Условия развития музыкально-ритмических танцевальных движений у детей старшего дошкольного возраста

Условия развития музыкально-ритмических танцевальных движений у
детей старшего дошкольного возраста
Первым, и одним из важных условий развития музыкально-ритмических
танцевальных движений является включение в образовательный процесс
детского сада игровых упражнений, танцевальных композиций и игр, которые
развивают у детей чувство ритма, темпа, метра.
Чувство ритма позволяет детям полнее проникнуться музыкой, сменой её
характера, «прожить» музыкальный образ. Ритм - это организация музыки во
времени. Здесь большая роль отводится систематическим упражнениям,
которые можно разделить на:
Подражательно-исполнительские упражнения, направленные на решение
конкретной учебно-познавательной задачи. Педагог показывает действия и
их последовательность, определяет критерии для оценки результата;
ребёнок выполняет упражнение, следуя указанному педагогом образцу.
Это может быть - простукивание ритма на музыкальном инструменте,
применение хлопков, притопов, шлепков для сопровождения пения и т. д.
Конструктивные упражнения, направленные на реализацию задач,
аналогичных тем, которые решались под руководством взрослого. Он
переносит усвоенные способы действия на новое содержание (сначала дети
выполняют музыкально-ритмические упражнения «лиса», «зайчик», а
затем принимают участие в музыкальной игре «Зайцы и лиса»).
Творческие упражнения предполагают сочетание и комбинирование
ребёнком имеющихся у него знаний и умений, их применение в новой
ситуации (придумывание импровизационного образного танца, хоровода и
т. д.).
Все эти упражнения являются игровыми.
Игровые упражнения наравне с реальными действиями включают
имитацию действий, действий от лица «персонажа», воображаемую ситуацию.
Значимость игровых упражнений заключена в том, что их игровой
характер привлекает детей, вызывает у них положительные эмоции,
способствует тому, что дети с интересом воспринимают новые знания и
умения и закрепляют ранее усвоенные.
Использование музыкальных игровых упражнений на развитие чувства
ритма позволяет тренировать у детей различные группы мышц и развивать
координацию движений, способствует выразительности исполнения,
пластичности, мягкости движений.
1. Игровое упражнение «Учитесь танцевать»
Игровой материал:
Большая матрёшка и маленькие матрёшки по количеству детей
Ход игры:
Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрёшка, у детей
маленькие. «Большая матрёшка учит танцевать маленьких», - говорит
воспитатель и отстукивает по столу несложный ритмический рисунок. Все
дети повторяют этот ритм.
2. Игровое упражнение «Пильщики».
«Запилила пила, зажужжала, как пчела. Отпилила кусок, наскочила на сучок,
Лопнула и стала. Начинай сначала».
Дети стоят парами, лицом друг к другу. Правые руки соединены. Одна нога
выставлена вперед.1 - 8 такты двигают руками вперед-назад, имитируя
пилку дров. 9 - 10 такты опускают броском руки вниз. 11 - 12 такты
(меняются местами друг с другом на бегу).
3. Игровое упражнение «Мы делили апельсин».
Мы делили апельсин - (Имитируется движение ножом).
Много нас, а он один - (Разводятся руки в стороны; затем показывается один
палец).
Эта долька для ежа - (Ладони вместе, «замок»).
Эта долька для чижа - (Ладони вместе, «птичка»).
Эта долька для утят - (Ладони в кулачки, большие пальцы подняты).
Эта долька для котят - (Ладони раскрыты, пальчики округлены).
Эта долька для бобра - (Кисть правой руки накрывает кулак левой руки).
А для волка кожура - (Руки прячутся за спину).
Развитие чувства ритма включает в себя развитие чувства темпа, метра.
Темп в музыке это скорость музыкального исполнения.
Для его развития на занятиях используются две темповые скорости:
медленно, быстро (ходьба и бег). Далее переходят к постепенному ускорению
и замедлению темпа, здесь можно использовать игровое упражнение «Мы
сейчас пойдём направо раз, два, три».
Со старшими дошкольниками темп отрабатывается в упражнениях на
построение: движения цепочкой, змейкой, движения в малом и большом
кругах, в нескольких кругах. Можно давать упражнения с предметами:
1. Упражнение с обручами
Дети стоят в шеренге с обручами в руках.
На медленный темп музыки поднимают обручи над головой и медленно
опускают их.
На быстрый темп - катят обручи по полу и бегут за ними.
2. Игровое упражнение «Прогулка»
Педагог: «Таня взяла мяч и стала ударять им о землю». Играет спокойную
музыку – дети ходят.
Педагог: «А теперь пошёл маленький, частый дождик и Тане пришлось
убежать домой». Дети легко бегают по залу.
3. Игровое упражнение «Лягушки и цапли»:
Под медленную музыку дети передвигаются по кругу вприсядку.
Под быструю — двигаются лёгким бегом с движением рук вверх-вниз.
4. Игровое упражнение «Море и ручеёк»
Дети делятся на две команды – «Море и ручеёк».
При звучании медленного произведения, дети выполняют творческое задание
двигаются по залу спокойно под музыку, делая плавные движения руками.
При звучании быстрого произведения, дети двигаются по залу быстро,
выполняя плавные, но более темпераментные движения руками.
Произведения исполняются непоследовательно несколько раз.
Развитие чувства метра даёт ребёнку возможность хорошо двигаться,
ритмично выполнять движения. Музыкальный метр представляет собой
систему соотношений акцентов и неакцентированных долей. Детям
необходимо дать первоначальное понятие об акценте как ударном моменте в
звучании. При выполнении заданий на метрический акцент требуется точное
совпадение движения с акцентом, чередующимся через определённые
промежутки времени.
На музыкальных занятиях для развития чувства метра используются такие
игровые упражнения:
1. Игровое упражнение «Шаги и хлопки»:
Стоя в кругу, дети на каждую четверть такта делают шаг на месте, на каждую
восьмую хлопают в ладоши, затем соединяют оба движения.
2. Игровое упражнение «Балет»:
Все стоят по кругу в парах.
Движения выполняют на 4 музыкальные фразы.
1-я музыкальная фраза: стоя на месте, поднимают руку над головой и
опускают плавно, следя за ее движением глазами (2 раза).
2-я фраза: одна рука на поясе, ногу отставляют в сторону (2 раза).
3-я фраза: делают 4 шага вперед, одна рука за спиной.
4-я фраза: кружатся на месте в паре с правой ноги, держась за руки.
3. Упражнение «Меняемся местами».
Все стоят парами лицом друг к другу по кругу или в колонне. На счёт «раз» в
четырёхдольном размере берут правой рукой своего партнера за правую руку
и на счёт 2,3,4 меняются местами. В следующем такте берутся левыми руками
и меняются местами.
4. Игровое упражнение «Три волны».
Делается вдох, а на выдохе произносится звук э - тихо, громче, громко с
движениями рук, имитирующими плавательный жест.
По мере того, как дети овладевают метром, можно переходить к
формированию способности восприятия и воспроизведения ритмического
рисунка. Начинать нужно с простейших заданий это упражнение
«ритмическое эхо». Педагог прохлопывает ритм имён, слов, дети дружно
повторяют, хлопая в ладоши. Далее можно прохлопывать небольшие стишки,
поговорки. Придумывать несложные движения к ним.
Развивая у детей чувство ритма, темпа, метра мы уделяем внимание
музыкальному движению. Музыкальное движение рассматривается как
средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку, ритмичности,
выразительности движений, внимания, памяти.
В старшем дошкольном возрасте в музыкальном движении за основу
берётся образ, чувство, которое передаётся музыкой. Первоначально дети
знакомятся с музыкальным произведением, представляют и «проживают» этот
образ, затем пробуют передавать его в движении.
Занимаясь с детьми музыкальным движением, мы развиваем гибкость,
пластику, ритмичность, даём детям необходимые умения и навыки, которые
позволяют подвести дошкольников к следующей ступеньке детскому
творчеству.
Дошкольники очень любят разного рода пластические этюды
(«Шаловливый ручеёк» Аренского, «Весёлые цыплята», «Балет
невылупившихся птенцов» Мусоргского). В них они получают возможность
самовыражения и самообучения, глядя на творчество других детей и педагога.
Пластические этюды можно разделить на две группы:
динамические,
статические.
Динамические этюды - помогают раскрыть ситуацию или сюжет в
развитии. («На лыжах», «Играем в снежки», «Собираем ягоды», и т.д.).
Создание детьми музыкально-игрового образа даёт им возможность
почувствовать музыку в движении. Этот приносит радость ребёнку,
уверенность в себе и способствует физическому и психическому
оздоровлению.
В работе над созданием динамического этюда можно выделить три этапа:
создание изобразительного образа: «Скачут зайчики», «Идёт мишка»;
создание контрастного изобразительного образа: «Кукла спит» - «Кукла
танцует»;
создание выразительного образа: «Киска заболела», «Солнечный зайчик».
Статические этюды изображение образа по иллюстрации с
музыкальным оформлением.
Статический этюд можно разделить на два вида:
позиционные: «Зайка спит», «Солдатик стоит»,
выразительные: «Воробушек летит», «Солнышко улыбается».
Для создания статического образа необходимо развивать мимику, общую
пластику и координацию движений.
Музыкальные упражнения, пластические этюды, музыкальные игры
являются подготовительным этапом в развитии музыкально-ритмических
танцевальных движений – обучению танцам.
Как отмечает Т.Е. Вершинина: «Научить ребёнка передавать характер
музыкального произведения, его образное содержание через пластику
движений под музыку именно на это направлена работа над танцем.
Известно, что дети очень любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою
естественную потребность в движении. В выразительных, ритмичных
движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется
характер детей. Систематические занятия танцами очень полезны для
физического развития дошкольников: улучшается осанка, совершенствуются
пропорции тела, укрепляются мышцы. Постепенно дети начинают легче,
грациознее двигаться, становятся раскованными. У них появляются такие
качества движений, как лёгкость, упругость, ловкость, быстрота и
энергичность. Благодаря музыке движения дошкольников становятся более
чёткими, выразительными и красивыми. Замечено: если музыка нравится, у
ребят возникает желание двигаться, им трудно усидеть на месте, они
буквально «выплёскивают» свои эмоции. Ритм можно «переживать». И детям
легче передать своё понимание музыки не словом, а посредством движений. А
это хорошая предпосылка для творческого процесса. Приобретая знания и
навыки в области танцевального искусства, дети начинают понимать, что
каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ. Чтобы передать
выразительность танцевальных образов, ребёнок должен запомнить не только
сами движения, но и их последовательность (что само по себе положительно
влияет на развитие памяти и внимания), но и мобилизовать воображение,
наблюдательность, творческую активность».
Танцы можно разделить на несколько видов:
танцы с фиксированными движениями, построение которых всегда зависит
от структуры музыкального произведения;
танцы комбинированные, имеющие фиксированные движения и
свободную импровизацию;
свободные танцы, которые носят творческий характер;
хороводы плясового характера, исполняя которые дети инсценируют
сюжет, сопровождая его танцевальными движениями;
детский «бальный танец» (галоп, полька, вальс, менуэт и т.д.)
характерный танец, в котором «свободные» плясовые движения исполняет
какой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец снежинок, танец
зайчиков).
В настоящее время всё чаще внимание детей и педагогов привлекают
современные ритмы музыки, новые танцы.
При составлении новых танцев для детей дошкольного возраста
необходимо руководствоваться целым рядом художественно-педагогических
требований. Каждый детский танец должен иметь яркое эмоциональное
содержание, оригинальность, компактность, разумное количеством фигур,
чёткий рисунок движений, должен быть доступен детям и отвечать их
физическим возможностям.
А.И. Буренина указывает: «Подбирая танцевальные композиции,
необходимо использовать музыку яркую, художественную, вызывающую
эмоциональный отклик, как у детей, так и у взрослых. Очень важна в подборе
музыкального произведения моторность звучания (воздействие,
побуждающее к движению), а также доступность для двигательной
интерпретации соответственно возрастным возможностям».
А.И. Буренина даёт чёткое определение системы по изучению танцев:
«Развитие движений у детей это естественный процесс, аналогичный
развитию речи. Природа одарила детей в раннем и дошкольном возрасте
замечательной способностью к подражанию. На первом этапе обучения
подражая взрослому, ребёнок осваивает различные виды движений и
постепенно начинает их использовать в самостоятельной деятельности.
Второй этап обучения способствует развитию у детей умений самостоятельно
исполнять выученные ранее упражнения и по - своему их комбинировать.
Третий этап работы подведение детей к творческой интерпретации
музыкального произведения, развитие способности к самовыражению».
Т. И. Вершинина предлагает использовать при разучивании танцевальных
композиций такие методы и приёмы:
Наглядно-слуховой метод. Используется при ознакомлении детей
с музыкальным произведением, с помощью которого в дальнейшем
строится музыкально-ритмическая композиция. Он включает в себя такие
приёмы как рассказ о танцах, их истории, их многообразии с
использованием (показом) репродукций, иллюстраций, фотографий или
видеофильмов.
Наглядно-зрительный, двигательный метод, применяется при показе
танцевальных композиций, отдельных танцевальных элементов (показ
движений педагогом в зеркальном отражении, исполнение движений в паре
с ребёнком). Выполнение движений педагога вместе с детьми захватывает
их и усиливает желание овладеть определёнными двигательными
навыками.
Словесный метод. Используется при пояснении хода выполнения
движений, подаче нового материала, при многократном повторении. Речь
является связующим звеном между музыкой и движениями. Объяснения
должны быть краткими, точными и образными.
Импровизационный метод не требует предварительного прослушивания
музыки, он хорош для творческого самовыражения детей.
Игровой метод предполагает использование различных атрибутов к танцам
(использование игрушек, элементов костюмов и т.д.). Это развивает у детей
фантазию и усиливает желание танцевать.
Концентрический метод заключается в том, что используется по мере
усвоения детьми определённых танцевальных композиций. При
повторении которых, педагог предлагает уже более сложный вариант
движений.
Вторым важным условием развития музыкально-ритмических
танцевальных движений является организация кружковой деятельности.
«Дополнительные занятия танцевальной ритмикой, в отличие от
физических нагрузок мягко, щадяще и ненавязчиво в игровой форме учат
детей ритмическим танцевальным движениям, музыкальным играм, основным
позам классического танца, дыхательной гимнастике, через которые ребёнок
учится чувствовать музыку и психологически раскрепостится» Абдалова
Елена Сергеевна (педагог дополнительного образования).
« Ритмика это, в первую очередь, восприятие музыки, ее осмысление, а
также выражение своих впечатлений от музыки посредством образного,
эмоционально-насыщенного движения» Калабухова Наталья Алексеевна
(педагог дополнительного образования).
«Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования
двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее
интенсивно развиваются все органы и системы. Организм ребёнка
представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в
непрерывной взаимосвязи с деятельностью других. В дошкольном возрасте
происходит формирование разных по структуре и характеру основных
движений. Одним из средств развития и формирования этих навыков у детей
дошкольного возраста выступает занятие хореографией, которая способствует
не только развитию творческих способностей, но и позволяет формировать
навыки здорового образа жизни ребёнка» Абдулхаликова М. К. (педагог
дополнительного образования).
Танец - это мир красоты движения, звуков, мир волшебного искусства.
Особенно интересен этот мир детям. Соединение движения, музыки и игры,
формируют его эмоциональную сферу ребёнка, музыкальность и
артистичность, делают его движения красивыми и естественными. На
дополнительных занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную,
мышечную память. Ребёнок знакомится с многообразием танца:
классического, народного, бального, современного и др. Занятия танцами
воспитывают коммуникабельность, умение добиваться цели, культуру
общения, побуждают к творчеству. Необходимо продолжать развивать у
дошкольников творческие способности, заложенные природой. Музыкально-
ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии
целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная
организация и проведение данного вида творчества помогут ребёнку развить
свои творческие способности.
Третьим условием для развития музыкально-ритмических танцевальных
движений у детей старшего дошкольного возраста является использование
различных форм организации музыкальной деятельности.
Как указывает О. П. Радынова: «Музыкальное развитие детей зависит и от
форм музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими
возможностями. Различные формы организации обогащают и разнообразят
содержание деятельности и руководства ею».
К формам организации музыкально-ритмической танцевальной
деятельности можно отнести занятия, музыкально-ритмическую
деятельность в детском саду и музыкально-ритмическую деятельность в
семье.
1. Занятия:
Делятся (по форме) на фронтальные, по подгруппам и индивидуальные.
По содержанию - типовые, доминантные, тематические и интегрированные.
Для развития музыкально-ритмических танцевальных движений особенно
хорошо подходят доминантные занятия, где происходит наиболее полное
получение навыков и развитие у детей пластичности, ритмичности и
выразительности движений. Приветствуются также индивидуальные занятия
и занятия по подгруппам с детьми отстающими или одарёнными. Но педагогу
рекомендуется варьировать виды занятий, учитывая возрастные особенности
и музыкальное развитие детей.
2. Танцевальные движения под музыку в быту детского сада:
В повседневной жизни ребёнка в условиях детского сада объединяются
все формы музыкальной деятельности гры, развлечения, праздники,
гимнастика, физкультура и т. д.). Во время игр, упражнений обучающего
характера, прогулок, в самостоятельной деятельности музыка может звучать
по желанию детей и взрослых. Возникновение самостоятельной музыкальной
танцевальной деятельности в детском саду показывает высокий уровень
развития, характеризующийся определёнными умениями и навыками. Одним
из условий, обеспечивающим самостоятельные музыкальные проявления у
детей является умение педагогов использовать музыкальный репертуар в
повседневной жизни, а также создание условий для творческих проявлений
ребёнка. Музыкальная среда должна включать в себя музыкальные уголки,
оснащённые музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими
играми, аудио и видео техникой с подборкой музыкальных произведений, игр,
танцевальных композиций, различными костюмами, масками, атрибутами и т.
д.
Такой педагогический подход позволит насыщено проявлять себя ребёнку
в музыкальной самостоятельной деятельности.
3. Танцевальные движения под музыку и физкультура:
В отличие от занятий по ритмике, где главной задачей является
музыкальное развитие ребёнка, здесь охрана и укрепление здоровья детей,
развитие физических качеств, формирование двигательных навыков. Яркие,
хорошо подобранные музыкальные произведения, способствуют физическому
здоровью детей: выработке правильной осанки, координации движений. Чаще
всего музыка подбирается к таким основным движениям: ходьба, бег, поскоки,
различным перестроениям. Упражнения на физкультурных занятиях, также
как и на музыкальных делятся на движения с предметами и без них. На
физкультурных занятиях музыка помогает детям лучше воспринимать
движения, когда движение освоено музыка делает его более ярким и
выразительным.
4. Танцевальные движения под музыку на развлечениях:
Использование танцевальных движений под музыку на развлечениях чаще
всего выражается в форме игры. Как пишет Е.Ю. Иванова: «Л.С. Выгодский
отмечал, что в игре ребёнок становится «как бы на голову выше себя. Игра в
конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного
стекла, все тенденции развития; ребёнок в игре пытается сделать прыжок над
уровнем своего обычного поведения»».
Очень часто на развлечениях используются упражнения и танцы под
музыкальное сопровождение.
«Провести «Праздник смеха», оказаться вместе с клоунами в цирке,
научить детей разбираться в правилах дорожного движения, в дорожных
знаках помогут детям весёлые развлечения», - отмечает в своей книге
«Приходите к нам на праздник» И.Ю. Рябцева и Л.Ф. Жданова.
5. Танцевальные движения под музыку на праздниках:
«Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает
праздник, одна из основных целей которого формирование разнообразных
эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.
Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку,
художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство;
поэтому он, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства,
эстетическое отношение к окружающей действительности», подчёркивает
О.П. Радынова.
Использование танцев связано сюжетной линией и темой праздника. В
детском саду в течение года проводятся 4 основных тематических праздника
«Осень», «Новый год», «8 марта» и «Выпускной». Главная задача утренника
стать источником богатых впечатлений у ребёнка и содействовать
эстетическому развитию.
6. Танцевальные движения под музыку в условиях семейной жизни:
Родители, должны создать условия для двигательного развития ребёнка
под музыку в семейном быту. Танцевальные движения под музыку могут
использоваться как на занятиях родителей с детьми, так и на развлечениях и в
самостоятельной деятельности. В занятиях с детьми роль родителей активна –
это проведение совместных музыкальных игр, танцев, досуговых моментов. К
менее активным формам относятся самостоятельные музыкально-
ритмические танцевальные движения детей под аудио и видео носители.
Отсюда можно сделать вывод, что одним из важных условий развития
музыкально-ритмических танцевальных движений являются игровые
упражнения, танцевальные композиции и игры, которые развивают у детей
чувство ритма, темпа, метра.
Музыкальное движение рассматривается как средство эмоциональной
отзывчивости на музыку, ритмичности, выразительности движений,
внимания, памяти.
В старшем дошкольном возрасте в музыкальном движении за основу
берётся образ, чувство, которое передаётся музыкой. Занимаясь с детьми
музыкальным движением, мы развиваем гибкость, пластичность,
ритмичность, даём детям необходимые умения и навыки, которые позволяют
подвести дошкольников к следующей ступеньке – детскому творчеству.
С появлением в современном обществе дополнительных услуг в
образовании, информационных технологий лучше усваивается тот материал,
который интересен ребёнку. Посещение хореографических кружков,
использование аудио и видео носителей в домашних условиях и в быту
детского сада облегчает детям запоминание, повторение, вызывает у них
эмоциональный отклик и желание действовать.