Работа над образными средствами языка на уроках грамматики

Работа над образными средствами языка на уроках грамматики.
Эпитет.
Неуклонное улучшение речевых навыков «является в школьном возрасте решающим
моментом, определяющим всю судьбу умственного развития ребенка» (Л.С.Выготский). Не
случайно главная цель обучения родному языку в школе связывается с речевым развитием
обучающихся. Одним из актуальных направлений современной методики является формирование
у обучающихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности
воспринимать и оценивать изобразительно-выразительный аспект речевого высказывания, не
игнорировать его в собственной речи.
Работа с художественным текстом проводится в школе на уроках развития речи. Однако на
уроках русского языка, на которые отводится основное время, при изучении грамматики
эстетический аспект привлекаемых текстов рассматривается крайне редко, бессистемно,
нецеленаправленно. На уроках русского языка слово анализируется с точки зрения грамматики, к
образному же строю речи внимание обычно не привлекается. Конечно, формирование у
школьников понимания грамматической природы слова крайне важно, но нельзя не заметить
того, что обучающиеся в своем значительном большинстве на всю жизнь остаются глухи к
образности речи. Это тем более досадно, что дидактический материал на уроках грамматики – это
почти всегда отрывки из художественных произведений, как правило, никак не комментируются
учителем и не осмысляются ребенком, поскольку от него требуется лишь грамматический анализ.
Комплексный же подход к рассмотрению фактов и явлений языка на материале
художественного текста наиболее подходящий для школьного обучения, поскольку, по словам
Н.М.Шанского, он готовит ребенка к тому, чтобы «читать художественное произведение
...лингвистически вооруженным глазом».
Все сказанное подтверждает необходимость обогащать речь школьников образными средствами
языка на материале художественного текста, используемого в качестве иллюстративного
материала на уроках грамматики. Внимание к образной лексике, к речевой стороне изучаемых
грамматических явлений, к речевому использованию их не только не вредит подготовке
школьников в области грамматики, но, наоборот, служит своеобразной мотивацией, повышает
интерес к урокам русского языка. Естественно, от учителя это требует целенаправленной,
системной работы над языковыми средствами, представленными в тексте.
Для обучения школьников средствам выразительной речи можно использовать уже имеющийся
дидактический материал: художественные тексты из учебников русского языка и литературы и
фрагменты из классических художественных произведений. В своей работе я обратилась прежде
всего к эпитету как наиболее распространенному и емкому тропу.
Эпитет «издавна занимает почетное место» (В.М.Жирмунский) и «сохраняет права первенства
среди художественных средств изобразительности» (В.Г.Маранцман). Поставленные цели можно
сформулировать так:
- достигнуть понимания эпитетов учениками;
- обогатить память обучающихся готовыми образцами для выражения своих впечатлений;
-сформировать умение самостоятельно подбирать эпитеты;
- развивать такие качества, как ассоциативность мышления, художественная зоркость,
эмоциональность.
В качестве контрольных вопросов и заданий обычно предлагаются следующие:
- приведите (найдите ) примеры использования эпитетов: а)в пейзажных зарисовках; б) в
описании человека, предмета, явления действительности;
- назовите примеры общеязыковых и авторских эпитетов;
-приведите примеры, где переносное значение строится на сходстве (контрасте, смежности);
-дайте пример развернутого образа, где эпитет взаимодействует с другими тропами. И т.д.
Основная задача обучения- помочь ученикам почувствовать роль эпитета, «озаряющего»
явление или предмет, дать критерии оценки выразительности эпитета, вызвать творческую
активность и развить образное мышление школьников.
Приведу материал, который можно использовать при организации системы заданий
(синтаксические и орфографические «пятиминутки», направленные на изучение эпитета в 5
классе.
Простое предложение.
Подчеркните основы предложений. Есть ли в этих предложениях эпитеты? Назовите их и
объясните, почему вы считаете, что это эпитет.
1) У берега серебряная ива
Касается сентябрьских ярких вод.
(Ахматова).
2) Отговорила роща золотая
Березовым , веселым языком.
(Есенин).
3) …Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
(Пушкин).
4) Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
(Пушкин).
5) Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана.
(Лермонтов).
Предложения с однородными членами.
Подчеркните грамматические основы предложений и однородные члены предложений.
Объясните знаки препинания. Назовите эпитеты; в чем вы видите их выразительность? Имеют ли
они переносное значение?
1) Бежит, струится маленький,
Серебряный ручей.
(С.Есенин).
2) Поздняя осень уже раздела кусты лозняка и далеко по песку разбросала их узкие
лимонные листья.
(Е.Носов).
3) В сугробах снежных перед нею
Шумит, клубит волной своею
Кипучий, темный и седой
Поток, не скованный зимой. (А. Пушкин).
Сложное предложение.
Подчеркните грамматические основы предложений и объясните знаки препинания;
определите тип предложения по составу.
1) В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.
(А.Блок).
2) Спят громадные горы, спит зеленое светлое небо над всегда замолкшей землей.
(И.Тургенев).
3) По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
(А.Пушкин).
4) Далеко сияют розовые степи,
Широко синеет тихая река.
(С.Есенин).
5) Стеклянный, редкий и ядреный,
С веселым грохотом спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый
Затих, прохладою дыша.
(И.Бунин).
Обращение.
Назовите обращения, объясните знаки препинания при них. Назовите эпитеты.
1) Привет тебе, мой бедный клён! (С.Есенин).
2) Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди? (К.Симонов).
3) Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан. (А.Пушкин).
4) Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно. (А.Пушкин).
5) Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит. (А.Пушкин).
Словосочетания.
Составьте словосочетания так, чтобы прилагательное приобрело переносное значение,
чтобы оно стало эпитетом.
Например, медвежья (лапа, услуга); свежий (хлеб, ?..); каменное (здание, ?...);
свинцовая(плита, ?...), золотой (обруч, ?...); мышиная(лапка, ?...); Стальной (мотор,
?...);тяжелая ( сумка, ?...).
Эти задания и примеры учитель может использовать в течение всего года при изучении
разных разделов русского языка, так как они дают возможность работать над
орфографией и пунктуацией, проводить разные виды грамматического разбора.
Орфография.
1. Прочитайте ,спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание слов.
Голова- маленькая, круглая, в..лич..вая, м..ссивная, кв..дратная, изящная.
Лоб-высокий, крутой, бл..городный, гл..дкий, с глубокими м..рщинами, п..катый,у..кий,
открытый, гордый.
Волосы – каштановые, бл..стящие, русые, тусклые, густые, ре..кие, бел..снежные,
неп..слушные, в..лнистые, соломенные, пр..мые, п..пельные.
Губы- бе..цветные, суровые, толстые, пурпурные, алые, бантиком, упрямые.
Зубы- крупные, бел..снежные, ровные, вел..колепные, ре..кие, св..ркающие, сахарные,
осл..пительно белые.
Глаза – карие, голубые, искрящиеся, дымчатые, ж..вые, барх..тные, ч..рные,
бездонные, прищ..ренные, круглые,р..скосые.
Нос- короткий, крохотный, б..льшой, с г..рбинкой, пр..мой, курносый, орлиный,
хищный, правильный,острый.
Из числа данных определений выпишите те, которые отражают оценку человека
(эмоционально-оценочные эпитеты).
2. Прочитайте слова, спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя правописание
слов.
Оч..ровательный, восх..тительный пейзаж; бодрое, ож..вленное настроение;
бесчес..ный человек; равнодушный взгляд.
К данным словам подберите синонимы с непроизносимыми согласными и запишите
их в составе предложения.
Слова для справок: прелестный, радостный, бессовестный, безучастный.
3. Прочитайте традиционные эпитеты литературы 18 века. Вставьте пропущенные буквы,
объяснив написание.
Кудрявая рощ..; прозрачные воды; кристальные ручьи; луга веселые, зеленые;
з..думч..вая луна; тень густая; дева юная; зл..тые м..чты.
Попробуйте придумать текст или несколько предложений по опорным
словосочетаниям. В каком стиле получился у вас текст?
4. Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы, обращаясь, если нужно, к помощи
словаря.
Л..ловый, оранж..вый, б..гровый, ф..олетовый, к..ричневый, с..реневый, ж..лтый,
ч..рный, б..гряный, сл..пящий, пунц..вый, кумач..вый, гранатовый, ч..рвонный,
л..монный, ш..франный, тр..вяной, м..лахитовый, в..сильковый, с..пфировый, л..зурный.
Составьте 5-7 предложений так, чтобы в первом случае слово было простым
определением, а во втором – эпитетом.
5. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы, объясните, над какой орфограммой вы
работали.
1) Р..стут невнятно розовые тени,
Высок и внятен колокольный звон. ( А.Блок).
2) Вечер зацветал на закате голубым снегом, розовымлесом, а небо кругом г..рело.
(Пришвин).
3) …На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре…
И мягко устланные горы
Зимы бл..стательным ковром. (Пушкин).
Найдите эпитеты, раскройте их смысл. Какие из них основаны на цветовом
восприятии?
.