Методические рекомендации для юных экскурсоводов по подготовке музейной экскурсии

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования г. Мурманска
«Центр патриотического воспитания «Юная Гвардия»
Методические рекомендации для юных
экскурсоводов по подготовке
музейной экскурсии
Составитель:
Феденок Марина Вячеславовна,
ПДО МБУ ДО г.Мурманска «ЦПВ «Юная Гвардия»
Мурманск
2020
«Экскурсия - это искусство
живой беседы на основе эрудиции»
А.З. Крейн
Всеволод Иванов писал: «Человек не может дышать, не зная истины и
не имея родины!» Что значит «не имея родины»? Ведь всякий человек где -
нибудь да родился. Видимо, по мнению известного русского писателя,
родину обретает лишь тот, кто любит свою землю, старается познать
глубины её прошлого, стремится своим трудом сделать краше и богаче её
будущее.
Сегодня с историей родного края школьников знакомят краеведческие
музеи и средства массовой информации, произведения художественной
литературы и Интернет. Но ребёнку этого недостаточно. Получив знания, он
должен иметь возможность ими поделиться. Не ответить у доски выученный
урок, а реализовать себя в непосредственном общении со своими
сверстниками, чтобы в их глазах увидеть оценку своих знаний, своего труда.
Экскурсоведение - молодая наука, вставшая в один ряд с такими науками,
как краеведение и музееведение, является достаточно привлекательной для
современных школьников. Это обусловлено тем, что всё больше молодых
людей избирают своей будущей профессией туристический бизнес.
Готовясь стать туроператорами, менеджерами по туризму, гидами и
переводчиками, они хотели бы приобрести начальные навыки сложной и
увлекательной профессии экскурсовода..
Экскурсия коллективный осмотр музея, достопримечательных мест,
объектов природы и т.д. по определенному маршруту под руководством
экскурсовода и является одним из самых доходчивых и достоверных способов
ознакомления широких масс с историей, увлекательной формой пропаганды
исторических знаний, эффективным средством приобщения к искусству.
Экскурсия проводится с познавательными, образовательными,
научными и воспитательными целями, а также для удовлетворения
эстетических потребностей.
Данные методические рекомендации разработаны в помощь педагогам,
реализующим дополнительные общеобразовательные программы туристско-
краеведческой направленности, юным экскурсоводам, а также участникам
конкурсов экскурсионных маршрутов.
Классификация экскурсий.
по
содержанию
обзорные (многоплановые) экскурсии
используется и современный и исторический материал; строятся на
показе различных объектов: памятники далёкого прошлого и
новостройки, места знаменательных событий, здания и сооружения,
рассказывающие о развитии науки, культуры, просвещения; например:
«Мурманская область в прошлом, настоящем и будущем»,
«Достопримечательности города Мурманска», «Мурманск-город-
порт», «Великая Отечественная война в Заполярье»
тематические экскурсии посвящены раскрытию
чётко определённой темы, затрагивающей определённый
исторический период или какое то одно значительное событие
«Архитектурные памятники города», «Они сражались за Родину»
по составу
участников
экскурсии для взрослых;
экскурсии для детей (школьные экскурсии);
экскурсии для местных жителей;
экскурсии для туристов;
экскурсии для организованных групп;
экскурсии для одиночных посетителей;
по методу
проведения
загородные;
городские;
музейные;
производственные;
комплексные (сочетание нескольких видов);
по способу
передвижения
пешеходные;
преимущества: легче задать необходимый темп движения;
более выгодные условия для показа и рассказа); транспортные;
преимущества: охват больших территорий для обзора.
Методика подготовки экскурсии по городу.
1. Определение
цели и задач экскурсии
цели экскурсии (для чего она проводится) подчинены все
действия экскурсовода и группы; например: воспитание у
обучающихся чувства патриотизма, интернационализма,
уважения к общественно полезному труду; формирование
интереса к изучению истории родного края; у одной экскурсии
может быть несколько целей;
задача экскурсии более локальна; например, задачей обзорной
экскурсии по городу может быть ознакомление с его прошлым
и настоящим; производственной экскурсии на завод
знакомство с историей завода, процессом переработки сырья,
перспективой развития предприятия;
2. Выбор темы,
и названия
экскурсии
тема (о чём или о ком экскурсия) - стержень, на котором
строятся рассказ и показ, предмет рассуждений и разъяснений;
тема и название не одно и то же; например, тема
«Мурманск столица Заполярья» может иметь различные
названия в зависимости от состава участников, цели и задач
экскурсии: «Город, шагающий в будущее», «Силуэты
Мурманска»;
Важно дать экскурсии яркое, выразительное название;
оно должно отражать тему и быть привлекательным для
экскурсантов; хорошо воспринимаются названия, где
использованы строки из художественных текстов:
«Дорогой огненных дней», «Край морошковый», «Город юнг и
город капитанов», «Мурманск – город мой широкоплечий»;
Следует избегать стандартных названий, они однотипны, не
раскрывают содержания темы: «Город в прошлом, настоящем
и будущем», «По достопримечательным местам города», «По
улицам города»;
3. Составление
библиографии
в ходе создания экскурсии ведётся составление библиографии
по теме экскурсии: выписываются названия книг, брошюр,
статей газет и журналов, содержащих нужный по теме
материал;
их располагают в соответствии с разделами предполагаемой
экскурсии;
4. Работа над
содержанием
приступая к отбору материалов, необходимо чётко
определить, какой исторический период будет в ней освещён,
какие события, а, следовательно, и объекты станут её основой;
следует использовать только достоверные, тщательно
выверенные факты и сведения, обоснованные выводы; можно
использовать различные формы отбора материала: изучение
первоисточников, знакомство с экспозициями и фондами
музеев, встречи со специалистами, научными работниками,
беседы с участниками исторических событий, просмотр
научно популярных, хроникально документальных и
учебных кинофильмов, прослушивание магнитофонных
записей;
отбирая материал следует учитывать то, как он будет
увязан со зрительным рядом; оставлять следует тот материал,
который будет раскрыт зрительно;
5. Отбор и изучение
экскурсионных
объектов
объекты для проведения экскурсий - памятные места,
где происходили знаменательные исторические события:
* улицы и площади, города и посёлки;
* здания и сооружения, связанные с историческими событиями
(в том числе крепости, башни, мосты);
* памятники, монументы и мемориалы, памятные доски;
* произведения архитектуры и градостроительства,
инженерные сооружения;
* природные объекты (леса, рощи, парки, реки, озёра, пруды);
* экспозиции государственных и народных музеев, музеев-
заповедников, картинных галерей, постоянных и временных
выставок;
критерии оценки объекта:
познавательная ценность (памятники, связанные
с историческим событием, с определённой эпохой, с жизнью и
творчеством выдающихся людей),
известность объекта (по тем или иным
причинам наиболее известные памятники, привлекающие к
себе большое число экскурсантов),
экзотичность объекта (памятники истории и
культуры, отличающиеся неповторимостью),
выразительность объекта (памятники, удачно
сочетающиеся с окружающей средой, имеющие эффектный
фон),
месторасположение объекта (памятники,
расположенные в живописной местности, имеющие
приспособленные подъезды к ним);
важно число отобранных объектов: не следует его чрезмерно
увеличивать, это мешает глубокому освещению темы
6. Составление
маршрута экскурсии
маршрут экскурсии это путь следования экскурсионной
группы; последовательность осмотра объектов. Маршрут
должен быть составлен так, чтобы показ объектов вёлся в
логичной последовательности и обеспечивалась зрительная
основа для раскрытия темы;
типы построения маршрута: хронологический,
тематический и тематико – хронологический;
переезд от объекта к объекту в автобусной экскурсии не
должен занимать более 15 минут; в пешеходной не следует
планировать большие пешие переходы длительные паузы
нарушают ритм экскурсии, особенно если их приходится
заполнять справками, не имеющими прямого отношения к
теме, утомляют экскурсантов;
объекты в зависимости от темы делятся на основные и
дополнительные;
-основные анализируются более глубоко и всесторонне; как
правило, на каждом из них раскрывается одна из подтем
экскурсии; у каждого из таких объектов методическая
разработка предусматривает выход группы из автобуса;
7. Объезд или обход
маршрута
уточняются места расположения объектов на улицах и
площадях, места остановок автобуса и группы, проводится
хронометраж времени на показ объектов, их словесная
характеристика, движения транспорта (группы) между
объектами; уточняется время экскурсии в целом; проверяются
возможности и методические приёмы показа, в том числе
выбор лучших точек для осмотра объектов; составляется карта
схема маршрута;
8. Подготовка текста
экскурсии
текст экскурсии логически построенный рассказ,
включающий в себя обязательный круг вопросов, которые
необходимо осветить в экскурсии для полного раскрытия
темы;
структура текста: вступление (вводное слово, основная
часть и заключение); материал излагается в той
последовательности, в какой показываются объекты; при этом
даётся характеристика объекта (или объектов), общий и
локальный материал, описывающий или анализирующий
события, связанные с данным объектом; затем следует
обобщение, вывод и логический переход к следующей
подтеме (объекту);
обычно вступлению предшествует организационная часть:
экскурсовод называет себя, своё имя, отчество, фамилию,
представляет водителя экскурсионного автобуса, знакомит
группу с темой экскурсии, её маршрутом, длительностью по
времени, сообщает место и время её окончания, правилами
поведения во время экскурсии;
во вступлении кратко излагается содержание экскурсии, её
цель и задачи, основные подтемы, упоминаются два три
самых интересных объекта; обычно время вступления не
превышает 5 – 7 минут;
основная часть экскурсии это показ и рассказ,
раскрывающие тему, представляющие собой как бы сумму
нескольких подтем (от 4-5 до 10-12), соединённых
логическими переходами;
логические переходы не имеющая самостоятельного
характера, но очень важная часть экскурсии, придающая ей
необходимую стройность и последовательность.
логические переходы часть рассказа экскурсовода, поэтому
в экскурсиях на разные темы, они будут отличаться друг от
друга; например, в экскурсии о градостроительстве возможен
такой переход: «А теперь мы проедем по улице, которая в
недалёком будущем станет частью реконструированной
площади. Все здания справа от вас будут снесены»; в
исторической экскурсии: «А на следующий год здесь
произошли важные события…», «Через десять лет в городе
вспыхнуло восстание…».
Текст экскурсии должен быть лаконичным, но следует
внимательно следить за тем, чтобы каждая мысль имела
завершение, а каждый выдвинутый тезис убедительно раскрыт
путём показа и рассказа;
заключение подведение итогов экскурсии; в нём
экскурсовод суммирует впечатления экскурсантов,
подчёркивает основное
9. Комплектование
портфеля экскурсовода
портфель экскурсовода общепринятое название
комплекта наглядных пособий, назначение которых
дополнить или восстановить недостающие звенья зрительного
ряда; в качестве наглядных пособий могут использоваться
фотографии, карты, схемы, чертежи, рисунки, копии
подлинных документов, образцы продукции промышленных
предприятий, гербарии, коллекции минералов; портфель
постоянный спутник экскурсовода;
все наглядные пособия должны быть удобны в
использовании применяться умело и в умеренных дозах, не
отвлекая внимания экскурсантов от основного осмотра;
10. Отбор
методических приёмов
Работу по подготовке экскурсии можно считать
завершённой только тогда, когда для раскрытия каждой
подтемы будет выбран наиболее эффективный методический
приём (иногда подбирают несколько приёмов в расчёте на
обслуживание различных экскурсионных групп (дети,
взрослые) или с учётом времени проведения экскурсии има,
лето, день, вечер);
В экскурсионной методике различают два вида приёмов:
приёмы, используемые при показе любых экскурсионных
объектов и рассказе о них (приёмы сравнения, локализации
событий, реконструкции, предварительного осмотра и др.)
и приёмы, используемые при показе определённого объекта;
11. Составление
методическая разработка определяет цель, тему и
методической
разработки
задачи экскурсии, формулирует подтемы, излагает маршрут,
остановки, называет объекты экскурсии, её
продолжительность, указывает методические приёмы показа и
рассказа; методическая разработка содержит полный текст
экскурсии; материалы основной части разработки
располагаются по следующим графам:
маршрут;
остановки;
продолжительность;
наименование подтемы, перечень основных вопросов;
организационные указания;
методические указания;
В графе «организационные указания» даются рекомендации
по передвижению экскурсионной группы, обеспечению
санитарно-гигиенических требований, безопасности
экскурсантов, поведению у памятных мест и природных
памятников;
В графе «методические указания» перечисляются
конкретные части и детали объекта, на которые экскурсоводу
следует обратить внимание при показе, даётся
последовательность их анализа, учитывается с каких точек и в
какое время дня следует показывать объект, какие
методические приёмы показа и рассказа использовать; здесь
же излагаются варианты логических переходов;
Методическая разработка должна быть оформлена
соответствующим образом: с указанием ФИО, должности и
специальности составителей;
12. Приём и
утверждение экскурсии
приём экскурсии осуществляется руководителем (педагогом)
Музейная экскурсия проводится по музейным экспозициям и фондохранилищам.
Тематическая экскурсия раскрывает наиболее детально одну тему или проблему.
Целью обзорной экскурсии является общее ознакомление посетителей с основной
экспозицией музея и дает представление о природе и истории края с древнейших времен до
наших дней. В современных музеях в программу экскурсии может включаться рассказ
очевидца событий, о которых идет речь. Уроки экскурсии проводятся в соответствии с
учебной программой.
Внемузейная экскурсия включает осмотр памятных мест, архитектурных сооружений,
памятников природы и археологии.
Комплексная экскурсия включает объединенные одной темой музейные экспозиции и
внемузейные объекты.
Экскурсия дело, которым нельзя овладеть путем простого подражания. В экскурсионном
деле нет системы Станиславского, которая определяла бы пути и методы работы
экскурсовода над собой, творчество экскурсовода всегда индивидуально. Но общие
требования к экскурсии для всех едины. Экскурсия не научный доклад, не учебная лекция,
а популярный образный рассказ. Она должна базироваться на научной основе и быть
познавательно ценной. Экскурсия должна быть показом музейных предметов. Экскурсовод
должен:
-обладать максимумом знаний по тематике экскурсии;
-владеть основами педагогики и психологии, знать основные законы логики;
-владеть экскурсионными приемами (контакт с группой, владение указкой, взаимное
доверие);
-проявлять свое личное отношение к предметам и объектам, общественным и природным
явлениям, о которых идет речь;
-овладеть культурой речи, образным языком;
-быть доброжелательным, вежливым и тактичным в общении;
-не стесняться быть артистичным и эмоциональным, но знать меру;
-уметь менять тональность рассказа в зависимости от того, о каких событиях в данный
момент идет речь;
-обладать навыками самокритичного анализа своей деятельности;
-постоянно пополнять багаж знаний новыми сведениями.
ценность.
Подготовка текста экскурсии - дело индивидуальное. Но если пытаться произнести текст,
написанный и заученный дома, контакта с аудиторией не будет, т.к. мысли обращены не к
ней, а к шпаргалке. В этом случае работает не мысль, а память; а речь становится похожей на
диктовку.
Можно написать конспект, сделать краткие записи, тезисы, а лучше карточки с указанием
источника. При подготовке экскурсии необходимо учитывать возрастной состав группы,
интеллектуальную подготовку; излагать материал следует в хронологической
последовательности.
Экскурсия должна содержать научный и воспитательный элементы.
В заключении подводится итог, закрепляются знания, называется литература по теме,
даются ответы на вопросы. Желательно не перегружать экскурсию цифрами, датами,
именами и т.д. При проведении экскурсии используются различные приемы: сравнения,
локализации, цитирования. Элементы ритуала обладают большой силой эмоционального
воздействия: минута молчания у Вечного огня, возложение венков и т.д. Чтобы получился
единый связный рассказ, необходимо связать отдельные темы словесными мостиками
логическими переходами. Немаловажно правильно выбрать точку обзора, чтобы
экскурсионный объект был виден всем. Очень важно и правильное пользование указкой: не
размахивать, а точно вести показ. Продумать точный жест, паузу, обратить внимание на
более важные детали апример, комсомольский билет, пробитый пулей). Рассеивает
внимание повторение стандартных фраз «Как вы хорошо знаете…», «Как вы отлично
помните…». Надо заинтересовать группу, пообещав богатые зрительные впечатления, новые
открытия, иначе вышеприведенные фразы уверяют экскурсантов в том, им все заранее
известно и ничего нового они не увидят и не услышат.
Экскурсовод полпред музея, города, области.
Экскурсовод лицо ответственное. Общее впечатление во многом определяет
личность экскурсовода, его умение передать свои знания и умение владеть собой. Экскурсия
требует огромной подготовки. Самый большой вред экскурсионной деятельности приносит
ложное представление о легкости работы экскурсовода. Когда кончается творчество,
наступает скука и утомление…