Методика проведения мероприятия "Песни Победы"

Кто сказал, что надо бросить песни на войне.
После боя сердце просит музыки вдвойне…
В. Лебедев-Кумач
Методика проведения мероприятия «Песни Победы».
В сценарий вошел материал, посвященный поэтам, которые в годы войны
отдали весь свой талант и всё свое мужество фронту.
Цели:
1. Воспитание патриотических чувств у студентов колледжа.
2. Формирование понимания той огромной роли, которую сыграл весь
советский народ в великой победе.
79 лет назад был создан и впервые публично прозвучал, перед
отправляющимися на фронт советскими защитниками, бессмертный гимн
Отечественной.
Через два дня после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз на
первых полосах газет «Красная Звезда» и «Известия» появилась публикация
стихотворения Василия Ивановича Лебедева-Кумача, которое начиналось со
строк «Вставай, страна огромная». Слова эти легли в основу песни
«Священная война», музыку к которой создал композитор, написавший затем
и Гимн СССР Александр Васильевич Александров.
Знаменитый поэт многократно переписывал и дорабатывал текст. «Я не был
никогда военным специалистом, но у меня всё же оказалось могучее оружие в
руках песня. Песня так же может разить врага, как любое оружие!» так
впоследствии писал автор о своих знаменитых стихах. Значение этого оружия
понимал и противник Лебедев-Кумач, наряду с диктором Ю.Б. Левитаном,
был объявлен врагом рейха.
А.В. Александров начал работу над музыкой будущей песни сразу же после
прочтения текста, и уже следующая репетиция его ансамбля была посвящена
«Священной войне». Ноты даже не успели напечатать, Александров записал
их на грифельной доске, музыканты ансамбля – в тетрадках.
Откладывать выступление не стали, оно состоялось 26 июня на Белорусском
вокзале столицы. Полного состава ансамбля в Москве уже не было, основная
часть выехала на фронт, а группа, руководимая Александровым, оставалась
временно для обслуживания воинских частей, госпиталей, выступлений на
радио. Вот как о первом исполнении «Священной войны» рассказал сын
композитора Борис Александров, будущий руководитель ансамбля с 1946 по
1987 год:
«Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на
скамейках, рундуках, чемоданах, дымили махоркой у каждого своя дума...
Сначала нас никто не заметил. Но вот первые такты песни... Знаете, об успехе
можно судить не только по аплодисментам. Весь вокзал словно замер. Я стоял
рядом с хором и видел, как слушатели буквально впитывали в себя звуки. И
вдруг встает один, другой, третий... Все! А потом тишина. Пауза какой-то
немыслимой тишины и шквал. Требовали: «Еще!» Исполнили еще раз, потом
третий, четвертый...»
В годы войны артисты ансамбля неустанно выступали, дав около 1400
концертов. И.В. Сталин, понимая, какое сильное воздействие оказывают эти
выступления, как они поднимают боевой дух, издал специальное
распоряжение: никого из артистов ансамбля не отпускать в действующую
армию.
«Священную войну» в годы войны дважды записывали на грампластинку,
первый раз 28 июня. С 15 октября каждое утро после боя кремлевских
курантов с исполнения этой песни начинался радиоэфир. Знаменитая на весь
мир, «Священная война» прошла бесчисленными фронтовыми дорогами и
осталась гимном Красной Армии, сопровождавшим ее до самой Победы.
Настанет время, и критики назовут эту песню музыкальной эмблемой Великой
Отечественной. Специалисты скажут о ее необычности: марш, написанный
трехдольным размером. Четверть века спустя, в день столетия Московской
консерватории, в дар ей как реликвию преподнесут рукописный подлинник
этой песни.
За всю свою тысячелетнюю историю Россия пережила около двухсот больших
и малых войн, из которых несколько назывались «нашествиями». Татаро-
монгольское нашествие и последующее полуторавековое иго. Нашествие
Мамая с его разноплеменным полчищем и Куликовская битва. Польско-
шведско-литовское нашествие начала XVII века, отраженное ополчением
Минина и Пожарского. Нашествие наполеоновской армады двунадесяти
языков. Нашествие Антанты в эпоху гражданской войны. И, наконец, Великая
Отечественная война 1941–1945 годов.
«Нашествиями» народ называл те войны, в которых против России
объединялось несколько государств и народов. Ни в одном европейском языке
применительно к понятию «война» нет слова «нашествие». Оно живет, к
сожалению, только в русской речи…
Наши поэты с первых дней войны почувствовали, что столь могущественного
врага можно победить «смертью смерть поправ», и после этого их речь
естественно обрела черты бесстрашного трагического достоинства: «вставай
на смертный бой», «смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в бою»,
«а коль придется в землю лечь, так это только раз…»
Сотни писателей в первые же дни войны ушли добровольцами на фронт и в
народное ополчение. Подлинным подвигом стало создание поэтом Василием
Лебедевым-Кумачом и композитором Александром Александровым песни
«Священная война», написанной в ночь с 22 на 23 июня 1941 года.
В истории человечества был лишь один случай, подобный этому. Во время
Великой французской революции поэт Руже де Лиль за одну ночь сочинил в
Марселе «Марсельезу», ставшую гимном Франции на вечные времена:
«Вперед, Отечества сыны! День славы наступил…» Но нашим людям тогда
было не до славы… И какой циничной ложью полны вопли нынешних
фальсификаторов истории о том, что наша война была всего лишь войной двух
тоталитарных систем, войной Сталина и Гитлера, следовательно, она и не
«отечественная», и не «священная»…
Поэты старшего поколения и так называемого Серебряного века, даже те, кто
ненавидел Октябрьскую революцию, вдруг почувствовали себя русскими
патриотами. 23 февраля 1942 года Анна Ахматова, молчавшая до войны много
лет, отозвалась стихотворением «Мужество».
Борис Пастернак тоже рафинированное дитя Серебряного века. В 1944 году он
побывал после Курской битвы на освобожденной Орловщине и написал цикл
стихотворений о героизме солдат и мучениях народа в оккупации, а в
комментариях к стихам добавил: «Победил весь народ сверху донизу, от
маршала Сталина до рядовых тружеников».
А еще один знаменитый эмигрант – нобелевский лауреат Иван Бунин сделал
запись в дневнике 1943 года, когда Сталин уезжал в Тегеран на встречу с
Черчиллем и Рузвельтом:
«Думал ли я, что сейчас, когда Сталин находится на пути в Тегеран, я буду с
замиранием сердца переживать, чтобы с ним ничего не случилось».
После войны, в 1946 году, Бунин сказал Константину Симонову: «22 июня
1941 года я, написавший все, что писал до этого, в том числе «Окаянные дни»,
я по отношению к России и к тем, кто нынче правит ею, навсегда вложил
шпагу в ножны».
Без полной самоотверженности, без священного чувства ненависти победить
такого мощного врага было невозможно. Вот почему Шолохов пишет очерк
«Наука ненависти», вот почему Эренбург с Константином Симоновым в своих
стихах и статьях призывают и армию, и весь народ: «Убей немца!»…
Неоценимую роль в нашей победе сыграли песни, которые народ пел во время
войны. «Вставай, страна огромная» была написана Лебедевым-Кумачом за
одну ночь с 22 на 23 июня, 24 июня текст был уже опубликован в газетах. В
сущности, это не песня, а военный гимн или грозная величественная молитва
о победе. Сам маршал Жуков на вопрос о наиболее ценимых им песнях войны
ответил: «Вставай, страна огромная», «Эх, дороги» и «Соловьи, соловьи, не
тревожьте солдат». И добавил: «В них отразилась душа народа».
Наш немецкий знакомый Эберхард Дикман, специалист по русской
литературе, однажды сказал, что в Германии во время войны не было ни одной
лирической песни, рожденной войной. Немцы на своих губных гармошках и
аккордеонах исполняли лишь довоенные марши, вроде того, что «Сегодня нам
принадлежит Германия, а завтра весь мир». А наши песни отражали жизнь
народа во всей ее полноте – от поющих соловьев до осенних желтых листьев,
от соснового бора, где встает солнце, до родного крыльца, где «мать сыночка
ждет».
В песнях войны было заложено столько жизненной силы, что они живут до
сих пор. Жив «Синий платочек», живут сурковская «Бьется в тесной печурке
огонь», фатьяновские песни «На солнечной поляночке» и «Горит свечи
огарочек», «Майскими короткими ночами». Живы песни на слова
Исаковского: «С берез, неслышен, невесом, слетает желтый лист», «На
позицию девушка провожала бойца». Жива песня Евгения Долматовского
«Ночь коротка, спят облака». Жива «Вставай, страна огромная».
Сегодня мы нынешние обратимся к этим песням.
В 1941 году военный корреспондент Алексей Сурков написал знаменитую
«Землянку». Она была адресована жене поэта, которая находилась в
эвакуации, и не предназначалась для публикации. Но в том же году он попал
в окружение под Истрой, а когда смог выбраться из землянки, вся шинель
оказалась посечена осколками. А «Землянка» стала песней и прошла всю
войну.
В 1941-1942 году М. Табачниковым и поэтом Френкелем была написана
песня «Давай закурим», которую опубликовали в газете «Комсомольская
правда» под заголовком «Песенка южного фронта». Осенью 41 года на
южном фронте очень рано выпал снег, а после вдруг сильно потеплело,
дороги раскисли. Именно тогда советские войска предприняли контрудар под
Ростовом. 28 ноября 1941 Ростов бы освобожден, а гитлеровцы потерпели
первое крупное поражение и не смогли пробиться к кавказской нефти. В этот
момент и появилась песенка южного фронта.
В поэзии тех лет главной была героико-патриотическая тема. Лозунг «Всё
для фронта!» стал определяющим. Стихи появлялись на страницах газет,
жадно читались и на фронте, и в тылу, писать стали и сами бойцы. Это были
и письма с фронта, и стихотворения, и даже частушки. Многие из них были
переложены на музыку, но кроме военных подвигов здесь отражалась вечная
тема – любовь.
Летом 1942 года в Оренбурге познакомились композитор Соловьев-Седой и
поэт Фатьянов, который принес стихи. Они были свежи и трогательны. При
чтении их ощущался аромат цветущей сирени, полевых трав. Вскоре
стихотворение появилось во фронтовой газете «За Родину» и не получило
одобрения. Идут кровопролитные бои, а здесь такая лирика. А после был
Курск и Сталинград, и только в 1943 году была написана музыка, и
появилась та песня, которую мы знаем и любим «На солнечной поляночке».
В годы войны в некоторых фронтовых газетах возникла одноименная
рубрика, где помещались заметки о том, как бойцы проводят краткие часы
отдыха, о письмах, полученных из дома, и другие сообщения.
В феврале 1942 года поэт Евгений Долматовский опубликовал в газете
«красная Армия» стихотворение «Танцы до утра» («Случайный вальс»).
Стоит остановиться колонне на ночевку при фронтовом селе или городке, и
вот уже возникают знакомства, и откровенные разговоры, и влюбленность, и
всё это носит грустный целомудренный характер, а рано-рано расставание,
отъезд. В декабре 1942 года в районе Сталинграда Долматовский встретился
с композитором Марком Фрадкиным и прочел ему стихотворение. Тот на
аккордеоне сразу наиграл мелодию, но написание песни пришлось отложить:
завершалась сталинградская операция. Битва закончилась, и в поезде,
ехавшем от Сталинграда до Ельца семь суток была сочинена песня
«Офицерский вальс».
В 1944 году появилась песня «Соловьи» поэта Фатьянова. Она не знала
равных по популярности, и редко кто из фронтовиков, слушая её, мог
сдержать слезы. Более двух лет Соловьи оставались в рукописи, поэт не
решался их показать и не верил, что стихи могут появиться в печати. Они так
и не появились, а возникла песня.
В 1945 году в восточной Пруссии сопротивлялись остатки разбитой
немецкой армии, шел последний бой, сопротивление было жестокое, ставка
была встревожена изнурительными боями. И в это время ленинградская
концертная бригада выезжает к бойцам прибалтийского фронта. В составе
бригады поэт Фатьянов и композитор Соловьев-Седой. Они сочинили песню
прямо по дороге в автобусе. Мотор чихал, хрипел, лязгал металлом, иногда
глох, и музыка была как бы отражением этих звуков. Песня называлась
«Горит свечи огарочек» («Давно мы дома не были»).
Война закончилась, но осталась в душах и в памяти людей. Они разошлись в
разные стороны, разъехались по разным городам, но сохранились не только
воспоминания, но и тоска по годам, проведенным вместе. На одной из строек
Сибири композитор Соловьев-Седой встретился с бывшими воинами
фронтовиками. Возвращаясь в Ленинград, он думал об этой встрече и
написал песню «Где же вы теперь, друзья однополчане?». Песня-исповедь,
песня-раздумье, песня-воспоминание.
Война закончилась, но песней опаленной
Над каждым домом до сих пор кружит.
И не забыли мы, что двадцать миллионов
Ушли в бессмертие, чтоб нам с тобою жить.
Михаил Ножкин
При проведении мероприятия могут быть использованы не только
представленные песни, главное, чтобы они брали за душу, чтобы они помогли
вспомнить не только события, происходившие в годы войны, но и людей,
которых не было на полях сражений. Они поднимали дух народа, его
настроение, веру в нашу скорую победу. Их мы тоже должны вспомнить
поименно. А все вместе этот сверхнарод, о котором писал Александр
Твардовский в своем «Василии Теркине». «Только такой сверхнарод мог
победить жестокую орду сверхчеловеков».