Презентация "Обучение рассказыванию по картине"

Подписи к слайдам:
Обучение рассказыванию по картине «Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им» Г. Гегель Учитель-логопед МАДОУ»Улыбка» Лисняк Н.Ф. Значение

В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни.

Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Типы картин Репродукции картин мастеров искусства: - пейзажные картины: А Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Золотая осень» и др.; натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна». и СЕРИИ КАРТИН
  • предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С. А Веретенникова, художник А. Комаров).
  • сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.
ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН

Интересное, понятное содержание,

Воспитывающее положительное отношение к окружающему

Реалистичное изображение

Высокохудожественное исполнение

Доступность содержания

Соответствие возрасту

Общие требования к организации работы с картиной:

Начинать со 2-й младшей группы детского сада

Учитывать количество нарисованных объектов на картине

После первой игры картина остаётся в группе (на 2-3 недели)

Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально

Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный

Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема

Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов

Виды рассказывания по картине

Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий

Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины

Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ

Описательный рассказ

«Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу»

ребенок 6,5 лет:

Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода»

Повествовательный рассказ Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.

Виды описательного рассказа:

творчество

фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей

описание картины как раскрытие заданной темы

развернутое описание конкретного объекта

словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.

Рассказывание по серии сюжетных картинок

Рассматривают серию картин

Описание каждой картинки

Объединение высказывания в один сюжет

Используемые методы и приёмы

1.

  • Наглядный метод

2.

  • Словесный метод

3.

  • Чтение художественной литературы

4.

  • Игровые упражнения

5.

  • Речевой образец

6.

  • Коллективное рассказывание

7.

  • Обсуждение последовательности повествования, творческие задания

8.

  • План в виде вопросов и указаний
Этапы обучения рассказыванию. Младший дошкольный возраст осуществляется подготовительный этап

ЦЕЛЬ:

активизировать речь детей

обогатить словарь

научить их рассматривать картины

отвечать на вопросы по их содержанию

Средний дошкольный возраст Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.

дети молча рассматривают картину

проводится беседа, уточняющая содержание и детали

дается образец (короткий, живой, эмоциональный)

дети воспроизводят образец

рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Старший дошкольный возраст Задачи усложняются

Дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции.

Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам. Детям старшего дошкольного возраста рекомендуются картины: «Шар улетел», «Новенькая», «У пристани», «Лошадь с жеребенком», «Ежи», «Белки» и др.

Детей обучают следующим типам высказываний: - описанию и сравнению предметных картин; - описанию сюжетных картин; - повествованию по серии сюжетных картин.

ПРАВИЛА ДЛЯ СМЕЛЫХ И УПОРНЫХ ПЕДАГОГОВ
  • Если вы испытываете затруднения в работе по составлению рассказов, то планируйте этот вид деятельности не иногда и не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
  • Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только еще одним вопросом, или двумя, или десятью... Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
  • Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.
  • После проведения НОД просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задали детям, и замените их одним, более точным.
  • Если рассказ не получился или получился с трудом - улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.
  • Речь педагога должна быть чёткой, лаконичной, выразительной, так как произведение живописи, воздействуя на детей наглядными и красочными образами, требует, чтобы о нём говорили образно, эмоционально. Учить детей последовательно и осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отмечать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства ребёнка, обогащает его знания, развивает речевую активность.
  • Обладать педагогической гибкостью, прозорливостью, уметь применять общие правила к конкретной ситуации, находить нестандартные решения.