Реализация инновационных способов формирования музыкальной культуры школьников с ОВЗ

О.В. Васильева
Муниципальное
Общеобразовательное
автономное учреждение
«ООШ№58»г. Оренбурга,
Россия
Реализация инновационных способов формирования музыкальной
культуры школьников с ОВЗ.
Аннотация: В данной статье представлены теоретические аспекты
изучения проблемы формирования музыкальной культуры детей с ОВЗ,
дана её характеристика, а также предложены некоторые инновационные
методы и одна из педагогических технологий при обучении музыке.
Предлагаемый материал будет полезен начинающим педагогам и учителям
музыки грамотно применять современные технологии на уроках с детьми
ОВЗ.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, музыкальная культура,
инновационные способы, адидактическая ситуация, метод рефрейминга.
Современное состояние общества характеризуется тем, что многие
области человеческой деятельности, в том числе и образование, и культура
развиваются за счёт внедрения различных инноваций. Хотя инновации и
образование и имеют много общего, внедрение инновационных способов в
образование идёт очень трудно. Это связано с тем, что инновации, как
производство новых идей и их внедрение в жизнь общества, находятся в
сложных противоречивых отношениях с социальным институтом
образования, который, по сути своей, консервативен.
Позиция созидателя в отношении музыкально эстетического
воспитания базируется на потребности индивида в вокальном воспитании,
а также самооценке им как артиста на сцене. Проблема заключается в том,
что, такая потребности есть у детей, родителей, школы. Но у каждого
ребенка огромное желание скорее выйти на сцену, стать знаменитым на всю
школу, а еще лучше хоть в чем-то превосходить своих сверстников.
Ребенок не замечает, что он неверно произносит слова, нечисто
интонирует звук, и воспринимает это как естественную данность. Он верит
в эту нерушимость. В психологии подобное считают нездоровым
поведением, в основе которого лежит феномен «нереалистичного
оптимизма». Пока ребенок мал, многое кажется ему достижимым. Но по
мере взросления он начинает осознавать свои возможности, их
неадекватность своим мечтам. Так начинают образовываться комплексы,
зарождаться пессимистически-негативное настроение. Ребенок уже не в
состоянии оценить правильно и свои потенциальные возможности, а тем
более использовать их. Но главное, так постепенно формируется пассивное
отношение к речи и своему голосу.
Работая в ГКОУ «Школа-интернат №3» г. Оренбурга, на уроках
музыки обучаю детей с тяжелыми нарушениями речи и сопутствующими
нарушениями здоровья. Всем хочется видеть детей здоровыми и
счастливыми. Но как сделать, чтобы ребенок жил в ладу с самим собой, с
окружающими миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост: это развитие
эстетической сферы, коррекция психического-речевого состояния человека
через искусство, развитие дыхательной системы, которая тесно связана с
сердечно - сосудистой системой. Поэтому можно смело сказать, что пение
имеет здоровье сберегающий эффект. Словом, уроки музыки
разносторонни, полезны, привлекательны и эффективны практически для
каждого обучающегося с ОВЗ.
Среди проблем можно назвать:
1. непроизвольность движений;
2. боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;
3. речевые нарушения или отсутствие речи;
4. замкнутость, неактивность детей;
5. неустойчивые внимание и память.
Переосмыслив свой опыт, мы пришли к выводу, что особенность
работы с такими детьми состоит:
1. не в поиске способов освоения разных хоровых произведений, а
в стимуляции элементарной активности у ребенка;
2. не в совершенствовании произношения, а в развитии
элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний.
Инновационные способы в современном образовании-это способы,
которые основаны на использовании современных достижений науки,
информационных технологий в образовании, целью которых является
повышение качества подготовки школьников с ОВЗ путём развития их
самостоятельности и творческих способностей
Применение инновационных способов в образовательном процессе
коррекционных школ выступает одним из критериев государственной
аккредитации образовательного учреждения данного типа.
Инновационные способы могут реализоваться как в новых
(дистанционной, сетевой), так и традиционных формах обучения
посредством системного подхода Системность является всеобщим
свойством материи. С позиции системного подхода успех в любой
деятельности тем более вероятен, чем выше его системность. Неудачи
обычно связаны с недостаточной системностью, которая является одним из
источников появления инновационной проблемы, а её решение-результатом
повышения системности.
Целью формирования инновационных способов музыкальной
культуры является совершенствование человеком собственной природы
согласно общественно значимым идеалам нравственности и духовности.
Данные методы можно считать классическими, традиционными. К
числу же инновационных способов, применяемых при обучении музыке
именно детей с ОВЗ), Н.Н. Савина относит следующие:
- по характеру познавательной деятельности:
а) метод образной визуализации-это способ зрительного исследования
объекта, результатом которого является перцептивный образ; его учащиеся
могут вербализировать, нарисовать, показать и т.д. Например, звучание
какого-либо музыкального инструмента рождает яркий визуальный образ;
-по основанию «изменения угла зрения познавательной деятельности»:
а) метод рецензий-это анализ учеником содержания креативного
продукта своего товарища, столкновение разных перцептивных гипотез и
возможность их понимания и принятия. Более того сама рецензия является
креативным продуктом. который может оценивать уже сам учитель;
б) метод рефрейминга ипнис, 2004)-это изменение точки зрения на
ситуацию для придания ей иного значения. Суть рефрейминга заключается
в том, чтобы увидеть вещи в разных перспективах и в разном контексте.
Данная методика должна быть оформлена в некий жанр-переосмысление
какого-либо качества или субъекта в виде песни, сценки, рисунка, комикса-
в форме, которая максимально отражает переосмысленное качество;
-по характеру эмоционально-ценностных отношений к изучаемому:
а) метод адидактических ситуаций. Французский дидакт Ги Бруссо,
будучи учителем, на своих уроках исходил из «жизненных ситуаций», чем
вызвал интерес учащихся к обучению. Адидактическая ситуация-это
ситуация не на материале учебника, а из повседневной обыденной жизни
ученика. Объяснение нового материала происходит посредством решения
житейских задач;
б) метод «учение через обучение» (Мартан,1993), который
основывается на трёх компонентах: педагогическо-антропологическом,
учебно-теоретическом и содержательном. Суть его заключается в том,
чтобы научить учащихся передавать свои знания сверстникам;
в) проблемно –креативный метод синтезирует проблемное и
креативное обучение, обеспечивает создание учащимися личного
«креативного продукта», направлен на развитие музыкально-творческих
способностей учащихся.
В исследованиях учёных отмечается, что современный ребёнок
воспитан под влиянием компьютерной логики и эстетики телевидения и
достаточно большую часть информации получает из ТВ программ, не
совсем качественных для формирования музыкального, эстетического
вкуса. Основой его восприятия становится зрительная информация,
зрительные впечатления, мотивацией к познанию-интерес, а не
необходимость.