Развитие универсальных учебных действий (УУД) учащихся в классе скрипки в соответствии с ФОС

«Развитие универсальных учебных действий УД)
учащихся в классе скрипки в соответствии с Федеральными
государственными стандартами»
методическая разработка
Автор-составитель
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Детской школы искусств№1»
Кривопалова Марина Валентиновна
Самара, Самарская область 202
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
1. Деятельностный подход
4
2. Культурологический (культурно-исторический) подход
6
3. Системный подход
8
Заключение
9
Список использованных источников
10
Введение
Социализация и развитие личности в современной школе определяется
развитием универсальных учебных действий (УУД) личностного,
метапредметного и предметного содержания. Основу этих процессов
составляет системно-деятельностный подход. Попробуем разобраться в том,
как этот подход применим на занятиях в классе скрипки.
Обыкновенно мы сталкиваемся с тем, что педагогу дополнительного
образования (педагогу-скрипачу) приходится объяснять учащемуся каждый
такт разучиваемого музыкального произведения много раз, а ученик при этом
беспомощен, как «слепой котёнок». А по окончании 7-летнего обучения
выпускник, отыграв свою программу, забывает про скрипку навсегда и не
может самостоятельно разобрать ничего нового. Это худший вариант и так не
должно быть.
Ошибочность этого метода преподавания преодолевается
популяризуемыми в настоящее время трактовками системно-деятельностного
подхода, при котором ученик нарабатывает для себя универсальные учебные
действия. Применяя их, молодой человек захочет и сможет пополнять свои
знания, умения и навыки в области музыки самостоятельно, будет разборчив
в прослушивании, она будет для него ценна во всех отношениях.
Системно-деятельностный подход включает три относительно
самостоятельных подхода: деятельностный, культурологический (культурно-
исторический) и системный.
1 Деятельностный подход
Основу процесса обучения представляет учебная деятельность.
Центральным звеном деятельностной концепции учения и развития
выступает действие. Учебная деятельность учащегося включает в себя
несколько видов действия, которые в свою очередь осуществляются с
помощью операций. Например, исполнение произведения целиком будет
деятельностью. Исполнение каждого эпизода отдельно с повторами будет
действием, а отработка сложных тактов будет операцией.
Учебные действия могут быть классифицированы по разным
основаниям. Если поделить их по месту и функциям в деятельности, то одни
займут место предмета усвоения (для музыкантов это пьесы, сонаты,
концерты, вариации), другие окажутся средствами усвоения их помощью
учащийся усваивает первую группу действий - это гаммы, арпеджио,
упражнения и этюды).
В соответствии с деятельностным подходом развитие любого учебного
действия юного скрипача напоминает своеобразную микросистему
управления, включающую «управляющий орган» (ориентировочная основу
действия), исполнительный, «рабочий орган» (исполнительная основа
действия), следящий и сравнивающий механизм онтрольная основа
действия).
Ориентировочная основа действия (ООД)
это осознаваемая учащимися последовательность учебных операций
(способов действия), применение которой к условиям выполнения задания
позволяет получить ожидаемый результат. Для скрипачей это общее
представление об изучаемом репертуаре.
Здесь важно создать условия или побуждать ребёнка самостоятельно
знакомиться (путём прослушивания) с произведениями педагогического
репертуара. Прежде чем начинать разбор, желательно услышать,
представить, что должно получиться. Педагог, проигрывая на уроке
изучаемый репертуар, целенаправленно создаёт у ребёнка слуховые
представления. В дальнейщем ребёнок научится читать текст внутренним
слухом, но всё равно его надо представить. В процессе ознакомления
ребёнок взращивает своё отношение к музыке, ему начинает что-то
нравиться, он постепенно начинает ориентироваться и процесс обучения
приобретает смысл.
Формы проявления ориентировочной основы действия достаточно
вариативны. Для музыкантов это нотный текст, который каждый видит по
мере своего развития. Прежде чем изучать новый текст, необходимо
представить внутренним слухом его звучание. Услышать первый раз ученик
может самостоятельно дома или в исполнении педагога.
Исполнительная основа действия (ИОД)
характеризует имеющийся у школьника практический опыт разбора
нового репертуара. Здесь должна сложиться система последовательных
действий по изучению нового материала Применение этой системы в
дальнейшем поможет ребёнку самостоятельно разобрать нотный текст.
Это разбор отдельно по эпизодам, в замедленном темпе, иногда считая
вслух ритмически неясные фрагменты. Здесь важно помнить замечания
педагога, не допуская повторения ошибок. Умение грамотно работать дома,
выбор методов и последовательности действий имеет решающее значение в
обучении. Например, очень полезно изучать трудные эпизоды несколькими
разными штрихами. Или попробовать играть произведение в другом
характере, темпе и т.д.
Здесь очень важна роль педагога, как он организует работу в классе для
того, чтобы ученик сам наработал свои универсальные учебные действия.
Чтобы это произошло, надо поощрять в учениках самостоятельность, дать им
возможность самим найти решение.
Контрольная основа действия (КОД)
направлена на общий контроль исполняемого. Для скрипачей это в
первую очередь чистота интонирования, качество звукоизвлечения.
Часто в процессе исполнения текста ученик увлекается разбором нот,
ритма, штрихов, а чистоте интонирования, качеству звукоизвлечения не
придаёт значения, фальшивые ноты только закрепляет дома, играет мерзким
звуком и не замечает этого. Контролировать свою игру надо учиться с самого
начала, последовательно, направляя свои мысли сразу на все моменты. Иначе
в домашней работе будет происходить закрепление неверных навыков.
Вместе с учеником необходимо наработать методы и формы изучения
материала. От этого напрямую зависит успешность обучения.
С помощью контрольной основы действия производится необходимая
коррекция как в ориентировочной, так и исполнительной основ.
Не менее важна и другая сторона исполнения это яркость,
эмоциональность, цельность раскрытия музыкального образа, которую
трудно преодолеть по деятельностному механизму. Решить эту проблему
позволяет другой подход.
1.Культурологический (культурно-исторический) подход
Развитие высших психических функций, таких как духовность,
нравственность осуществляется в процессе и посредством деятельности, но
не индивидуальной, а совместной. Рассмотрим, как это происходит на
занятиях музыкой.
Во-первых, большое значение в развитии музыкальности,
эмоциональной открытости для юного скрипача имеет совместное
музыцирование с концертмейстером. Регулярные занятия в классе, а ещё
более выступления на публике, совместная деятельность с опытным
музыкантом способствуют эмоциональному раскрепощению, познанию
глубокого смысла музыки.
Во-вторых, ещё большее значение имеют занятия в ансамбле скрипачей,
где дети разной степени подготовленности пытаются достичь совместного
результата. Выступления ансамбля скрипачей на различных концертах,
конкурсах воспитывают в учащихся самоопределяющие, самореализующие,
самоактуализирующие стремления.
Таким образом, развитие универсальных учебных действий
осуществляется путём регулярного и последовательного включения учащихся
в систему соответствующих им отношений окружающими людьми, с
самим собой, с окружающей природой, с атрибутами ценностей или
социальных практик и др.), свойственных культуре и традициям своего
народа.
При этом включение учащихся в занятия музыкой предполагает:
- создание собственного представления о мировой музыкальной
культуре;
- раскрытие эмоционального отношения к музыке;
- создание определённых взаимоотношений с товарищами в коллективе;
Может показаться, что на этой основе строится вся практическая работа
педагогов в решении задач социализации и развития учащихся. В
действительности в этой работе много тонкостей, далеко не всегда
учитываемых на практике.
1. В условиях урока включение учащихся в систему отношений,
свойственных соответствующей области культуры, предполагает совместную
деятельность учителя и учащегося. При этом должны появиться не только
предпосылки совместной деятельности условия актуализации её
структурных компонентов), но и родиться атрибуты соответствующей
области культуры (привлекательный образ нового ролевого веера поведения,
смысла предлагаемых учебных отношений, организуемой деятельности и
др.).
2. Ученики должны почувствовать себя соучастниками рождения и
утверждения тех культурных явлений в их совместной деятельности,
которые открывают значимые для них возможности развития новых
личностных качеств, способов самореализации и самоактуализации не только
в учении, но и в их жизни.
3. Практически все привычные или рождаемые на уроке атрибуты
учебной деятельности должны восприниматься учащимися, как внутренне
связанные части или элементы единой системы условий, обеспечивающих
достижение значимой цели урока.
4. Эффективность данного подхода к развитию соответствующих
универсальных учебных действий проявляется лишь при соблюдении
необходимой регулярности и последовательности включения учащихся в
подобные отношения.
2,Системный подход
Системный подход направление методологии научного познания, в
основе которого лежит рассмотрение объекта как системы.
Представим мировую музыкальную культуру как огромную систему.
Задача педагога дополнительного образования дать ребёнку представление
об этой системе. Силами только занятий в классе здесь не обойтись. Должна
вестись постоянная, систематическая внеурочная, внеклассная работа с
привлечением различных средств по освоению этой культуры Учащийся
должен познать музыку разных эпох, жанров, стилей; композиторов -
классиков, создавших основу этой системы. Здесь огромный простор для
выбора средств и методов.
Но главное в этой работе помочь ребёнку взрастить своё отношение к
музыке, а уже через музыку вырасти духовно и нравственно. Во многом по
этой причине системный подход называют системно- деятельностным.
Применительно к совместной деятельности учителя и учащихся на
уроке, системный подход к развитию и социализации личности имеет свои
особенности.
1. Важный аспект обеспечения системности проявляется в способности
элементов урока брать на себя не только функции обеспечения условий для
усвоения знаний, умений и навыков, но и функции тренинга в развитии
конкретных, социально значимых качеств личности.
2. Условия для развития универсальных учебных действий создаются
целенаправленно, с учётом особенностей структурных компонентов этого
действия.
3. Системный подход придаёт смысл важнейших составляющих
совместной деятельности учителя и учащихся. Его содержание достаточно
наглядно может отражать технологическая карта урока.
Горизонтальная составляющая технологической карты в этом случае
отражает основные характеристики совместной деятельности: содержание
и средства деятельности учителя, содержание и средства деятельности
учащихся, актуализируемые и развиваемые на уроке универсальные учебные
действия.
Вертикальная составляющая технологической карты отражает основные
этапы урока. Завершённость их состава важный ориентир при
проектировании урока.
Заключение
Сделаем вывод. Универсальные учебные действия развиваются на
основе системно деятельностного подхода, который можно разделить на
три составляющих подхода: деятельностный, культурологический и
системный. Сформируем общие рекомендации:
1.Процесс исполнения музыкального произведения возможен только при
наличии трёх моментов: предслышу (представляю звучание), играю,
контролирую (исправляю по ходу). Успех зависит от того, как хорошо я
представляю, какими методами пользуюсь в работе, как я умею следить за
разными составляющими исполнения. Самый важный момент - это сколько
времени я уделяю этой работе. На основе этой позиции педагогу надо
стараться предоставлять ученику максимум самостоятельности, меньше
объяснять, больше задавать вопросы для размышления.
2.Формирование личности, мировоззрения, нравственности, духовности
происходит под влиянием окружающей среды. Позиция родителей,
организация тематических концертов и конкурсов (особенно социально
значимых), общение с музыкантами-педагогами, времяпрепровождение в
кругу сверстников (занимающихся этим же делом) –эта среда обитания
формирует личность .Как и во всём, здесь важны последовательность и
постоянство.
3.Уровень развития напрямую зависит от кругозора. Система мировой
музыкальной культуры огромна. Необходимо настроить ребёнка на
постепенное её познание. Это посещения концертов, прослушивание музыки
дома (кому что нравится). Педагог со своей стороны должен стараться
знакомить ребёнка с музыкой разных жанров, стилей, эпох для
разностороннего развития, не замыкаться на узком кругу изучаемых
произведений.
Список использованных источников:
1.В.И.Юдин «Системно-деятельностный подход к развитию
универсальных учебных действий»