Концертмейстер-иллюстратор в Детской школе искусств

Концертмейстер-иллюстратор в
Детской школе искусств.
На современном этапе развития музыкального образования
значительно возросли требования, как в области педагогики музыкального
образования, так и в области профессионализма концертмейстеров
музыкальных учреждений дополнительного образования.
Профессия «концертмейстер иллюстратор» в наше время очень
распространена и требует высокого музыкального мастерства и
художественной культуры.
Детские музыкальные школы и детские школы искусств являются
основой для воспитания будущих музыкантов. Одним из самых важных и
эффективно формирующих этапов воспитания будущих профессионалов
является развитие концертмейстерских навыков юных пианистов на
школьной ступени музыкального обучения.
Успешное обучение искусству аккомпанемента во многом зависит от
мастерства и профессионализма не только преподавателя, но и его главного
помощника в этой работе – концертмейстера-иллюстратора.
Работа в тандеме с преподавателем и учеником, умение создать
атмосферу психологического комфорта и творчества в связке: преподаватель
ученик – концертмейстер-иллюстратор - задача не из простых.
Большое значение для эффективности учебного процесса имеет
характер общения преподавателя и иллюстратора, так как от этого зависит не
только музыкальное продвижение ученика, но и воспитание его как
человека.
Работа иллюстратора способствует созданию на каждом уроке единого
художественного ансамбля, в котором соединены наставления
преподавателя, творческое начало ученика, личная инициатива и грамотность
концертмейстера.
Таким образом, мастерство иллюстратора складывается из сочетания
исполнительского, педагогического и психологического аспектов. Для этого
нужно обладать определенными «универсальными» качествами, знаниями,
умениями и навыками.
Рассмотрим, какие знания навыки и умения необходимы
концертмейстеру:
1. Высокий уровень владения своим инструментом. Желательна
исполнительская практика в качестве солиста.
2. Развитое умение чтения с листа. Настоящий ансамбль
невозможен без знания партии своего партнера. На практике очень часто
используется игра по клавиру, особенно при разборе нового произведения.
3. Точное исполнение всех авторских указаний. Это касается
непосредственно нотного текста, динамики, агогики, штрихов, артикуляции.
4. Стремление к созданию идеального ансамбля выстраивание
единого музыкально-художественного образа исполняемого произведения с
помощью всех средств музыкальной выразительности. Иллюстратор должен
увлечь партнера по ансамблю тембром своего инструмента, создать
благоприятный психологический климат в классе аккомпанемента.
Методические задачи концертмейстера-иллюстратора:
1. Помочь преподавателю-пианисту научить ученика слушать и
слышать, чувствовать своего солиста, но при этом быть равноправным
участником, музыкальным партнером ансамбля.
2. Правильно показать стиль, эпоху, характер музыкального
произведения, направив ученика на нужные средства выразительности, на
правильное исполнение штрихов, динамики, голосоведения, темпа.
Необходимо познакомить ученика с инструментом, с его строением,
названием частей, спецификой строя.
Уметь вести за собой начинающего аккомпаниатора, а когда нужно,
дать возможность раскрыться ученику в сольных проигрышах, а также во
вступлениях и завершающих кодах, которые должны быть частью целого и
подчиняться единому художественному замыслу. Не секрет, что, в отличие
от исполнителей на оркестровых инструментах, которые с детства обучаются
навыкам ансамблевой игры - от выступлений с концертмейстером, до игры в
различных ансамблях, оркестрах, - «пианисты овладевают своим
мастерством в условиях индивидуальных занятий и привыкают к ним, как к
единственно возможной форме работы». Поэтому психологические
установки пианиста-солиста часто оказываются помехой на пути к
достижению ансамблевого единства.
3. Познакомить учащегося со спецификой инструмента: рассказать
о штрихах, динамических возможностях, особенностях звукоизвлечения на
инструменте, показать специфические обозначения в нотном тексте и т.д.
4. Педагогическая задача концертмейстера-иллюстратора -
настроить ученика, снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение
перед выступлением. Творческое вдохновение передается ребёнку и
помогает ему обрести уверенность. Совместная игра приносит ученику
большую пользу в плане воспитания сценического самообладания, так как он
не один на сцене, а с музыкальным партнером, он как бы «заражается»
состоянием уверенности, которое несет иллюстратор. В некоторых
ситуациях, складывающихся в процессе.
5. На практике в процессе занятий часто приходится сталкиваться с
такой ситуацией, что при первом исполнении с солистом ученик, даже если
он хорошо знает свою партию, теряется, его внимание раздваивается, так как
появляется новая тембровая краска, другой ритмический рисунок в сольной
партии, и он боится ошибиться. Неизбежны остановки и повторы, которым
не стоит препятствовать, так как надо дать возможность ученику преодолеть
это напряжение, чтобы он привык к звучанию инструмента, научился
слушать солиста, соотносить свою партию с партией инструмента (солиста)
по звуковому балансу и почувствовал единое целостное звучание. Это,
конечно, требует длительной кропотливой работы, все эти умения приходят с
опытом. Чтобы ученик смог быстрее «войти во вкус» настоящего живого
музицирования, его необходимо к этому подготовить. Для этого
преподаватель учит с ним не только его партию, но и партию солиста (иногда
эта работа ложится и на иллюстратора). Намного эффективней эта работа
тогда, когда педагог не просто подыгрывает партию солиста на фортепиано
во время исполнения учеником аккомпанемента, но и приучает его напевать
партию солиста. И, как более сложный вариант, левой рукой играть свою
партию, а правой партию солиста. Со временем ученик приобретает навык
слышать и предчувствовать намерения партнера, аккомпанируя легко и
свободно.
Грамотно выстроенная работа с учениками по предмету
«Концертмейстерский класс» позволяет сделать этот предмет любимым, при
определенных условиях развития учащегося стать основой его концертных и
конкурсных выступлений, а в дальнейшем и выбором профессии
концертмейстера. Эта работа несет положительный заряд всем участникам
учебного процесса и преподавателю по предмету, и ученику, и
концертмейстеру-иллюстратору. Для последнего это творчество
способствует более разностороннему становлению личности музыканта
благодаря сочетанию в ней и исполнительской, и педагогической
составляющей. Взаимообмен опытом между иллюстратором-виолончелистом
и преподавателем-пианистом, совместный творческий поиск значительно
обогащает музыкантов, расширяет их кругозор.