Роль детских песен в развитии чувства патриотизма у младших школьников
«Роль детских песен в развитии чувства патриотизма
у младших школьников.»
В условиях многонациональности российского государства в системе образования
важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как
чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине. Необходимо
отметить, что, начиная с 90-х годов 20 века, молодое поколение россиян контактирует с
новыми социальными посредниками и реалиями. Оно уже не приемлет прежних устоев и
ценностей прежней общественной системы, появился новый социальный тип личности. В
этих условиях важным является становление обновленной системы патриотического
воспитания, формулировка новых задач и повышение эффективности его форм и методов.
Политическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация
духовно-нравственных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание
большинства социальных и возрастных групп россиян, молодежи в первую очередь.
Усилился процесс снижения воспитательного воздействия российской культуры,
искусства, образования - важных факторов формирования патриотизма. Среди молодого
поколения более заметной стала утрата традиционного российского патриотического
сознания.
Произошла утрата идеологических ценностей, патриотическое и
интернациональное развитие находятся в процессе перестройки в новых социально-
экономических условиях.
Объективные и субъективные процессы, происходящие в обществе, существенно
обострили национальный вопрос. Как следствие, патриотизм порой перерождается в
национализм, утрачивается истинное значение и понимание интернационализма.
Процесс формирования чувства патриотизма сегодня переживает период
интенсивной трансформации. Поддерживая данную мысль, С. А. Винникова
подчеркивает, что «проблема актуализации патриотического аспекта в современном
воспитании подрастающего поколения очевидна и весьма своевременна, обусловлена в
большей мере духовным фактором». Патриотизм – одна из важнейших черт
всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство
гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным
страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно
переоценить.
К сожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание
практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало
немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития
России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того,
воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых
педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.
Смысл их заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении
сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем
самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и
самооценности России.
По мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает
формироваться так называемый «родничок героизма» (А. Я. Бруштейн) (Цит. по:
Козаковой 2003), требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще
всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма
могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток
которых год от года растет.
Изучение музыки на ступени начального общего образования направлено на
воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к
ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной
культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки в школе
является воспитание чувства патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание
младших школьников. Чувства и переживания, которые вызывают произведения
музыкального и изобразительного искусства, отношение к ним ребенка являются основой
приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, уважение к старшим. Они
раскрывают способность личности к любви – к матери, к Матери – Родине, к родному
Отечеству, к труду; приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций,
духовности.
Это залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности
сопереживания и внимательного отношения к окружающим людям. Упущенные
возможности на этапе обучения в начальной школе уже нельзя будет компенсировать в
основной школе.
Работая над развитием и воспитанием патриотических чувств у младших
школьников посредством приобщения их к прекрасному, истинному искусству, урок
музыки становится уроком искусства, нравственно-эстетическим стержнем, которого
является художественно-педагогическая идея, что позволяет учителю и ребенку
осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей. Очень важно так
спланировать урок, чтобы он являл собою некую художественную целостность, а не
последовательность видов деятельности.
Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим
мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания. Для этого он сам
должен быть творческой личностью. Если уроки, которые создает учитель, действительно
являются результатом его творчества, если его действительно влечет творческое общение
с учениками, если он чувствует, что так он может проявить себя как педагог и художник,
то дети ему поверят и будут всегда готовы к сотворчеству.
Пение, как самое доступное, самое массовое, имеет огромные потенциальные
возможности для патриотического воспитания детей. Оно имеет прочные традиции и в
воспитании духовной культуры человека, в воспитании и передаче культурного наследия.
Где еще можно найти такие глубокие и прочные корни национального, как не в народной
песне?
К.Д. Ушинский писал: "Запоет школа - запоет народ", имея в виду огромное
значение пения не только для школы, для развития собственно музыкальных
способностей детей, но и для духовного развития всей нации - что актуально и сегодня, в
XXI веке, и будет актуально всегда.
Именно в детском возрасте лучше всего развивать музыкальные способности -
слух, умение петь, т.к. чем ребенок старше, тем более он сформирован.
Велико значение песни для развития ребенка, с помощью песни можно решать
самые различные педагогические задачи. Детская песня может звучать на внеклассных
мероприятиях и на уроках. На уроках природоведения прекрасным началом дополнением
будут русские народные песни о природе, временах года, старинные и современные песни
о зверятах. На уроках русского языка может помочь в преодолении сложностей при
соединении слогов - при их пении по нотам. На уроках родной речи детская песня
поможет ребятам быстрее прочитать трудные слова, которые запоминаются и читаются
легко, если их пропеть. На уроках иностранного языка разучивание песни на изучаемом
языке - самый эффективный путь к познанию языка.
Но чаще всего песня может звучать на внеклассных мероприятиях, во внеклассной
работе. Практика проведения внеклассных мероприятий показывает, что песня помогает
сделать самые различные по форме общие дела более эмоциональными.
Большинство детских песен - добрые, без нравоучений, но где-то на втором плане
в таких песнях всегда присутствует незримый нравственный ориентир, который дети
чувствуют душой и который ненавязчиво учит их быть немножко добрее, ласковее,
внимательнее не только к своим ближним и друзьям, но и к окружающей природе, людям
и животным.
В песне заключены большие возможности в плане нравственно-эстетического и
патриотического воспитания школьников. Песня формирует чувство патриотизма,
воспитывает любовь к родной природе и является незаменимым помощником в
сплочении коллектива. Главное, чтобы у учителя в нужный момент нашлись такие песни
- песни, которые будут ребятам интересны.
Развитие музыкальной культуры учащихся начальных классов приобретает важное
направление, которое можно сформулировать в аспектах:
- во-первых, о месте музыки в жизни человека
- во-вторых, о роли музыки в развитии чувства патриотизма.
Любовь к Родине — многогранное чувство. Это и умение чувствовать красоту
родной земли, и уважение к ее истории, к тем, кто защищал ее свободу и независимость, и
гордость за достижения нашей национальной культуры.
Музыкальная грамотность — это способность воспринимать «музыку как живое,
образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное». Это особое
«чувство музыки», позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее
от плохого. Это способность на слух определить характер музыки и ощущать
внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения, это
способность на слух определить автора незнакомой музыки, если она характерна для
данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы. Введение
учащихся в эту тонкую сферу музыкальной культуры требует осторожности,
последовательности и большой точности в выборе композиторов и их произведений.
Музыка и жизнь — это генеральная тема, своего рода «сверхзадача» школьных
занятий музыкой, которую ни в коем случае нельзя выделять в самостоятельный, более
или менее изолированный раздел. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях
от первого до последнего класса, так же как их будут пронизывать идеи патриотизма и
интернационализма, формируя мировоззрение учащихся, воспитывая их нравственность и
душевное благородство. Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии
учителя, наблюдения и размышления самих учащихся, направляемые учителем, — все
должно помогать постепенному решению этой «сверхзадачи». С каждым годом учитель
может выдвигать ее все шире и смелее. При этом надо тщательно следить за тем, чтобы
здесь не было ни капли внешней назидательности и риторики, ни одной пустой
стандартной фразы, ни одного «общего слова», лишенного конкретного содержания и
эмоциональности.
Одна-две лаконичные, но образные фразы, сказанные учителем в связи с тем или
иным звучащим в классе музыкальным произведением, западут в сознание ребят, в их
душу, вызовут в них благородные мысли и эмоции в несравнимо большей мере, чем
любые, предварительно заготовленные «общие слова» на ту же тему. А поводов для
нужных слов, импульсов для собственных эмоций учитель найдет сколько угодно в
любом музыкальном произведении. В еще большей мере, чем к отдельным
произведениям, это относится к богатым по содержанию темам, связанным с музыкой на
Красной площади, с революционными песнями (детям необходимо разъяснять значение
этого периода в истории страны и народа), с музыкой Великой Отечественной войны, с
музыкой в школе и т. д.
Жизненного материала будет более чем достаточно, и учитель может свободно
отбирать его в зависимости от собственных знаний, собственных интересов и личного
жизненного опыта. Так, изучая музыку, ребята уже с первого класса почувствуют и что
они изучают жизнь, что музыка — это сама жизнь.
Значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к
народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно
называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям
народа не случайно не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас
переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции,
порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно
дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях
старшего поколения. Поэтому главной задачей на уроках музыки должно быть
обогащение детей знаниями о музыке своей Родины.
Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и
движением. Эти песни развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение
правильно передавать мелодию. В песни такого плана дети учатся передавать
художественный образ. Но самое главное – через игру народная песня входит в быт
семьи, в которой воспитываются учащиеся. В народных играх дети учатся общаться,
приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми
жанрами народного творчества.
При знакомстве на уроках с прибаутками, календарным, потешным, игровым
фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют
приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту языка, яркость музыкальных
образов, добрый юмор.
Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята
оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают
неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке
своих действий и поступков. При подготовке фольклорных праздников происходит
преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных.
Деятельность детей будет продуктивной, если будут определены ближние и
дальние цели, на занятиях будет создана ситуация творческого поиска и мотивов
деятельности, что явится своеобразным толчком, который выводит ребенка из состояния
«инертного покоя» и способствует осуществлению творческой деятельности, которую
они выполняют.
В этом случае работают такие стороны духовного мира ребенка, как воля, общее
интеллектуальное развитие, мировоззренческие, нравственные и патриотические
убеждения.
Янтурина Нурзиля,Янгулова Гульсясяк( студенты 4 курса музыкального
отделения)
Научный руководитель: Тулябаева Г.М.
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Презентация "Представление педагогического опыта"
- Диагностика обучающихся класса предшкольной подготовки за первую четверть за 2019-2020 учебный год
- Перспективный план изготовления сюжетно - ролевых игр в подготовительной группе
- Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ
- Календарный план 1 младшей группы на январь по ФГОС
- Физкультурное развлечение (младшая группа) "Прогулка по весеннему лесу"