Игровые технологии в образовательном процессе

Подписи к слайдам:

МБДОУ Детский сад № 24 «Капитан»

Подготовила воспитатель Кутумова Н.А.

г.о. Химки, микр. Сходня

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств по реализации образовательного процесса как в нескольких ДОУ, так и в конкретном детском саду или даже группе.

Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами:

  • социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС);
  • образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.).
  • Ценность педагогической технологии в том, что она:

  • конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;
  • создает условия для индивидуальных и дифференцированных заданий. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность.
  • Эти и другие важнейшие качества не только в процессе специальных занятий, но также в игре, дающей ребенку:

  • возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли;
  • быть лично причастным к изучаемому явлению ( мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества);
  • прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
  • Значение игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:

  • способом обучения;
  • деятельностью для реализации творчества;
  • методом терапии;
  • первым шагом социализации ребенка в обществе. Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:
  • знания методики игровой деятельности;

  • профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;
  • учета возрастных и индивидуальных возможностей.
  • На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:

  • для освоения темы или содержания изучаемого материала;
  • в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.
  • Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

    Цели использования игровой технологии:

    Дидактические:

  • Расширять кругозор и познавательную деятельность детей.
  • Учить сравнивать, сопоставлять, находить аналогии.
  • Формировать определенные умения и навыки и применять их в практической деятельности.
  • Воспитывающие:

  • Воспитывать самостоятельность детей, сотрудничество, чувство коллективизма.
  • Развивающие:
  • Развивать внимание, память, речь, мышление детей.
  • Развивать воображение, фантазию, творческие способности детей.
  • Социализирующие:

  • Приобщать детей к нормам и ценностям общества, адаптировать к условиям внешней среды.
  • Задачи игровой технологии:

  • Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счет собственной активности ребенка.
  • Подобрать средства активирующие деятельность детей и повышение ее результативности.
  • Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

  • Технологичная схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
  • Научная база – опора на определенную научную концепцию достижения образовательных целей.
  • Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
  • Управляемость – предполагается возможность целеполагания,
  • планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.

  • Эффективность – должна гарантировать достижение определенного стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
  • Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.
  • Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:

  • отбору, разработке, подготовке игр;
  • включению детей в игровую деятельность;
  • осуществление самой игры;
  • подведению итогов, результатов игровой деятельности.
  • Главные признак педагогической игры в игровой технологии – четко поставленная цель обучения и соответствующие ее педагогические результаты, характеризующиеся учебно - познавательной направленностью.

Виды педагогических игр.

По виду деятельности

  • двигательные,
  • интеллектуальные,
  • психологические,
  • профориентированные и т.д.;
  • По характеру педагогического процесса

  • обучающие,
  • тренировочные,
  • контролирующие,
  • познавательные,
  • воспитательные,
  • развивающие,
  • диагностические.
  • По характеру игровой методики

  • игры с правилами;
  • игры с правилами
  • устанавливаемыми по ходу игры,
  • игры, где одна часть правил задана условиями игры, и устанавливается в зависимости от ее хода.
  • По содержанию

  • музыкальные,
  • математические,
  • социализирующие,
  • логические и т.д.
  • По игровому оборудованию

  • настольные,
  • компьютерные,
  • театрализованные,
  • сюжетно-ролевые,
  • режиссерские и т.д.
  • Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

    Значение игровой технологии:

  • активизирует воспитанников;
  • повышает познавательный интерес;
  • вызывает эмоциональный подъем;
  • способствует развитию творчества;
  • максимально концентрирует время занятий за счет четко сформулированных условий игры.

Позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счет усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Концептуальные основы игровой технологии:

  • Игровая форма совместной деятельности с детьми создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребенка к деятельности
  • Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности
  • – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

  • Игровая технология охватывает определенную часть образовательного процесса, объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем.
  • В игровую технологию включается последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.
  • Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководства педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:

  • выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностям детей (дети проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);
  • предложение игры - создается игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);
  • объяснения игры - кратко, четко, только после возникновения интереса детей к игре;
  • игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;
  • организация игрового коллектива – игровые задачи формируются таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах.
  • развитие игровой ситуации – основывается на принципах; отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
  • окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.