Формирование диалогической формы речи детей в младшем дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности

1
«Формирование диалогической формы речи
детей в младшем дошкольном возрасте в процессе игровой
деятельности»
Разработала воспитатель
1-ой квалификационной категории
БМАДОУ «Детский сад № 18»
П. Монетный Свердловской области
Слетина Людмила Анатольевна
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления
присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к
построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими
личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание,
саморазвитие вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются
вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого
развития дошкольника.
Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и
практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления,
возникает и развивается в процессе общения.
Исходя из вышесказанного, целесообразно изложить проблему формирования
диалогической речи в младшем дошкольном возрасте.
Цель исследования изучение возможности использования игр-драматизаций в развитии
диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста будет
проходить эффективно при условии использования в процессе работы игр-драматизаций.
В ходе обучения детей диалогической речью можно использовать разнообразные методы.
Среди всего разнообразия методов особенно можно выделить игру-драматизацию. Игры-
драматизации одна из форм театрализованной деятельности. Игры - драматизации
включают в себя инсценирование песен, инсценирование сказок, инсценирование
литературных текстов, инсценирование потешек, игровое творчество детей.
2
Игры-драматизации - форма деятельности ребенка в дошкольном детстве. Поэтому
театральное искусство близко и понятно детям. Литературное произведение или сказка
всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др)
Прием драматизации, который можно использовать и при рисовании, и при
рассказывании сказки, и при сочинении по картине. Дети охотно изображают, как они
дуют на одуванчик, , который нарисовали; «съедают» ягодку на аппликации; «пекут
пирожки», ожидая маму-козу. Соотнесение слова и выразительного движения организует
структуру детских высказываний, делает речь динамичной .
В процессе организации игр-драматизаций у детей развиваются организаторские умения и
навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются
непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются
коммуникативные умения и навыки.
Разностороннее влияние игр-драматизаций на личность ребенка позволяет использовать
их как активное, но ненавязчивое педагогическое средство.
Велико и воспитательное значение игр-драматизаций. Оно заключается в формировании
уважительного отношения детей друг к другу, развитии чувства коллективизма и
партнерства. Исходя из особенностей психического развития детей дошкольного возраста,
большинство игр-драматизаций строится на материале сказок. Особенно важны для детей
те нравственно-этические уроки, которые преподносятся сказками и извлекаются детьми в
результате совместного анализа каждой игры.
Игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляющих
себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль
сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный
возрасту эгоцентризм. Один и то текст может быть инсценирован разными способами: при
помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь. Игры
драматизации оказывает огромное значение на полноценное психическое развитие
ребенка. Вызывают нравственно- эстетические переживания, которые в свою очередь
создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, тем самым повышают
познавательную активность детей и способствуют развитию речи, т. к. возникает в
игровой обстановке потребность говорить. В процессе работы над выразительностью
реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь
ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.