Оформление музыкального сопровождения уроков классического танца

Лангепасское городское муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»
Методическая разработка
«Оформление музыкального сопровождения уроков
классического танца»
Выполнил: Рогачева Светлана Анатольевна
концертмейстер
высшей квалификационной категории
г. Лангепас
Пояснительная записка
В искусстве хореографии заложены многие формы художественного
воспитания детей. Именно хореографическое искусство успешнее всего
реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного
и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление и даёт
дополнительный импульс для мыслительной деятельности ребенка. музыка
помогает хореографии обрести самое дорогое для нее эмоциональную
интенсивность, психологическую глубину и сложность. Исходя из этого,
будущий артист балета с помощью яркой выразительной игры
концертмейстера должен понимать и воспринимать музыку как источник
вдохновения, живую ткань, отражение всех движений в музыке и наоборот
отражение музыки в движениях.
Развить воображение, художественно-творческие способности это
значит вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ,
принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его
одаренности. В первую очередь необходимо развивать у детей фантазию,
нестандартное мышление, воображение и т.д. Воодушевленные музыкой дети
объединены на занятиях общим чувством, но каждый ребенок обычно
выражает его по-своему. Творческие способности детей нужно развивать на
основе слушания музыки и накопления музыкальных представлений,
овладения навыками двигаться под музыку. Овладев техникой исполнения
движений, ребенок с удовольствием танцует самостоятельно, придумывает
плясовые движения, играет, перевоплощаясь в музыкальный образ, варьируя
движения в соответствии с характером музыки, выраженным в ней
настроением.
Основными компетенциями концертмейстера в классе хореографии
являются:
- взаимодействие с преподавателем хореографии (атмосфера дружелюбия
непринужденности, взаимопонимания. Важно, чтобы преподаватель и
концертмейстер были партнерами и единомышленниками)
- профессиональные умения (концертмейстер должен обладать не только
прекрасными пианистическими данными, хорошей техникой и
музыкальностью, но и знать и понимать терминологию, и представлять
структуру упражнения, правильно делать акцент, определенными
динамическими оттенками помогать исполнителям движений и комбинаций,
которую дает хореограф на уроках классического танца. Его репертуар должен
быть огромен и включать в себя произведения русских и зарубежных
композиторов-классиков и современников.
- работа концертмейстера в хореографическом классе предполагает
зрительный контакт пианиста и танцующих. Только хорошее знание нотного
текста, координация музыканта, умение играть не глядя на клавиатуру, навык
"тройного видения" - сцены, нотного текста, клавиатуры - залог
существования в единстве музыки и танца.
Музыкальное оформление пианистом-концертмейстером уроков
классического танца должно быть весьма разнообразно как по мелодике, так и
ритму. Помимо использования нотного материала, возможны и желательны
музыкальные импровизации концертмейстера.
Технология подбора музыкальных произведений базируется на
глубоких знаниях концертмейстера системно-хореографического образования
и предполагает:
знание школ и направлений танцевального искусства;
• знание традиционных форм и этапов обучения детей хореографии;
• знание форм построения занятий, обязательных импровизационных
моментов;
• знание хореографической терминологии (в частности, на французском
языке).
Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо
постоянно пополнять и разнообразить, руководствуясь эстетическими
критериями, чувством художественной меры.
Музыкальное оформление каждого занятия должно быть в соответствии
с возрастом танцоров, репертуаром данной возрастной категории и
танцевальным направлением. Это сложный путь постоянного
совершенствования, творческой работы.
Цель: развить воображение, художественно-творческие способности
вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип
выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его
одаренности.
Задачи:
Развивать «музыкальность» танцевальных движений (обеспечивать
музыкальное развитие детей и включать развитие музыкального слуха;
учить усваивать музыкальные знания, формировать умения подчинять
движения музыке)
Воспитывать у детей умения слушать музыку, соединять танцевальные
движения с музыкой, прививать любовь к музыкальному движению
(готовить из детей чутких слушателей, а затем и исполнителей,
черпающих в музыке вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в
них творчество)
Учить детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров.
Формировать их музыкальную культуру, развивать их музыкальный
слух и образное мышление, которые помогают при постановочной
работе воспринимать музыку и хореографию в единстве.
Работа в классе классического танца (младшие классы).
Упражнения у станка.
Хореографические
термины
Транскрипция
на русском
Основное
понятие
Музыкальное
сопровождение
1
Demi plie
Деми плие
Неполное
приседание,
полуприседание
Ж. Косма
«Опавшие
листья»
2
Grand plie
Гранд плие
Глубокое,
большое
приседание
М. Легран
«Шербургские
зонтики»
3
Relevé
Релеве
Поднимание в
стойку на
носках с
опусканием в
ИП в любой
позиции ног
Ц. Пуни. Марш
из балета
«Конек-
горбунок».
4
Battement tendu
Батман тандю
Скользящее
движение
стопой в
положение ноги
на носок
вперед, в
сторону, назад с
возвращением
скользящим
движением в
ИП (выведение
и приведение в
ИП вытянутой
ноги)
И. Штраус
«Полька-
Анна».
5
Battement tendu
jete
Батман тандю
жете
Бросок ноги,
взмах в
положение
книзу (45°)
крестом
М. Глинка
«Детская
полька»
6
Rond dejamb par
terre en dehors
Ронд де жамб
пар тер андеор
Круг носком по
полу от себя
Э. Назарет
«Вальс»
7
Rond dejamb par
terre en dedans
Ронд де жамб
пар тер
андедан
Круг носком по
полу к себе
Ф. Шуберт
«Вечерняя
серенада»
8
Battement fondu
Батман фондю
«Мягкий»,
«тающий»,
одновременное
П. Чайковский
«Сладкая
греза»
сгибание и
разгибание ног
в
тазобедренном
и коленном
суставах.
9
Battement frappe
Батман фрапэ
«Удар»-
короткий удар
стопой о
голеностопный
сустав опорной
ноги, и быстрое
разгибание в
коленном
суставе (45°) в
положение
книзу
М. Глинка
«Галоп»
10
Rond de jambe en
lair en dehors
Ронд де жамб
ан леер андеор
Круг носком по
воздуху от себя
Ф. Шопен
«Вальс»
11
Rond de jambe en
lair en dedans
Ронд де жамб
ан леер
андедан
Круг носком по
воздуху к себе
П. Чайковский
«Сентименталь-
ный вальс»
12
Adagio (relevelent,
developpe)
Адажио
елевелянт,
девелопе)
Маленький
танец
(«Поднимать»
медленно,
плавное
медленное на
счет 1-4 1-8
поднимание
ноги вперед, в
сторону или
назад или
выше.
«Раскрывание»,
«развернутый»,
из стойки на
левой ноге,
правую
скользящим
движением до
положения
согнутой (носок
у колена) и
разгибании ее в
Ф. Шопен
«Забытый
вальс»
любом
направлении
вперед, в
сторону, назад
или выше).
13
Grand battement
Гранд батман
«Большой
бросок ноги,
«взмах» на 90°
и выше через
положение ноги
на носок
Дж. Верди.
Фрагмент из
оперы
«Риголетто»
Упражнения на середине класса.
1
Маленькое
адажио
Маленький
медленный
танец
Ф. Шопен
«Ноктюрн»
2
Батман тандю
Скользящее
движение
стопой в
положение
ноги на носок
вперед, в
сторону, назад
с
возвращением
скользящим
движением в
ИП (выведение
и приведение в
ИП вытянутой
ноги)
П. Чайковский.
Вариация
Зигфрида из
балета
«Лебединое
озеро»
3
Батман тандю
жете
Бросок ноги,
взмах в
положение
книзу (45°)
крестом
Н. Мясковский
«Полька»
4
Ронд де жамб
пар тер
Круг носком по
полу
Шуман
«Колыбельная»
5
Батман фондю
«Мягкий»,
«тающий»,
одновременное
А. Грибоедов
«Вальс»
сгибание и
разгибание ног
в
тазобедренном
и коленном
суставах.
6
Батман фрапэ
«Удар»-
короткий удар
стопой о
голеностопный
сустав опорной
ноги, и быстрое
разгибание в
коленном
суставе (45°) в
положение
книзу
Л. Делиб
«Праздничный
танец из балета
«Коппелия»
7
Па де бурре
Чередование
переступаний с
одно ноги на
другую с
окончанием в
demi-plie
О. Мерлей
«Миньон»8.
8
Ронд де жамб
ан леер
Круг носком по
воздуху
Н. Черепнин.
Вальс из балета
«Павильон
Армиды»
9
Гранд батман
«Большой
бросок ноги,
«взмах» на 90°
и выше через
положение
ноги на носок
В. Герчик
«Марш»
10
Большое
адажио
Медленный
танец
Ж. Рево «Мой
путь»
11
В-А Моцарт
«Турецкое
рондо»
Allegro.
1
Тан леве соте
Прыжки с двух
ног на две по
1,2,4,5
позициям
И Штраус
«Полька-
пиццикато»
2
Шажман де пье
Прыжок с
переменой ног
в воздухе
И. Брамс
«Венгерский
танец № 7»
3
Па эшапе
Прыжок с двух
ног на две
В. Витлин
«Бубенцы»
4
Па ассамбле
Прыжок, во
время которого
одна нога
открывается в
сторону, вперед
или назад, а к
концу прыжка
подтягивается к
другой
В. Гаврилин
«Каприччио»
5
Па балансе
Движение
покачивания и
раскачивания
В. Гаврилин
«Шутка»
6
Сисон симпл
Простой
прыжок с двух
ног на одну
М. Глинка
«Арагонская
хота»
(фрагмент)
7
Жете
Бросок ноги в
прыжке
Л. Минкус.
Кода из балета
«Дон Кихот»
8
Па-де-баск
Прыжок с ноги
на другую ногу
Э. Шерц
«Полька»
Экзерсис на пальцах.
1
Релеве
Поднимание в
стойку на
пальцы с
опусканием в
ИП в любой
позиции ног
П. Чайковский.
Вариация Феи
Серебра из
балета
«Спящая
красавица»
2
Па эшапе
Прыжок с двух
ног на две
Ф. Бургмюллер
«Тарантелла»
3
Па ассамбле
Прыжок, во
время которого
Д. Делиб.
Пиццикато из
одна нога
открывается в
сторону, вперед
или назад, а к
концу прыжка
подтягивается к
другой
балета
«Сильвия»
4
Па де бурре
Чередование
переступаний с
одно ноги на
другую с
окончанием в
demi-plie
Л. Дюкомен
«Полька»
Диагональ.
Комбинации на основе pas польки и pas couru С. Рахманинов «Итальянская
полька».
Работа в классе классического танца (старшие классы).
Упражнения у станка.
Хореографические
термины
Транскрипция
на русском
Основное
понятие
Музыкальное
сопровождение
1
Demi plie
Деми плие
Неполное
приседание,
полуприседание
Р. Глиэр
«Вальс» из
балета
«Медный
всадник»
3/4
2
Grand plie
Гранд плие
Глубокое,
большое
приседание
П. Чайковский
«Лебединое
озеро» (отрывок
из балета) 4/4
3
Relevé
Релеве
Поднимание в
стойку на
носках с
опусканием в
ИП в любой
позиции ног
Р. Планкет
«Корневильские
колокола»
отрывок из
оперетты
4
Battement tendu
Батман тандю
Скользящее
движение
стопой в
положение ноги
на носок вперед,
в сторону, назад
с возвращением
скользящим
движением в ИП
(выведение и
приведение в
ИП вытянутой
ноги)
П. Чайковский
«Щелкунчик»
(выход
щелкунчика)
2/4
5
Battement tendu
jete
Батман тандю
жете
Бросок ноги,
взмах в
положение
книзу (45°)
крестом
Л. Минкус
«Баядерка»
(вариация) 2/4
6
Rond dejamb par
terre en dehors
Ронд де жамб
пар тер
андеор
Круг носком по
полу от себя
Ф. Шуберт
«Вальс» 3/4