобода в поведении детей на уроке
нередко выливается в нарушение ими дисциплины. Поэтому проблема
дисциплины также актуальна на хоровых занятиях. Строгая дисциплина –
требование на все годы обучения. Выполнение его особенно трудно, потому
что урок хора не единственный в ДМШ, а само пение ассоциируется у
многих детей с расслаблением, отдыхом от труда. Поэтому уже с первого
урока следует учить детей серьезно работать на хоровых занятиях, готовить
их к будущим концертным выступлениям и упорному труду, чтобы
научиться петь.
В этом же ряду и проблема сосредоточенности внимания детей во
время урока. Известно, что у малышей внимание рассеяно. Способность к его
сосредоточению повышается постепенно, и лишь к 6 – 7 классу достигает
значительной стабильности. Следовательно, если младший хор состоит из
учащихся 1 – 5 классов, то следует видеть проявление возрастной
психологической закономерности в том, что то один, то другой ребенок
вдруг выключается из общего процесса пения. Особая трудность урока хора в
том, что это урок ансамблевого исполнительства. В хоре достаточно
отвлечься, ослабить внимание и сфальшивить одному, чтобы перечеркнуть
труд всех и художественный результат многих занятий. Понимая эту
закономерность, каждый педагог постоянно должен держать в поле зрения
весь хор и каждого ребенка в отдельности и вовремя возвращать внимание
отвлекшихся выразительным взглядом или жестом.
Проблемы с дисциплиной нередко возникают в результате переутомления
детей. Поэтому, если педагог почувствовал это, нужна перемена формы
работы. При заметно накопившемся утомлении необходимой становится уже
не смена формы работы, а просто разрядка, то есть переключение внимания.
4
Эти разрядки дети очень любят, но для педагога они представляют серьезное
испытание на интеллект, чувство юмора, понимание детской психологии,
владение речью, способность к импровизации, знакомство с детскими
передачами, кинофильмами, литературой и т.д.
Контроль за детьми должен сочетаться с очень строгим контролем
хормейстера за самим собой. Многословие – также один из самых тяжелых
для хора недостатков хормейстера. Даже когда разговор предметный,
насыщенный важной и нужной информацией, нельзя забывать о том, что
перегрузка сообщениями органов восприятия замедляет их прием,
переработку и реакции на эти сообщения. Педагогу важно приучить себя к
самоконтролю и самокритике, чтобы не утомлять детей повторением
известного и ничего нового не вносящего, излишней детализацией,
бесполезными сведениями.
Особой проблемой являются оценки за урок хора. Поскольку школа
приучает детей к оценкам и они становятся для них важным критерием
самооценки, то отсутствие оценок на уроке хора приводит к чувству
необязательности предмета. Поэтому следует ставить оценки, но вводить их
только после того, как дети выравниваются и в слуховом, и в вокальном
развитии.
Кроме того, в репетиционной работе эффективна система поощрений: за
активность, за выразительность, за лучший «певческий рот». Основной вид
поощрения – похвала.
В вопросах же нарушения дисциплины, невыполнения определенных
задач урока неизбежны и методы наказания, строгие внушения. Но во всех
этих, даже суровых действиях педагога должна присутствовать
объективность оценок и доброжелательность тона. Педагогу следует
избегать негативных оценок личности ребенка, рождающих неприязнь к
учителю, а заодно и к певческому искусству. Чем младше дети, тем больше
нужно находить поводов для поощрений.
Ощущение успеха в учебе – необходимое условие продуктивного
обучения и приподнято-радостной эмоциональной атмосферы урока. Дети
должны чувствовать и понимать, как все более красиво начинают звучать их
голоса, насколько чище и выразительнее они стали петь, какую серьезную и
прекрасную музыку они уже могут воспринимать и исполнять.
Коллективная форма хорового урока обязательно должна включать
индивидуальный подход, т.к. хоровое пение способствует объединению в
исполнительском процессе учащихся с различным уровнем развития
голосовых и слуховых данных, раскрытия творческого потенциала,
индивидуальности робких и неуверенных в себе детей. Необходимо
постоянно обращать внимание на маленькие достижения каждого ученика
и вместе радоваться каждому успеху. Ведь именно ощущение творческого
роста одухотворяет детей и укрепляет их желание учиться.
Отсутствие на занятиях каких-либо записей и домашних заданий –
еще одна причина для легкомысленного отношения детей к этому уроку и
еще одна трудность в его преподавании, т.к. все нужно понять, запомнить и
5
отработать на самом уроке. А домашние задания (например, выучить слова
новой песни, петь дома упражнения, нарисовать сюжет песни и т.д.)
необходимы, потому что они формируют по отношению к хору то же чувство
ответственности, что и в обычной школе. Концертные выступления следует
отнести к наиболее мощным факторам, повышающим серьезность отношения
к музыкальным занятиям.
В заключение отметим, что все эти педагогические и психологические
трудности преодолимы. Но вокально-хоровая работа только тогда дает
настоящий результат, когда между педагогом и юными хористами
установились добрые, дружеские и серьезные отношения, взаимная симпатия
и твердая дисциплина. Установление таких отношений, в первую очередь,
зависит от педагога, от силы воздействия на детей его Личности, от его
эрудиции, педагогического мастерства, способностей психолога.