Формирования творческих способностей дошкольников посредствам создания предметно-развивающей среды
Формирования творческих способностей дошкольников посредствам
создания предметно- развивающей среды.
Исследовательская работа была проведена на базе муниципального
дошкольного образовательного автономного учреждения детского сада №8 г.
Свободного.
Задачи работы:
1. Формирование основ эстетической культуры средствами
изобразительного искусства, эстетической деятельности.
2. Формирование эстетического вкуса, эстетических чувств, освоение
художественно-творческой деятельности.
Исследовательская работа начиналась с анализа необходимых условий,
которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями
предъявляемыми нормативными документами: программа "От рождения до
школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М. А. Васильевой и
«Концепцией дошкольного образования».
Были изучены условия формирования творческих способностей
дошкольников в группе. Сопоставляя требования к её организации и
оснащению, можно сделать вывод о том, что:
1. Центр художественно - эстетического развития находится в
приспособленном помещении.
2. Эстетическое оформление центра соответствует требованию и
представляет собой выставку художественных произведений, выставку работ
детей, уголок декоративно-прикладного искусства.
3. Оборудование центра соответствует требования.
Для изучения влияния развивающей среды на формирования творческих
способностей дошкольников был взят раздел «Рисования фигуры и лица
человека».
Для экспериментальной работы была выбрана подготовительная группа.
Число детей 12, из них 8 девочек и 4 мальчика.
Развитие разных психологических особенностей протекает у детей
неравномерно. Активность и стремление к познанию на высшем уровне.
Восприятие предметов и явлений у детей этого возраста развито; устойчивость
внимания возрастает, но зависит от степени заинтересованности ребенка. На
интересном занятии дети могут сосредоточиться до 50 минут, а на
неинтересном до 25 минут. Дети этой группы активны. Интеллектуальное
развитие детей в норме.
Для исследования элементов развивающей среды в области
изобразительного творчества были использованы следующие методы
исследования:
Наблюдение – это научный метод исследования, не ограниченный простой
регистрации фактов, а научно - объясняющие причины того или иного
явления. Также это метод, состоящий в преднамеренном, систематическом,
целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.
Беседа – метод, предусматривающий прямое или косвенное получение
психологической информации путем речевого общения.
Анализ продуктов изобразительной деятельности – это метод выявления
качеств личности с помощью рисунков, схем, чертежей.
Метод математической статистики – это прием обработки данных;
количественный и качественный анализ, дифференциация материала по типу,
группам, вариантам и составление психологической казуистики.
Эксперимент – активное вмешательство в деятельность испытуемого с
целью создания условий, в которых выявляются психологические факты.
Достоинство эксперимента в том, что сам исследователь создает условия для
получения результатов.
Изучение влияния среды на формирования творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста состояло из 3-х основных этапов:
1 этап – констатирующий эксперимент
2 этап – формирующий эксперимент
3 этап – итоговый (контрольный)
Констатирующий эксперимент.
Цель эксперимента:
1. Выявить уровень умений и навыков детей в области рисования красками
лица человека.
2. Выявить необходимое для работы оборудование и инструменты,
позволяющие дополнительно раскрывать творческий потенциал и
самостоятельность детей.
Эксперимент проходил в форме занятия на тему «Мой друг» (см.
приложение 4.) Итоги занятия представлены в диаграмме 1
Вывод констатирующего эксперимента: в целом итоги занятия
показывают, что дети знают и различают портреты от других жанров, но не
знают названий художественных произведений и их авторов. Это говорит о
том, что педагогический процесс не оснащен достаточным количеством
репродукций картин в жанре портрета. Очень слабо дети умеют выполнять
фигуру и лицо человека, делают это диспропорционально. Слабо выражено
творчество и самостоятельность детей, только у некоторых проявляются эти
качества, в виде элементов костюмов, дополнительного изображения (цветы,
шляпа, бальные платья). Неумение детей пользоваться дополнительными
средствами в работе.
0%
10%
20%
30%
40%
подготовительная группа
10%
40%
30%
высокий уровень средний уровень низкий уровень
Формирующий эксперимент.
Цель:
1. Обогатить знания детей о художественных произведениях в жанре
портрета.
2. Формировать умение детей пропорционально изображать лицо и фигуры
человека.
3. Опробировать дополнительные средства, позволяющие на более
качественном уровне выполнять работы по изображению фигуры человека.
Формирующий эксперимент проводился в следующей последовательности:
1. Анализ программных требований по использованию портретного жанра
в педагогическом процессе.
2. Разработка перечня художественных произведений в жанре портрета.
3. Разработка и проведения ряда занятий c использованием дополнительных
средств развивающей среды в области изображения человека:
Занятие 1
«Показ слайдов и беседа по их содержанию» (жанр портрет).
Занятие 2
«Портрет» (использование традиционных материалов и средств).
Занятие 3
«Автопортрет» (использование нетрадиционных средств – зеркал, в технике
монотипии) (см. в приложение 4)
Итоговый (контрольный эксперимент).
Проводился в виде занятия на тему: «Вернисаж портретов» (см.
приложение 4).
Итоги занятия представлены в диаграмме 2.
Вывод итогового эксперимента.
Дети с лёгкостью узнают, называют портретный жанр, художественные
произведения и их авторов; на хорошем уровне находится умение выполнять
лицо человека, его эмоциональное состояние. При рисовании портрета дети
проявили самостоятельность, творчество, смогли самостоятельно
использовать средства выразительности и средства рисования.
Вывод исследовательской работы.
Исследуя развивающую можно сделать вывод о том, что в соответствии с
«Концепцией развития дошкольного образования» я стараюсь
0%
20%
40%
60%
подготовительная группа
60%
40%
0%
высокий уровень средний уровень низкий уровень
модернизировать условия протекания изобразительного творчества. Мною
подобраны художественные произведения, организованы выставки детских
работ, подобрано оборудование для разных видов изобразительной
деятельности. Для изучения влияния модернизации развивающей среды на
Формирования творческих способностей дошкольников были подобраны
методы исследования: метод беседы, наблюдения, эксперимент, метод
математической статистики, анализ продуктов деятельности, которые
помогли исследовать динамику уровней развития умений изображать фигуру
и лицо человека. Для проведения исследовательской работы были проведены
занятия по обучению рисования человека с использованием дополнительных
средств обучения (использования репродукций, слайдов, схем,
нетрадиционных технологий).
Итоги занятий показали, что творческие способности детей становятся
более качественными при условии, что обучение ведется с использованием
разнообразных инновационных средств.
Анализируя программы обучения и воспитания, я делаю вывод, процесс
формирования творческих способностей детей будет интересен, продуктивен,
если систематически модернизировать его новым содержанием и новыми
средствами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Художественное творчество дошкольников многогранно. Педагог
должен стремиться постоянно её модернизировать, тем самым поддерживая
интерес к деятельности. Для изучения вопросов модернизации художественно
– эстетической среды была выдвинута гипотеза, которая предполагала,
разработка, оснащение и размещение инновационных средств
изобразительной деятельности способствуют формированию творческих
способностей ребенка. Для подтверждения или опровержения этой гипотезы
были выдвинуты задачи, которые позволили изучить разнообразную
литературу, освоить теоретические знания по вопросам использования
развивающей среды в педагогическом процессе и провести
исследовательскую работу по оснащению процесса формирования творческих
способностей в рисовании детей старшего дошкольного возраста.
Проведенная исследовательская работа подтверждает раннее выдвигаемую
гипотезу. Задачи работы полностью осуществлены. Исследовательская работа
доказала, что педагогу доступно проводить элементы модернизации
педагогического процесса в изобразительной деятельности, оснащая
обучением нетрадиционными материалами, техникой, нестандартным
оборудованием.
Это подтверждается циклом проведенных занятий. Обучение рисованию
человека элементарно было оснащено дополнительными средствами:
слайдами, схемами, таблицами, была использована нетрадиционная техника
монотипии. Это позволило сделать вывод о том, что модернизация средств
обучения в качестве компонентов развивающей среды целенаправленно,
поэтапно и систематически формирует творческие способности ребенка.