Музейная педагогика в ДОУ

Музейная педагогика в ДОУ
Актуальность внедрения музейной педагогики в образовательный
процесс ДОО обусловлена соответствием основных характеристик музейной
педагогики как современной образовательной технологии концептуальным
основам ФГОС:
- Имеет богатый содержательный (разнообразие тем) и
методологический (методы и формы взаимодействия с детьми) аспект, для
развития дошкольников.
- Несет потенциал развития дошкольника во всех видах детской
деятельности (коммуникативной, познавательно - исследовательской).
- Представляет собой ресурс интеграции образовательных областей в
предметно-развивающем пространстве ДОО.
- Дает возможность целенаправленного развития основных
интегративных качеств дошкольника (Любознательный, активный,
эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения с взрослыми и
сверстниками и другие).
- Способствует единению детско-родительского и педагогического
коллектива; дети и взрослые получают творческий импульс к развитию своих
способностей, эмоциональную и духовную поддержку; сотрудничество
семейного и общественного воспитания повышает результативность
эстетического, нравственно-патриотического воспитания, художественного
образования, познавательного, речевого, творческого развития дошкольников
в условиях музейной среды.
Музейная педагогика это область воспитательно-образовательной
деятельности, направленной на формирование у ребёнка целостного
отношения к действительности.
Цель музейной педагогики создание условий для развития личности
путем включения её в многообразную деятельность музея. Поэтому на
сегодняшний день её рассматривают как инновационную педагогическую
технологию.
Существенной особенностью детского восприятия является то, что
дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом
развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так
как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию.
В условиях ДОУ невозможно создать экспозиции, соответствующие
требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки были названы «мини-
музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для
которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную
ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей
среды участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют
свою причастность, участвуя в обсуждении тематики, приносят из дома
экспонаты. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-
музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день,
самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В
обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он соавтор, творец
экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и
дедушка. Каждый мини-музей это результат общения, совместной
работы педагога, воспитанников и их семей.
Создание мини-музея трудоёмкая работа, которая состоит из
нескольких этапов.
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников
детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий,
как:
консультации;
индивидуальная работа.
2 этап. Сбор экспонатов.
3 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда
условий:
оформление уголка с учётом эстетических норм;
наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
4 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для
ознакомления детей с экспонатами.
5 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором
предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для
родителей, а также конкурсы и выставки.
6 этап. Открытие мини-музея.
Таким образом, музейно-педагогическая работа в детском саду это
симбиоз творческой деятельности всех участников педагогического
процесса. Он направлен на ознакомление с окружающим миром, приобщение
к системе общечеловеческих ценностей, на обогащение эстетических
представлений и формирование художественного вкуса.
Музейная педагогика должна служить комплексному развитию,
воспитанию патриотизма, гражданственности и духовности дошкольников.
На сегодня к нам возвращается национальная память, и мы должны научить
детей по-новому относиться к традициям, в которых народ оставил все
ценное, что было в прошлом