Мастер-класс "Использование нетрадиционных методов при проведении артикуляционной гимнастики"

1
Мастер-класс
Использование нетрадиционных методов при проведении
артикуляционной гимнастики
Учитель-логопед
Авдеева Ирина Николаевна
МБДОУ «Детский сад №10г. Кировск»
Мурманской области
Нарушения звукопроизношения занимают особое место среди
расстройств речи. Работа над звукопроизношением требует системного
подхода.
Одним из приёмов повышения эффективности работы над постановкой
и автоматизацией звуков является артикуляционная гимнастика – система
повторяющихся упражнений, направленных на тренировку
артикуляционного аппарата с целью выработки чёткости, правильности
движений всех его частей.
Гимнастика осуществляется в определённой последовательности:
вначале вырабатываются более простые движения органов речи; когда
ребёнок их осваивает, переходят к более сложным.
Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков
речи, от его работы во многом зависит отчётливость речи, поэтому в
артикуляционной гимнастике особое значение придаётся развитию его
подвижности, повышению скорости переключения с одного движения на
другое.
Выполнение артикуляционных комплексов под музыку способствует
не только осуществлению серий движений, но и формированию навыка
переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах.
Выполнение движений под музыку позволяет на рефлекторном уровне
согласовывать амплитуду и скорость выполнения движений с заданным
2
извне ритмическим стимулом, поэтому музыка в данном случае является
естественным стимулятором и регулятором движений.
Музыка, подобранная к артикуляционным комплексам, должна быть
знакома детям, иметь простую ритмическую структуру. Хорошо подходят
детские песни из мультфильмов. Музыка способствует изменению
эмоционального состояния человека. Весёлая песня повышает активность и
увеличивает амплитуду движений, грустная делает движения плавными,
мягкими и пластичными.
Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом
положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги
находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они
видели лицо педагога. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы ярко
окрашены.
Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком
движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает
своей цели. Работа организуется следующим образом:
1. Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя
игровые приемы.
2. Показывает выполнение упражнения.
З. Упражнение выполняет каждый ребенок по очереди, а взрослый
проверяет правильность выполнения.
4. Упражнение выполняют все дети одновременно.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается
напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно
напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем
координированными.
Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно,
поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить ребенку, что
он делает упражнение неверно это может привести к отказу выполнять
движение. Надо показать ребенку его достижения, подбодрить.
3
Если педагог видит, что группа в основном справляется с выполнением
упражнения и только некоторым детям оно не удается, он проводит с ними
дополнительную индивидуальную работу или дает задание родителям
отработать с детьми эти движения.
Вид, длительность проведения артикуляционных упражнений, их
разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения. Так,
при легких функциональных дислалиях артикуляционная гимнастика обычно
заканчивается с переходом к автоматизации правильного выполнения
движения. При дизартриях ее рекомендуют проводить длительно, и тем
длительнее, чем тяжелее поражение.
Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от
ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения.
Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной
моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в
процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень
его инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического
повторения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе,
артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно.
Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий.
Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий
эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение
к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения.
Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес
детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению
эффективности выполнения артикуляционных упражнений.
Поэтому я обратилась к необычному методу и к нестандартному
выполнению артикуляционной гимнастики с использованием
биоэнергопластики. Такая гимнастика помогает длительно удерживать
интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей,
поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка и педагога.
4
Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и
пластика. Биоэнергия это та энергия, которая находится внутри человека.
Пластика плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются
основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы наиболее значимым
является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с
движениями органов артикуляционного аппарата. Поза пальцев рук в данной
гимнастике указывает на положение языка при выполнении
артикуляционных упражнений, а счёт, музыка или стихотворные строки
помогают удерживать нужный темп.
При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой
учитываются индивидуальные особенности детей. Рука ребенка
подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения и
выполнения его без ошибок.