Конспект занятия "Сценическое движение. Пантомима"
Конспект занятия по теме «Сценическое движение. Пантомима»
План занятия:
1. Организационный момент: актерское приветствие, сообщение темы и
эпиграфа, цели и задач занятия (3 минуты).
2. Разминка: упражнения (5 минут).
3. Теоретическая часть: новая тема Пантомима, повторение знаний по
сценическому движению
Видеоролик (3 минуты),
презентация «Театр мимики и жеста» (6 мин).
4. Практическая часть: (20 минут).
5. Упражнения на закрепление.
6. Сценка «Опять двойка».
7. Подведение итогов занятия (3 минуты).
8. Домашнее задание (2 минуты).
Цель: создать условия для личностного развития ребенка, через
сценическое движение.
Задачи:
— познакомить с понятиями сценическое движение и пантомима;
— развивать мимику и пластику;
— воспитывать сценическую культуру.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Учащиеся заходят в кабинет под музыку. Их актерская задача заключается
в следующем: каждый должен выразить с помощью мимики, жестов, походки
свое настроение в данный момент. Затем ребята приветствуют друг друга через
рукопожатие со словами: «Здравствуйте!», показывая настроение уже с
помощью интонации. Педагог здоровается с учащимися и сообщает им тему
цель и задачи занятия.
Педагог: Добрый день! Сегодня наше занятие будет проходить по теме:
«Сценическое движение. Пантомима»
Важнейшим элементом выученности актёра является сценическое
движение. Оно направленно на то, чтобы сделать мышцы актёра пластичными,
а тело послушным воле исполнителя. Перед выступлением нужно разогреть не
только голосовые связки, но и мышцы, так как во время выступления иногда
нужно танцевать, быстро двигаться, даже кувыркаться и падать. И чтобы актёр
не потянул ногу, не уронил на сцене какой-либо предмет, ему нужно правильно
двигаться по сцене. И поэтому на занятиях будем продолжать этому учиться.
Прошу всех дружно встать,
Что скажу всё выполнять.
II. Разминка
1. Упражнения на фонационное дыхание
Цель: освобождение фонационных путей от мышечного зажима.
Выполняются в кругу, при выполнении упражнений используется носовое
дыхание.
Упражнение «Дровосек»: Ноги на ширине плеч, при вдохе руки заносим
над головой (руки соединены в «замок»), при выдохе со звуком «Ух!» руки
резко опускаем вниз. Упражнение повторяем 3-4 раза.
Упражнение «На цыпочках»: Приподнимаясь на носки, делаем вдох,
опускаясь, — выдох. Упражнение повторяем 3-4 раза.
Упражнение «Китайские церемонии»: Ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Протяжно произносим: гм-гм-гм, выполняя следующие движения; медленно
наклоняя корпус вперед (спина прямая), делаем вдох; возвращаясь в исходное
положение, – выдох.
2. Упражнения с применением звуков
Цель: тренировка внутриглоточной полости для ощущения звука в
резонирующих полостях.
Упражнение «Шумы»: Встанем прямо, руки вдоль тела. Произнесем на
медленном выдохе: ССССССС…(«свист ветра»). ШШШШШШ…(«шум леса»).
ЖЖЖЖЖ…(«жужжит пчела»).
Упражнение «Мотоцикл»: Встанем прямо, руки вдоль туловища,
произнесем на медленном выдохе: РРРРР, переходящее в РЬРЬРЬРЬ…
Упражнение «Эхо»: Участники, руки складывая шалашиком, направляют
друг другу «Ау!» по кругу.
3. Упражнения на разогрев мышц.
1.Упражнение «Лед и пламя»: Участники встают в круг. По команде
«пламя» (под музыку) они начинают интенсивное движение телом, по команде
«лед» застывают в позе, которую должны оправдать.
2. Упражнение «Снятие телесных зажимов и управление эмоциональным
состоянием». На каждый хлопок происходит излом тела, любого участка.
Старайтесь, чтобы, вы не повторялись.
Педагог: Хорошо размялись. На следующем занятии мы продолжим
разучивание упражнений. Прошу всех вернуться на свои места.
III. Теоретическая часть.
Просмотр видеоролика «Пантомима».
Беседа по вопросам.
— Вам было понятно происходящее на экране? (Да)
— Что изобразила девочка?
— Вы слышали какие-нибудь слова? (Нет)
— Что помогло вам понять происходящее? (Движение рук девочки (жесты)
и выражение её лица (мимика).)
Работа девочки основывается на вере в то, что все то, что она делает,
абсолютно реально. И это при минимуме декораций, костюмов и
приспособлений. Просто она верит в то, что на улице идет дождь, дует ветер,
что она наткнулся на стенку и т.д.
А вслед за ней в то начинают верить и зрители. Вы поверили? Попробуем
научиться?
Презентация «Театр мимики и жестов». Сл1.
Сл.2. Пантомима (Рantomimos в переводе с древнегреческого: тот, кто
изображает все) — искусство создания образа с помощью мимики и пластики,
театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не
словами, а мимикой.
Сл.3. Пантомима – это миниатюра без текста, которую исполняет группа
артистов или один артист.
Из чего же складывается пантомима? Это и мимика, и жесты, и осанка, и
походка.
Сл.4.Классическая пантомима пришла к нам из древнегреческого театра,
где представления давались на огромную аудиторию. И порой зрители могли
догадываться о том, что происходит на сцене, только по движениям, жестам.
Актеры передают свои чувства и эмоции зрителю посредством выражения не
только жестами, но и всем телом, а также мимикой. Это искусство является
достаточно сложным, ведь главная задача актера состоит в том, чтобы донести
зрителю всю глубину разыгрываемой сцены.
Из истории театров. Первый театр в мире был построен в греческом городе
Афины. В театре была сцена, зрители сидели на склонах холмов, специальный
механизм изображал раскаты грома и шум дождя.
Сл.5. Театры в Китае и Индии.
В Китае первые театральные представления напоминали танцы на
специальных крытых площадках перед храмами. В Древней Индии заднюю
стенку таких площадок украшали тканями.
Сл.6. Театр мим и пантомим. Это не только искусство. У него
тысячелетние традиции. Своя история. Нищие, бесправные, не имеющие права
не только на жизнь, но и на смерть, бродили по миру.
Странствующих комедиантов травили собаками, забивали в колодки, но их
весёлое искусство нельзя было уничтожить. Так, переходя из века в век ,
развивалась пантомима. Она перекочевала с площадей на арены цирка.
Сл.7. Театр движения, мимики и жестов.
Чтобы многое рассказать, не требуется речи. Движения, жесты, мимика
могут быть настолько выразительны, что актёр способен взволновать или
рассмешить своих зрителей без единого произнесённого слова.
Сл.8. «Удивительный ты человек. Я слышу, что ты делаешь, а не только
вижу. Мне кажется, самые твои руки говорят», — воскликнул, увидев
пантомимного актёра, древнегреческий писатель Лукиан.
Актёры пантомимы запрягают несуществующих коней, плывут по бурной
реке на воображаемой лодке, играют с несуществующим мячом, пьют вино из
бокалов, которых фактически не существует.
Вопрос: Кто догадался, как называют актёра в пантомиме? (Мим)
Сл.9. Мим способен изобразить не только людей, животных и предметы,
но и разыграть в одиночку целый исторический спектакль, таким образом,
чтобы зритель почувствовал присутствие на сцене множества персонажей.
Сл.10. Традиционная форма пантомимы—миниатюра, которая
представляет из себя минипьесу.
Сл.11. В центре каждой пантомимы – человек, его жизнь, его борьба, его
счастливые минуты и горести.
Сл.12. Великим комиком можно назвать Чарли Чаплина. Чарли Чаплин
был акробатом, танцором, научился ходить по проволоке, жонглировать; он
овладел многими видами мастерства движения; он сам сочинял музыку для
своих фильмов. Чарли Чаплин стал величайшим мимом нашего времени.
Сл.13. Искусством пантомимы нельзя овладеть, если не будет обретена
высокая техника. А техника обретается упорным трудом.
Вопросы на закрепление темы:
— Чем же мы будем заниматься на занятиях? (Учиться с помощью мимики
и жестов изобразить задуманное).
— Какие умения нам пригодятся? (Мимика и жесты)
Давайте вспомним, что такое мимика?
(Ответ: Мимика – это движение лицевых мышц, изменение выражения
лица.)
Хорошо, вспомнили. А что такое жест?
(Ответ: Жест – движения рук, сопровождающие речь актёра или
заменяющие её.) Молодцы!
А сейчас небольшое задание. Вам нужно с помощью мимики и жестов,
показать предложенные выражения:
1. Вот такой арбузище купила.
2. Малюсенький такой пузырёчек.
3. Фи, какой противный!
4. Ну, я не знаю!
5. Всё в порядке!
Замечательно! Пройденный материал вы усвоили хорошо. Перейдём к
сценическому движению.Мы знаем, что сценическое движение – важнейшая
составляющая внешней техники актёра. Целью развития этого навыка является
выработка реакции, координации движений, способности передать внутренний
мир и переживания героя через язык тела.
Задание. Изобразить сценку «Опять двойка» без слов, с помощью мимики
и жестов.
Педагог: Пока готовятся ребята, мы выполним этюдное задание по
пантомиме «Зоопарк»…Итак, вы когда-нибудь были в зоопарке? (Да).
Тогда вы видели, что все животные находятся в своих вальерах.
Сейчас вы загадаете животного или птицу, выберете себе место на сцене и
попробуйте их изобразить. А мы постараемся узнать, кого вы нам показываете.
Приготовились, расположились. Мы в зоопарке.
Педагог: Интересная экскурсия получилась. Очень яркие и удивительные
обитатели зоопарка. Творческие задания закончились, прошу всех занять
свои места.
Сценка «Опять двойка»
А мы подводим итог нашему занятию. Сегодня мы продолжили знакомство
со сценическим движением, в частности с пантомимой. Как вы думаете трудно
показывать пантомиму? Почему?
Какое задание вам больше всего понравилось? (Ответы).
Какое задание показалось трудным? (Ответы).
Педагог: Я благодарю всех за творческий подход к занятию.
Свои впечатления вы можете выразить вот такими жетонами.
На них выражение лица. Я раздаю всем по три жетона (равнодушие, скука,
радость). Какое настроение было у вас на занятии? Выберете жетон,
совпадающий с вашим настроением, разложите их на столе.
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Формирование навыков сотрудничества у младших дошкольников в условиях реализации ФГОС
- Экологический проект в старшей группе "Огород на окне"
- Игра-общение дошкольников
- Внеклассное мероприятие "Блокадный хлеб"
- Конспект урока "Число 3. Большая, поменьше, маленькая"
- Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС