Нетрадиционные техники рисования на занятиях в средней группе

Нетрадиционные техники
рисования на занятиях в
средней группе
Свои впечатления и представления об окружающем мире ребёнок стремится
выразить в деятельности. И огромные возможности для этого открывает такой
вид изобразительного творчества, как рисование. В детском саду для
полноценного художественно-эстетического развития дошколят в учебно-
воспитательный процесс вводятся нетрадиционные методы рисования. Начиная
со средней группы (дети 4–5 лет) на эти техники делается особый акцент.
В чём суть нетрадиционного
рисования для детей 4–5 лет
Нетрадиционное рисование — способ изобразительной деятельности, не
опирающийся на традиции этого вида творчества в том, что касается
выбора материалов для нанесения краски, а использующий ватные
палочки, пальцы, поролон, скомканную бумагу и пр.
В детском саду нетрадиционное рисование примечательно тем, что у всех (!)
малышей картинки получаются разными. У ребят средней группы эти техники
изобразительного творчества, прежде всего, стимулируют развитие
исследовательских способностей, так как открывают широкий простор для
экспериментов: наносят красители на материалы природного происхождения,
рисуют через марлю и пр. Кроме того, нетрадиционное рисование:
тренирует сенсомоторную координацию, мелкую моторику, что является
ключевым фактором развития речи;
развивает память, внимание;
способствует развитию образного мышления;
формирует предпосылки для гармоничного социально-коммуникативного
развития — дети в процессе работы обращаются и друг к другу, и ко
взрослому, задают вопросы;
воспитывает эстетический вкус и представления о гармонии.
Нетрадиционное рисование на отдельных занятиях, а также как вид работы на
уроках разных учебно-воспитательных направлений в ДОУ помогает решить
следующие задачи:
расширить представления детей о способах изображения объектов;
формировать заинтересованность в коллективной работе;
практиковать работу с разными материалами — для воплощения
творческой задумки дети рисуют с помощью ваты, ладошек, штампов и пр.;
активизировать творческие способности малышей, фантазию;
создавать эмоционально положительный климат в коллективе (работа
ребят выглядит игрой — чтобы лужайка была красивее, тычком ватной
палочки они рисуют одуванчики, а изображая пальчиками капли дождя,
приговаривают: «Дождик, дождик, кап-кап-кап»);
воспитывать уверенность в своих силах.
Занятия нетрадиционным рисованием создают атмосферу доброжелательности в
коллективе
Техники и методики
нетрадиционного рисования для
среднего дошкольного возраста.
Дети 4–5 лет неклассическими техниками рисования отрабатывают навыки,
полученные в том числе и на обычных уроках:
делают набросок границ изображения карандашом или красками;
продумывают украшения — конфетти, пластилин, бусы и пр.;
дорисовывают недостающие элементы, например, разноцветные кляксы
нуждаются в объединении в одну форму при помощи линий, сделанных
карандашами или красками;
закрашивают фон (если, к примеру, рисунок деревьев леса создавался в
технике монотипии, задний фон и небо нужно прорисовывать отдельно).
Рисование пальцами (пальцеграфия)
Тактильные ощущения это наряду со зрительными впечатлениями ведущий
способ познания предметов и явлений вокруг. Поэтому пальцеграфии в детском
саду уделяется особое внимание. Но если в младших группах дети делали
точечные мазки, к примеру, рисовали горошины на зонтике, то в средней ребята
учатся прорисовывать линии, пятна разного размеры, мазки, а также
закрашивать те или иные элементы рисунка.
В начале года дети средней группы повторяют выполнение пальцами точек и тренируют
навык делать круглые элементы
В средней группе вводится практика рисунка пальчиками по схеме. Педагог
рассказывает, показывает и вешает алгоритм действий на доску, как отпечатками
и точками-закорючками, сделанными карандашом, нарисовать зверушку или
человечка.
Схемы поэтапного рисования пальцами представлены в книге И.
Молнар «Отпечаток, точка, штрих. Рисуем пальчиками».
Для пальцеграфии обычно используется гуашь, так как она не требует
разбавления водой, густая и даёт яркие оттенки. Однако можно применять и
специальные гипоаллергенные краски для рисования пальцами, а также
акварель. В работе с последней перед тем как опускать палец в краску, нужно
смочить его водой или капнуть водички в контейнер с акварелью.
Методика рисунка пальчиками
Последовательность работы в технике пальцеграфии такая:
1. Опускаем палец в банку с краской.
2. Каждым пальцем набираем краски разных оттенков. Излишки убираем
влажной салфеткой.
3. Кончиками пальцев наносим рисунок на лист.
4. После завершения работы моем ручки с мылом.
Ладошковая живопись
Как и в случае с рисованием пальцами, ладошковое рисование предполагает
создание отпечатка и его дополнение при помощи кисточек. В средней группе
отпечаток становится базой для создания различных объектов: птичек, листвы,
рыб и пр. Кроме того, ладошками можно создавать такие элементы, как листья на
деревьях, цветы в вазе, иголки ёжика и пр.
Методика рисунка ладошками
Для ладошковой живописи алгоритм выполнения рисунка будет следующим:
1. Опускаем ладошку в блюдце с краской. Во втором семестре дети учатся
создавать разноцветные отпечатки одной ладонью, поэтому краска будет
наноситься кисточкой, зажатой в свободной руке. Отработка навыка таких
разноцветных отпечатков идёт на уроках по теме «Снегирь», «Бабочка» и
др.
2. Плотно прижимаем ладошку к листу, если нужно слегка поворачиваем её
по кругу, по горизонтали или по вертикали.
3. После завершения работы моем ручки с мылом.
Рисуя птиц ладошками, ребята добавляют детали, выполненные кисточкой клюв, лапки
Комбинированная техника: пальцеграфия
и ладошковая живопись
Для некоторых тем актуальным будет сочетание рисунка ладошками и пальцами.
Например, для рисунков «Весёлые осьминожки», «Рыбки» и др. основная деталь,
то есть туловище, выполняется ладонью, а глазки, чешуя прорисовывается
пальцами.
Комбинированная техника позволяет отработать умение находить центр
изображения, смешивать цвета и оттенки для получения необходимого тона, что
помогает более точно передавать задумку.
Для изображения ёжика сначала рисуется туловище при помощи ладошек, а затем пальцами
дополняются трава, нос и глаз
Рисунок тычком
Эта техника незаменима при создании «пушистых» или «колючих»
образов. Иголки у ёжика, шерсть у котёнка, ёлочки, одуванчики все эти образы
приобретают особый колорит благодаря технике тычка.
Методика рисунка тычком
Для создания тычка:
1. Опускаем сухую кисточку с жёсткой щетиной в банку с гуашью.
2. Зажав кисть вертикально, делаем резкий удар по бумаге.
3. Прополаскиваем кисточку, промокаем салфеткой.
Тычок получается только сухой или полусухой кисточкой.
В рисунке тычком получаются очень естественные переходы оттенков
Монотипия
Эта нетрадиционная техника заключается в создании картинки путём
отпечатывания части рисунка на чистой половине согнутого листа. В 4–5
лет через монотипию ребята начинают освоение пейзажей, с которыми будут
работать в старших группах, тренируют умение находить середину объекта,
развивают навык видения симметрии.
При этом так создаются не только симметричные, но и парные объекты. Для
этого на одной половинке листа рисуется целое изображение, которое также
целиком отпечатывается на второй стороне.
Методика монотипии
Для создания изображения в монотипии:
1. Сгибаем лист посередине — вертикально или горизонтально в
зависимости от расположения изображаемого объекта.
2. Разгибаем и рисуем на одной половинке картинку.
3. Снова сгибаем лист, проглаживаем рукой.
4. Раскрываем и дополняем полученное изображение необходимыми
элементами. Например, делаем голубой фон для речки, в которой
отображается лес.
В рисунке леса, отражающегося в озере, дети после разворачивания листа дорисовывают
зелёную полоску травы
Техника рисования зубной щёткой
Для получения объёмных, многослойных рисунков применяется зубная
щётка. Набрав краску, проводим щёткой по листу, ориентируясь на замысел.
В средней группе рисунок зубной щёткой обычно сочетается с использованием
метода тычка, аппликации или рисунком ватными палочками.
Рисунки зубной щёткой в средней группе обычно делаются на цветной подложке
Набрызг
Суть техники в том, что малыши набирают краску с помощью щётки или
расчёски, и, направив её на лист, карандашом проводят по щетинкам,
закрашивая таким образом пространство рисунка.
Для создания одноцветного изображения из нескольких элементов трафареты
накладываются одновременно
В средней группе дети знакомятся с понятиями передний и задний
планы. Для этого незаменимым помощником будет метод многослойного
набрызга, который предполагает использование трафаретов.
Методика работы с многослойным набрызгом
Чтобы сделать многослойный набрызг:
1. Трафарет крепим к листу с помощью канцелярских скрепок.
2. Берём щёткой краску.
3. Делаем набрызг.
4. Накладываем другой трафарет.
5. Делаем набрызг другого цвета.
6. Снимаем трафареты — образ получился объёмным, многоплановым.
Для многослойного набрызга можно использовать трафареты одного изображения, но
разного размера, тогда получится эффект мерцания
Видео: мастер-класс по рисованию с помощью
набрызга
Рисование поролоном
Для выделения фактуры изображаемого объекта грозди цветов, курчавые
облака используется метод нанесения краски поролоном (или кусочком губки).
Чтобы губка не пачкала руки, она зажимается прищепкой, выполняющей роль
ручки.
В начале освоения техники рисунка поролоном дети используют трафареты
Техника штампов природными
материалами
На цельный разрезанный пополам овощ (лук, кукурузу, картофелину, огурец и
пр.) или фрукт, ягода (яблоко, лимон, фейхоа и др.), цветы (ромашки), ракушки и
наносится краска и создаётся отпечаток на бумаге. Такая техника удобна для
рисования фруктов, овощей в разрезе. Например, для создания композиции
«Бабушкин компот» малыши прорисовывают карандашом контуры кастрюли, а
фрукты изображают штампами.
Фотогалерея: рисунки разными штампами в
средней группе
Для изображения воздушных шаров удобно использовать штампы небольшими шариками
Чтобы овощной салат из штампов не получился «размытым», нужно просушивать отпечаток
каждого «овоща»
Для изображения картины падающих листьев дети используют штампы из осенних листьев,
собранных на прогулке
Рисование вилкой и мятой бумагой
Ещё одна разновидность штампов создание картинок вилкой или мятой
бумагой. Металлической или пластиковой вилкой набираем краску из мисочки и
делаем отпечаток на бумаге.
Чтобы изображение получилось ярче, нужно набирать толстый слой краски
Скомканный кусочек бумаги аккуратно опускаем в краску и оставляем с его
помощью след на листе.
Чтобы элементы получались более натуралистичными, кусочки бумаги должны быть
разного размера
В средней группе оба способа усложняются добавлением других изотехник:
аппликации или пластилинографии, а также классического способа рисования.
Рисунки ватными палочками или
ватными дисками
Если в 1,5–4 года дети точками краски, сделанными ватными палочками,
украшали изображения, то в средней группе задача усложняется. Ребята учатся
рисовать ватными палочками линии, геометрические фигуры и пр. на
чистом листе, опираясь при этом только на свою задумку.
Ватные диски для использования в рисовании складывается пополам или в
несколько раз, окунаются в краску и прикладываются к листу.
Кляксография
Суть техники в получении картинок на основе пятен и клякс. Пятнами
можно либо украшать рисунок по замыслу, либо использовать как основу для
изображения в традиционном стиле.
Методика кляксографии
Для создания клякс:
1. Мокрую кисть опускаем в краску.
2. Делаем пятно или ставим каплю.
3. Дуем из трубочки для коктейля на краску, раздувая её в нужном
направлении.