Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации

Тема:
«Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной
организации»
Этапы формирования игровой деятельности детей
Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра.
Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обсле-
дования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё содержание:
обследование направлено на выявление особенностей предмета- игрушки и потому
перерастает в ориентированные действия- операции.
Следующий этап игровой деятельности получил название отобразительной
игры, в которой отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг дей-
ствий, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с
помощью данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент
развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт
необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной дея-
тельности.
На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной
деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают
проявляться, и в способах действий наступает следующий этап в развитии игры: она
становится сюжетно - отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание:
действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной фор-
ме использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосыл-
ки сюжетно-ролевой игры.
На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение
становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми. Наступает
этап собственно-ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудо-
вые и общественные отношения людей.
Научное представление о поэтапном развитии игровой деятельности даёт воз-
можность выработать более чёткие, систематизированные рекомендации по руко-
водству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.
Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей ин-
теллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно руководить
формированием, а именно: целенаправленно обогащать практический опыт ребенка,
2
постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр по-
буждать дошкольника к творческому отражению действительности.
Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирова-
ние, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой де-
ятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт
ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмо-
циональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим.
Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат
для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку доля его
душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости до-
школьника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.
Все компоненты комплексного руководства формирования игры взаимосвязаны
и одинаково важны при работе с детьми раннего возраста. По мере взросления детей
меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное по-
знание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В свя-
зи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно- игровой сре-
ды. Смещается акцент активизирующего общения взрослого с детьми: оно становится
деловым, направленным на достижение совместных целей. Взрослые, выступают в
роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказы-
ваниям, спорам, беседам, способствуют коллективному решению игровых задач, в ко-
торых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей.
Итак, сформированность игровой деятельности создаёт необходимые психологи-
ческие условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка. Всесто-
роннее воспитание детей с учетом их возрастных особенностей требует систематизации
используемых в практике игр, установление связей между разными формами самостоя-
тельной игровой и не игровой деятельности, протекающей в игровой форме. Как из-
вестно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятель-
ность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это
означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения ка-
кого-то конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой
продуктивной деятельности.
Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому яв-
ляется ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней
зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения
действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С дру-
3
гой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно
расширяющийся жизненный опыт детей.
2.2. Виды игр и их функции
Игра как специфическая деятельность не однородна, каждый ее вид выполняет
свою функцию в развитии ребенка. Условно выделяют три вида игр:
1) игры по инициативе ребенка (творческие),
2) игры по инициативе взрослого с готовыми правилами (дидактические, подвиж-
ные игры),
3) народные игры (созданные народом).
Рассмотрим каждый из этих видов.
1) Творческие игры составляют наиболее насыщенную типичную группу игр до -
школьников. Творческими их называют потому, что дети сами определяют цель, содер-
жание и правила игры, отражая в основном окружающую жизнь, деятельность человека
и отношения между людьми.
Значительная часть творческих игр - это сюжетно-ролевые игры «в кого-то» или
«в нечто». Дети изображают людей, животных, работу врача, строителя и т.д.. Осозна-
вая, что игра - не настоящая жизнь, малыши тем временем по-настоящему переживают
свои роли, откровенно выявляют свое отношение к жизни, свои мысли и чувства, вос-
принимают игру как важное дело. Насыщенная яркими эмоциональными переживания-
ми, сюжетно-ролевая игра оставляет в сознании ребенка глубокий след, который сказы-
вается на его отношении к людям, их труда, вообще к жизни. К сюжетно-ролевым иг-
рам относятся также игры с элементами труда и художественно-творческой деятельно-
стью.
Разновидность творческой игровой деятельности - театрализованная деятель-
ность. Она связана с восприятием произведений театрального искусства и воспроизве-
дением в игровой форме приобретенных представлений, впечатлений, чувств. Ключе-
вые понятия театрализованной деятельности: сюжет, сценарий, игра по сюжетам ли-
тературного произведения, театрализация, сказка-перевод. Театрализованные игры
разделяются в зависимости от их вида и специфического сюжетно-ролевого содержа-
ния на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
В режиссерской игре ребенок, как режиссер и одновременно «голос за кадром»
организует театрально-игровое поле, актерами и исполнителями в котором являются
куклы. В противном случае актерами, сценаристами, режиссерами выступают сами
дети, которые во время игры договариваются о том, кто какую роль будет играть, что
делать.
4
Игры-драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведе-
ния или театрального представления. План игры и последовательность действий опре-
деляют заранее. Такая игра тяжелее для детей, чем подражание тому, что они видят в
жизни, поскольку надо хорошо понять и почувствовать образы героев, их поведение,
помнить текст произведения (последовательность развертывания действий, реплики
персонажей). В этом и заключается особое значение игр-драматизаций. Они помогают
детям глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную це-
лостность, способствуют развитию выразительности речи и движений (Приложение
№1).
Еще один вид - конструкторские игры. Эти творческие игры направляют внима-
ние ребенка на различные виды строительства, способствуют приобретению конструк-
торских навыков организации и сближению детей, приобщению их к трудовой деятель-
ности. В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета
и желание научиться с ними работать. Материалом для этих игр могут быть конструк-
торы разных видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки), с которого
дети создают разные вещи по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Важ-
но, чтобы педагог помогал воспитанникам осуществить переход от бесцельного накоп-
ления материала к созданию продуманной идеи.
При всем разнообразии творческих игр они имеют общие черты: дети сами или с
помощью взрослого (особенно в играх-драматизациях) выбирают тему игры, развивают
ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это долж-
но происходить в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на акти-
визацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии.
2) Игры с правилами дают возможность систематически тренировать детей в выра-
ботке определенных навыков, они очень важны для физического и умственного разви-
тия, воспитания характера и воли. Без таких игр в детском саду трудно было бы прово-
дить учебно-воспитательную работу. Игры с правилами дети усваивают от взрослых,
друг от друга. Многие из них передается от поколения к поколению, однако воспитате-
ли, выбирая игру, обязательно должны учитывать требования современности. По со-
держанию и способам ведения игры с правилами разделяют на две группы: дидактиче-
ские и подвижные.
Дидактические игры способствуют, главным образом, развитию умственных
способностей ребенка, поскольку содержат умственные задачи, именно в решении ко-
торых и заключается смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств
ребенка, внимания, памяти, логического мышления. Заметим, что дидактическая игра -
5
эффективный метод закрепления знаний, она отнюдь не должна превращаться в учеб-
ное занятие. Игра захватывает ребенка только в том случае, если дает радость и удо-
вольствие. Непременным условием дидактической игры являются правила, без которых
деятельность приобретает стихийный характер. В хорошо продуманной игре именно
правила, а не воспитатели, управляют поведением детей. Правила помогают всем
участникам игры находиться и действовать в одинаковых условиях (дети получают
определенное количество игрового материала, определяют очередность действий игро-
ков, очерчивают круг деятельности каждого участника).
Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, поскольку
способствуют их гармоничному развитию, удовлетворяют потребность малышей в дви-
жении, способствуют обогащению их двигательного опыта. С детьми дошкольного воз-
раста проводят две разновидности подвижных игр - сюжетные игры и игровые упраж-
нения (несюжетные игры):
В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребенка, его представление
об окружающем мире (действия людей, животных, птиц), которые они воспроизводят
движениями, характерными для того или иного образа. Движения, которые выполняют
дети во время игры, тесно связаны с сюжетом. Большинство сюжетных игр коллектив-
ные, в них ребенок учится согласовывать свои действия с действиями других игроков,
не капризничать, действовать организованно, как того требуют правила.
Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач в со-
ответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сю-
жетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов,
достижения определенной цели и точное выполнение правил, что часто приводит к иг-
норированию четкости в выполнении движений, то во время игровых упражнений до-
школьники должны безукоризненно выполнять основные движения (попадание мячом
в цель, пролезания под веревкой и т.п.).
Так как игровые упражнения и сюжетные игры применяются во всех группах до-
школьных учреждений, организация и методики их проведения имеют много общего.
Оптимальные условия для достижения положительных результатов в развитии движе-
ний дошкольников - сочетание конкретных двигательных задач в форме игровых
упражнений и сюжетных игр, во время которых движения, усвоенные детьми раньше,
совершенствуются. По степени физической нагрузки различают движения большой,
средней и малой подвижности.
В подвижных играх, проводимых с дошкольниками, не обязательно определять
победителя. По окончании игры педагог оценивает условия и ее ход, выполнения
6
детьми правил, их отношение друг к другу. Только в старших группах постепенно на-
чинают вводить элементы соревнования, сравнивать силы команд и отдельных игроков.
Важное место в старшем дошкольном возрасте занимают спортивные игры: го-
родки, настольный теннис, бадминтон, баскетбол, хоккей, футбол и т.д.
3) Народные игры построены с учетом этнических особенностей -р, хороводы,
забавы, игры с народной игрушкой). Они неотъемлемая составляющая жизни ребенка в
современном дошкольном учреждении, важный источник усвоения общечеловеческих
ценностей. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соот-
ветствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создавать
взрослый.
В народных играх отражается жизнь людей, их быт, национальные традиции,
они способствуют воспитанию чести, смелости, мужества и т.п. С этой целью детям
предлагают расспросить своих мам, пап, бабушек и дедушек, в какие игры они играли в
детстве. Различают индивидуальные, коллективные, сюжетные, бытовые, театрализо-
ванные игры и подвижные игры-забавы.
Особенно популярны среди детей игры без определенного сюжета, построенные
на игровых задачах, которые содержат много познавательного материала (н-р, игры
«Палочка-выручалочка», «Жмурки», «Гуси-гуси»). В этих играх от ребенка требуется
быстрая и правильная реакция.
Особое место в жизни детей занимает народная игрушка. Ее простота, вырази-
тельность и целесообразность играют немаловажную роль в умственном, нравствен-
ном, эстетическом развитии ребенка. Народную игрушку характеризуют ритмичность
форм, декоративность росписи, орнаментальность, яркость, сдержанность в подборе
цветов. Это - звонкоголосые свистульки, фигурки людей, животных, птиц, куклы, ка-
талки из разнообразного материала. Подбирая игрушки для детей, следует исходить из
того, насколько они отражают национальный колорит, способствуют активности и
самодеятельности детей, расширению мировоззрения.
2.3. Взаимосвязь между отдельными видами игр
Содержание творческих игр и игр с правилами - своеобразное отражение окру-
жающей действительности, однако более непосредственное. Цель игры может менять-
ся, отношения между людьми неустойчивы, условны и не всегда обязательны для каж-
дого. В отличие от творческих, содержание дидактических игр всегда известно заранее.
Характеристика правила игры одинаково обязательны для каждого. Цель дидактиче-
ских игр - развитие умственных способностей.
7
Общей для обоих видов игр является деятельность детей, благодаря которой ди-
дактические игры приближаются к творческим. Интерес к действию - основной фактор,
который захватывает детей. При этом действия качественно различаются. В творческих
играх действие стихийное, не связанное с обязательными правилами. Дети сами созда-
ют, изменяют, приспосабливают правила для своих действий, решают, нужны ли они. В
дидактических играх игровое действие всегда связано с заранее установленными пра-
вилами. Другое отличие в игровых действиях проявляется в их функциях: творческие
игры способствуют общему развитию ребенка, а дидактические - достижению конкрет-
ной цели с помощью различных интересных задач.
Взрослые должны корректировать проведение всех видов игр. В частности, ру-
ководство творческими играми заключается в обогащении представлений и впечатле-
ний детей, подборе соответствующих игрушек и материалов, сохранении непосред-
ственных переживаний детей, развития их инициативы. Когда воспитатель проводит
дидактические игры, он является инициатором, организатором, должен обязательно
объяснить правила игры, следить за ее ходом, а иногда и принимать в ней непосред-
ственное участие.
Отличие обоих видов игр не исключает их взаимодействия. В дидактических иг-
рах дети учатся разным видам игровой деятельности, соблюдают правила игры. Они
как бы проходят школу организованного поведения, справедливых отношений, в значи-
тельной мере переносят это в творческие игры. Дидактические игры как метод обуче-
ния в детском саду помогают закреплять полученные знания, применять их на практи-
ке, перенося обрабатываемый материал в творческие игры и обогащая их содержание.
Примером взаимообогащения могут быть дидактические игры «Школа», «Путеше-
ствие» и т.п., элементы которых часто встречаются и в творческих играх детей. С дру-
гой стороны, непосредственность переживаний, свободное включение ребенка в дей-
ствие, характерные для творческой игры, легко переносятся в дидактические игры, что
делает их оживленными и интересными.
Несравненно больше взаимосвязаны дидактические и подвижные игры. Они
имеют одинаковую структуру. Как в дидактических, так и в подвижных играх детям да-
ется задание. Различие между дидактическими и подвижными играми заключается,
главным образом, в смысле: выполняются задачи умственного или физического харак-
тера. Общий признак этих игр - заинтересованность детей в ходе и результатах игры.
2.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды и ее влияние на
развитие игровых умений детей.
8
В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОО развивающая
предметно-пространственная среда создаётся педагогами для развития индивидуально-
сти каждого ребёнка с учётом его возможностей, уровня активности и интересов. Для
выполнения этой задачи РППС должна быть:
содержательно-насыщенной - включать игровое оборудование, которое позволя-
ет обеспечить игровую активность всех категорий детей, участие в подвижных
играх, развитие крупной и мелкой моторики, эмоциональное благополучие и
возможность самовыражения детей;
трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимо-
сти от ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей;
полифункциональной обеспечивать возможность разнообразного использова-
ния составляющих РППС -р, мебели, матов, мягких модулей, ширм) в разных
видах детской активности;
доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам,
материалам, пособиям;
безопасной все элементы РППС должны соответствовать санитарно-эпидемио-
логическим правилам и нормативам и правилам пожарной безопасности;
вариативной - для проведения игр создаются игровые ячейки: общий (набор раз-
личных видов игрушек), драматический (комплекты оборудования, несложные
декорации, элементы одежды и костюмы для игр-драматизаций, инсценировок),
для настольных и строительных игр (конструкторы: деревянные, пластмассовые,
металлические, коробки, колодки и другие материалы, орудия и вспомогатель-
ное оборудование). Дети могут самостоятельно выбирать игру, менять центр,
переходя от одной игры к другой.
Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровым матери-
алами, необходимо помнить, что все предметы должны быть известны детям, соответ-
ствовать их возрастным и гендерным особенностям. Необходимо включать предметы
для совместной деятельности ребёнка со взрослым.
В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрово-
го материала (игрушек):
«Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, -
орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссо-
здать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток,
руль и т.д.)
9
«Игрушки персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных.
Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий иг-
ровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, бе-
лая шапочка врача, каска пожарника и т.п.
«Маркеры (знаки) игрового пространства – это игрушки, игровой материал, ука-
зывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит -р, игру-
шечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос
корабля или переднюю стенку автобуса) С трёх лет дети становятся более требо-
вательными к «похожести» игрушек на реальные вещи.
Все игрушки можно условно разделить на три типа:
готовые игрушки (н-р, автомобили, самолеты, куклы, различные животные);
полуготовые игрушки (кубики, картинки, конструкторы, строительный матери-
ал);
материалы для создания игрушек (песок, глина, проволока, шпагат, картон, фа-
нера, дерево).
С помощью готовых игрушек детей знакомят с техникой, окружающей средой,
создают определенные образы. Дети воспроизводят свои впечатления, переживают яр-
кие чувства, активизируют свое воображение, корректируют содержание игр.
Полуготовые игрушки используются преимущественно с дидактической целью.
Манипуляции с ними требуют активизации умственной деятельности, для выполнения
поставленных педагогом задач: расположить кубики по размеру, в порядке увеличения
или уменьшения, подобрать пару к картинке, составить из деталей конструктора какое-
то здание.
Материал для создания игрушек дает большие возможности для развития твор-
ческого воображения детей. Так, в зависимости от возраста, они строят из песка паро-
ходы, дома, автомобили, из веточек, собранных на прогулке, «разбивают» в песочнике
небольшой садик; из глины лепят посуду, животных; из обрезков дерева, шпагата, цвет-
ной бумаги получается хороший, украшенный флажками автомобиль и т.п. Желательно
комбинировать все три типа игрушек, ведь это очень расширяет возможности для твор-
чества.
К особой группе относим театральные игрушки и костюмы для разных персона-
жей, атрибуты, которые дополняют созданные образы. Это театрально-игровой матери-
ал (игрушки, куклы, плоскостные фигуры, пальчиковые персонажи), элементы костю-
мов (головные уборы, различные шляпки, воротнички, манжеты). В детских садах ак-
10
тивно используются персонажи-куклы, декорации, изготовленные воспитателями и
детьми самостоятельно.
2.5. Организация игровой деятельности в течение дня
В течение дня дети могут играть четыре раза:
1) до завтрака (5-40 мин),
2) между завтраком и занятиями (5-7 мин),
3) на открытом воздухе (1 ч.-1 час. 30 мин),
4) после дневного сна (20-40 мин) и веч.
1) Игры до завтрака начинаются с приходом ребенка в детский сад, прерываются
завтраком и продолжаются до начала занятий. Задача воспитателя в этот период - так
рационализировать педагогический процесс, чтобы организовать игру детей в эффек-
тивных формах, активно влиять на ее ход и взаимоотношения детей.
В младшей группе предпочтение отдается играм, в которых дети могли бы наи-
более полно удовлетворить свои потребности в игре без сложных личностных взаимо-
отношений. Это игры, например, с песком и водой, в которые можно играть в любое
время года в комнате или на открытой площадке, несложные строительные игры, во
время которых может возникать потребность не только в индивидуальных, но и в сов-
местных действиях, согласовании замыслов. Для указанных игр требуется материал и
игрушки, побуждающие детей к движениям. Во второй половине года вступают оформ-
ленного характера ролевые игры, которые очень нравятся малышам.
У воспитанников средней группы опыт игровой деятельности значительно
больше, они приносят игрушки из дома, разнообразят и усложняют игры. Дети быстро
понимают друг друга, воплощая свой замысел. Игры и игрушки формируют чувства и
мысли малышей, следовательно, детям следует предоставить широкие возможности иг-
рать во все, что им хочется. Воспитатель корректирует игру, не нарушая ее, сохраняя ее
самодеятельный и творческий характер, непосредственность переживаний, веру ребен-
ка в правдивость того, что происходит.
Воспитанникам старшей группы предоставляются широкие возможности для
игры в ролевые, строительные, дидактические и подвижные игры как индивидуально,
так и коллективно.
Игры детей после завтрака согласовываются с характером и содержанием даль-
нейших занятий. Перед занятиями по речи, математике, рисованию уместны игры на
развитие мышления, внимания, воображения. Иную направленность предоставляем иг-
рам, если следующие занятия требуют от детей движений, (например, физкультура).
11
2) Для всех групп детей подбирают между занятиями такие игры, которые
предусматривают незначительное умственное напряжение - с мелкими игрушками, мя-
чом, несложным конструктором. Нет нужды слишком регламентировать эти игры, но
желательно, чтобы они давали ребенку возможность двигаться. В перерывах между за-
нятиями следует избегать игр всей группой. Это утомляет детей. Также неуместными
будут новые игры, требующие длительных и сложных объяснений. Переход от игры к
занятиям должен происходить спокойно и непринужденно.
3) На открытом воздухе дети могут продолжать игру, начатую ранее (до занятий
или между ними), если она их заинтересовала, или придумать что-то новое. Эти игры
желательно всячески разнообразить, так как есть большое пространство для активных
движений, поэтому следует как можно полнее использовать эти условия, чтобы воспи-
танники могли побегать, попрыгать, просто позабавиться.
Организуя игры на открытом воздухе, следует обязательно учитывать се-
зонность. В холодную погоду они должны давать достаточную нагрузку, но при этом
не предусматривается соблюдение одинакового темпа для всех детей, длительной под-
готовки, больших усилий, внимания. Игры должны быстро разогревать детей, но без
ущерба здоровью.
Младшие дошкольники достаточно активны, они много двигаются, однако опыт
двигательной деятельности у них еще мал и однообразен. Чтобы повысить активность и
обогатить движения малышей, следует создавать соответствующие условия, использо-
вать различные предметы и игрушки (мячи, шарики, кубики, скакалки и др.). Весной
можно организовывать различные перебежки, начиная с простейших («Лошадки»,
«Кузнечики», «Догони мяч», «Принеси предмет», «Шире шаг»); подскоки и прыжки
(«Прыгни выше », « Коснись мяча », « Поймай бабочку») лазанья и ползания (прополз-
ти по доске, скамейке), упражнения с обручем, катание на качелях, езда на велосипеде,
игры-забавы («Прятки», «Жмурки», «Мыльные пузыри»). Более целевые в этом воз-
расте игры с песком и строительным материалом являются началом конструкторской
деятельности. Педагог обязательно учит детей играть, создает игровую ситуацию, не-
посредственно общается с воспитанниками, используя методы прямого воздействия.
Имеет место и опосредованное влияние через игрушку, несложную инсценировку. Ма-
лышам этого возраста нравятся сюжетно-ролевые игры на бытовые темы, связанные с
повседневной жизнью.
В средней группе проводят дидактические игры, связанные с движением. Это
игры-загадки, где дети движениями изображают какой-то предмет или действие. Их це-
лесообразно проводить после бега или другой активной физической нагрузки. Продол-
12
жается обогащение сюжетно-ролевых игр -р, «Водители», «Семья», «Магазин», «Же-
лезная дорога», «Больница», «Зоопарк»). Чередование игр с правилами и без них
способствует развитию и разнообразию игр, их воспитательному воздействию на детей.
Важен постоянный контакт воспитателя с детьми как косвенный, так и непосредствен-
ный. Хотя умение самоорганизации игр в средней группе еще небольшие, стоит на них
опираться, корректируя при необходимости содержание и условия игры.
В старшей группе можно предложить дошкольникам перед выходом на площад-
ку договориться, во что и как они будут играть. Это сразу даст направление их деятель-
ности. Некоторые игры «моряков», «летчиков», «космонавтов») могут длиться неде-
лями, постепенно развиваясь. Целесообразны игры-драматизации (при условии, если
план игры, последовательность действий определены заранее), дидактические, сю-
жетно-ролевые, подвижные игры. Вмешательство воспитателя должно сводиться к со-
ветам, как лучше реализовать задуманную игру. Для этого достаточно попутных заме-
чаний во время сбора на прогулку. Важен и способ организации детей. Например, они
могут выбрать ведущего в игре сами с помощью считалки, или его назначит воспита-
тель.
4) Игры после дневного сна во всех группах проходят в комнате или на откры-
том воздухе. Комнату, в которой играют дети, желательно отдать полностью в их рас-
поряжение: расположение мебели, игрушек подчиняется игре. Воспитатель направляет
детскую самодеятельность, сам участвует, знакомит дошкольников с новой игрой. Если
они играют в разные виды игр, воспитательные задачи разнообразнее и индивидуализи-
руются.
Вечером можно продолжить строительные и ролевые игры, созданные на откры-
том воздухе. У детей накапливается достаточно образов, чтобы играть разные роли,
строить сооружения и т.п. Уровень этих игр значительно возрастает, если воспитатель
предложит задачи. Можно проводить с детьми дидактические игры, содержание кото-
рых весьма разнообразно. Сочетание дидактических игр с другими видами позволяет
достичь значительного успеха во всестороннем развитии детей. В настоящее время
уместными будут музыкальные игры, в которых воспитателю отводится значительная
роль. Это - игры-хороводы с песнями, подвижные игры, игры под музыку, игры-загад-
ки. Активной должна быть роль воспитателя и в играх-драматизациях.
Летом в средней и старшей группах следует активно внедрять творческие игры с
использованием природного материала. Не стоит оставлять без внимания также игры-
драматизации, поскольку дети уже имеют достаточно знаний и опыта для инсцениров-
ки знакомых литературных произведений.
13
Старшим дошкольникам можно предложить дидактические игры, которые по со-
держанию связаны с учебной программой по развитию речи, ознакомлением с окружа-
ющим миром, с обучением счету и тому подобное. Следует активно внедрять отгадыва-
ние загадок, нахождения частей предмета и его составление, проводимых как со всей
группой, так и с отдельными детьми. В дождливые дни дети охотно играют в настоль-
ные игры -р, шашки, шахматы, игры-лабиринты, игры с кубиками, настольный хок-
кей). Игры-забавы достаточно популярны и у старших детей. Но следует вдумчиво от-
нестись к содержанию этих игр, позаботиться, чтобы они не только развлекали, но и
служили педагогическим целям.
Детям нравятся строительные игры. Поэтому материалы для них всегда должны
быть на специально отведенном месте, чтобы дети имели возможность начать различ-
ные игры - строительные, сюжетные, которые длятся несколько дней.
Заканчивается насыщенный разнообразными играми день. Воспитатель напоми-
нает, что надо навести порядок среди игрушек, все положить на свои места. Уборке
можно придать вид игры, при этом воспитатель приучает детей к последовательности
выполнения установленных правил поддержания порядка.
2.6. Отдельные аспекты планирования игровой деятельности в детском саду
План дает воспитателю возможность заранее продумать методы и приемы обу-
чения и воспитания детей, видеть пути достижения поставленной цели. Все, что плани-
рует воспитатель, должно обеспечивать гармоничное развитие личности каждого ре-
бенка. Следует помнить: планирование должно быть гибким, ведь на его реализацию
могут повлиять непредвиденные факторы. План - это не формальность, а непременное
условие успешной и плодотворной работы с детьми, где главное - не схема и форма, а
содержание.
Рассмотрим планирование сюжетно-ролевой творческой игры, в которой успеш-
но формируется содержательная игровая деятельность дошкольников и их взаимоотно-
шения. Между игровой деятельностью, содержанием занятий и наблюдениями должна
прослеживаться связь.
Чтобы правильно организовать руководство играми, воспитатель, изучив игро-
вые интересы и уровень развития творческих игр своих детей, должен составить пер-
спективный план развития игр на месяц, квартал, полугодие, год, указав темы игр,
объем и пути их развития. Кроме того, конкретизируя перспективный план, педагог
должен составить календарно-тематические планы воспитательно-образовательной ра-
боты (с учетом возрастных особенностей детей и уровня их развития). Если у детей
14
возникла интересная и полезная в воспитательном смысле игра, воспитатель должен
поддержать детскую инициативу, изменив намеченную им игровую тематику.
2.7. Роль воспитателя в организации игровой деятельности детей
Если оглянутся назад, в прошлое, то можно отметить, что к играм был подход
как к свободной деятельности ребёнка, инициатором которой он был сам. Роль педаго-
га сводилась к созданию условия для игры и обеспечение игровым материалом. В по-
следние десятилетия игра стала рассматриваться как форма организации детской жиз-
ни. Это обусловлено пониманием игры как ведущей деятельности детей данного воз-
раста в силу их психо-физиологических особенностей. Изменилась и роль педагога: от
пассивно наблюдательной к тактически руководящей развитием игр. Необходимо за-
метить, что вмешательство в детскую игру предполагает наличие у педагога необходи-
мых знаний и умений, а также авторитета, уважения и доверия у детей. В противном
случае произойдёт отрицательный эффект.
Игровая деятельность детей основана на знаниях, умениях и навыках, приобре-
тенных детьми в прошлом. Педагогу надо стараться увидеть мир глазами ребенка, по-
нять, что тот знает, и в соответствии с этим побуждать ребёнка через игру преодолевать
свою неосведомлённость или неумение. Для этого от педагога требуется:
-умение наблюдать игру, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой дея-
тельности и в соответствии с этим уровнем планировать приемы, направленные на ее
развитие;
-обогащать впечатления детей для дальнейшего развития игрового сюжета;
-обращать внимание детей на различные впечатляющие стороны жизни детей с целью
разнообразия сюжета детских игр;
-умение организовать начало игры, заинтересовать детей сюжетом какой- либо игры;
-уметь создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;
-уметь устанавливать игровые отношения с детьми;
-уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснение, рассказ);
-использовать косвенные методы руководства игрой (вопросы, советы, напоминания),
которые активизируют его опыт, психические процессы, проблемные ситуации;
-уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях;
-предлагать новые роли, игровые ситуации, игровые действия для дальнейшего разви-
тия игры;
-брать на себя урегулирование взаимоотношений, разрешение конфликтов, возникаю-
щих в процессе игры.
15
От педагога требуется умение вовлекать в игру детей с низким социометриче-
ским статусом, предлагая им яркие игровые роли, включать в игровую деятельность за-
стенчивых, неуверенных, малоактивных детей.
Для закрепления положительных моментов, для более глубокого понимания и
усвоения каких-либо качеств, действий, приобретённых во время игры, взрослый дол-
жен учить детей обсуждать игру и оценивать ее.
Взрослый должен давать детям образцы общения с различными людьми, эталоны
эмоциональных проявлений, внимательно следить за реакциями детей, пытаться
направлять их коммуникации, способствовать адекватному и эмоциональному обще-
нию в процессе игры. Проблемные игровые ситуации направлены на овладение более
обобщенными игровыми действиями и на подведение к самостоятельному инициатив-
ному решению игровых задач. Игровые задачи это система условий, в которой созда-
ется мнимая цель, понятная ребенку по его жизненному опыту, направленная на вос-
произведение действительности игровыми способами и средствами. Педагог должен
уметь видеть в каждом ребенке отдельную личность, знать, какими навыками поведе-
ния обладает каждые ребенок его группы, в какие взаимоотношения вступает, какое ме-
сто в группе играющих детей принадлежит каждому ребенку в самостоятельных играх.
Проникновение воспитателя в детскую жизнь, в группки играющих, ставит перед ним
множество воспитательных задач по отношению к конкретным детям: у одних ослабить
привычку распоряжаться и командовать, у других развивать активность, третьим по-
мочь войти в группу играющих и удовлетворить потребность в интересной для них
игре, четвертых научить пользоваться считалкой при распределении ролей и т.д.
Следует особо остановиться на ошибках педагогов в руководстве игровой дея-
тельностью.
1. Нередко педагог начинает навязывать детям свой сюжет игры, игнорируя ини-
циативу детей, или бестактно вмешивается в игру, донимая детей подсказками,
не давая им самим обдумать свои дальнейшие действия, уничтожая инициативу
и самостоятельность ребенка.
2. Полное отсутствие внимания педагога к игре. Дети замыслили сюжет, разверну-
ли игру и в какой–то период зашли в тупик, но воспитатель не помогает им вый-
ти из трудного положения. В результате игра распадается.
3. Для поддержания порядка в группе или для лучшей сохранности игрушек педа-
гоги не дают их детям в пользование, чем обедняют детское творчество, само-
стоятельная деятельность становится малосодержательной и непродуктивной.
16
4. Непродуманная раздача игрушек, когда детям навязываются совсем неинтерес-
ные для них игры. В результате ребенок не может реализовать свои интересы.
2.8. Родители - активные участники процесса игры.
Игра для ребенка вдвойне интересней, когда ребенок чувствует заинтересован-
ность самых родных и любимых людей родителей. К сожалению, родители редко иг-
рают с детьми. Одной из задач, стоящих перед педагогами детского сада, формировать
у родителей взаимоотношения с детьми в процессе игры. Важно:
- создать у родителей представления об игре детей, как о ведущем виде деятельности в
дошкольном возрасте;
- дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического про-
цесса, как и их дети, и педагоги.
Часто родители не знают, что многие домашние дела можно легко превратить
для детей в занимательные игры и при этом чему-то научить малышей.
В планировании работы с родителями можно включать такие виды, как анкети-
рование «Во что играют дети дома?», фотовыставки «Мы играем», заседания «Мами-
ной школы» по проблеме детской игры, распространение памяток и рекомендаций.
Проведение дней открытых дверей позволяет сделать дошкольное учреждение более
открытым, привлечь внимание родителей к проблеме игры. Воспитатели организуют
беседы и консультации для родителей, приглашают в вечерние часы пап и мам в группу
поиграть с детьми, понаблюдать за играми дошколят (Приложение №1).
Выводы
За годы дошкольного детства, от трех до шести-семи лет, детские игры проходят
довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символиче-
ских до сюжетно-ролевых игр с правилами.
17
Игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется
самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но
есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутрен-
нему миру другого человека.
Своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной прак-
тике обеспечивает решение задач поставленных «Программой воспитания и обучении в
детском саду» в наиболее приемлемой для детей форме. Нельзя не отметить, что игры
имеют существенное преимущество перед специально организованными занятиями в
том плане, что в них складываются более благоприятные условия для проявления ак-
тивного отражения в детской самостоятельной деятельности общественно сложившего-
ся опыта.
Игра - вещь серьезная, поэтому подготовка к ней достаточно трудоемка и зани-
мает значительно больше времени, чем сама игра. Для воспитателя организация игро-
вой деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как,
с одной стороны, он должен, не подавляя инициативу, ребёнка, умело направлять его
игру, с другой – научить малыша играть самостоятельно.
Развитие игровой деятельности ребёнка в большой степени зависит от правиль-
ного подбора игрушек, пособий. В группе должны быть игрушки, обеспечивающие все
виды деятельности ребёнка. Создание условий для всех видов деятельности и правиль-
ное руководство воспитателя детскими играми способствует умственному развитию и
формированию личности ребёнка.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на
современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса
игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста.
Приложение №1
Пальчиковая игра-драматизация сказки «Заюшкина избушка» в старшей группе.
Цели:
показать родителям, как можно играть с пальчиками;
18
помочь детям драматизировать знакомую сказку «Заюшкина избушка»;
развивать локомоторные функции у детей через выполнение пальчиковых игр и
драматизацию сказки с помощью пальчиковых поз;
развивать саморегуляцию: контроль за переключаемостью с одной пальчиковой
позы на другую в зависимости от текста сказки, удержание пальчиковой позы в
течение необходимого времени;
развивать элементы логического мышления через отгадывание загадок;
учить оценивать поступки героев, понимать их характер и предавать его с помощью
интонации;
воспитывать положительные черты характера: дружескую преданность, взаимовы-
ручку, смелость.
Оборудование: столы
Литературный ряд: загадки, сказка «Заюшкина избушка».
Ход занятия
I. Оргмомент. Дети приветствуют гостей, садятся вокруг одного общего стола. Педагог
спрашивает родителей, знают ли они игры с пальчиками, и предлагает детям развлечь
гостей, показав им с помощью пальчиков знакомую сказку.
II. Подготовка к инсценировке сказки.
- Какую сказку мы сегодня расскажем родителям, вы узнаете, если отгадаете загадки
про ее героев: узнав всех героев сказки, вы легко вспомните название сказки.
Педагог загадывает загадки, дети обосновывают ответы.
По снегу бежит – петляет.
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно. (Заяц)
Ходит по двору будильник,
Разгребает лапкой сор,
Расправляет с шумом крылья
И садится на забор. (Петух)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пышный хвост – краса.
Кто это? (Лиса)
Этот сторож дом охраняет,
На воров громко лает.
(Собака)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк)
Неуклюжий, косолапый,
Кто всю зиму сосет лапу?
(Медведь)
- Вот сколько героев живёт в этой сказке! Как называется эта сказка? (дети высказыва-
ют свои предположения)
- Теперь нам надо потренировать наши пальчики.
III. Физкультминутка. Пальчиковая игра.
Выставляем вверх большие пальцы,
В гости к пальчику большому
19
IV. Инсценировка сказки.
Дети под руководством педагога вспоминают героев сказки и пальчиковые позы
и характер, соответствующие данному животному.
- Давайте вспомним, кто в сказке «Заюшкина избушка» живет.
- Кто из героев сказки хитрый, злой, плохой? (лиса). Кто трусливый? (собаки, волк,
медведь) А какой петушок? (смелый)
- Начинаем рассказывать и показывать! Просим родителей помогать нам: играть свои-
ми пальчиками вместе с нами.
Педагог начинает рассказывать сказку, дети говорят вместе с ним, по возможно-
сти педагог замолкает, давая детям самостоятельно продолжать повествование. Все
дети и родители участвуют в показе всех героев, оперев ручки локтями на стол (од-
новременно двух, диалог; распределения по ролям нет).
две избушки
лиса
собаки
медведь
зайчик
волк
петух
V. Заключительная часть.
- Вот такая у нас получилась сказка. Скажите, какая она по настроению была вначала?
(грустная). Почему?
- А как закончилась сказка? (хорошо, весело) Почему?
VI. Итог:
- Любимые наши мамы и папы, бабушки и дедушки! Понравилась вам наша игра с
пальчиками? Предлагаем вам поиграть дома со своими детками и драматизировать дру-
гую сказку.
Литература
соединяем под углом кончики пальцев обеих рук,
поочередно называем пальцы соединяющихся
с большим на двух руках одновременно,
вверх выставляются только мизинцы,
пальцы сжаты в кулак,
кулачки стучат друг о дружку,
ритмичное сжатие пальцев на обеих руках.
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный, и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался о порог.
Вместе пальчики — друзья,
Друг без друга им нельзя.
20
1. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Ма рич Е.М.
«Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии
с ФГОС ДО». Методические рекомендации. – М.: 2014
2. ФГОС ДО
3. Эльконин Д. Б. «Психология игры». – М.: 1999