Методическая работа "Профессиональные требования к концертмейстеру"

Методическая работа
Профессиональные требования к концертмейстеру
Зелина М.В.
Норильск, МБУ «СШ 2», 2020г.
Содержание:
1. Введение
2. Профессиональные требования к концертмейстеру
3. Качества и навыки необходимые концертмейстеру
4. Список литературы
Цель работы:
Рассмотреть профессиональные качества, необходимые для
специализации в области концертмейстерского мастерства, которое может
быть отнесено к числу профессий, требующих наличия целого комплекса
необходимых природных и приобретенных качеств.
Задачи работы:
Выявить специфику деятельности концертмейстера-пианиста.
Опираясь на научно-методическую литературу и собственный опыт
работы, систематизировать формы, методы и приемы работы
концертмейстера.
Введение.
Целью деятельности концертмейстера является исполнение
аккомпанементов к вокальным или инструментальным произведениям,
аккомпанирование на уроках хореографии. С точки зрения музыкальной
эстетики основная цель концертмейстерства доставлять слушателям
эстетическое наслаждение красотой, эмоциональностью исполнения музыки,
помогать учащимся в освоении их профессиональных навыков – занятих
хореографией, вокалом, игре на инструменте. Кроме того, целью может стать
реализация творческих способностей в данном исполнительском жанре.
Средством реализации этих целей является освоение целого комплекса
профессиональных умений и навыков.
Профессиональные требования к концертмейстеру.
Термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не тождественны, хотя
на практике и в литературе часто применяются как синонимы.
Аккомпаниатор (от франц. «akkompagner» - сопровождать) – музыкант,
играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Мелодию
сопровождают ритм и гармония, сопровождение подразумевает ритмическую
и гармоническую опору. Отсюда понятно, какая огромная нагрузка ложится
на плечи аккомпаниатора. Он должен справиться с ней, чтобы достичь
художественного единения всех компонентов исполняемого произведения.
Но в деятельности аккомпаниатора явно превалирует исполнительство.
Деятельность концертмейстера имеет более широкий диапазон. Он
также является исполнителем, но, кроме того, выполняет и педагогическую
функцию. Деятельность аккомпаниатора-пианиста подразумевает обычно
лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстер включает в себя
нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать
качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин
возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный
путь к исправлению тех или иных недостатков.
Это обстоятельство накладывает на концертмейстера моральную
обязанность взять на себя функции своеобразного руководителя в его работе
с солистом-исполнителем, учитывая основополагающую роль педагога по
специальности (в учебных заведениях).
Общие профессиональные требования к аккомпаниатору и
концертмейстеру едины.
Концертмейстеру предъявляются большие требования.
Он должен обладать:
Общей музыкальной одаренностью.
Хорошим музыкальным слухом, воображением.
Умением охватить образ и форму произведения.
Он должен быть:
артистичным; суметь воплотить замысел автора; быстро освоить
музыкальный текст; быть личностью.
Концертмейстеру необходимы и профессиональные навыки:
Уметь читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать
смысл произведения, играть аккомпанемент, ясно представляя партию
солиста.
Транспонировать текст.
Владеть навыками игры в ансамбле.
Читать хоровые партитуры и транспонировать вверх и вниз.
Знать основные дирижерские жесты и приемы.
Знать основы вокала: постановка голоса, дыхания, фразировку артикуляции,
нюансов: темп и характер произведения, если надо — незаметно подыграть
мелодию (хору).
Уметь на «слух» подобрать мелодию и аккомпанемент,
импровизировать, фрактурно (там, где нужно) изобразить заданную тему,
подбирать гармоническую основу к теме в простой фактуре.
Качества и навыки необходимые концертмейстеру.
Концермейстеру необходимо накопить большой музыкальный
репертуар, чтобы почувствовать музыку различных стилей. Чтобы овладеть
стилем какого-либо композитора изнутри, нужно играть подряд много его
произведений. Хороший концертмейстер проявляет большой интерес к
познанию новой, неизвестной музыки, знакомству с нотами тех или иных
произведений, слушанию их в записи и на концертах. Концертмейстер не
должен упускать случая практически соприкоснуться с различными
жанрами исполнительского искусства, стараясь расширить свой опыт и
понять особенности каждого вида исполнительства. Любой опыт не пропадет
даром; даже если впоследствии определится узкая сфера аккомпаниаторской
деятельности, в избранной области всегда будут встречаться в какой-то мере
элементы других жанров.
Специфика игры концертмейстера состоит также в том, что он должен
найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а одним из
участников музыкального действия, причем, участником второплановым.
Пианисту-солисту предоставлена полная свобода выявления творческой
индивидуальности. Концертмейстеру же приходится приспосабливать свое
видение музыки к исполнительской манере солиста. Еще труднее, но
необходимо при этом сохранить свой индивидуальный облик.
Концертмейстеру необходимо быть музыкантом высокого уровня. Он
должен всегда помнить о том, что он и пианист, и аккомпаниатор, и
исполнитель, и педагог.
Список литературы:
1. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. Учебное пособие для
студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2002.
2. Шендерович Е. Об искусстве аккомпанемента. / Советская музыка,
1969, № 4.
3. А.С. Осипова «О специфике работы концертмейстера».