Методическая разработка "Чтение с листа, как основа развивающего обучения"

МБУ ДО ДШИ №1 им. М.П.Мусоргского
Г. Тверь
Методическая разработка
Тема: «Чтение с листа, как основа развивающего обучения»
Разработчик преподаватель высшей категории фортепиано:
Л.М. Лаврова
Список использованной литературы
1. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Киев: Музична Украiна, 1979
2. Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма.
3. Оборин Л. Воспоминания. М.: Музыка, 1977.
4. Тимакин Е. Воспитание пианиста. М.: Советский композитор, 1984.
Список рекомендуемой нотной литературы
1. Алексеева И,. Сухова В. Гаммы и арпеджио: учебное пособие для учащихся
средних и старших классов ДМШ. СПб.
2. Музыкальная гимнастика для пальчиков \ сост. М. Ковалевская. СПб. : Союз
художников, 2011.
3.Сухова В. Техническое развитие пианиста. Гаммы, арпеджио, упражнения. СПб.:
Союз художников, 2011.
5. Таугиз К. Упражнения для фортепиано. СПб.: Союз художников.
«Я склонен давать уроки фортепианной игры
В обычном смысле, а скорее – уроки любви к искусству»
А. Корто
ЧТЕНИЕ С ЛИСТА КАК ОСНОВА
РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Введение:
В настоящее время в области музыкального обучения существуют две
тенденции:
- первая заключается в строгом следовании традиционным установкам;
- вторая связана с разработкой новых методик и технологий
образовательного процесса – педагогическими инновациями.
Воспитание музыканта-пианиста имеет целью подготовить его к
самостоятельному ознакомлению с музыкальным наследием прошлого и с
современной музыкой. Главной задачей педагога является то,чтобы занятие в
классе проводиллсь так, чтобы заинтересовать ученика. Этому способствует
система индивидуальных занятий, которая обеспечивает возможность
наиболее гибко подходить к каждому ребенку.
Цель:
Создать условия для творческой самореализации;
Работать над формированием музыкальной культуры ребенка;
Обучать основаниям музыкального исполнительства;
Знакомить учащихся с музыкальным наследием мировой и
национальной культуры.
Задачи:
В процессе обучения необходимо накопить запас музыкальных
впечатлений и овладеть рядом необходимых навыков:
Воспитанный слух;
Умение быстро и грамотно читать нотный текст;
Гибкий исполнительский аппарат, владеющий основными формулами
пианистической техники;
Понимание стилей музыки;
Навыки игры в ансамбле;
Воспитание культуры исполнения.
За этот многоликий инструмент усаживают в различных городах и
селах, странах и континентах огромнейшее количество детей-дошкольников
и младших школьников. Усаживают и начинают по разному обучать музыке
и фортепианной игре. Как сложатся «музыкальные судьбы» этого несметного
числа детишек?
В сфере педагогического воздействия в основном находятся те дети,
которые станут просто хорошо разбирающимися в музыке слушателями.
Целью обучения в фортепианном классе является подготовка в большинстве
своем музыкантов-любителей, которые также обладают практическими
навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и
выучить музыкальное произведение любого жанра, подобрать мелодию и
аккомпанемент к ней. Чтение с листа, ансамбль, аккомпанемент,
музицирование давно стали частью развивающего обучения, но высока ли их
эффективность?
Практически каждый преподаватель понимает, что редкий ученик
способен самостоятельно разобрать произведение. Более того - без активного
участия педагога процесс разбора пьесы растягивается на недели. Часто
педагог вынужден направлять свои усилия на те виды деятельности ученика,
которые связаны с подготовкой программ академических концертов и
экзаменов. А пока внимание преподавателя занято выучиванием текста,
бессмысленной зубрежкой двух-трех пьес в течение полугодия, учащиеся
задерживаются в своем музыкальном развитии. В результате выпускник- это
нередко беспомощный перед нотным текстом ребенок, который вряд ли
когда-нибудь сядет за инструмент.
Другая причина упадка искусства чтения с нот связана с практикой
обязательного исполнения репертуара наизусть. Чтобы закрепить музыку в
памяти, ученик бесконечно повторяет ее, глядя в ноты. Мало того, что
картина нотного текста стирается в его сознании, на чтение с листа времени
не остается одним из ключевых моментов музыкального образования,
основой будущей самостоятельности ученика. Оно пробуждает интерес к
музыке и вселяет веру в свои силы. Ребенок, свободно общающийся с
нотным текстом не расстается с музыкой всю жизнь.
Воспитание навыков грамотного разбора и чтения нот с листа должно
быть в центре внимания педагога. Между тем, это два разных процесса.
Разбирать произведение – это значит проигрывать его в медленном темпе,
допуская остановки для более тщательного изучения текста. Основная цель –
разобраться в музыке. Под игрой с листа подразумевается исполнение
незнакомой пьесы в темпе и характере, как будто она уже освоена и выучена.
Исполнение должно быть непрерывным, без предварительного проигрывания
на инструменте. Следует заметить, что навык чтения с листа не обязательно
соответствует умению хорошо разбирать пьесы. Зачастую ученик при
хорошем разборе не может бегло охватить фразу, выявить главное. И
наооборот: бегло читающий ученик проявляет неграмотность при
разучивании произведения.
«Лучший способ научиться быстро читать – это как можно больше читать»,
сказал Иосиф Гофман, и его мнение разделяют многие. Практический опыт –
лучший способ развития любого навыка.
Научить, читать с листа можно научить каждого, но результаты будут
разными в зависимости от способностей ученика. Среди необходимых
качеств – сообразительность или способность быстро мыслить, умение
концентрировать внимание, собираться. Затем быстрая двигательная
реакция и хорошо развитый внутренний слух. Важно обладать
любознательностью и определенной смелостью «все могу». Эти качества не
только способствуют успеху, но и прекрасно развиваются в процессе
занятий.
Чтение с листа – это сложный процесс, синтезирующий несколько различных
компонентов.
Для подготовки к успешному чтению с листа необходимо воспитание
музыкально-слуховых представлений. Формирование необходимых
слуховых и зрительных навыков – важнейшая задача начального этапа
обучения. Развитие внутреннего слуха, а в дальнейшем и умение оперировать
слуховыми представлениями играет для чтения с листа важнейшую роль.
Вид нотного текста мгновенно включает внутренний слух (способность
слышать музыку внутри себя), и музыкально-слуховые представления
воплощаются в игровые движения. Если не созданы зрительно-слухо-
моторные связи, то результатом станет механическое считывание нот.
Уже первое знакомство с нотами – это основа подготовки к навыку беглого
чтения с листа. Самый простейший нотный текст содержит разноплановую
информацию, требующую от ребенка мгновенного восприятия, осознания и
выполнения. Чтобы на первых порах облегчить начинающему музыканту
чтение нотной графики, можно временно разделить ритмические и слуховые
структуры. Главное сделать восприятие текста с первых шагов целостным,
структурным. Ученик должен видеть не отдельные ноты, а группы нот,
обладающие выразительным значением.
Полезным в обучению чтению с листа является приобретение навыка
широкого зрительного охвата нотного текста. Можно использовать
музыкальные игры, которые дети очень любят.
«Музыкальный пазл»
Из частей (тактов) нотного текста надо собирать целое произведение.
Конечно, следует начинать с кротких произведений в одну - две строки.
Сначала ребенок действует по образцу (целому изображению). Задача
усложняется, когда ученик должен расставить такты в каждой строчке,
ориентируясь не на изображение, а на свой слух.
«Карточки - загадки» (музыкальна викторина).
На подготовленных карточках изображены короткие музыкальные фразы из
всевозможных классических произведений. Это могут быть образцы детской
фортепианной литературы, а позднее вокальной, симфонической и оперной
музыки. Ученик, слушая, ищет среди карточек звучащее произведение.
Начинать надо с небольшого количества карточек, постепенно увеличивая
его. Эта игра развивает способность концентрировать внимание, внутренним
слухом озвучивать нотный текст, охватывать взглядом целиком весь отрывок
и моментально сравнивать его с несколькими другими. К тому же мы
расширяем музыкальный кругозор наших учеников.
Для скрипачей, вокалистов, духовиков, которые имеют дело с записью
музыки на одной строке, процесс чтения не представляет большой
сложности. Другое дело у пианиста, который должен охватить взглядом две
строки, а иногда и более. Фортепианный текст требует осмысления по
нескольким линиям одновременно, по горизонтали и вертикали.
Ориентировке в нотном тексте помогает развитие письменно речи.
Необходимость писать ноты улучшает их восприятие. Даже простое
переписывание музыкального произведения приносит несомненную пользу,
приучая видеть логику расположения и группировки нотных знаков,
обостряя восприятие текста, облегчая запоминание. Полезно следить за
исполнением по нотам. Слушание музыки с одновременным чтением
нотного текста - один из наиболее действенных приемов воспитания
музыкального мышления.
Одна из задач обучения чтению с листа заключается в планомерном
накоплении достаточного запаса «типовых оборотов» фортепианной музыки,
охватывающих как можно больше стилистических направлений.
Таким образом, занятия, строящиеся по принципу создания исполнительских
эскизов, имеют все основания быть причисленными к наиболее
результативным способам обще музыкального и двигательно- технического
развития учащихся.
Успешное чтение с листа во многом зависит от владения учащимися
музыкальной грамотой. Сюда входят умение определять тональность, знаки
альтерации, длительность нот и пауз понять движение мелодической линии,
соотношение мелодий и аккомпанемента, произвести элементарный анализ
строения музыкального произведения (фраза, период) и т.д. Чаще всего
именно ошибки, возникающие из-за недостаточной грамотности, затрудняют
процесс чтения с листа. Обычно камнем преткновения для учащихся
являются ноты на добавочных линейках, случайные знаки, игра в
тональностях с большим количеством знаков, частая смена ключей,
многозвучные аккорды, прихотливые ритмы и т.д. Как можно помочь
ученику преодолеть данные трудности? Желая избавить учащихся от этих
«затруднений» и сосредоточить внимание на слуховых задачах, было издано
известное « Пособие по чтению с листа на фортепиано» (составители
Ф.Брянская, Л. Ефимова, С. Ляховицкая). Для тренировки музыкальной
грамотности учащихся был специально подобран музыкальный материал,
систематизированный по разделам, ознакомление с которым могло бы
помочь справиться с теми или иными часто встречающимися затруднениями
в ритме, добавочных нотах, знаках, аккордах и др. Чередовать материал
педагог может на свое усмотрение для каждого отдельного случая. Важно
выявить и целенаправленно ликвидировать у учащихся пробелы в их
музыкальной грамотности.
Второй составляющей сложного навыка чтения с листа является
двигательная реализация нотного текста. Быстрота и точность действий
пианистического аппарата в ответ на «сигналы» нотной записи требуют
тщательного, направленного развития. Прежде всего нужно формировать
возможно более свободную, не нуждающуюся в пстоянной поддержке
зрением, ориентировку пальцев рук на клавиатуре. Осязательная
ориентировка предполагает способность играть не глядя на руки, что требует
ясного представления топографии клавиатуры. Тот, кто, играя по нотам,
ежесекундно переводит взгляд с нот на руки и обратно, никогда не научиться
играть с листа. Полезны специальные упражнения, развивающие навык
«слепой» игры. Формирования зрительного представления фортепианной
клавиатуры начинается в процессе исполнения гамм и позиционных
упражнений. Следует играть их разными штрихами, не глядя на руки. Если
ученик не отводит взгляд от клавиатуры даже после постоянных
напоминаний