Дидактические игры для детей раннего возраста
Дидактические игры для детей
раннего возраста
1
В процессе действий с
предметами ребёнок учится
различать их форму. Малыша
необходимо научить таким
действиям, при котором он мог бы
понять, что от умения определять
форму зависит результат его
деятельности. Поэтому первые игры
и упражнения должны быть
основаны на практических
действиях, требующих опоры на
форму предметов. Ребёнок может
ещё не выделять форму зрительно и
тем более не знать её названия.
Способом ориентировки в задании
являются здесь пробы, которым
нужно научить ребёнка. В
дальнейшем он вычленяет форму
зрительно, Сначала делает это
недостаточно точно, проверяя с
помощью другого способа –
примеривания. Лишь на основе
длительного использования
способов проб и примеривания в
самых разных ситуациях и на самых
разных объектах у ребёнка может
возникнуть полноценное зрительное
восприятие формы, умение
вычленять её из предмета и
соотносить с формой других
предметов.
Приведу примеры дидактических
игр, учитывающих
вышеперечисленные требования к
организации развивающего
взаимодействия взрослого с
ребенком раннего возраста.
Спрячь мышку от кошки.
Цель: Учить различать цвета.
Оборудование: Плоскостные домики
из картона, окрашенные в разные
цвета. Плоскостное изображение
кошки и мышки.
Словарь: Кошка (мяу – мяу), мышка
(пи – пи –пи), домик, дверь,
хорошо, спрятать.
Ход игры.
1. Орг. момент.
Загадки: Мохнатенькая, усатенькая,
Молоко пьёт, песенки поёт.
(Кошка)
Живёт в норке – грызёт корки,
Кошки боится.
(Мышка)
2. Работа по теме.
Появление мышки (пищит).
Мышка просит спрятать её от кошки
в домик. Надо закрыть дверь
домика, а то кошка найдёт мышку:
«Надо найти дверь такого цвета, как
домик». Ребёнок прячет мышку в
домик, подбирает дверь такого
цвета, как домик. Потом появляется
кошка, бегает вокруг домика, ищет
мышку, но не находит.
3. Итог.
Обратить внимание, что ребёнок
хорошо спрятал мышку, правильно
подобрал двери к домикам (все
домики и двери одинаковые –
одного цвета).
Найди цветок для бабочки.
Цель: Учить различать цвета
(обозначать результат словами
«такой», «не такой»).
Оборудование: Цветы, вырезанные
из картона разного цвета. Бабочки,
вырезанные из картона.
Словарь: Бабочка, цветок, смотри,
слушай, такой же, не такой же.
Ход игры.
1. Орг. момент.
Педагог просит ребёнка закрыть
глаза. На столе педагог
раскладывает бабочек и цветы.
Просит ребёнка открыть глаза. И
говорит, что на поляну цветов
прилетело много красивых бабочек.
2. Работа по теме.
Рассматривание бабочек.
Рассматривание цветов.
Объяснение педагогом задания:
«Бабочки хотят найти свои цветы –
сесть на такой цветок, чтобы их не
было видно, и никто не смог бы их
поймать». Педагог даёт образец
(показывает): «Жёлтая бабочка села
на жёлтый цветок».
3. Итог игры.
Оценка деятельности ребёнка.
Помоги Ёжику собрать грибы.
Цель: Различать цвета, знакомить с
названием цветов, развитие мелкой
моторики.
Оборудование: Ёж, грибы на
липучке, картинки с
нарисованными грибами.
Словарь: Ёж, грибы, шляпка,
хорошо, название цвета: красный,
жёлтый, оранжевый.
Ход игры.
1. Орг. момент.
Педагог спрашивает детей, кто
был в лесу (что растёт в лесу:
деревья, ягоды, грибы), какие
животные собирают грибы (белочка,
ёж).
2. Работа по теме.
К детям приходит Ёж, он просит
помочь ему собрать грибы.
1 вариант: Педагог показывает
ребёнку картинку с изображением
гриба и говорит, что ребёнок
должен собрать все грибы такого
цвета, какого цвета шляпка на
картинке нарисована.
2 вариант: Педагог просит детей
собрать грибы только те, у кого
красная шляпка, жёлтая шляпка (т.е.
по словесной инструкции).
3. Итог игры.
Оценка деятельности ребёнка.
Ёж благодарит ребёнка, что он
помог ему собрать грибы. Педагог
поощряет детей: «Смотрите,
сколько собрал Ёж грибов, давайте
скажем, какого цвета они» (ребёнок
называет цвет). Можно посчитать,
каких грибов больше: красных,
жёлтых, оранжевых.
Сделаем картинку.
Цель: Учить зрительно и по слову
производить выбор, соотнесение
величин, развивать внимание.
Оборудование: Большой лист
бумаги с нанесённым на неё
контурным изображением (бабочки,
медведя, гриба). Вырезанные из
цветной бумаги изображения этих
предметов, точно совпадающих с
контурами рисунков.
Словарь: Бабочка, медведь, гриб;
маленький, большой.
Ход игры.
1. Орг. момент.
Педагог загадывает загадки детям:
Он в берлоге спит зимой,
Под большущею сосной,
А когда придёт весна –
Просыпается от сна. (медведь).
Над цветком порхает, пляшет
Крыльями машет. (бабочка).
Я стою на ножке толстой,
У меня есть красивая шляпка –
Под сосною я расту. ( Гриб).
Потом педагог раздаёт детям
контурные изображения (большой
медведь – маленький медведь,
большая бабочка – маленькая
бабочка, большой гриб – маленький
гриб).
2. Работа по теме.
Работа с трафаретами.
Педагог спрашивает: «У кого
большой медведь?» (показывает
трафарет). Ребёнок говорит: «У
меня» (или поднимает руку), - потом
должен наложить трафарет на
контурное изображение.
3. Итоги.
Оценка деятельности ребёнка.
Воздушные шарики.
Цель: Учить различать разные
цвета, выбирать цвет по образцу,
развитие внимания.
Оборудование: Картинка с
изображением медведя, зайца.
Разноцветные шарики, вырезанные
из картона.
Словарь: Мишка, зайчик,
воздушный шарик, ниточка;
название цвета.
Ход игры.
1. Орг. момент.
Работа над развитием мелкой
моторики.
Пальчиковая гимнастика.
Надуваем мы шар,
Надуваем большой –
Вдруг, шар лопнул –
Воздух вышел,
Стал он тонкий и худой.
(Соединяем пальчики обеих рук).
2. Работа по теме.
Рассматривание картинки с
изображением мишки и зайца.
Педагог говорит, что у них улетели
воздушные шарики, надо помочь
животным: «Найти шарик такого же
цвета, как ниточка. Зелёная ниточка
– зелёный шарик».
3. Итог игры.
Оценка деятельности ребёнка.
Педагог спрашивает у ребёнка:
какого цвета шарики у Мишки, у
Зайчика. У кого больше шариков?
Разноцветные поезда.
Цель: Различение цвета, развитие
мелкой моторики.
Оборудование: 2 поезда, 2 вагона,
вырезанные из цветного картона.
Словарь: Поезд – чух – чух – чух,
вагон, такой же, не такой,
одинаково.
Ход игры.
1. Орг. момент.
Педагог говорит: Чух-чух-чух – вот
поезд наш едет,
Колёса стучат –
чух – чух –чух.
(демонстрация
поезда с вагоном).
2. Работа по теме.
Рассматривание поезда, вагона:
«Это поезд. А это вагон. У поезда
есть колёса, окна. Поезд красного
цвета, а вагон - какого цвета?
(красного). Поезд и вагон одного
цвета. Одинаково». Потом педагог
отцепляет вагон от поезда, даёт
другой поезд и вагон. Просит
ребёнка прикрепить вагон к поезду:
«Собери одинаково. Одного цвета
должен быть вагон и поезд».
3. Итог игры.
Педагог обращает внимание, что
один поезд красного цвета и вагон
красного цвета – «одинаково».
Другой поезд синего цвета и вагон
синего цвета – «одинаково».
Лото (узнавание цвета).
Цель: Учить различать разные
цвета, продолжать выбирать цвет по
образцу.
Оборудование: листы лото разных
цветов с двумя прорезями, вкладки
таких же цветов.
Словарь: У меня такой, цвет,
правильно, название цвета, смотри
внимательно.
Ход игры.
1. Орг. момент.
2. Работа по теме.
Педагог раздаёт детям листы лото.
Потом педагог поднимает по одной
маленькой карточке (вкладке) и
спрашивает: У кого такая? (такой
цвет?) Можно спросить, правильно
ли ребёнок выбрал цвет.
3. Итог игры.
Оценка деятельности ребёнка:
«Смотри внимательно, какой у тебя
цвет? - А я какой показала?»
Сделай дорожку.
Цель: Закреплять знание названий
форм, последовательно передвигать
предмет по намеченному пути.
Оборудование: Зайчик, вырезанный
из картона. Большой лист с
контурным изображением
геометрических фигур.
Геометрические фигуры,
вырезанные из картона
(трафареты).
Словарь: заяц, дорожка, название
геометрических фигур.
Ход игры.
1. Орг. момент.
Педагог спрашивает у детей, какие
они знают геометрические фигуры.
Дети называют.
2. Работа по теме.
Педагог объясняет: «Зайчику
нужно пойти в лес, давайте ему
поможем – сделаем дорожку». Дети
рассматривают дорожку, на которой
нарисовано контурное изображение
геометрических фигур. Педагог
обращается к каждому ребенку: «Ты
должен назвать эти геометрические
фигуры». Ребёнок называет форму
(геометрическую фигуру) и
накладывает на контурное
изображение трафарет.
3. Итог.
Оценка деятельности каждого
ребёнка: «Зайчик рад, что ты ему
помог – сделал дорожку». «Давайте
ещё раз назовём геометрические
фигуры».
Куда пойдёт Зайчик.
Цель: Та же.
Оборудование: Заяц, вырезанный из
картона. Большой лист бумаги с
изображением домика, леса,
геометрическими фигурами.
Карточки с изображением разных
форм (геометрических фигур).
Словарь: Зайчик, дом, лес, дорожка,
название форм (геометрических
фигур).
Ход игры.
1. Орг. момент
Угадайте, кто к нам сегодня в гости
пришёл:
Длинные уши, любит морковку.
(Заяц).
2. Работа по теме.
Рассматривание дорожек: «Зайчик
к домику пойдёт по этой дорожке –
посмотрите внимательно, на ней
расположены формы: сначала
треугольник, потом какая форма?
(круг), а потом – квадрат. А в лес по
этой дорожке – на ней расположены
формы, сначала – круг, потом какая?
(квадрат), а потом - треугольник.
Дорогу нам покажут эти карточки,
на них нарисованы разные формы,
мы берём их, называем, какая форма
и говорим, куда пойдёт зайчик».
Если ребёнок берёт карточку и
называет форму, а на дорожке этой
формы нет, то он берёт следующую
или пропускает ход.
3. Итоги игры.
Оценка деятельности ребёнка.
Обратить внимание, знает ли
ребёнок название форм
(геометрических фигур).
Зоопарк.
Цель: Продолжать знакомить детей
с относительностью величин
предметов, учить соотносить их по
величине зрительно и путём
наложения.
Оборудование: Домики, вырезанные
из картона. Животные, вырезанные
из картона (жираф, слон, черепаха).
Словарь: Зоопарк, домик, животные:
жираф, слон, черепаха; большой,
маленький, высокий.
Ход игры.
1. Орг. момент.
Педагог загадывает загадки:
Быстро прячется от страха
В панцирь твёрдый… (Черепаха)
Вот так шея! Выше шкафа!
У пятнистого… (Жирафа).
Поднимает хобот он…
Кто же это? Это… (Слон).
(когда дети отгадывают загадки,
педагог показывает животных).
2. Работа по теме.
Педагог говорит, что все эти
животные живут в зоопарке: «Им
привезли новые дома, надо помочь
зверям правильно найти свой
домик». Затем показывает детям
домики. Дети рассаживают зверей
по клеткам, зрительно соотнося их
по величине (жираф высокий – ему
высокий дом нужен, черепаха
меньше всех и домик ей маленький
нужен).
3. Итог игры.
Оценка деятельности педагогом.
Можно попросить детей, чтоб они
свои нарисовали домики для этих
животных.
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Родительское собрание "Государственная итоговая аттестация - 2019"
- Конспект занятия "Логика. Смысловое соотнесение, аналогии"
- Конспект занятия "Логика. Обобщение, классификация"
- Разработка классного часа "Коррупция и борьба с ней" 9 класс
- Классный час "Разные профессии, каждому своя"
- Выявление и развитие способностей детей через организацию проектной деятельности