Игровая импровизация на уроке хореографии для дошкольников
Игровая импровизация на уроке хореографии для дошкольников
Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств
дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на
поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе
повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают
дальнейшее развитие в игре. Я помогаю детям организовать игру, которая
побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания,
полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение
и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и
рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и
говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более
понятным.
Воплощение жизненных впечатлений в игре – процесс сложный.
Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее
помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети
выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей
профессии. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления
о значении труда, о роли различных профессий.
Я знаю, что в игре умственная активность детей всегда связана с
работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как
действует человек, которому хочется подражать, что он говорит.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь
детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже
в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо
развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.
В игре все стороны детской личности формируются в единстве и
взаимодействии. Я стремлюсь организовать дружный коллектив, воспитать у
детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том
случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их
благородные поступки, взаимоотношения. Ведь только при хорошей
организации детского коллектива можно успешно развивать творческие
способности каждого ребенка, его активность.
Руководство творческими играми – один из самых сложных разделов
методики дошкольного воспитания. Я не могу заранее предвидеть, что
придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что моя
роль в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с
правилами. Однако своеобразие детской деятельности требует и
своеобразных приемов управления.
Я считаю условие успешного руководства творческими играми –
умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается
только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним
интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Ребята охотно
рассказывают мне о своих планах, обращаются ко мне за советом и
помощью.
Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, т.е. на
выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию
игровых образов.
Часто случается, что в силу сложившихся обстоятельств (внешнего
воздействия) ребенок становится замкнутым, сдерживает собственные
эмоции, а потому также затрудняется в интерпретировании проявления
эмоций окружающих. Игры, повышающие эмоциональность, помогут
ребенку научиться безбоязненно, выражать собственные эмоции, угадывать
чувства и настроения окружающих. По этому, ознакомившись с
методическими описаниями игр, я ввела в свои занятия нижеприведенные
игры.
«Фотография» (для детей от 4 лет). Применение игры возможно как в
группе детей, так и наедине между ребенком и мною. Ребенку (детям)
демонстрирую фотографю либо изображение персонажа с какой-нибудь ярко
выраженной эмоцией. У малыша(ей) спрашиваю, что чувствует этот человек
(персонаж).
«Эмоции» (для детей от 4 лет). Малыши становятся в круг, я прошу
показать их какую-либо эмоцию (радость, печаль, тоску, грусть и так далее).
Помимо основного психотерапевтического эффекта упражнение также
развивает подвижность лицевой мимики ребенка.
В период активного роста совершенно естественна некая детская
неуклюжесть, скомканность движений. Помочь развить координацию
малышу смогут танцевально-двигательные упражнения.
«Придумай танец» (для детей от 5 лет). Я включаю ритмичную музыку,
прошу малышей образовать круг и поочередно придумать какое-нибудь
танцевальное движение. Каждый ребенок должен показать свое движение, а
остальные участники – повторить.
«Волшебный бал» (для детей от 5 лет). Я предлагаю малышам
представить, что они находятся на сказочном балу, например, на дне океана.
Каждый из детей выбирает себе морского обитателя, которого он будет
изображать (копировать его движения). Я, в данном случае Нептун, выбираю
самого понравившегося мне участника бала – тот, в свою очередь становится
новым ведущим и предлагает, например, отправиться на «воздушный бал»,
где каждый из участников будет изображать одно из летающих существ. И
так далее.
«Замри» (для детей от 4 лет). Я включаю ритмичную музыку, под
которую дети произвольно танцуют, прыгают, хлопают. Когда я обрываю
музыку и говорю: «замри!» – дети должны застыть на месте.
Развивающие игры помогут детям раскрыться, стать более
общительными, внимательными к окружающим, преодолеть страхи и
комплексы.