Театрализованная деятельность с дошкольниками в контексте культурных практик

1
Тереховская Виктория Юрьевна
Театрализованная деятельность с дошкольниками
в контексте культурных практик.
Современная система дошкольного образования направлена прежде всего на
самораскрытие ребенка, его самореализацию, максимальное обогащение
личностного развития. При этом акцент ставится на ведущую для дошкольного
возраста деятельность - игру. Огромные возможности в развитии способностей,
творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими
детьми, взрослыми и миром предоставляет театрализованная игра.
Театрализованная деятельность это самый распространенный вид детского
творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и
находит свое отражение стихийно, потому что связана с основным видом
деятельности ребенка - с игрой. И в этой игре зачастую ребенок хочет
самостоятельности, детская фантазия преодолевает рамки и догмы. Построение
театрализованной деятельности на основе культурных практик позволяет ребенку
стать именно субъектом деятельности, творцом, реализовать себя и
самораскрыться.
Ведь культурная практика это прежде всего размышление ребенка,
приобретение им опыта в самостоятельной, ситуативной деятельности.
Н.Б.Крылова дает определение культурных практик, как «разнообразные,
основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды
самостоятельной деятельности, поведения и опыта».
Идея личностного подхода к воспитаннику в культурных практиках, с
применением театрализованной деятельности, очень высока: происходит развитие
индивидуальных качеств, обогащение эмоциональной, речевой, коммуникативной
сферы. Также происходит реализация установок в процессе взаимодействия со
взрослым, использование собственной активности в разнообразных видах
деятельности.
Основываясь на этих предпосылках, мною был разработан цикл занятий, каждое
из которых мы с детьми превращаем в игру, направляемую воспитателем, но
дающую возможность каждому ребенку раскрыть себя, почувствовать себя в
разных ролях, разных эмоциональных состояниях, различных ситуациях. Каждое
литературное произведение: потешка, стихотворение, песенка, сказка, даже
пословица и поговорка проигрывается с детьми в разных вариантах, разных
ролях. Ребенку предлагается «встать на место» как положительного, так и
отрицательного персонажа, внести в роль что-то свое, порассуждать над героем и
произведением.
Занятие состоит из трех частей. 1. Разминка, включающая в себя приветствие,
упражнение на создание положительного эмоционального настроя,
артикуляционную, дыхательную гимнастику.
2
2.Основная часть мимические, пантомимические упражнения, беседы, игры,
воображаемые путешествия, чтение литературных произведений;
3.Драматизация. Детям предлагается порассуждать, как ведут себя герои в
литературном произведении, нравится ли им это поведение, что можно изменить
в их поведении, как будет выглядеть постановка сказки, если поменять местами
положительных и отрицательных персонажей, место или время действия,
обстоятельства. И на основе обсуждения воспитанники разыгрывают
предложенное произведение
Поэтому каждая сценка, постановка, драматизация является не только
уникальной, но и индивидуальной. Так, например одна из драматизаций
«Справедливость в сказках» - явилась следствием всего одного замечания
ребенка, который пожалел героев русских народных сказок «Лиса и волк» и
«Колобок», посчитал, что с ними поступили несправедливо. Вопрос перерос в
обсуждение, а обсуждение и рассуждение уже вылилось в спектакль. Таким
образом, организация театрализованной деятельности в контексте культурных
практик дают детям отличную возможность почувствовать себя творцами,
показывают, что даже классическое литературное произведение можно
воспринимать не как догму, а поиграть с ним, изменить его.
В работе с детьми я стараюсь применить такой метод реализации культурных
практик как реализацию системы творческих заданий, ориентированных на
преобразование объектов, ситуаций, явлений, которая способствует
приобретению творческого опыта в осуществлении изменений внешнего вида
систем. В любой инсценировке, игре, драматизации, театральном этюде ребенку
предоставляется возможность импровизации, привнесении своего видения
ситуации, основанной все же на знании классического образца.
Любая культурная практика направлена на приобретение жизненного опыта
ребенка в самостоятельной деятельности. Это освоение позитивного опыта
сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы,
альтруизма. А также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста,
грубости. От того, какой опыт будет освоен, прожит, пережит, прочувствован
ребенком, зависит очень многое в его характере, системе ценностей, стиле
жизнедеятельности и даже дальнейшей судьбе.
Исходя из анализа работы в текущем году, в программу работы на следующий год
я внесла инсценировки, создавать которые будут сами дети. Инсценировки,
построенные на рассуждениях, на вопросах детей, на их интересах в данный
момент времени. Причем вопросы бывают самые разные, например:
- Если Снегурочка тепла боялась, почему она дома у стариков не таяла?
- Зачем мама отпустила Красную Шапочку одну в лес, где волки водятся?
- Почему старик не попросил у Золотой рыбки, чтобы старуха добрая стала?
Вопросы, задуматься над которыми могут и взрослые. И нет ничего страшного в
том, что взрослый признается, что не знает ответа, а предложит поискать ответ
вместе, подумать, порассуждать. Ведь именно самостоятельный поиск ответа,
ненавязчиво направляемый педагогом, и является жизненным опытом ребенка.