Использование программы Scratch в процессе реализации проектной деятельности

Т.Н. Клявлина,
учитель информатики
МБОУ «СОШ № 99
г. Челябинска»
Использование программы Scratch в процессе реализации
проектной деятельности.
Проектная деятельность в процессе школьного образования является
современным инструментом повышения познавательной активности
обучающихся. Она способствует повышению эффективности
пропедевтической деятельности в рамках основного школьного курса
информатики, ведь изучение данного предмета начинается в школах, в
основном с 5 класса, а то и с 7 или 8 класса.
Для реализации проектной деятельности по информатике мною была
выбрана программа Scratch. Она представляет собой интерактивную среду
программирования, с помощью которой дети могут создавать собственные
творческие проекты, интерактивные программы, игры, которые базируются
на эффектах анимации.
Получив навыки работы в среде программирования Scratch, даже не
самый успешный ученик в классе способен создавать полностью
законченные проекты. Потому что работа в программе строится так, что для
каждого обучающегося создаются условия, которые позволяют открыть
творческий потенциал, тягу к познаниям, творчеству и самообразованию.
Программа Scratch является уникальной средой программирования,
которая отодвигает сам процесс написания программного кода на второй
план, открывая путь к творчеству и полету фантазии. Очень часто ученики
не замечают сложностей при составлении программного кода, ведь он
составляется из отдельных разноцветных блоков, похожих на кирпичики из
конструктора Лего.
При подготовке мультимедийных проектов ученики придумывают
сценарии, прорабатывают характер и поведение героев, рисуют и анимируют,
оживляют окружающую среду, подбирают музыку, создают собственные
уникальные графические объекты. Результатом выполнения проекта в среде
Scratch может быть: тест, открытка, анкета, анимационный ролик,
программа, компьютерная игра.
При разработке проектов в среде программирования Scratch, ученики
на практике в непринужденной игровой форме усваивают важнейшие
математические понятия (переменная, целая часть от деления, квадратный
корень, арифметические действия) и основы алгоритмизации и
программирования (алгоритмические конструкции: следование, ветвление,
цикл). И в дополнении к этому получают отличный бонус в виде развития
системного мышления и творческого воображения, приемов и принципов
коллективной работы. Ведь в ходе групповой работы ребятам приходится
распределять роли: сценарист придумывает сюжет, декоратор разрабатывает
фон сцены, художник прорисовывает новых персонажей. И все это можно
делать на разных компьютерах, а в последствии соединить в единый проект.
Следует отметить, что среду программирования Scratch можно
использовать как во внеурочной деятельности, так и на уроках информатики
или для самостоятельного обучения дома.
Использование интерактивной среды Scratch во проектной
деятельности направлено на реализацию следующих целей:
Развитие у учеников навыков самостоятельной работы, которые
очень важны будущим программистам.
Развитие креативного мышления и познавательного интереса к
решению творческих задач.
Пропедевтика основного школьного курса информатики.
Формирование обязательных универсальных учебных элементов.
Формирование и воспитание грамотного отношения к информации.
Развитие интеллектуальных способностей учеников.
Ну а теперь хотелось бы перейти к знакомству с наиболее интересными
и удачными проектами, реализованными моими учениками.
1. Проект «Знайка». Наблюдая за одноклассниками, ребята заметили,
что чаще всего у них возникают затруднения на уроках русского языка. А
ведь русский язык является национальным в нашей стране и так важно быть
грамотными, уметь правильно говорить и безошибочно писать. Так возникла
идея создания проекта «Знайка», с помощью которого обучающиеся
младших классов могут тренироваться в написании слов. В качестве
основных героев были выбраны персонажи Знайка и Незнайка из
произведения Н.Носова. Полученный продукт позволяет заменять
отработанные слова на новые, что ведет к повышению грамотности.
2. Проект «Безопасный Интернет». Ежегодно в образовательных
учреждениях города проходит акция «Защита», в ходе которой проводятся
различные мероприятия по теме «Безопасный Интернет».
Мы подготовили проект для учеников младших классов, в котором
герои сказки Колобок рассказывают главному герою правила безопасной
работы в сети Интернет. А в конце программы лиса проводит для Колобка
тестирование, чтобы проверить усвоенный материал.
3. Проект «Интерактивная карта объектов культуры города
Челябинска». 2014 год был объявлен в России Годом культуры. И мы решили
разработать проект по данной тематике. Ведь для каждого человека культура
страны начинает формироваться с культуры родного города, а для нас это
город Челябинск. Мы задумались о том, как сообщить школьникам об
объектах культуры родного города, в какой форме это представить, чтобы им
стало интересно.
В проекте идет рассказ об объектах культуры и сопровождается
иллюстративным рядом. Были представлены наиболее заинтересовавшие
ребят объекты, расположенные в центре города Челябинска: Челябинский
государственный академический театр драмы имени Н. Орлова; Челябинский
театр оперы и балета имени М. И. Глинки; Театр «Манекен»; Челябинский
государственный краеведческий музей; Челябинская областная
универсальная научная библиотека.
3. Проекты «Литературное Простоквашино» и «Мир книг». Указом
президента В.В.Путина 2015 год объявлен в России Годом литературы.
Согласно указу, год литературы проводился с целью привлечения внимания
общества к литературе и чтению. И мы задумались о том, как привлечь
внимание школьников к литературе.
Проект «Мир книг» представляет собой интерактивную библиотеку, в
которой можно познакомиться со следующими произведениями: А.А. Блок
«Полный месяц встал над лугом…», С.А. Есенин «Весенний вечер», А.С.
Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок), Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»,
М.Ю. Лермонтов «Парус», И.С. Тургенев «В дороге», А.А. Фет «Чудная
картина», В.А. Жуковский «Жаворонок», И.А. Бунин.
Нажимая на нужную книгу можно прослушать стихотворение данного
поэта и просмотреть иллюстративный ряд.
Проект «Литературное Простоквашино» предназначен для знакомства
младших школьников с биографией и произведениями детских писателей,
таких как С.В. Михалков, Н.В. Пикулева, Т.И. Александрова. А рассказ
ведется от имени персонажей из произведения «Простоквашино» Э.
Успенского.
5. Проект «Интерактивный словарь». У многих школьников возникают
затруднения при изучении английского языка. И мы задумались о том, как
помочь сверстникам в решении этой проблемы.
Был разработан «Интерактивный словарь по английскому языку», в
который вошли следующие темы: «Places in a city», «Animals», «Food»,
«Occupations». Работая по данным направлениям, ученик может
отрабатывать произношение и написание слов.
Просмотрев данные проекты, мы можем увидеть, что среда Scratch
позволяет реализовывать межпредметные связи. В одной работе можно
связать информатику с русским языком или с литературой, с окружающим
миром или с иностранным языком.
Предлагаю всем вам познакомиться со средой Scratch, которая дает
возможность детям раскрыться в любом предмете. Давайте дадим детям
возможность творить… Творить социально и личностно значимые проекты.