Методическая разработка "В помощь концертмейстеру детского хора"
Методическая разработка
«В помощь концертмейстеру детского хора»
Концертмейстер Рожнова Лидия Александровна
Музыкально-творческая деятельность концертмейстера, работающего с
детским хором, неразрывно связана с руководителем. Если они дополняют
друг друга в творческом общении и живут общими идеями, то такой тандем
всегда успешен.
Велика и ответственна роль руководителя хорового коллектива это не только
педагог, но и музыкант, хормейстер, артист, способный увлечь, повести за
собой, научить детей красиво петь и добиться незаурядного исполнения.
Концертмейстер, работая с детским хором, постоянно вникает в основы
преподавания хорового пения. Без этого не получится полноценного
взаимодействия с коллективом.
Что же является основой работы концертмейстера?
В обязанности концертмейстера, помимо аккомпанирования, включены и
педагогические функции. В сущности, профессия концертмейстера
находится на пересечении педагогики и исполнительства. Работа
концертмейстера в детском учреждении имеет особое значение, поскольку
каждый концертмейстер воспитывает, учит языку музыки, пониманию ее
выразительных средств и путей их выражения своим примером.
Концертмейстер может по поручению хормейстера проводить занятия с
группой, распевки, обучающие музыкальные игры, разучивать и проверять
хоровые партии. Для этого, с одной стороны, нужно знать методику работы с
хором, разбираться в основах предмета. Концертмейстер должен уметь
оценить качество звучания хора, видеть возникающие ошибки, неполадки,
предложить способы их преодоления. Эту работу направляет дирижер-
хормейстер, он показывает, советует.
С другой стороны, концертмейстер детского хора, как любой
преподаватель, участник педагогического процесса, должен владеть
общепедагогическими знаниями, знать особенности психологии младшего
школьного возраста, методы установления контакта с группой, методику
воспитательной работы.
В плане репетиционных моментов функции концертмейстера тоже носят
педагогический характер. Концертмейстер первый доносит до учащихся не
только содержание произведения, но и дает его подробный анализ. А для
этого необходимо хорошо знать историю музыки, биографии композиторов.
Концертмейстер задает и верный эмоциональный настрой во время
знакомства с музыкальным произведением.
Являясь помощником руководителя, его правой рукой, концертмейстер не
только учит с хором репертуар, но и помогает учащимся усваивать указания
педагога. А во время концертных выступлений хорового коллектива создает
творческий позитивный настрой, передавая своим ярким образным
исполнением необходимое эмоциональное состояние, своей сценической
раскрепощенностью помогает хористам справиться с лишним
психологическим напряжением.
Организаторская работа концертмейстера
Работа с хором требует от концертмейстера особой организованности,
определенных организаторских умений. Концертмейстер отвечает полностью
за организацию музыкального сопровождения: наличие фонограмм,
готовность рабочего места, инструмента, подключения при надобности
электроаппаратуры.
На сводных репетициях, когда собирается большой коллектив младших
школьников, концертмейстер совместно с руководителем поддерживает
дисциплину, рабочий порядок, помогает в размещении, выстраивании рядов.
Особенно много организационных проблем возникает в концертной работе.
Помимо творческо-исполнительских, приходится решать вопросы
размещения на сцене, выхода-ухода, переодевания детей в концертные
костюмы. Конечно, на практике обычно большую помощь оказывают
активные родители. Но именно на руководителе хора и его верном
помощнике концертмейстере лежит ответственность за то, чтобы дети
сохранили творческий концертный настрой и коллектив полностью раскрыл
свои исполнительские качества.
Психологические качества концертмейстера
Для успешного решения исполнительских, педагогических и
организационных задач концертмейстеру необходимо обладать
определенными психологическими качествами, развивать и культивировать
их, повышать свою психологическую компетентность.
Это комплекс качеств , имеющих прямое отношение к исполнительству:
Внимание – у концертмейстера оно разноплановое, охватывающее много
объектов (несколько кругов внимания по теории Станиславского) –
клавиатура и ноты, контроль за собственным исполнением, контакт с
дирижером, звучание хора, общая звуковая картина.
Мобильность, быстрота реакции - необходима и в процессе
аккомпанирования, и при освоении больших объемов репертуара.
Память – как в отношении запоминания музыкального текста, так и
способность стабильно воспроизводить установленные на репетициях темп,
звуковой баланс, подробности трактовки.
Самообладание, стрессоустойчивость – умение держать стабильное
исполнение при внешних помехах, отвлекающих моментах, неуверенном
пении хора.
Воображение, увлеченность творческим процессом.
Другой психологический комплекс необходим для успешного
сотрудничества с детским коллективом и соратником-дирижером:
Лидерство – концертмейстер должен уметь увлечь детей на уроках и
выступлениях.
Ответственность.
Готовность сотрудничать, способность работать в команде с лидером
дирижером.
Заинтересованность в конечном художественном результате. Особо
хочется еще раз отметить, что для успешной работы в хоровом классе
необходим прочный налаженный творческий контакт руководителя хора и
концертмейстера. Это вовсе не означает тесной личной дружбы, отношения
коллег на практике бывают разными – и очень теплыми, и по-деловому
корректными. Но в творческой работе концертмейстер должен понимать и
принимать , ценить художественную позицию руководителя, знать
особенности его творческого метода, принимать трактовку репертуара,
понимать и чувствовать комплекс дирижерских жестов. Концертмейстер
берет на себя ответственность за практическое воплощение творческого
замысла дирижера-хормейстера и вносит очень большой вклад в звучание
детского хорового коллектива.
Таким образом, роль концертмейстера хора является весьма разнообразной.
От него требуется профессиональный интеллект и педагогический такт.
Кроме того, пребывая в позитивном психологическом настрое и творческом
состоянии, он успешно может решать различные исполнительские задачи
вместе с руководителем детского хорового коллектива.
ЛИТЕРАТУРА
1. Соколов В.Л. Работа с хором. –М., 1967
2. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972
3. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор. – М., 1987
4. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая
деятельность. – Музыка в школе. 2001г. - №2
5. РажниковВ.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. – М., 2017
Музыка - еще материалы к урокам:
- Технологическая карта урока "Мелодия - душа музыки" 1 класс
- Конспект "Эти разные марши. Звучащие картины" 2 класс
- Сценарий "Веснянка"
- Методическая разработка "Маршрут выявления и поддержки одарённых детей"
- Методическая разработка "Любимые песни военных лет"
- Открытый урок "Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов" 4 класс