Артикуляция и дикция как важный аспект музыкально-коррекционных занятий с детьми ОВЗ в ДОО
Артикуляция и дикция как важный аспект музыкально-
коррекционных занятий с детьми ОВЗ в ДОО
Современные дошкольное образование предполагает равные
возможности для всех детей, в том числе, для детей с особыми
возможностями здоровья (ОВЗ).
Музыкальное воспитание являются составной частью общей системы
обучения и воспитания детей с ОВЗ в специализированном детском саду, и
имеет помимо общеразвивающей, коррекционно-компенсаторную
направленность.
Учитывая специфику работы с особыми детьми, можно назвать общие
проблемы в музыкальной деятельности: слабое слуховое восприятие музыки,
несогласованность движений и музыки, трудности в выполнении
танцевальных движений, плохая ориентировка в пространстве, недоразвитие
мелкой моторики, не развито чувство ритма, слабый артикуляционный
аппарат, плохая дикция, речевые нарушения, трудно запоминают текст песен,
ограниченный словарный запас, затрудняются в определении характера
музыки, замкнутость, неактивность, неустойчивое внимание.
Для осуществления музыкального обучения с детьми ОВЗ, появилась
необходимость использования таких методик, которые будут эффективно
содействовать коррекции речевых нарушений. Одним из таких методов
является систематическое использование в процессе пения вокально-
артикуляционных упражнений, цель которых – выработка четкости,
правильности работы всех частей артикуляционного аппарата. Пение очень
полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как развивает дыхание,
голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию,
координирует слух и голос. Практика пения вокально-артикуляционных
упражнений усиливает эффективность логопедической работы, поскольку
процесс пения, так же как и речевой, основан на работе одних и тех же групп
мышц. Вокально – артикуляционные упражнения могут быть с успехом
использоваться как при групповых занятиях, так и в индивидуальной работе
с детьми с задержкой речевого и психического развития.
Дикция развивается на основе правильной артикуляции сначала
отдельных гласных, слогов, затем слов и целых фраз. В работе над дикцией
мы используем методы, применяемые в логопедии. Но вокальная речь
отличается от обыденной. Благодаря гласным звукам раскрываются
певческие возможности голоса, они звучат более округло по сравнению с
речью. Гласные – это основа пения. Именно на них вырабатываются все
вокальные качества голоса и техники. Для правильного развития голоса
сначала подбирают упражнения с наиболее вокально устойчивыми гласными
«а», «о», «у» и только затем к ним постепенно подстраивают более сложные
гласные «е» и «и». Это направление в вокальной педагогике известно как
фонетический метод. Он особенно актуален в работе с детьми, с речевыми
нарушениями. Голосовые игры, повышают интерес ребёнка к пению и
предполагают вариативное исполнение упражнений в зависимости от
индивидуальных физиологических и природных особенностей голоса
ребёнка.
• Фонопедическое упражнение «Метель» по методу В. Емельянова
Свистели метели, Дети делают glissando от низкого регистра к верхнему на
звук [у].Летели снега, Делают glissando от высокого регистра к низкому на
звук [о].Стелила постели большая пурга Делают glissando на звук [и] то
вверх, то вниз, показывая высоту звука рукой. Стелила постели морозом она,
Пропевают отрывистые, «острые» звуки [а] в разных регистрах по показу
педагога. И было метелям всю ночь не до сна. То усиливают звук, разводя
руки в стороны, то затихают, приближая ладони друг к другу, на одном
дыхании пропевая разные гласные.
Для формирования дикции детей используются игры на
звукоподражание. Аппарат дикции значительно легче формируется именно в
младшем возрасте, когда дети начинают делать активные движения губами в
процессе речи.
• Фонопедическое упражнение «Кто как кричит».
Корова мычит. Дети произносят «му-у. » в низком регистре. Лошадка
кричит. Произносят «и-го-го! »:1-й слог высоким голосом, 2-й и 3-й-низким.
Курочка поет, Пропевают «ко-ко-ко-ко. », опускаясь с высокого звука к
низкому. Цыпляток зовет. Коротко произносят «пи, пи, пи. » в разных
регистрах. Крякает утка, зовет своих малюток. Пропевают «кря-кря-кря! »,
произнося 1-й и 2-й «кря» в низком регистре, а 3-й — как можно в более
высоком.
На музыкальных занятиях, работая над дикцией, можно использовать
такие приемы как:
1. Утрированный показ артикуляции педагогом на начальном этапе.
2. Артикуляционные упражнения, которые направлены на укрепление
мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и
дифференцированности движений органов, участвующих в речевом
процессе.
Чтобы вызвать у детей интерес к этому занятию, можно придумывать
истории или сказки. Слушая сказку, дети становятся не только
исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного
путешествия язычка. Они «путешествуют» вместе с язычком и знакомятся со
всеми частями речевого аппарата: язычком, губами, зубами, щеками, с нёбом.
• «Прогулка» автор - О. Ю. Херувимова.
Жил был Язычок (вытащить язык на нижнюю губу). Язычок жил в
домике под названием Рот. В этом домике 2 дверцы: губы (почмокать
губами) и зубы (постучать зубами). Проснулся утром Язычок и стал в своём
домике порядок наводить. Помыл окна (работаем язычком по одной щечке,
потом по другой), помыл потолок (работаем язычком по небу), подмел пол
(работаем язычком внизу) Открыл две дверцы и вышел на крылечко
(положить расслабленный язычок на нижнюю губу). Лежит язычок отдыхает.
Стало скучно язычку. Посмотрел он направо (выполняем движение языком
направо), налево (выполняем налево). Увидел ребят, обрадовался и запрыгал
до самого потолка (щелкаем язычком). Лежит язычок отдыхает. Стало скучно
язычку. Посмотрел он направо (выполняем движение языком направо),
налево (выполняем налево). Увидел ребят, обрадовался и запрыгал до самого
потолка (щелкаем язычком).
3. Озвученная артикуляционная гимнастика.
• Упражнение «Ручеек».
Быстрые движения вправо, влево кончиком языка по вытянутым губам,
интонируя или один звук, или звуки тонического трезвучия вниз, таким
образом имитируя журчание веселого ручейка.
• Упражнение «Мотоцикл».
Заводим мотор (Р!Р!Р!). Поехали на мотоцикле (Р…Р…- пропевая
глиссандо вверх и вниз). Мотоцикл уезжает все дальше и дальше и дальше
(Р-р-рь….Р-р-рь…затихая).
4. Проговаривание и пропевание скороговорок в разном темпе,
характере, силой звука. Скороговорки - это народно – поэтическая
миниатюра шутка, в которой умышленно подобраны
труднопроизносимые сочетания. Работая над скороговорками,
можно использовать следующие игровые приемы:
- говорить скороговорки голосом героев сказок или мультфильмов. (Маша и
Медведь, Колобок, Лиса, Заяц, Волк и т. п.);
- проговаривание текста тихо и громко, увеличивая и уменьшая громкость
(темп задает педагог хлопками или легкими четкими ударами в бубен или
барабан);
- говорить скороговорки с разной звуковысотностью: то «сидя на Луне» -
высоко, то «находясь глубоко под землей» - низко, то постепенно
«поднимаясь или снижаясь в лифте» - повышаем высоту звука.
- пропевание скороговорок в качестве распевок по полутонам с
использованием шумовых инструментов и задания темпа.
• «Вагоны»
«Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят».
Дети поют на одном звуке, изменяя силу голоса (показывая, как поезд
удаляется) и темп (убыстряется скорость поезда, замедляем ход) по руке
педагога).
При пении работа артикуляционного аппарата активизируется.
Серьёзная работа над дикцией будет способствовать развитию
артикуляционного аппарата детей с речевыми нарушениями, который у них
крайне вял и пассивен. Специфика работы музыкального руководителя с
детьми с ОВЗ, подразумевает активное содействие всему коррекционному
процессу в ДОО. Предложенные приемы и упражнения благоприятно
влияют не только на артикуляцию и дикционную четкость, но и развивают
певческий голос, способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка и
интересны и доступны детям.
Список литературы:
1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным
сопровождением. – СПб., 1999.
2. Егоров А.А. Теория и практика работы с хором. - М.;Л.,1961.
3. Емельянов В. В. «Развитие голоса. Координация и тренинг».-
Спб.1996 г.
4. Емельянов, В. В., Трифонова Е. Развивающие голосовые
игры: методическая разработка по I уровню обучения
Многоуровневой обучающей программы «Фонопедический
метод развития голоса». - Тюмень, 2010.
5. Зебряк Т. « Музыкальные скороговорки» - Кифара. 2006 г.
6. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду.
Методическое пособие. — М.: Скрипторий, 2010.
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Игры и упражнения, способствующие развитию речи детей
- Досуг, посвященный "Дню знаний" Старшая группа
- Обучение чтению на начальном этапе
- Презентация для педагога-психолога "Психология общения"
- Родительское собрание в младшей группе в начале года
- Утренник, посвящённый празднованию 1 сентября "День знаний" для детей подготовительной к школе группы