Дидактические игры по математике для детей 5-6 лет
Дидактические игры по математике для детей 5-6 лет.
Игры с геометрическими фигурами.
Игра «Чудесный мешочек»
Эта игра позволяет обследовать геометрическую форму предметов,
упражняться в различении форм . В мешочке находятся предметы
разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и
называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно ,
если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную
фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько
фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется
медленнее.
Игра «Найди такой же»
Перед детьми лежат карточки , на которых изображены три- четыре
различные геометрические фигуры. Воспитатель показывает свою
карточку ( или называет, перечисляет Фигуры на карточке). Дети
должны найти такую же карточку и поднять ее.
Игра «Кто больше увидит?» На магнитной доске в произвольном
порядке расположены различные геометрические фигуры.
Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до
трех и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как можно
больше фигур, размещенных на доске. Что бы дети не повторяли
ответы товарищей ведущий может выслушивать каждого ребёнка
отдельно. Выигрывает тот кто запомнит и назовет больше фигур он
становится ведущим. Продолжая игру ведущий меняет количество
фигур.
Игра «Посмотри вокруг »
Помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит
находить предметы определенной формы . Игра проводится в виде
соревнования на личное или командное первенство. В этом случае
группа делится на команды. Ведущий ( им может быть воспитатель
или ребенок) предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной,
квадратной, четырехугольной формы, форму предметов , не имеющих
углов , и . т.д. За каждый правильный ответ играющий или команда
получает фишку, кружок. Правилами предусматривается , что нельзя
называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром
темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель,
набравший наибольшее количество очков.
Игра «Геометрическая мозаика»
Игра для закрепления у детей знаний о геометрических фигурах ,
формирует умение преобразовывать их , развивает воображение и
творческое мышление,, учит анализировать способ расположения
частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец. Организуя
игру, воспитатель заботится об объединении детей в одну команду в
соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают
задания разной трудности. На составление изображения предмета из
геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу ,
работа по нерасчлененному образцу , работа по условиям (собрать
фигуру человека – девочка в платье) , работа по собственному
замыслу ( просто человека). Каждая команда получает одинаковые
наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно
договориться о способах выполнения задания, о порядке работы,
выбрать исходный материал. Каждый играющий в команде по
очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры,
добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из
нескольких фигур. В заключении игры дети анализируют свои
фигуры , находят сходства и различия в решении конструктивного
замысла.
Игра «Найди свой домик».
Дети получают по одной модели геометрической фигуры и
разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у
своего домика с изображением фигуры, можно геометрическую
фигуру заменить на предмет.
Игры с цифрами и числами
Игра «Путаница»
В игре цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот
момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети
находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий
комментирует действия детей.
Игра «Какой цифры не стало?»
В игре также убираются одна - две цифры. Играющие не только
замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему.
Например, цифра5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место
между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна
стоять после 4.
Игра «Убираем цифры»
Этой игрой можно заканчивать занятие или часть занятия, если в
дальнейшем цифры не понадобятся. Перед всеми на столах
разложены цифры первого десятка. Дети по очереди загадывают
загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре
идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть
самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после
цифры 6, перед цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на
1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в
ладоши (хлопнуть 3 раза); убрать цифру, которая определяет «Сколько
ушей у двух мышей» и т.д. Сверяют последнюю оставшуюся цифру,
тем самым определяя, правильно ли выполнялось задание всеми
детьми. Про оставшуюся цифру тоже загадывают загадку.
Игры «Что изменилось?», «Исправь ошибку» Способствуют
закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их
количество соответствующей цифрой. Несколько групп предметов
размещают на доске или фланелеграфе, рядом ставят цифры .
Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или
убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без
изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов
и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и
исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры,
которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или
убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах.
Тот кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением.
Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то
он становится ведущим.
Игра «Чудесный мешочек»
Игра помогает упражнять детей в счете с помощью различных
анализаторов, закрепление представлений о количественных
отношениях между числами. В чудесном мешочке находятся: счетный
материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого-то
из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько то
услышит ударов молоточка , бубна или столько предметов, сколько
кружков на карточке. Дети сидящие за столами, считают количество
ударов и показывают соответствующую цифру.
Игра «Сколько»
Игра, так же как предыдущая направлена на упражнение счёта. На
доске закрепляется 6-8 карточек с различным количеством предметов.
Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает,
пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте
загадку. Сидит девица в темнице, а коса на улице ». Играющие
догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают сколько морковок
нарисовано на карточке, и показывают цифру 4 . Кто быстрее поднял
цифру становится ведущим. Вместо загадок можно давать описание
предмета. Например: «Это животное ласковое и доброе, оно не
разговаривает, но знает свое имя, любит играть с мячом, клубком
ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это? Сосчитайте
сколько ».
Игра «Считай - не ошибись! »
С помощью этой игры мы усваиваем порядок следования чисел
натурального ряда, упражняемся в прямом и обратном счете. В игре
используется мяч. Дети располагаются полукругом. Перед началом
игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или
обратном) будет считать. Ведущий бросает кому-то из играющих мяч
и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше.
Игра должна проводится в быстром темпе, и задания повторяются
много раз, чтобы дать возможность как большему количеству детей
принять в ней участие.
Игра «Которой игрушки не стало?». Ведущий выставляет несколько
разнородных игрушек. Дети внимательно рассматривают их,
запоминают, где какая игрушка стоит. Все закрывают глаза, ведущий
убирает одну из игрушек. Дети открывают глаза и определяют, какой,
которой игрушки не стало. Например, спряталась машинка, она
стояла третьей справа или второй слева. Правильно и полно
ответивший становится ведущим.
Игра «Кто первый назовет?». Детям показывают картинку, на
которой в ряд (слева на право или сверху вниз) изображены
разнородные предметы. Ведущий договаривается, откуда начинать
пересчет предметов: слева, справа, снизу, сверху. Ударяет молоточком
несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов и найти
игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первый назовет
игрушку, становится победителем и занимает место ведущего.
Игры на ориентировку во времени
Игра «Живая неделя».
Семь детей у доски построились и пересчитались по порядку. Первый
ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я – понедельник. Какой
день следующий? » Выходит второй ребенок и говорит: «Я – вторник
Какой день следующий?» Выходит третий ребенок и говорит: «Я -
среда. Какой день следующий?» и т.д. Вся группа дает задание «дням
недели», загадывает загадки. Они могут быть самые разные:
например, назови день, который находится между вторником и
четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед
понедельником и т. д. Назовите все выходные дни недели. Назови дни
недели, в которые люди трудятся. Усложнение игры в том, что
играющие могут построиться от любого дня недели, например от
вторника до вторника.
Игры «Наш день», «Когда это бывает?».
Детям раздаются карточки, На которых изображены картинки из
жизни, относящиеся к определенному времени суток, распорядку дня.
Воспитатель предлагает рассмотреть их, называет определенное
время суток, например вечер. Дети у которых есть соответствующее
изображение, должны поднять карточки и рассказать, почему они
считают, что это вечер.
Игры на ориентировки в пространстве.
Игра «Что изменилось? ».
На столе лежит несколько предметов. Дети запоминают, как
расположены предметы по отношению друг к другу . Затем
закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один-два
предмета. Открыв глаза дети рассказывают об изменениях , которые
произошли ,где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц
стоял справа от кошки , а теперь стоит слева от нее. Или кукла стояла
справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.
Игра «Найди похожую»
Дети отыскивают картинку с указанными воспитателем предметами,
затем рассказывают о расположении этих предметов: «Первым слева
стоит слон, а за ним- мартышка, последним мишка» или «В середине-
большой чайник, справа от него- голубая чашка, слева-розовая чашка.
Игра «Расскажи про свой узор».
У каждого ребенка картинка (коврик ) с узором . Дети должны
рассказывать как располагаются элементы узора: В правом верхнем
углу – круг , в левом верхнем углу- квадрат , в левом нижнем углу-
прямоугольник , в середине – треугольник.
Игра «Художники»
Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве,
закрепления терминов, определяющих пространственное
расположение предметов, дает представление об их относительности.
Проводится с группой или подгруппой детей. Роль ведущего
выполняет воспитатель. Ведущий предлагает детям нарисовать
картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк
и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины,
поясняет, где он должен находиться относительно других предметов.
Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами,
рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги.
В центре можно нарисовать избушку ( изображение должно быть
большим и узнаваемым ) , вверху, - на крыше дома трубу. Из трубы
вверх идет дым . Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны
быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа от , за, перед ,
между, около, рядом и т. д. В этой же группе развивается у детей
умение изменять направление во время движения. Этому так же
помогают дидактические игры.
Игра «Найди игрушку».
« Ночью когда в группе никого не было- говорит воспитатель , к нам
прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит
шутить , поэтому он спрятал игрушки , а в письме написал как их
можно найти» .Распечатывает конверт и читает: « Надо встать перед
столом воспитателя, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет
задание, идет и подходит к шкафу , где в коробке лежит машина.
Другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну,
поворачивается налево , приседает и за шторой находит игрушку.
Игра «Путешествие по комнате».
Буратино с помощью ведущего дает детям задания: « Дойти до окна,
сделай три шага вправо». Ребенок выполняет задание. Если оно
выполнено успешно, то ведущий помогает найти спрятанный там
фант. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять
направление движения , количество направлений должно быть не
больше двух. В дальнейшем количество заданий по изменению
направления можно увеличить . Например: « Пройди вперед пять
шагов, поверни налево, сделай еще два шага, поверни направо, иди до
конца, отступи влево на один шаг ». В развитии пространственных
ориентировок , кроме специальных игр и заданий по математике,
особую роль играют подвижные игры , физкультурные упражнения ,
музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности,
различные режимные моменты ( одевание, раздевание, дежурства ),
бытовая ориентировка детей не только в своей групповой комнате, но
и в помещении всего детского сада
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Функции и направления деятельности современного учреждения дополнительного образования
- Сценарий "Поздравление весенних и летних именинников"
- Сценарий "Новогодний утренник для яслей"
- Конспект развлечения ко Дню защиты детей в группе раннего возраста "Ну-ка, солнышко, вставай! Лето красное встречай!"
- Вариативные формы дошкольного образования в контексте реализации ФГОС
- Консультация для родителей "Рекомендации логопеда на летний период"