Музыкальная педагогика как профессия

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ПРОФЕССИЯ
Преподаватель специального фортепиано
Голенищева Галина Ивановна
Г.О. Луховицы
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ПРОФЕССИЯ
Учитель музыки - едва ли не самая распространённая
музыкальная профессия в наше время. Она имеет многовековую
историю: о ней упоминается в сочинениях Платона. Известно, что в
Древней Греции «пению и музыке учили с не меньшим тщанием,
нежели речи» (Плутарх) и она входила в число
общевоспитательных предметов. Учителем музыки был,
например, И.С.Бах, воспитавший из своих сыновей превосходных
музыкантов. Он, как известно, служил кантором в школе при
церкви св. Фомы в Лейпциге, где не только обучал учеников
музыкальной грамоте, хоровому пению, исполнению сложных
музыкальных композиций, но и отвечал за их поведение.
Уроки игры на фортепиано давали Бетховен и Шопен;
блестящую плеяду пианистов воспитал и Лист и т.д. Громадную
роль в развитии музыкального образования в России сыграли
братья А.и Н.Рубинштейны. Педагогикой занимались многие
крупнейшие композиторы, среди них Римский-Корсаков,
Чайковский, Глазунов, Лядов. Эта традиция продолжена и в наше
время.
За долгие века своего существования музыкально-
педагогическая профессия претерпела сильные изменения. Если
раньше исполнительскому искусству обучали сами исполнители
и профессии учителя музыки в её «чистом» виде по существу
не было, то со временем она оказалась вполне
самостоятельной, музыкальной педагогике люди стали
посвящать всю жизнь, а в учебных заведениях- консерваториях,
училищах - начали готовить музыкантов к педагогической
деятельности.
Расширяются связи музыкальной педагогики с физиологией,
психологией, дидактикой, музыкознанием и эстетикой.
Характерной особенностью музыкальной педагогики нашего
времени стало значительное расширение функций. Ныне
возрастает роль музыкального искусства в формировании
всесторонне развитой личности, усиливается воспитательная
функция преподавателя музыки, происходит его вовлечение в
решение важных социальных задач.
В.А. Сухомлинскому принадлежат слова: «…Быть хорошим
учителем можно, только будучи хорошим воспитателем… Без
участия в воспитательной работе вся педагогическая культура.
Все знания педагога являются мёртвым багажом». Музыкальная
школа в первую очередь учреждение воспитательное. Уместно
вспомнить и другие слова Сухомлинского: «Музыкальное
воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего
воспитание человека». С этими словами перекликается
высказывание великого испанского виолончелиста Пабло
Казальса: « Быть учителем значит нести на плечах огромную
ответственность. Учитель помогает другому человеческому
существу выстроить жизнь, дать ей верное направление».
Индивидуальное обучение - активная форма духовного
общения, в котором преподаватель выступает как личность со
сложившимися нравственными принципами. Этика педагога
характеризует его нравственную воспитанность. Отношение к
ученикам, их родителям к своей профессии. Овладение тактом,
как и всей системой педагогической этики, требует вдумчивой
работы над собой, длительного самовоспитания. Умения учиться
и совершенствоваться.
Ребёнок, которого определили в ДШИ родители, должен как
можно скорее принять музыку в круг своих интересов и
заниматься ею без принуждения при полной поддержке всех
воспитателей. Единый взгляд старших на обучение ребёнка в
ДШИ, понимание ими значения музыкального воспитания -
основа согласованных воспитательных усилий преподавателей
обеих школ и родителей.
Каждому преподавателю музыки следует знать, как учится в
общеобразовательной школе его ученик. Тесные и добрые
взаимоотношения преподавателей музыки и учителей в школе
всегда благотворно сказываются на детях. Музыка выполняет
важную воспитательную функцию - помогает ребятам увидеть
свою сопричастность к полезному делу в том коллективе
сверстников, где проходит их основная учебная жизнь, где
формируется жизненная позиция.
Принято считать, что слово «педагог» происходит от греческого
слова ребёнок. Первоначально в Древней Греции словом
«педагог» называли слугу, который провожал ребёнка в школу. Н
в этом термине имеется и второй корень- от слова- веду,
воспитываю.
Воспитательное воздействие музыкального искусства известно
издавна. На чуткость детского восприятия были рассчитаны и
музыкальные произведения, которые создавались русскими и
зарубежными композиторами- классиками. В их числе-
П.И.Чайковский, С.Прокофьев, М.Мусоргский, Д.Шостакович,
В.Гаврилин, Р.Шуман, Э.Григ, Б.Барток и др. Детская музыкальная
классика одно из ценнейших достояний человечества,
культурный эталон, на основе которого нужно выстраивать
занятия с учениками.
Литература
1.Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой»,
М.:»Музыка»,1985г.
2.Баренбойм Л. « Музыкальная педагогика и исполнительство». Л.:
Музыка, 1974г.
3.Землянский Б. «О музыкальной педагогике» М.: Музыка, 1987г.
4. Кабалевский Д. «Воспитание ума и сердца». М.: Просвещение,
1984г.
5.Любомудрова Н. «Методика обучения игре на фортепиано». М.:
Музыка,1982г.
6.Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры». М.: Музыка, 1987г.
7. «От урока до концерта», вып .1 «Классика-хх1», Москва, 2009г.
8.Тургенева Э. «»Пианист-фантазёр». М.: Владос, 2002г.
9.Юдовина-Гальперина Т. «За роялем без слёз, или я- детский
педагог». СПб: Союз художников, 2002г.