Методическая разработка "Взаимоотношения в паре в спортивных бальных танцах"

Государственное Бюджетное Учреждение
Дополнительного Образования
Дом Детского творчества Калининского района
Методическая разработка
(Проектная деятельность для старшеклассников)
«Взаимоотношения в паре в «спортивных бальных танцах »
подготовила
педагог дополнительного образования
Крюкова Вера Сергеевна
г.Санкт-Петербург
2020
Оглавление
Введение………………………………………….……………..3
1. История бальных танцев……………………………….…….5
2. Теоретическая часть……………………………………….6
2.1 Критерии оценки танцевальной пары …………………..6
2.2 Факторы, влияющие на успешное выступление……..........7
3. Исследования взаимоотношений партнёра и партнёрши.....8
3.1 Практическая часть………………………………………....10
4.Результаты исследования………………………………….…11
Вывод……………………………………………………………12
Список используемой литературы…………………….....…13
Приложение 1.............................................................................14
Введение
Актуальность темы: Проблема взаимоотношений партнёра с
партнёршей актуальна и является комплексной,
междисциплинарной, затрагивает педагогические интересы, как
тренеров, так и интересы спортсменов, ибо в спорте важен не только
процесс тренировки, но и конечный результат соревновательной
деятельности.
Объект исследования: танцевальная пара
Предмет исследования: взаимоотношения танцоров в паре
Цель исследования: качество межличностных отношений в
танцевальной паре
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать материал по выбранной теме
2. Изучение этапов психологической подготовки спортсменов для
формирование танцевального дуэта
3. Установить влияние психологических взаимоотношений в паре на
результат в соревновательной деятельности
4. Изучение факторов, влияющие на успешное выступление на
соревнованиях.
Для достижения цели и задач в работ были использованы методы:
беседа и анкетирование.
Исследование : формирование взаимоотношений партнеров и
психологическое воспитание спортсменов высших разрядов.
Новизна проекта: Танцевальный спорт еще недостаточно
исследован и тема взаимоотношений в паре не затронута в научных
исследованиях, хотя является очень важной для достижения высоких
результатов в танцевальном спорте.
Практическая значимость: данное исследование могут
3
использовать тренеры в своей работе, учитывать психическое
состояние, темперамент при постановке в пару и при решении
конфликтных ситуаций, при организации грамотного
тренировочного процесса с учетом особенностей каждого
спортсмена.
Психологические исследования по практическому решению
задач формирования и воспитания спортсменов высших разрядов
показывают многообразие вопросов психологической подготовки,
которые интересуют и тренеров, и психологов спорта, и самих
спортсменов. В рамках решения практических задач педагогического
обеспечения обзор посвящен проблеме изучения личности партнёра
и партнёрши , ее психологической структуры.
Бальные танцы в настоящее время имеют достаточно
большую популярность. Всем известно о том, что ведь это
замечательное прекрасное зрелище и, в то же время, - острая
спортивная борьба.
Одним из залогов удачной, как многие думают,
танцевальной карьеры, стало быть, являются прочные и
устойчивые отношения в паре, так как не тайна почти для
всех, что пара, которая длительное время выступает в
стабильном составе без смен партнерства, показывает высокие
результаты благодаря высочайшему уровню
взаимопонимания. Чем дольше пара танцует вместе , тем лучше
чувствуют партнёры друг друга.
4
Глава 1. История бальных танцев
Термин «бальные» относится к парным профессиональным светским
танцам, появившимся в Европе. Латиноамериканские танцы
исполняются в Европе с начала XX столетия. Эти танцы берут своё
происхождение в XIX веке, когда испанско-португальские,
африканские и индийские музыкальные стили смешались в Америке.
Пасодобль имеет корни в Испании, в то время как джайв - обычный
Североамериканский танец. В спортивных бальных танцах есть всего
10 танцев. Из них 5 танцев Европейской программы: медленный
вальс, танго, венский вальс, фокстрот и квикстеп. И ещё 5 танце
Латиноамериканской
программы: самба, ча-ча-ча, румба. пасодобль и джайв.
Бальные танцы XX века сложились на основе европейского
танца, в который на рубеже XIX--XX веков внесла изменения
африканская и латиноамериканская музыкальная и танцевальная
культура. Громадное большинство современных бальных танцев
имеют африканские "корни". В 1920-е годы в Англии при
Императорском обществе учителей танцев возник специальный
Совет по бальным танцам. Английские специалисты
стандартизировали все известные к тому времени танцы -- вальс,
быстрый и медленный фокстроты, танго. Так возникли конкурсные
танцы, и с тех пор бальный танец подразделился на два направления
-- спортивный и social dance. В 1930--1950-е годы число стандартных
бальных танцев увеличилось за счет того, что к ним добавилось пять
латиноамериканских танцев таком порядке: румба, самба, джайв,
пасодобль, ча-ча-ча).
Сейчас по спортивным танцам проводятся соревнования.
Сформировалось три программы: европейская, латиноамериканская
и так называемая "десятка", куда входят все десять танцев. Все
бальные танцы являются парными.
5
Глава 2. Теоретическая часть
2.1 Критерии оценки танцевальной пары.
Критериев, по которым судья мог бы оценивать спортсменов, очень
много. Судья полагается на общее впечатление, которое составляет
пара. Пара - кавалер и дама, танцующие с соблюдением точек
контакта. В Европейской программе этот контакт более плотный.
Он сохраняется в течение всего танца. В Латиноамериканской
программе контакт более свободный, чаще всего осуществляется за
счет соединенных рук и иногда может как теряться, так и
усиливаться за счет натяжения при исполнении фигур. Очень
хочется подчеркнуть то, что опытный судья смотрит оцениваемый
танец комплексно и может быстро оценить всё.
ПОЗИЦИЯ В ПАРЕ - один из более, принципиальных моментов.
Конечно же качественная позиция придает паре изящество,
улучшает баланс, упрощает ведение и позволяет партнеру держать
контакт. Итог соревнования нередко зависит от правильной осанки.
Отсюда древняя истина, «Постоянная работа над, осанкой - залог
совершенствования».
РИТМ - если пара не танцует в такт с музыкой, никакое
мастерство не может это скрыть либо компенсировать, музыка - это
всё.
ЛИНИЯ - этим мы подразумеваем длину и растяжение тела от
носка до головы.
РАМКА - правильное неподвижное положение рук,
устанавливаемое в , Европейской программе. Линия рук партнеров
обязана быть прямой от локтя до локтя. Благодаря правильной
рамке партнеры должны оставаться в правильной позиции друг
относительно друга.
И ещё очень много других оценок.
6
2.2 Факторы, влияющие на успешное выступление на соревновании.
Спортивный танец имеет одно большое отличие от всех видов
спорта с точки зрения соревнований и подготовки к ним. Обычно в
спорте - сезон включает в себя 3-4 выступления, в дальнейшем
времени следует подготовка. Соревнования же в спортивных
бальных танцах доходят до 1-2 раз в неделю. И потому в данном
виде спорта, другой подход к выступлениям.
Соревнования могут рассматриваться как часть процесса
подготовки, когда допускается несколько маленьких турниров перед
одним большим. В данном случае небольшие турниры необходимы
для того, что бы перед серьезными соревнованиями пара наработала
определенную стабильность своего психологического состояния в
атмосфере турнира, то есть, максимально приближенной к боевой.
Большую роль у танцоров балльников играют - полная физическая
отдача и актерское мастерство. Для этого необходим достаточный
опыт турнирных выступлений.
7
Глава 3. Исследование взаимоотношений партнера и
партнерши.
В паре очень важно взаимопонимание, без взаимопонимания не
будет хороших результатов, в паре будут возникать конфликты.
Чтобы избежать их, нужно пытаться договариваться с
партнёром/партнёршей.
Нужно поставить себе цель, не ссориться, искать выход из
конфликта.
Если цель будет достигнута, то будет и результат, и прогресс.
Одна из актуальнейших проблем в действующем спортивном
дуэте - психологическая совместимость партнёров, а важнейшим
фактором, способствующим её становлению, является самооценка
спортсменов. Как считают психологи, самооценка в значительной
степени определяет социальную адаптацию личности. Самооценка
определяет поведение в деятельности человека, влияет на
стабильное взаимодействие танцоров в учебно-тренировочном
процессе и результат соревновательной деятельности.
Устойчивость отношений в парах связана как с субъективной
удовлетворенностью, так и с рядом объективных показателей
совместимости партнеров.
Бальные танцы - это парный вид спорта/искусства. Как и в любом
другом парном виде спорта на первое место выходит психология
взаимоотношений в паре. Сейчас даже существуют центры
танцевальной психологии, которые помогают партнерам найти
потерянное взаимопонимание, преодолеть неудачи, воспитать
психологию победителя и т.д. Обычно роль такого штатного
психолога в танцевальном клубе выполняет тренер по бальным
танцам . В любой паре, а в танцевальной, тем более, желание идти
навстречу друг другу - залог успеха отношений. Если это желание
есть, то любые претензии можно научиться высказывать в
спокойной, конструктивной форме.
8
Партнерша должна уметь эмоционально раскрываться и отдавать
свои эмоции партнеру, тогда он будет чувствовать удовлетворение
от танца. Еще один важный момент - критика.
Критика в открытой прямолинейной форме, обращенная к
партнеру не может привести ни к чему хорошему. Тем более
постоянная критика. Конструктивная форма критики может быть
обговорена заранее, и воспринимать её нужно без обид, но и
пользоваться в меру.
Один из критериев - доверие к партнеру. Пройдя период
психологической адаптации, партнеры могут говорить о том, что их
пара сложилась. Но и на протяжении всего периода партнерства им
приходится идти друг другу на уступки, учиться понимать,
развиваться не только профессионально, но и духовно.
Большое значение у действующих конкурсных танцоров имеют
такие важные факторы, как самооценка, взаимооценка,
взаимоконтроль в учебно-тренировочной деятельности. Все они
способствуют развитию критического отношения к самому себе,
влияют на характер результатов соревновательной деятельности,
способствуют установлению психологической совместимости в
парах.
9
3.1 Практическая часть
В “ Cтудии бального танца “Кристалл” нами было проведено
анкетирование (приложение 1) с целью выявить наиболее
комфортно психологически сложившиеся пары , как влияет
хорошие взаимоотношения в паре на результат в соревновательной
деятельности.
10
4. Результаты исследования
Исследования позволили выявить типологические особенности
танцоров, показали, что для каждой пары исполнителей должны
быть созданы различные условия тренировок с учётом
индивидуального подхода, результаты и титулованность пары
зависит от долгосрочности и стабильности отношений. К примеру,
Чемпионы Города и полуфиналисты Чемпионата России сохраняют
партнёрство уже 9 лет, финалисты Открытого Чемпионата России –
10 лет.
Полученные данные могут быть эффективно использованы при
формировании конкурсных танцевальных пар для их
психологического настроя на успех. Процесс это творческий и очень
непростой для учеников и их тренера, но… как верно сказал Юрий
Башмет: «Настоящее искусство выживает в любой ситуации».
11
Вывод
Анализ и обобщение специальной литературы позволили
установить, что гармоничное взаимодействие партнеров в
спортивных бальных танцах, высокий уровень срабатываемости и
совместимость по индивидуально-психологическим особенностям
личности танцоров имеет решающее значение в достижении высоких
результатов на соревнованиях. Большую роль в создании устойчивой
пары играют совместные действия партнеров, участие тренеров и
родителей. Одним из залогов удачной, как многие думают,
танцевальной карьеры, стало быть, являются прочные и
устойчивые отношения в паре, так как не тайна почти для всех,
что пара, которая длительное время выступает в стабильном
составе без смен партнерства, показывает высокие результаты
благодаря высочайшему уровню взаимопонимания. Чем дольше
пара танцует вместе , тем лучше чувствуют партнёры друг друга.
Танцевальный спорт еще недостаточно исследован и тема
взаимоотношений в паре не затронута в научных исследованиях, хотя
является очень важной для достижения высоких результатов в
танцевальном спорте.
12
Список использованной литературы и источников
1. Безикова А.А. Гармонизация взаимодействия партнеров в
спортивных бальных танцах (на материале подростковых групп):
дис.... канд. пед. наук. Тюмень, 2006
2. Воронин Р.Е. Философско-эстетические и художественные
аспекты танцевального искусства (спортивный бальный танец,
вторая половина XX века): автореф. дис.... канд.
искусствоведения. М., 2007
3. Ересько, И.Е. Методика совершенствования тренировочного
процесса танцоров 7-9 лет на основе использования средств
хореографии: дис.... канд. пед. наук. Хабаровск, 2005
4. Жаворонкова И.А. «Совершенствование толерантных отношений
в танцевальном спорте», 2011
5. Путинцева Е.В. Структура видов начальной подготовки детей 7-9
лет в спортивных танцах: дис.... канд. пед. наук. Омск, 2007
6. Селькина Т.А. «Стабильность в танцевальной паре», «От чего
зависят результаты в спорте», 2012
7. Терехова М.А. Методика физической подготовки танцоров 10-11
лет на этапе начальной спортивной специализации: дис.... канд.
пед. наук. Волгоград, 2008 .Экспресс-диагностика
поведенческого стиля в конфликтной ситуации. (авторы
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.)
8. Иванова Е.С., Копытова К.С. Исследование представлений
партнеров об объективных факторах устойчивости
эмоциональных отношений // Психологическое сопровождение
семьи в социокультурном пространстве современной России.
13
Приложение 1
Анкета для пар клуба “Кристалл”
1) Сколько лет в паре?
2) На каком этапе совместного танцевания вы начали показывать
хороший результат?
3) Сколько часов в неделю вы тренируетесь?
4) Идете ли вы на компромисс?
5) Обращаетесь ли вы к тренеру, чтобы решить конфликтные
ситуации?
6) Каких целей вы хотите достичь ?
7) Комфортно ли вы ощющаете себя в паре?
8) Как часто вы ссоритесь ?
9) Из-за его в вашей паре конфликты возникают чаще всего?
10) Быстро ли вы успокаиваетесь после ссоры?
11) Кто первый извиняется чаще всего?
12) Что вы делаете чтобы прекратить конфликтную ситуацию?
13) Посещаете ли вы мероприятия, гуляете (другие виды
развлечений) вне своей танцевальной деятельности?
14) Как вы можете оценить ваше отношение в паре (враги, приятели,
друзья, коллеги, влюбленные)?
14