Особенности игровой деятельности в ДОУ
Особенности игровой деятельности в ДОУ
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на
фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении,
самоопределении, саморегуляции, самореализации.
Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного
личности (Д.Н. Узнадзе).
Игра - пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения
социальных установок (Л.С. Выготский).
Игра - свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых
интересов» (А.Н. Леонтьев).
Игра - школа жизни и практика развития детей (С.Л. Рубинштейн).
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом
возрасте игра имеет свои особенности.
Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием
является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и,
наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам
общественного поведения и отношения между людьми.
В возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей
деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей
деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра
является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.
Особенности игровых технологий
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами
деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно
полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют
игру, а продолжают включать ее в процесс развития ребенка.
Оптимальное сочетание игры с другими формами учебно-воспитательного
процесса - одно из самых сложных действий педагогов.
Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. В игре одновременно
уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность,
обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность,
личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры
заключается в том, что она является сильнейшим мотивационным фактором, ребенок
руководствуется личностными установками и мотивами.
Игра представляет проигрывание отношений, существующих в человеческой
жизни. Именно игровая ситуация с ее двуплановым поведением, с возможностью условного
вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, позволяет ему быть
на голову выше своего обычного поведения, дает возможность говорить с собой на разных
языках, по-разному интерпретируя свое собственное «я».
Игровые технологии в дошкольном периоде
Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с
человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений,
открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.
У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания,
которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в
собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет
ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется
готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые
при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решаете помощью
кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и
т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и
вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка»,
таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками,
конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками,
пуговицами, палками и т.д. и т.п. Предметные развивающие игры лежат в основе строитель- но-
трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в
изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с
разными способами передачи информации.
Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-
трехлет- нему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать
интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в
играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои
творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в
основном, только исполнительские черты в ребенке.
Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа
математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков,
деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять
наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - удалось
объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным
принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может
подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу
несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
• развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих
способностей с самого раннего возраста;
• их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие
способностей;
• поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок
развивается наиболее успешно;
• развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию
и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного
и радостного творчества.
Цели и задачи игровых технологий
Для всего дошкольного периода цель игровых технологий можно сформулировать
примерно одинаково: дать ребёнку возможность в игре прожить детство перед зачислением в
школу, формируя при этом знания, основанные на мотивации. Однако задачи можно
конкретизировать, отталкиваясь от возрастной группы обучающихся. Общие же задачи игровых
технологий, согласно ФГОС, можно свести к следующему:
• Мотивация ребёнка. Процесс обучения дошкольника в игровой форме
пробуждает интерес к деятельности, радует и превращает получение знаний в занимательное
путешествие в мир новой информации и навыков.
• Самореализация. Именно через игру ребёнок учится познавать свои
возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор.
• Развитие коммуникативных навыков. В игре дошкольник учится общению
со сверстниками и со взрослыми, примеряет роль и лидера, и исполнителя, тренируется
находить компромиссы и выходить из конфликта, развивает речь.
• Игротерапия. Игру по праву можно считать проверенным способом для
снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных сфер.
Приёмы игровых технологий
Применяемые в детском саду приёмы принято условно делить на 3 основных
группы:
• словесные;
• наглядные;
• практические.
Суть первых в том, что все игровые действия воспитатель должен объяснить и
описать детям максимально понятно, ярко и красочно. Педагог проговаривает
воспитанникам правила доступным языком без использования громоздких предложений
и непонятных слов. При знакомстве детей с играми воспитатель может использовать загадки
или короткие истории, вводящие в сюжет игры.
Наглядные приёмы обучения опираются на зрительное восприятие мира
дошкольниками. Дети буквально живут в мире ярких картинок, образов, интересных
предметов. Для иллюстрации рассказа об играх (а также для демонстрации самого процесса
игры) воспитатель может использовать разные средства наглядности: видеоролик, где показано,
как дети играют, картинки, карточки, на которых красиво записаны правила и т. д.
При выполнении нового игрового задания педагог всегда объясняет и показывает
на своём примере, как и что нужно делать
Практические приёмы отчасти можно связать с наглядными. Например, свои
впечатления от игр дети могут выражать в поделках, аппликациях и рисунках. Кроме того, по
итогам игры воспитанники могут сами создавать лэпбук с основной информацией, о правилах
игры и о том, чему они научились играя. Практические приёмы обучения позволяют малышам
самим создавать реквизит для будущих игр: лепить фрукты и овощи, рисовать зверюшек,
мастерить макеты знакомого окружения.
Виды игровых технологий в ДОУ
Педагогическую игровую технологию стоит рассматривать как систему,
покрывающую некоторую часть процесса обучения, обладающую общим содержанием и
сюжетом. Ключевое отличие от развлекательных игр заключается в том, что педагогическая
игра обладает чётко сформулированной целью обучения и прогнозируемым результатом. По
мере взросления обучающихся и роста их возможностей в игровую технологию постепенно
включаются:
• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные
признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их (подходит для младших групп);
• группы игр на обобщение предметов по определённым признакам (подходит
для средней и старшей групп);
• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение
отличать реальные явления от нереальных (подходит для старшей и подготовительной групп);
• группы игр, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции на
слово, фонематический слух, смекалку и др. (подходит для старшей и подготовительной групп).
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Нетрадиционные задания для формирования речевой компетенции
- Сценарий новогоднего праздника для подготовительной группы "Новогоднее приключение"
- Особенности организации инклюзивного образования обучающихся с умственной отсталостью
- Проектная деятельность в начальной школе при реализации ФГОС
- Презентация "Организация речевой предметно-развивающей среды ДОО в соответствии с ФГОС ДО"
- Сценарий утренника к 8 Марта в средней группе "Конфетное дерево"